Отзыв: Третьяковская галерея (Россия, Москва) - "Большие дороги духа... целые народы могут по ним проходить".
Достоинства: Красота всегда имеет место быть
Недостатки: Нет
В один из дней уходящего лета мы вновь навестили Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке.
Собрание картин здесь только русской художественной школы. Стиль здания тоже соответствует русскому духу:
Огромная коллекция картин и старинных икон, собранная в XIX веке купцом Павлом Третьяковым, благодаря трепетной любви к изобразительному искусству последнего, стала достоянием нас - любителей столь же трепетных, или просто любителей, а больше просто любопытствующих. В любом случае, отрадно, что содержимое галереи не было "приватизировано" в 1917, а добровольно и щедро отдано людям, которых до 1917 года ещё не принято было называть "массами".
Именно поэтому при входе в галерею располагается зал со стендами, информирующими о жизни и деятельности этого замечательного человека, мецената и подвижника, который больше всего в жизни любил искусство.
Думаю, что это вполне закономерно, как и замечательная скульптура Павла Третьякова на входе.
В этот свой приход я, наконец, дошла до зала древнерусского искусства (справедливости ради, надо сказать, что меня подружка дотащила до него). Как-то давно побывала там разок, но тогда мне удалось посмотреть на него только одним глазом, или даже в полглаза. Признаюсь, что древнерусское искусство и тогда, и сейчас мне непонятно и чуждо. Честно говоря, мне хочется бежать от него прочь, так как наводит оно тоску и уныние. Особенно изобразительное. И позы, и лица - культовые.
Предметы в основном религиозного содержания:
Другое дело предметы утвари:
Кое-что из подобных предметов досталось мне от прабабушки, муж которой (прадедушка) держал в Курске частный извоз и был из богатых купцов.
Но давайте освободимся от пут представлений наших предков (так и хочется написать "косных представлений", но на тот момент они были вовсе не косными, а очень даже прогрессивными. Непонятно только, почему они сохранились до наших дней) и поднимемся к свету в прямом и переносном смысле этого слова.
Начинается экспозиция "Третьяковки" с портретов.
Портреты графов и княгинь, естественно, писались на заказ и должны были польстить их вельможным обладателям:
Это совершенно потрясающее искусство русских портретистов XVIII - XIX века: Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского.
Самые известные портреты, мимо которых пройти невозможно.
Думаю, что вы узнали портрет М. А. Дьяковой художника Дмитрия Левицкого:
Изумительный портрет княгини Нарышкиной кисти В. Боровиковского:
Меня всегда притягивал знаменитый портрет Лопухиной кисти Владимира Боровиковского. Осмелюсь сказать, её полуулыбка для меня намного приятнее двусмысленной улыбки Моны Лизы, создавая портрет которой, Леонардо тяжело заболел.
Портреты будут и в других залах, но таких пленительных, как у русских портретистов второй половины XVIII - начала XIX века, вы больше нигде не встретите.
Идём по экспозиции дальше. Одни залы показывают нам роскошь и блеск аристократии:
Другие картины рассказывают о тяжёлой жизни русского народа.
Впрочем, не только русского. Вот нищая "девочка-испанка" кисти Евграфа Сорокина:
Где-то мы надолго задерживаемся. Например, в зале замечательного живописца Карла Брюллова. Кисть которого - тонкая и одновременно полнокровная - являет редкое сочетание изящества и реалистичности:
Картину "Всадница" вы, конечно, узнали. В советских учебниках по русскому языку и литературе её репродукция обязательно присутствовала.
А вот автопортрет самого Карла Брюллова. Он многое может рассказать об артистических склонностях его обладателя:
Из зала этого живиписца уходить вообще не хочется.
Но надо идти к другим картинам. Мне нравится творчество художника В. Тропинина. Почему-то возникают ассоциации с некоторыми французами:
Рядом картины Ореста Кипренского. Около портрета Пушкина, как всегда, много народу:
В экспозиции музея весомое место занимает творчество Николая Николаевича Ге:
Перед картиной "Явление Христа народу" всегда много людей. И не потому, что картина написана во всю стену (хотя это, конечно, очень впечатляет).
