Отзыв: Фильм "Небесные жены луговых мари" (2012) - Энциклопедия национального быта. О нелегкой и не простой доле марийских женщин
Достоинства: Разнообразные душевные этно-культурные фолк истории, сюжет, подача, естественность мистического в реалистичном антураже
Недостатки: Кого-то могут смутить частота секс и интим эпизодов (возможно не минус), некоторые истории слишком коротенькие и резко обрывающиеся
Фильм демонстрирует нам 22 истории-зарисовки об жизни марийских женщин, чьи имена всегда начинаются на О. Эти истории никак не связаны между собой и каждая повествует о том или ином бытовом аспекте марийских женщин, будь то: вера, любовь, надежда, ожидания, здоровье, душевные порывы, семья, мистика, доверие и пр. Все героини этих рассказов имеют разные возраста, положения и жизненные обстоятельства, но каждая история, даже самая малая, наполнена глубиной.
В сюжетном плане истории никак не переплетаются, не ведут ни к чему в самом конце фильма. Каждый рассказ самодостаточен и в своем отрезке исчерпывающе повествуют о том событийном действе, в котором та или иная история начинается. Практически все, кроме предпоследней истории, ведутся исключительно на марийском языке с сохранением марийской этно идентичности в ряде рассказов. Часть историй повествует с ясным итогом, однако имеется ряд историй, не имеющие четкого финала. Они могут заключаться в подаче душевного состояния героинь через какие-то короткие фразы или действия и могут неожиданно оборваться. Каждая серия повествует о чем-то своем, локальном для каждой из женщин, таком простом или очень сложном. Рассказы могут быть как о страхах женщин за что-то, так и за радость, как о бытовом домашнем очаге с его проблемами и решениями, так и мистическом потустороннем. Вообще, тема мистики в данном фильме появляется неожиданно, непредсказуемо и врезана в общую канву фильма, как что-то само-собой разумеющееся, естественное и не вызывающее ни у кого удивления. Так же в фильме присутствует большое количество секса и эротики, просто запредельное количество для простого этно артхауса, но тем не менее фильм не состоит лишь из этих моментов и не претендует на звание кино исключительно для взрослых; сами моменты интимного показа тела и секса выполнены в натуралистичном виде, как-то органично вписываются в свои истории. Не все истории заканчиваются чем-то хорошим, присутствуют так же и грустные концовки, либо неоднозначные, часть не имеет четко выраженного финала. Анонс каждой новой истории сопровождается титрами с именем очередной главной героини (все имена начинаются на букву О), названия самих историй с коротким описанием "главы" не существует. Присутствует одна история о женщине без нее, где повествование ведется от лица любящего ее мужчины (причем это единственная история на чисто русском языке). В конце нас знакомят еще раз с каждой девушкой, но уже в виде переклички, где каждая героиня в национальных марийских костюмах называется свое имя (присутствует и не участвующая в истории девушка). Неожиданность окончания той или иной истории может смутить неискушенного зрителя и вызвать потерю поиска смысла в той или иной сюжетной арке, так как внимание без предупреждения переводится уже на другую героиню. Истории не имеют четкого выверенного хронометража: одна история может длиться меньше минуты, пока другая на несколько минут или даже десятку минут. Определенная плавность подачи нового сюжета картине бы не помешала, ради сохранения концентрированности внимания зрителя.
В плане подачи - фильм цепляет своей непосредственностью, натуралистичностью, без пафосностью и какой-то родной и знакомой простотой. Тут естественно все: и простые обывательские моменты и сверхъестественные существа и просто странное поведение и какие-то анекдотичные ситуации и просто душещипательные драмы. Между всем этим стоит знак равно и такая разная жанровая наполненность не смотрится, как непонятная мешанина. В плане динамики повествования - фильм идет ровно, предсказуемо по большей части в каждой из своих историй, кроме нескольких, без ускорения и замедления. Не чувствуется затянутость в целом по ощущению фильма, постоянно хочется узнать развитие каждой истории и увидеть новую историю, в надежде, что фильм еще не окончится (не хочется следить за хронометражем). Отсутствие ощущения затянутости без динамики продиктовано структурой самого фильма с множеством все новых и новых рассказов. Сами девушки-героини показаны весьма простыми, понятными, заполненными какими-то заботами и мыслями; они как счастливы, так и несчастны. Подача и повествование о них сделано на добротном уровне, без каких либо прикрас, весьма емко и понятно благодаря выразительности их через эмоции, слова и мысли.
