Отзыв: Книга "Русь Изначальная" - Валентин Иванов - Увлекательно, но не исторично...
Достоинства: Увлекательный роман, легко читается
Недостатки: Это не история. Резкий антихристианский характер.
В детстве и юности я не один раз с большим удовольствием посмотрел советский двухсерийный исторический фильм "Русь Изначальная", снятого по мотивам знаменитого когда-то одноимённого исторического романа советского писателя Валентина Иванова и даже как-то раз на отдыхе в пионерском лагере попытался прочитать это произведение, но, сами понимаете, летом в пионерлагере как-то не до чтения, других развлечений и забот хватает, так что мне, помнится, не удалось тогда добраться даже до его середины. И вот на днях мне на глаза случайно попался двухтомник с этим романом и я решил вдруг закончить то, что не успел или не захотел довершить в своём счастливом пионерском детстве...
Итак, роман "Русь Изначальная" это масштабное, эпическое, почти 1000-страничное литературное произведение, действие которого разворачивается в далёком прошлом, примерно в середине 6-го века нашей эры. Роман повествует о жизни, быте и развитии гипотетического древнеславянского племени россичей, живущего вдоль реки Рось, на самой границе между славянскими лесами и опасной Дикой Степью. Параллельно в романе развивается т. н. "византийская" сюжетная линия, рассказывающая о правлении императора Юстиниана, о политических интригах, заговорах, бунтах и войнах, сотрясавших и серьёзно ослаблявших тогда Восточную Римскую империю.
Конечно же, как человек с историческим образованием и просто как большой любитель истории во время чтения этого романа я первым делом обращал внимание на историческую составляющую произведения. Так вот, по моим личным ощущениям, если в "византийской" линии сюжета историческая достоверность этого романа составляет примерно процентов 70-80, а оставшиеся 20-30 можно отнести к художественному вымыслу его автора, то при изображении жизни и быта славянского племени россичей на долю художественного вымысла приходится уже процентов 80, а то и все 90... Фактически, единственное, что можно назвать здесь абсолютно достоверным и точно доказанным исторической наукой, так это то, что древние славяне в 6-м веке жили по Днепру и в районе реки Рось, ну и то, что они в это время поклонялись Перуну и Дажьбогу. Вот и всё, в принципе... всё остальное в "славянской" линии является не более чем плодом писательской фантазии Валентина Иванова.
С одной стороны, понять Валентина Иванова можно... Любой писатель, решивший написать роман о жизни древних славян рано или поздно столкнётся с удручающей нехваткой сведений об истории наших далёких предков в дохристианский период. Если история Византии первых веков нашей эры самым подробнейшим образом описана в многочисленных летописях, хрониках и других подлинных исторических документах, то о жизни, быте, религии славян и социально-политическом устройстве их племенных объединений современной исторической науке известно чуть больше, чем ничего. Какие-то более-менее точные сведения о материальной культуре и предметах обихода древних славян даёт археология, однако большинство наших представлений об их духовной культуре, религии, обычаях, мировоззрении и социальном устройстве базируются всего лишь на основе нескольких десятков отрывочных заметок и далеко не всегда достоверных фактов из арабских, византийских, западноевропейских летописей, ряда записей из написанных позднее древнерусских летописей и - на популярных "исторических" романах писателей 20-го и 21-го веков...
Вот и Валентин Иванов, судя по его роману, выжал из имеющегося на тот момент набора относительно подлинных исторических фактов и сведений о древних славянах всё, что только смог, но, поскольку для создания полноценной исторической эпопеи их было явно недостаточно, нисколько не смутившись, дал волю своей творческой фантазии и в результате создал невероятно популярный, но не имеющий к истории древних славян почти никакого отношения, роман. В жанровом отношении "Русь Изначальная" является, скорее, чем-то вроде увлекательного патриотического приключенческого фэнтези, написанного по отдалённым мотивам древнеславянских легенд, в которых сказок и домыслов изначально было гораздо больше, чем реальной истории...
Конечно, неискушённый в русской истории читатель воспримет всё, что описано в этом произведении за чистую монету, однако я, довольно неплохо знакомый с древними летописями, как русскими, так и европейскими, уже к середине романа понял, что Валентин Иванов просто тупо сгрёб в него всё, что имело хоть какое-то отношение к Древней Руси, часто совершенно не разбираясь в подлинности или хотя бы уместности того или иного факта. Сразу видно, что роман писал не то что не историк, но даже и не любитель... Вот вам, чисто для примера, всего лишь несколько наиболее заметных ляпов, коих в "Руси Изначальной" на самом деле, вагон и маленькая тележка...