Впечатляет, в первую очередь, то, как тщательно и скрупулёзно работал художник над каждым фрагментом этого грандиозного полотна:
Эти фрагменты, которые автор переделывал много раз, стали вполне самостоятельными картинами:
Не менее выразительно запечатлён образ Иисуса на известной картине Ивана Крамского "Иисус в пустыне":
Лично мне образ Иисуса на картине И. Крамского ближе всех изображений сына Божьего, включая иконописные. Можно сказать, что благодаря художнику Крамскому иные скептики, вроде меня, смогут воспринять облик Христа наиболее реалистично. Об этом я не раз уже думала, вспоминая о картине "Иисус в пустыне".
Впрочем, И. Крамской, как вы помните, написал не только к "Иисуса в пустыне". В своей удивительно точной и конкретной, но одновременно очень живописной манере он создал и другие шедевры.
А вот остро-психологическая картина Крамского "Неутешное горе". Что может быть трагичнее горя матери, потерявшей ребёнка? Для меня это картина звучит в глубоком си-миноре:
Воплощению духовного мира своих персонажей художник придавал огромное значение. Оглядывая его творчество, понимаешь, как ценна и уникальна эмоция отдельно взятого человека и как разнообразен мир человеческих чувств. Не зря он создавал портреты известных людей, как например, портрет Льва Николаевича Толстого:
Завораживает полотно Крамского под названием "Лунная ночь". Таинственные переливы света, в центре фигура девушки в белом платье. Кто она и чём думает в это время дня?
Русские художники достаточно много обращались к религиозным сюжетам.
Перед нами картина Василия Перова "Спор о вере":
Можно ли отнести содержание следующей картины В. Сурикова "Боярыня Морозова" к религиозным сюжетам? С одной стороны, да. Ведь спор идёт о религиозном обряде. С другой стороны, это и яркая бытовая сцена. Кто-то поддерживает боярыню, и выкидывает два перста. Кто-то смеётся и улюлюкает
Очень впечатляет зал художника Верещагина. Хочется надолго остановиться практически у каждой картины:
Очень точная прорисовка каждой детали. Такое впечатление, что смотришь на фотографию. Пожалуй, Верещагин уникален в своём художественном мастерстве, а также тем, что никакая фотография не передаст полного впечатления от его картин. Их надо смотреть только в зале:
Полотно под названием "Побежденные. Панихида" просто захватило воображение. Глядя на него, я реально услышала последнюю часть си-бемоль- минорной сонаты Ф. Шопена со знаменитым похоронным маршем. Поневоле на ум пришли строки Пушкина: "О, поле, поле. Кто тебя усеял мёртвыми костями?" ... Кто-то, возможно, услышит заупокойный псалом, который затягивает батюшка, размахивая кадилом. Можно сказать, что на картине, с одной стороны, изображена пустота. Пустота, несмотря на присутствие двух живых людей. С другой стороны, это "кричащий покой". Покой, который вопиет или взывает к отмщению:
В любом случае, картины Верещагина оставляют после себя огромный эмоциональный отклик.
Восстанавливать душевное равновесие мы идём к художникам- натуралистам.
Проходим мимо маринистов и К. Айвазовского. Останавливаемся, конечно. Поражаемся, сколько же всё-таки оттенков у моря, и как глубок и одновременно прозрачен его мир:
Вода - это стихия, грозная и одновременно увлекательная:
... и вот перед нами вся красота русской природы, безмятежная и созерцательная:
Русская природа хороша в любое время года:
А вот и очаровательные мишки на полотне Шишкина:
Сюжет этой картины увековечила кондитерская фабрика "Красный Октябрь", и это не шутка, а общеизвестный факт (что-то я из крайности в крайность: от Шопеновского Presto до сладкой конфетки).
Любим мы и натюрморты...
А вот самый вкусный лимон, когда-либо нарисованный художником (картина "Цветы и плоды" снизу).
Это натюрморт художника И. Ф. Хруцкого:
В зале Виктора Васнецова мы опять надолго остановились, особенно я:
А как же иначе? Разве кто-то из художников так зримо воплощал образы русских сказок на живописных полотнах?
Знаменитая картина "Три богатыря"
Глядя на эти полотна, так и хочется процитировать слова поэта: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
К сожалению, не могу рассказать о всех залах Третьяковского музея. Здесь, кроме картин, можно встретить ещё скульптуры:
Мне кажется, я поведала лишь одну десятую часть от того, о чем хотела бы рассказать. Могу лишь посоветовать почаще заходить в эту сокровищницу человеческого духа.
Собрание картин здесь только русской художественной школы. Стиль здания тоже соответствует русскому духу:
Огромная коллекция картин и старинных икон, собранная в XIX веке купцом Павлом Третьяковым, благодаря трепетной любви к изобразительному искусству последнего, стала достоянием нас - любителей столь же трепетных, или просто любителей, а больше просто любопытствующих. В любом случае, отрадно, что содержимое галереи не было "приватизировано" в 1917, а добровольно и щедро отдано людям, которых до 1917 года ещё не принято было называть "массами".
Именно поэтому при входе в галерею располагается зал со стендами, информирующими о жизни и деятельности этого замечательного человека, мецената и подвижника, который больше всего в жизни любил искусство.
Думаю, что это вполне закономерно, как и замечательная скульптура Павла Третьякова на входе.
В этот свой приход я, наконец, дошла до зала древнерусского искусства (справедливости ради, надо сказать, что меня подружка дотащила до него). Как-то давно побывала там разок, но тогда мне удалось посмотреть на него только одним глазом, или даже в полглаза. Признаюсь, что древнерусское искусство и тогда, и сейчас мне непонятно и чуждо. Честно говоря, мне хочется бежать от него прочь, так как наводит оно тоску и уныние. Особенно изобразительное. И позы, и лица - культовые.
Предметы в основном религиозного содержания:
Другое дело предметы утвари:
Кое-что из подобных предметов досталось мне от прабабушки, муж которой (прадедушка) держал в Курске частный извоз и был из богатых купцов.
Но давайте освободимся от пут представлений наших предков (так и хочется написать "косных представлений", но на тот момент они были вовсе не косными, а очень даже прогрессивными. Непонятно только, почему они сохранились до наших дней) и поднимемся к свету в прямом и переносном смысле этого слова.
Начинается экспозиция "Третьяковки" с портретов.
Портреты графов и княгинь, естественно, писались на заказ и должны были польстить их вельможным обладателям:
Это совершенно потрясающее искусство русских портретистов XVIII - XIX века: Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского.
Самые известные портреты, мимо которых пройти невозможно.
Думаю, что вы узнали портрет М. А. Дьяковой художника Дмитрия Левицкого:
Изумительный портрет княгини Нарышкиной кисти В. Боровиковского:
Меня всегда притягивал знаменитый портрет Лопухиной кисти Владимира Боровиковского. Осмелюсь сказать, её полуулыбка для меня намного приятнее двусмысленной улыбки Моны Лизы, создавая портрет которой, Леонардо тяжело заболел.
Портреты будут и в других залах, но таких пленительных, как у русских портретистов второй половины XVIII - начала XIX века, вы больше нигде не встретите.
Идём по экспозиции дальше. Одни залы показывают нам роскошь и блеск аристократии:
Другие картины рассказывают о тяжёлой жизни русского народа.
Впрочем, не только русского. Вот нищая "девочка-испанка" кисти Евграфа Сорокина:
Где-то мы надолго задерживаемся. Например, в зале замечательного живописца Карла Брюллова. Кисть которого - тонкая и одновременно полнокровная - являет редкое сочетание изящества и реалистичности:
Картину "Всадница" вы, конечно, узнали. В советских учебниках по русскому языку и литературе её репродукция обязательно присутствовала.
А вот автопортрет самого Карла Брюллова. Он многое может рассказать об артистических склонностях его обладателя:
Из зала этого живиписца уходить вообще не хочется.
Но надо идти к другим картинам. Мне нравится творчество художника В. Тропинина. Почему-то возникают ассоциации с некоторыми французами:
Рядом картины Ореста Кипренского. Около портрета Пушкина, как всегда, много народу:
В экспозиции музея весомое место занимает творчество Николая Николаевича Ге:
Перед картиной "Явление Христа народу" всегда много людей. И не потому, что картина написана во всю стену (хотя это, конечно, очень впечатляет).
Впечатляет, в первую очередь, то, как тщательно и скрупулёзно работал художник над каждым фрагментом этого грандиозного полотна:
Эти фрагменты, которые автор переделывал много раз, стали вполне самостоятельными картинами:
Не менее выразительно запечатлён образ Иисуса на известной картине Ивана Крамского "Иисус в пустыне":
Лично мне образ Иисуса на картине И. Крамского ближе всех изображений сына Божьего, включая иконописные. Можно сказать, что благодаря художнику Крамскому иные скептики, вроде меня, смогут воспринять облик Христа наиболее реалистично. Об этом я не раз уже думала, вспоминая о картине "Иисус в пустыне".
Впрочем, И. Крамской, как вы помните, написал не только к "Иисуса в пустыне". В своей удивительно точной и конкретной, но одновременно очень живописной манере он создал и другие шедевры.
А вот остро-психологическая картина Крамского "Неутешное горе". Что может быть трагичнее горя матери, потерявшей ребёнка? Для меня это картина звучит в глубоком си-миноре:
Воплощению духовного мира своих персонажей художник придавал огромное значение. Оглядывая его творчество, понимаешь, как ценна и уникальна эмоция отдельно взятого человека и как разнообразен мир человеческих чувств. Не зря он создавал портреты известных людей, как например, портрет Льва Николаевича Толстого:
Завораживает полотно Крамского под названием "Лунная ночь". Таинственные переливы света, в центре фигура девушки в белом платье. Кто она и чём думает в это время дня?
Русские художники достаточно много обращались к религиозным сюжетам.
Перед нами картина Василия Перова "Спор о вере":
Можно ли отнести содержание следующей картины В. Сурикова "Боярыня Морозова" к религиозным сюжетам? С одной стороны, да. Ведь спор идёт о религиозном обряде. С другой стороны, это и яркая бытовая сцена. Кто-то поддерживает боярыню, и выкидывает два перста. Кто-то смеётся и улюлюкает
Очень впечатляет зал художника Верещагина. Хочется надолго остановиться практически у каждой картины:
Очень точная прорисовка каждой детали. Такое впечатление, что смотришь на фотографию. Пожалуй, Верещагин уникален в своём художественном мастерстве, а также тем, что никакая фотография не передаст полного впечатления от его картин. Их надо смотреть только в зале:
Полотно под названием "Побежденные. Панихида" просто захватило воображение. Глядя на него, я реально услышала последнюю часть си-бемоль- минорной сонаты Ф. Шопена со знаменитым похоронным маршем. Поневоле на ум пришли строки Пушкина: "О, поле, поле. Кто тебя усеял мёртвыми костями?" ... Кто-то, возможно, услышит заупокойный псалом, который затягивает батюшка, размахивая кадилом. Можно сказать, что на картине, с одной стороны, изображена пустота. Пустота, несмотря на присутствие двух живых людей. С другой стороны, это "кричащий покой". Покой, который вопиет или взывает к отмщению:
В любом случае, картины Верещагина оставляют после себя огромный эмоциональный отклик.
Восстанавливать душевное равновесие мы идём к художникам- натуралистам.
Проходим мимо маринистов и К. Айвазовского. Останавливаемся, конечно. Поражаемся, сколько же всё-таки оттенков у моря, и как глубок и одновременно прозрачен его мир:
Вода - это стихия, грозная и одновременно увлекательная:
... и вот перед нами вся красота русской природы, безмятежная и созерцательная:
Русская природа хороша в любое время года:
А вот и очаровательные мишки на полотне Шишкина:
Сюжет этой картины увековечила кондитерская фабрика "Красный Октябрь", и это не шутка, а общеизвестный факт (что-то я из крайности в крайность: от Шопеновского Presto до сладкой конфетки).
Любим мы и натюрморты...
А вот самый вкусный лимон, когда-либо нарисованный художником (картина "Цветы и плоды" снизу).
Это натюрморт художника И. Ф. Хруцкого:
В зале Виктора Васнецова мы опять надолго остановились, особенно я:
А как же иначе? Разве кто-то из художников так зримо воплощал образы русских сказок на живописных полотнах?
Знаменитая картина "Три богатыря"
Глядя на эти полотна, так и хочется процитировать слова поэта: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
К сожалению, не могу рассказать о всех залах Третьяковского музея. Здесь, кроме картин, можно встретить ещё скульптуры:
Мне кажется, я поведала лишь одну десятую часть от того, о чем хотела бы рассказать. Могу лишь посоветовать почаще заходить в эту сокровищницу человеческого духа.
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Лаврушинский пер. |
Дом № | 10 |
Общее впечатление | "Большие дороги духа... целые народы могут по ним проходить". |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19