В плане картинки, звука, музыки, монтажа и операторской работы - все сделано на должном уровне, с подчеркиванием необычности происходящего там, где это происходит, с подчеркиванием характеров каждого из действующего лица, вовремя акцентируя внимание зрителей на нужное, без лишних задержек в постановке кадра и в нужных тонах. Перед нами проносятся все времена года со своими сезонными оттенками, нужные для того или иного момента эмоциональные мелодии. В совокупности все элементы делают картину цельной, конечно не что-то выдающееся в плане исполнения, но и не перезагружают собой ее.
Основной посыл фильма - показать разнообразие и непосредственность жизни простых девушек и женщин, в формате конкретного этноса. Показать, насколько живы бывают они, насколько наполнены, трогательны, хрупки, сильны, трагичны и соединены с природой, духами и культурой. Фильм являет собой энциклопедию жизненных обстоятельств в женском мире, показывая разнообразные зарисовки из разнообразных ситуаций. Этническая направленность создает не просто непосредственное восприятие картины, а создает почву восприятия картины, как фолк истории на сказочной основе. Это дает повод изучать этнос, в данном случае марийцев, понять его нравы и чем он дышит и живет. А учитывая присутствие потустороннего и подачу его в фильме - мы видим так же посыл в виде того, что как бы современное общество не отошло от древних верований, от старых обычаев и не жило все более в урбанизированном, технологичном и просвещённом обществе - старина в виде старых обычаев, обрядов, веры в нечто иное и не земное нас продолжает сопровождать, жить в нас и растворено в современной рафинированной общей культуре. Фильм так же заостряет внимание на важности этнических корней, ценности этих корней.
В целом, фильм вышел интересным, душевным, местами интригующим и в ряде мест даже шокирующим. Вызывает интерес погружения в культурный и бытовой аспект марийского народа. Заставляет призадуматься о многом, понять душевные переживания и просто мысли девушек и женщин в том или ином вопросе. Определенно фильм стоит посмотреть!
В сюжетном плане истории никак не переплетаются, не ведут ни к чему в самом конце фильма. Каждый рассказ самодостаточен и в своем отрезке исчерпывающе повествуют о том событийном действе, в котором та или иная история начинается. Практически все, кроме предпоследней истории, ведутся исключительно на марийском языке с сохранением марийской этно идентичности в ряде рассказов. Часть историй повествует с ясным итогом, однако имеется ряд историй, не имеющие четкого финала. Они могут заключаться в подаче душевного состояния героинь через какие-то короткие фразы или действия и могут неожиданно оборваться. Каждая серия повествует о чем-то своем, локальном для каждой из женщин, таком простом или очень сложном. Рассказы могут быть как о страхах женщин за что-то, так и за радость, как о бытовом домашнем очаге с его проблемами и решениями, так и мистическом потустороннем. Вообще, тема мистики в данном фильме появляется неожиданно, непредсказуемо и врезана в общую канву фильма, как что-то само-собой разумеющееся, естественное и не вызывающее ни у кого удивления. Так же в фильме присутствует большое количество секса и эротики, просто запредельное количество для простого этно артхауса, но тем не менее фильм не состоит лишь из этих моментов и не претендует на звание кино исключительно для взрослых; сами моменты интимного показа тела и секса выполнены в натуралистичном виде, как-то органично вписываются в свои истории. Не все истории заканчиваются чем-то хорошим, присутствуют так же и грустные концовки, либо неоднозначные, часть не имеет четко выраженного финала. Анонс каждой новой истории сопровождается титрами с именем очередной главной героини (все имена начинаются на букву О), названия самих историй с коротким описанием "главы" не существует. Присутствует одна история о женщине без нее, где повествование ведется от лица любящего ее мужчины (причем это единственная история на чисто русском языке). В конце нас знакомят еще раз с каждой девушкой, но уже в виде переклички, где каждая героиня в национальных марийских костюмах называется свое имя (присутствует и не участвующая в истории девушка). Неожиданность окончания той или иной истории может смутить неискушенного зрителя и вызвать потерю поиска смысла в той или иной сюжетной арке, так как внимание без предупреждения переводится уже на другую героиню. Истории не имеют четкого выверенного хронометража: одна история может длиться меньше минуты, пока другая на несколько минут или даже десятку минут. Определенная плавность подачи нового сюжета картине бы не помешала, ради сохранения концентрированности внимания зрителя.