Прежде всего, историческая наука знать не знает ни о каком славянском племени россичей, как и о целом ряде других племён, выдуманных и описанных Валентином Ивановым. Также весьма сомнительной является привязка названия реки Рось к топониму и этнониму "Русь", "Россия", "русские". Просто роман писался в 1950-х годах, когда в советской исторической науке шла непримиримая борьба со сторонниками т. н. "норманнской" теории, что, в конечном счёте, и нашло своё отражение в тексте. Откровенно смущает и смешит присутствие в тексте множества явно тюркских топонимов, характерных для современной южной Украины, которые в романе фигурируют как уже существовавшие в 6-м веке. К слову, и название реки Днепр закрепилось за ней в более позднее время, а для древних славян дохристианского периода куда привычнее было название Славутич. Далее, кочующие в 6-м веке у южных славянских границ хазары на самом деле появились там примерно лет на 100-150 позже, не говоря уже о том, что никакими иудеями они тогда не были. Описанные в романе северочерноморские греческие колонии Ольвия и Керкинтида в реальности были разрушены гуннами до основания почти за двести лет до описанных в романе событий. Очень спорно, а то и вовсе антинаучно выглядит авторское утверждение о том, что пруссы являлись славянами, как и факт существования в 6-м веке города Русса, того самого, который сейчас называется Старая Русса. Ну и так, анахроничными являются названия многих предметов быта, вещей, оружия, для стройности повествования автор беззастенчиво сместил многие исторические даты и эпохи, позаимствовал для своих россичей обычаи и военную тактику других народов, короче, ляпов и намеренных искажений в романе, действительно, очень много, а самой истории - всего ничего...
Впрочем, несмотря на это, сам по себе роман получился невероятно увлекательным. Написан он прекрасно стилизованным "под старину", но при этом вполне современным, напевно-былинным языком. Читается "Русь Изначальная" очень легко, правда, чуть ли не половину всего текста занимают пространные, часто совершенно отвлечённые философские рассуждения о Добре, Зле, Судьбе, Роке и т. д. Роман имеет ярко выраженную патриотическую направленность, являясь как-бы апологией древних славян, которые в нём невероятно честны, благородны и милосердны, что противоречит не только подлинным историческим фактам, но и элементарной логике - народ с таким набором морально-нравственных качеств в окружении злобных, коварных и агрессивных соседей в раннем средневековье просто не выжил бы, однако большинству русскоязычных читателей такой взгляд на историю наших предков, само собой, придётся по вкусу. А ещё этот роман, написанный в годы антиклерикальной хрущёвской кампании, носит откровенно антихристианский характер, что в конечном итоге сыграло с его автором злую шутку. Попирая в "Руси Изначальной" христианство, Валентин Иванов своим произведением немало поспособствовал возрождению интереса к славянскому язычеству и появлению такого псевдорелигиозного "новодела" как "неоязычество". По сути, Иванов является "отцом" современного русского неоязычества и вдохновителем целого ряда популярных "историков" древнего славянства типа Чудинова, Левашова и Задорнова...
Тем не менее, несмотря на целый ряд существенных недостатков, роман "Русь Изначальная" вполне заслуживает того, чтобы хотя бы один раз его почитать. Главное при этом помнить, что к реальной истории древних славян эта приключенческая сказка не имеет почти никакого отношения...
Итак, роман "Русь Изначальная" это масштабное, эпическое, почти 1000-страничное литературное произведение, действие которого разворачивается в далёком прошлом, примерно в середине 6-го века нашей эры. Роман повествует о жизни, быте и развитии гипотетического древнеславянского племени россичей, живущего вдоль реки Рось, на самой границе между славянскими лесами и опасной Дикой Степью. Параллельно в романе развивается т. н. "византийская" сюжетная линия, рассказывающая о правлении императора Юстиниана, о политических интригах, заговорах, бунтах и войнах, сотрясавших и серьёзно ослаблявших тогда Восточную Римскую империю.
Конечно же, как человек с историческим образованием и просто как большой любитель истории во время чтения этого романа я первым делом обращал внимание на историческую составляющую произведения. Так вот, по моим личным ощущениям, если в "византийской" линии сюжета историческая достоверность этого романа составляет примерно процентов 70-80, а оставшиеся 20-30 можно отнести к художественному вымыслу его автора, то при изображении жизни и быта славянского племени россичей на долю художественного вымысла приходится уже процентов 80, а то и все 90... Фактически, единственное, что можно назвать здесь абсолютно достоверным и точно доказанным исторической наукой, так это то, что древние славяне в 6-м веке жили по Днепру и в районе реки Рось, ну и то, что они в это время поклонялись Перуну и Дажьбогу. Вот и всё, в принципе... всё остальное в "славянской" линии является не более чем плодом писательской фантазии Валентина Иванова.
С одной стороны, понять Валентина Иванова можно... Любой писатель, решивший написать роман о жизни древних славян рано или поздно столкнётся с удручающей нехваткой сведений об истории наших далёких предков в дохристианский период. Если история Византии первых веков нашей эры самым подробнейшим образом описана в многочисленных летописях, хрониках и других подлинных исторических документах, то о жизни, быте, религии славян и социально-политическом устройстве их племенных объединений современной исторической науке известно чуть больше, чем ничего. Какие-то более-менее точные сведения о материальной культуре и предметах обихода древних славян даёт археология, однако большинство наших представлений об их духовной культуре, религии, обычаях, мировоззрении и социальном устройстве базируются всего лишь на основе нескольких десятков отрывочных заметок и далеко не всегда достоверных фактов из арабских, византийских, западноевропейских летописей, ряда записей из написанных позднее древнерусских летописей и - на популярных "исторических" романах писателей 20-го и 21-го веков...
Вот и Валентин Иванов, судя по его роману, выжал из имеющегося на тот момент набора относительно подлинных исторических фактов и сведений о древних славянах всё, что только смог, но, поскольку для создания полноценной исторической эпопеи их было явно недостаточно, нисколько не смутившись, дал волю своей творческой фантазии и в результате создал невероятно популярный, но не имеющий к истории древних славян почти никакого отношения, роман. В жанровом отношении "Русь Изначальная" является, скорее, чем-то вроде увлекательного патриотического приключенческого фэнтези, написанного по отдалённым мотивам древнеславянских легенд, в которых сказок и домыслов изначально было гораздо больше, чем реальной истории...
Конечно, неискушённый в русской истории читатель воспримет всё, что описано в этом произведении за чистую монету, однако я, довольно неплохо знакомый с древними летописями, как русскими, так и европейскими, уже к середине романа понял, что Валентин Иванов просто тупо сгрёб в него всё, что имело хоть какое-то отношение к Древней Руси, часто совершенно не разбираясь в подлинности или хотя бы уместности того или иного факта. Сразу видно, что роман писал не то что не историк, но даже и не любитель... Вот вам, чисто для примера, всего лишь несколько наиболее заметных ляпов, коих в "Руси Изначальной" на самом деле, вагон и маленькая тележка...
Прежде всего, историческая наука знать не знает ни о каком славянском племени россичей, как и о целом ряде других племён, выдуманных и описанных Валентином Ивановым. Также весьма сомнительной является привязка названия реки Рось к топониму и этнониму "Русь", "Россия", "русские". Просто роман писался в 1950-х годах, когда в советской исторической науке шла непримиримая борьба со сторонниками т. н. "норманнской" теории, что, в конечном счёте, и нашло своё отражение в тексте. Откровенно смущает и смешит присутствие в тексте множества явно тюркских топонимов, характерных для современной южной Украины, которые в романе фигурируют как уже существовавшие в 6-м веке. К слову, и название реки Днепр закрепилось за ней в более позднее время, а для древних славян дохристианского периода куда привычнее было название Славутич. Далее, кочующие в 6-м веке у южных славянских границ хазары на самом деле появились там примерно лет на 100-150 позже, не говоря уже о том, что никакими иудеями они тогда не были. Описанные в романе северочерноморские греческие колонии Ольвия и Керкинтида в реальности были разрушены гуннами до основания почти за двести лет до описанных в романе событий. Очень спорно, а то и вовсе антинаучно выглядит авторское утверждение о том, что пруссы являлись славянами, как и факт существования в 6-м веке города Русса, того самого, который сейчас называется Старая Русса. Ну и так, анахроничными являются названия многих предметов быта, вещей, оружия, для стройности повествования автор беззастенчиво сместил многие исторические даты и эпохи, позаимствовал для своих россичей обычаи и военную тактику других народов, короче, ляпов и намеренных искажений в романе, действительно, очень много, а самой истории - всего ничего...
Впрочем, несмотря на это, сам по себе роман получился невероятно увлекательным. Написан он прекрасно стилизованным "под старину", но при этом вполне современным, напевно-былинным языком. Читается "Русь Изначальная" очень легко, правда, чуть ли не половину всего текста занимают пространные, часто совершенно отвлечённые философские рассуждения о Добре, Зле, Судьбе, Роке и т. д. Роман имеет ярко выраженную патриотическую направленность, являясь как-бы апологией древних славян, которые в нём невероятно честны, благородны и милосердны, что противоречит не только подлинным историческим фактам, но и элементарной логике - народ с таким набором морально-нравственных качеств в окружении злобных, коварных и агрессивных соседей в раннем средневековье просто не выжил бы, однако большинству русскоязычных читателей такой взгляд на историю наших предков, само собой, придётся по вкусу. А ещё этот роман, написанный в годы антиклерикальной хрущёвской кампании, носит откровенно антихристианский характер, что в конечном итоге сыграло с его автором злую шутку. Попирая в "Руси Изначальной" христианство, Валентин Иванов своим произведением немало поспособствовал возрождению интереса к славянскому язычеству и появлению такого псевдорелигиозного "новодела" как "неоязычество". По сути, Иванов является "отцом" современного русского неоязычества и вдохновителем целого ряда популярных "историков" древнего славянства типа Чудинова, Левашова и Задорнова...
Тем не менее, несмотря на целый ряд существенных недостатков, роман "Русь Изначальная" вполне заслуживает того, чтобы хотя бы один раз его почитать. Главное при этом помнить, что к реальной истории древних славян эта приключенческая сказка не имеет почти никакого отношения...
Общее впечатление | Увлекательно, но не исторично... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4
Не растет кокос
Плачут, богу молятся
Не жалея слез.
Плачут, богу молятся
Не жалея слез.
Крокодил не ловится
Не растет кокос