В плане подачи - фильм цепляет своей непосредственностью, натуралистичностью, без пафосностью и какой-то родной и знакомой простотой. Тут естественно все: и простые обывательские моменты и сверхъестественные существа и просто странное поведение и какие-то анекдотичные ситуации и просто душещипательные драмы. Между всем этим стоит знак равно и такая разная жанровая наполненность не смотрится, как непонятная мешанина. В плане динамики повествования - фильм идет ровно, предсказуемо по большей части в каждой из своих историй, кроме нескольких, без ускорения и замедления. Не чувствуется затянутость в целом по ощущению фильма, постоянно хочется узнать развитие каждой истории и увидеть новую историю, в надежде, что фильм еще не окончится (не хочется следить за хронометражем). Отсутствие ощущения затянутости без динамики продиктовано структурой самого фильма с множеством все новых и новых рассказов. Сами девушки-героини показаны весьма простыми, понятными, заполненными какими-то заботами и мыслями; они как счастливы, так и несчастны. Подача и повествование о них сделано на добротном уровне, без каких либо прикрас, весьма емко и понятно благодаря выразительности их через эмоции, слова и мысли.
В плане картинки, звука, музыки, монтажа и операторской работы - все сделано на должном уровне, с подчеркиванием необычности происходящего там, где это происходит, с подчеркиванием характеров каждого из действующего лица, вовремя акцентируя внимание зрителей на нужное, без лишних задержек в постановке кадра и в нужных тонах. Перед нами проносятся все времена года со своими сезонными оттенками, нужные для того или иного момента эмоциональные мелодии. В совокупности все элементы делают картину цельной, конечно не что-то выдающееся в плане исполнения, но и не перезагружают собой ее.
Основной посыл фильма - показать разнообразие и непосредственность жизни простых девушек и женщин, в формате конкретного этноса. Показать, насколько живы бывают они, насколько наполнены, трогательны, хрупки, сильны, трагичны и соединены с природой, духами и культурой. Фильм являет собой энциклопедию жизненных обстоятельств в женском мире, показывая разнообразные зарисовки из разнообразных ситуаций. Этническая направленность создает не просто непосредственное восприятие картины, а создает почву восприятия картины, как фолк истории на сказочной основе. Это дает повод изучать этнос, в данном случае марийцев, понять его нравы и чем он дышит и живет. А учитывая присутствие потустороннего и подачу его в фильме - мы видим так же посыл в виде того, что как бы современное общество не отошло от древних верований, от старых обычаев и не жило все более в урбанизированном, технологичном и просвещённом обществе - старина в виде старых обычаев, обрядов, веры в нечто иное и не земное нас продолжает сопровождать, жить в нас и растворено в современной рафинированной общей культуре. Фильм так же заостряет внимание на важности этнических корней, ценности этих корней.
В целом, фильм вышел интересным, душевным, местами интригующим и в ряде мест даже шокирующим. Вызывает интерес погружения в культурный и бытовой аспект марийского народа. Заставляет призадуматься о многом, понять душевные переживания и просто мысли девушек и женщин в том или ином вопросе. Определенно фильм стоит посмотреть!
Общее впечатление | Энциклопедия национального быта. О нелегкой и не простой доле марийских женщин |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву