Отзыв: Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко "Белая вилла" (Россия, Кисловодск) - Замечательный музей в курортном Кисловодске, посвященный известному русскому живописцу, и не только.
Достоинства: Замечательная коллекция живописи, как самого Ярошенко, так и художников его времени. Прелестный усадебный садик.
Недостатки: Нету комплексных билетов во все музейные экспозиции. Доплата, пускай и символическая, за право на съёмку в залах музея.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы вспомнить ещё об одном интереснейшем месте славного курортного города Кисловодск, в котором мы отдыхали минувшей весной, во второй половине апреля. Город этот, в первую очередь, славится конечно же своими здравницами, месторождениями минеральной воды, удивительно красивым Курортным парком, но и культурные учреждения тоже присутствуют в Кисловодске, в частности довольно интересные музеи.
Об одном из них, литературно-музыкальном музее "Дача Шаляпина", я уже рассказывал довольно подробно. Ещё об одном нами посещенном музее, расположенном в бывшей крепости, по сути краеведческом, я планирую рассказать.
Сегодня же речь пойдет о целом музейном комплексе, расположенном в бывшей усадьбе, принадлежавшей замечательному художнику-передвижнику Николаю Александровичу Ярошенко, в которой он проживал последние полтора десятилетия и скончался тут же.
Для того, чтобы попасть в музей, вовсе не надо покидать центральную часть Кисловодска, как можно было бы подумать, услышав слово "усадьба". Все таки это слово ассоциируется с чем то загородным. Но в данном случае усадьба "Белая вилла" расположена практически в центре этого прекрасного города.
Собственно ныне существует два действующих входов на территорию музейного комплекса, работающего в усадьбе. Один, назовем его нижним, находится по соседству с Нижней же частью местного Курортного парка, о котором я уже рассказывал довольно подробно. Если быть точным, то расположен этот вход рядом с фонтаном "Стеклянная струя" и изящным мостиком Дамский каприз, перекинутым через русло реки Ольховки. Вот как раз на снимке этот вход, рядом с которым работает билетная касса.
Как обнаружили мы уже по выходу из музея, существует ещё один вход на территорию музейного комплекса и билетная касса, соответственно. Этот вход ведёт в усадьбу с площади, примыкающей к Никольскому собору, рядом с которым, к слову сказать, и похоронен художник. Так что можно зайти на территорию усадьбы и с одной, и с другой стороны, откуда будет удобно и территориально близко.
Что же касается цены на билеты, то она варьируется, в зависимости от того, какие объекты на усадьбе вам захотелось посетить. Дело в том, что на территории усадебного комплекса, помимо основного здания, сердца музея, в котором работает экспозиция, посвященная самому Николаю Александровичу, открыты также два гостевых флигеля, в которых работает художественная экспозиция, в одной постоянная, в другой в основном проходят временные выставки. В каждую из этих трёх составляющих музея стоимость билетов равна 150 рублям. Кроме того, можно посетить только сад усадьбы, не заходя в отдельные музейные здания, в этом случае придется отдать 50 рублей. В том же случае, если вы приобретаете билеты хотя в одну из музейных экспозиций, то в этом случае за посещение усадьбы платить не придется.
Правда вот комплексных билетов почему то не предусмотрено, как это часто практикуется в случае наличия подобных раздельных музейных экспозиций. Большинство посетителей, как мы заметили, берут билеты только в главное усадебное здание. Мы же решили посетить все три части музейной экспозиции. Итого, билеты на двоих обошлись нам в 900 рублей, кроме того, предусмотрена оплата за право фотографирования внутри музейных залов - 100 рублей. Итого я заплатил ровно тысячу рублей, которые оплатил по карте.
К слову сказать, это единственный музей в Кисловодске, в котором принимали карты. И в музее "Дача Шаляпина", и в Крепости принимали исключительно наличку. Впрочем, как я не раз отмечал в своих отзывах, в данном регионе с оплатой по карте настоящая беда. Такое впечатление, что перенёсся лет на десять назад, если только не принимать в расчет федеральные сети продовольственных магазинов.
Войдя же на территорию музейного комплекса мы оказываемся в довольно приятном на вид нижнем саду усадьбы.
На одной из полян нижнего сада немного удивил шалаш с надписью над входом "С милым и в шалаше рай".
Куда интереснее в верхней части усадьбы, в которую мы по вот такому каменному пандусу. Склон здесь довольно крутой, но благодаря тому, что этот пандус сооружен под углом, подъем не кажется столь уж утомительным.
Мы были в Кисловодске в конце апреля, и вовсю расцветали деревья и кустарники, которые добавляли, конечно, очарования этому, и без того чудесному саду.
А вот мы уже и в верхней части сада, над которой возвышается Никольский собор, рядом с которым захоронен художник. Могила, к слову сказать, сохранилась, она довольно ухожена.
С Кисловодском немало связано в жизни Николая Александровича. Впервые художник побывал тут во время свадебного путешествия со своей супругой, Марией Павловной. Молодой паре так понравилось тут, что они не раз впоследствии посещали тогда еще станицу Кисловодскую, а впоследствии, когда Ярошенко стал известным и востребованным живописцем, решили прикупить здесь, рядом с Курортным парком, участок земли и создать усадьбу, в которой проводить летнее время. Зиму же семья проводила в Петербурге, в доходном доме князя Чавчавадзе, на Сергиевской улице (ныне улице Чайковского). А уже последние годы жизни, когда здоровье Николая Александровича ухудшилось семья уже почти постоянно проживала на Белой Вилле, как назвали они свою усадьбу.
Со времен Ярошенко на территории усадьбы сохранились деревья, как к примеру, вот это ореховое дерево.
Особых дворцов, сразу хочу сказать, на территории усадебного комплекса не ждите, все три основных здания, в которых и работают три части музея, не очень большие одноэтажные строения, правда довольно приятные на вид и аккуратные. Помимо дома самого Николая Александровича, неподалеку от него, в свое время были выстроены два гостевых флигеля. Вот на снимке один из этих флигелей с изящной террасой, который отдан под временные выставки.
Хозяйский дом нисколько не выделяется на общем фоне. Глядя на него чуть издали, из за кустов, и вовсе может сложиться впечатление, что это какая то крестьянская хата, а не здание в котором долгое время проживал известный на всю Россию живописец.
Единственное что бы я отметил из внешнего облика домика Ярошенко, так это изумительная роспись просторной террасы, примыкающей к зданию. Создана она в помпейском стиле, а принимали участие в росписи друзья художника, приезжавшие к нему погостить.
Уже когда вышли после посещения музейных экспозиций, как раз через вышеупомянутый второй выход из усадьбы на улицу названную в честь художника, идущую от площади, примыкающей к Никольскому собору в сторону русла реки Ольховка, увидели на главном здании Белой Виллы мемориальную доску, извещающую о том, что в этом доме проживал и умер "художник-демократ".
При входе же в главное из музейных зданий, в котором как раз и проживала семья живописца, мы видим скульптурный портрет Николая Ярошенко, который как бы приветствует всех входящих в дом, где он провел последние годы своей жизни.
Сразу хочу сказать, что в полной мере интерьеры, которые были в здании, когда в нем жил и творил художник, вы не увидите, лишь в нескольких комнатах собраны предметы мебели той эпохи и кое какие предметы, принадлежавшие чете Ярошенко.
Сам музей открылся в 60-е годы, как раз в следующем году исполнится ровно 60 лет со дня его открытия. Точнее это было второе открытие музея на территории усадьбы. Первый раз музей Ярошенко открылся еще в послереволюционном 1918-м году, но затем город заняли белые, потом вновь красные, вообщем стало не до музея, да и его плюс ко всему, разграбили казаки Шкуро. И лишь во времена Оттепели вернулись к идее создания музея, посвященного замечательному русскому живописцу.
По этим залам, разумеется, интереснее было бы пройти с экскурсоводом, и по музею проводятся экскурсии, в том числе и для одиночных посетителей, ежедневно, в три часа дня, но мы пришли рановато, за полтора часа до ее начала, поэтому уже не стали ее дожидаться и решили ознакомиться с экспозицией самостоятельно, благо вся необходимая информация приведена в залах музея.
Основной же интерес в экспозиции основного здания музея вызывают полотна самого Николая Александровича. Всего в коллекции музея порядка полутора сотен картин и рисунков художника, которые в полной мере отражают его творчество. Часть полотен развешаны в мемориальных комнатах, основную же часть можно увидеть в нескольких соседних помещениях, выполнявших ранее, судя по всему, служебные функции. Есть и несколько копий самых известных полотен авторства Николая Ярошенко, в том числе и самой его легендарной картины, "Всюду жизнь", но о том, что это лишь копии честно указано на табличках. Но абсолютное большинство картин, не говоря уже о графике, это именно оригиналы.
Прежде всего Ярошенко известен как замечательный портретист, в чем можно убедиться, глядя на работы, выставленные в музейных залах, таких, как к примеру, его "Старик с табакеркой"
Сам Николай Александрович родом с Украины, из Полтавы, так что не удивительно, что он рисовал земляков и, разумеется, землячек, как к примеру вот эту "Украинку", с несколько напряжённым взглядом.
Ещё один женский портрет.
Какой фактурный "Бакинец".
Есть в собрании и портреты всем известных людей, как в частности,
портрет М. Е. Салтыкова, именно так указано на табличке, без псевдонима Щедрин, ставшего второй частью фамилии классика, с чьим творчеством мы знакомы со школьных лет.
Не меньший интерес представляют и жанровые работы художника, как к примеру, вот этот замечательный и забавный, в чем то, "Хор".
Или вот такое полотно, являющееся этюдом к картине "Песни о былом", которое было создано в доме князя Исмаила Урусбиева, который владел территорией Баксанского ущелья, и с которым дружил художник.
Также в экспозиции музея представлено немало пейзажей, выполненных как во время путешествий художника, основную же часть составляют полотна созданные на Северном Кавказе, в первую очередь в Кисловодске и в его окрестностях. Его даже прозвали "портретистом гор", он во многом открыл для столичной публики красоту этих мест.
Вот, в частности, какой запечатлел художник пятиглавую гору Бештау, что возвышается в окрестностях соседнего Пятигорска.
Красные камни, которые мы видим на ещё одном небольшом полотне Ярошенко, живьём можно лицезреть в соседнем с Белой виллой Курортном парке.
Ещё один горный пейзаж авторства Николая Ярошенко изображает Тебердинское озеро.
Березовая балка в окрестностях Кисловодска, названная так по реке Березовка. И в нынешних путеводителях по этим местам данная балка отмечена как одно из живописных мест вблизи города. Правда мы, во время пребывания в этих местах так и не добрались сюда, ну что же, будет повод ещё раз посетить Кисловодск.
Лишь одно полотно в этой части музея не принадлежит кисти Николая Александровича, но оно здесь не случайно висит. На этой картине Ислама Крым-Шамхалова, первого, как считается карачаевского художника, из Теберды, он изобразил Ярошенко на этюдах. Эти живописцы дружили, тот же Николай Александрович ездил в гости к другу в Теберду, которая находится по дороге на нынешний знаменитый курорт Домбай, и наоборот, Ислам Крым-Шамхалов навещал Кисловодск. Во время одной из этих поездок он, видимо и изобразил друга за работой, во время создания одного из пейзажей, возможно на тех самых Красных камнях, уж больно напоминают те скалы, что мы видим на заднем плане полотна этот уголок нынешнего Кисловодского Курортного парка.
К слову сказать, один из таких походов на этюды завершился для Николая Александровича и его семьи трагически. Во время работы на вершине Большое Седло, которое расположено чуть выше верхней части Курортного парка, внезапно пошел сильнейший ливень. В результате пока художник добирался до Белой виллы он сильно простудился, а на следующей день умер. А ведь ему было чуть за пятьдесят, ещё бы жить да жить. Но хватит о грустном в таком интересном месте.
Прямо напротив хозяйского дома мы видим два гостевых здания, которые предназначались для приезжающих навестить эту хлебосольную семью. В числе гостей, приезжавших к семье Ярошенко, можно отметить Илью Репина, Дмитрия Медведева, Сергея Рахманинова, Константина Станиславского, Федора Шаляпина, да долго можно печислять. Также, как считается, именно сюда хотел добраться Лев Николаевич Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Одним словом, это был настоящий культурный центр всего региона.
В одном из этих гостевых зданий развернута художественная экспозиция, по сути настоящая картинная галерея, в которой можно увидеть в основном работы художников-передвижников.
А коллекция, надо сказать, очень неплохая, особенно учитывая что расположена она в небольшом по нашим меркам городе, ведь население Кисловодска чуть более ста тысяч жителей. Мало какие города таких размеров, да и часто куда больших, могут похвастать подобной коллекцией живописи. И вот что обидно, в отличие от основного музейного корпуса, в котором было не так уж и мало посетителей, в обоих бывших гостевых флигелях мы были чуть ли не единственными визитерами.
Теперь же взглянем на некоторые работы, представленные в картинной галерее. "Женский портрет" авторства Василия Перова может и не относится к главным шедеврам живописца, но талант живописца угадывается сразу.
"Историческая сцена" Григория Мясоедова.
Интересен и горный пейзаж Архипа Куинджи, который также навещал Николая Александровича на Белой Вилле. Возможно во время одной из таких поездок и был создан этот пейзаж, на заднем плане которого угадывается Эльбрус во всей своей красе.
"Хата" Алексея Саврасова, художника с трагической судьбой, обессметрившего свое имя культовым пейзажем "Грачи прилетели".
Пейзаж авторства Александра Александровича Кисилева, не столь известного, но бесспорно талантливого художника, одновременно активного передвижника и в то же время академика и члена Академии Художеств.
Есть в коллекции и небольшой, даже, я бы сказал, миниатюрный пейзаж Исаака Левитана.
Так рано ушедший из жизни, в возрасте чуть более 20 лет, Федор Васильев представлен в коллекции галереи удивительно поэтичным пейзажем "Облака".
"Нищий" авторства Константина Маковского.
"Пейзаж" авторства Михаила Нестерова, одновременно передвижника, участника "Мира искусств", а впоследствии лауреата Сталинской премии. Он, кстати, тоже бывал в гостях на Белой Вилле у семьи Ярошенко.
Апполинарий Михайлович Васнецов не так известен как его прославленный брат Виктор, но тоже весьма талантливый живописец. Трудился он, судя по всему, и в Кисловодске, о чем можно судить хотя бы по его пейзажу "Река Ольховка", которая протекает, к слову сказать, в сотне метров от Белой Виллы.
Очередной вид Красных камней.
В отдельном зале выставлены картины двух соратников и друзей Николая Ярошенко, его тезок. Вот одна из картин Николая Никаноровича Дубовского, который часто бывал на Белой Вилле, ездил с его хозяином на этюды. Во время одной из таких поездок и был, по всей видимости, написан данный пейзаж.
Также в этом же зале можно увидеть полотна авторства Николая Алексеевича Касаткина, с одной стороны передвижника, с которым Николай Ярошенко совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге, с другой один из основателей соцреализма и первый, получивший официальное звание народного художника Союза.
Но не только живописные полотна представлены в этой интереснейшей галерее. Есть и работы небезизвестных скульпторов, в частности, "Тройка" авторства Евгения Лансере, как раз специализировашегося на изображения животных и, в частности, лошадей.
В нескольких витринах представлены предметы декоративно-прикладного искусства.
Второй же из бывших гостевых домов отдан под временные выставки. В самом большом его зале, который судя по стоящим там креслам используется и под различные мероприятия, в том числе и концерты, открыта была выставка под названием "Россия многоликая. Век 19-й", на которой можно увидеть полотна не очень известных широкой публике ответственных живописцев той эпохи из фондов музея Ярошенко. Вот несколько картин для примера.
Полотно "Солдат Туркестанской армии" написано Николаем Каразиным, художником-баталистом, по совместительству писателем и журналистом, участником Русско-Турецкой войны, Среднеазиатских походов, во время одного из которых, он, видимо и создал эту картину.
"Портрет жены" авторства Александра Ступина, известного прежде всего как организатор и руководитель первой в России провинциальной школы живописи, Арзамасской, из которой вышло немало талантливых художников, в числе которых, к примеру, Василий Перов.
Запомнился и "Морской пейзаж" Петра Суходольского.
Также в двух меньших залах этого корпуса были открыты еще пару выставок уже более современных живописцев, на одной из которых представлены в основном пейзажи художников из Вологодской области.
Вот такой вот музей, расположенный по соседству с главной достопримечательностью Кисловодска, Курортным парком, мы посетили в один из дней той замечательной поездки в регион Кавказских Минеральных вод. В целом от посещения остались самые благоприятные впечатления. Жаль, конечно, не поинтересовались заранее временем начала экскурсии, с ней посещение данного музея, без сомнения, вышло бы ещё более интересным, но и в режиме свободного визита экспозиции Белой Виллы принесли немало нового. Не могу сказать, что открыл для себя творчество Ярошенко, и до этого был знаком с его картинами, но по новому данный музей заставил на него взглянуть. Да и другие экспозиции музея понравились, особенно галерея передвижников.
Так что, будучи в Кисловодске, не стоит ограничиваться питием минеральной воды, лечебными процедурами или же прогулками по тому же Курортному парку. Есть здесь и довольно интересные музеи, об одном из которых я и рассказал сегодня, и который смело могу посоветовать посетить.
Об одном из них, литературно-музыкальном музее "Дача Шаляпина", я уже рассказывал довольно подробно. Ещё об одном нами посещенном музее, расположенном в бывшей крепости, по сути краеведческом, я планирую рассказать.
Сегодня же речь пойдет о целом музейном комплексе, расположенном в бывшей усадьбе, принадлежавшей замечательному художнику-передвижнику Николаю Александровичу Ярошенко, в которой он проживал последние полтора десятилетия и скончался тут же.
Для того, чтобы попасть в музей, вовсе не надо покидать центральную часть Кисловодска, как можно было бы подумать, услышав слово "усадьба". Все таки это слово ассоциируется с чем то загородным. Но в данном случае усадьба "Белая вилла" расположена практически в центре этого прекрасного города.
Собственно ныне существует два действующих входов на территорию музейного комплекса, работающего в усадьбе. Один, назовем его нижним, находится по соседству с Нижней же частью местного Курортного парка, о котором я уже рассказывал довольно подробно. Если быть точным, то расположен этот вход рядом с фонтаном "Стеклянная струя" и изящным мостиком Дамский каприз, перекинутым через русло реки Ольховки. Вот как раз на снимке этот вход, рядом с которым работает билетная касса.
Как обнаружили мы уже по выходу из музея, существует ещё один вход на территорию музейного комплекса и билетная касса, соответственно. Этот вход ведёт в усадьбу с площади, примыкающей к Никольскому собору, рядом с которым, к слову сказать, и похоронен художник. Так что можно зайти на территорию усадьбы и с одной, и с другой стороны, откуда будет удобно и территориально близко.
Что же касается цены на билеты, то она варьируется, в зависимости от того, какие объекты на усадьбе вам захотелось посетить. Дело в том, что на территории усадебного комплекса, помимо основного здания, сердца музея, в котором работает экспозиция, посвященная самому Николаю Александровичу, открыты также два гостевых флигеля, в которых работает художественная экспозиция, в одной постоянная, в другой в основном проходят временные выставки. В каждую из этих трёх составляющих музея стоимость билетов равна 150 рублям. Кроме того, можно посетить только сад усадьбы, не заходя в отдельные музейные здания, в этом случае придется отдать 50 рублей. В том же случае, если вы приобретаете билеты хотя в одну из музейных экспозиций, то в этом случае за посещение усадьбы платить не придется.
Правда вот комплексных билетов почему то не предусмотрено, как это часто практикуется в случае наличия подобных раздельных музейных экспозиций. Большинство посетителей, как мы заметили, берут билеты только в главное усадебное здание. Мы же решили посетить все три части музейной экспозиции. Итого, билеты на двоих обошлись нам в 900 рублей, кроме того, предусмотрена оплата за право фотографирования внутри музейных залов - 100 рублей. Итого я заплатил ровно тысячу рублей, которые оплатил по карте.
К слову сказать, это единственный музей в Кисловодске, в котором принимали карты. И в музее "Дача Шаляпина", и в Крепости принимали исключительно наличку. Впрочем, как я не раз отмечал в своих отзывах, в данном регионе с оплатой по карте настоящая беда. Такое впечатление, что перенёсся лет на десять назад, если только не принимать в расчет федеральные сети продовольственных магазинов.
Войдя же на территорию музейного комплекса мы оказываемся в довольно приятном на вид нижнем саду усадьбы.
На одной из полян нижнего сада немного удивил шалаш с надписью над входом "С милым и в шалаше рай".
Куда интереснее в верхней части усадьбы, в которую мы по вот такому каменному пандусу. Склон здесь довольно крутой, но благодаря тому, что этот пандус сооружен под углом, подъем не кажется столь уж утомительным.
Мы были в Кисловодске в конце апреля, и вовсю расцветали деревья и кустарники, которые добавляли, конечно, очарования этому, и без того чудесному саду.
А вот мы уже и в верхней части сада, над которой возвышается Никольский собор, рядом с которым захоронен художник. Могила, к слову сказать, сохранилась, она довольно ухожена.
С Кисловодском немало связано в жизни Николая Александровича. Впервые художник побывал тут во время свадебного путешествия со своей супругой, Марией Павловной. Молодой паре так понравилось тут, что они не раз впоследствии посещали тогда еще станицу Кисловодскую, а впоследствии, когда Ярошенко стал известным и востребованным живописцем, решили прикупить здесь, рядом с Курортным парком, участок земли и создать усадьбу, в которой проводить летнее время. Зиму же семья проводила в Петербурге, в доходном доме князя Чавчавадзе, на Сергиевской улице (ныне улице Чайковского). А уже последние годы жизни, когда здоровье Николая Александровича ухудшилось семья уже почти постоянно проживала на Белой Вилле, как назвали они свою усадьбу.
Со времен Ярошенко на территории усадьбы сохранились деревья, как к примеру, вот это ореховое дерево.
Особых дворцов, сразу хочу сказать, на территории усадебного комплекса не ждите, все три основных здания, в которых и работают три части музея, не очень большие одноэтажные строения, правда довольно приятные на вид и аккуратные. Помимо дома самого Николая Александровича, неподалеку от него, в свое время были выстроены два гостевых флигеля. Вот на снимке один из этих флигелей с изящной террасой, который отдан под временные выставки.
Хозяйский дом нисколько не выделяется на общем фоне. Глядя на него чуть издали, из за кустов, и вовсе может сложиться впечатление, что это какая то крестьянская хата, а не здание в котором долгое время проживал известный на всю Россию живописец.
Единственное что бы я отметил из внешнего облика домика Ярошенко, так это изумительная роспись просторной террасы, примыкающей к зданию. Создана она в помпейском стиле, а принимали участие в росписи друзья художника, приезжавшие к нему погостить.
Уже когда вышли после посещения музейных экспозиций, как раз через вышеупомянутый второй выход из усадьбы на улицу названную в честь художника, идущую от площади, примыкающей к Никольскому собору в сторону русла реки Ольховка, увидели на главном здании Белой Виллы мемориальную доску, извещающую о том, что в этом доме проживал и умер "художник-демократ".
При входе же в главное из музейных зданий, в котором как раз и проживала семья живописца, мы видим скульптурный портрет Николая Ярошенко, который как бы приветствует всех входящих в дом, где он провел последние годы своей жизни.
Сразу хочу сказать, что в полной мере интерьеры, которые были в здании, когда в нем жил и творил художник, вы не увидите, лишь в нескольких комнатах собраны предметы мебели той эпохи и кое какие предметы, принадлежавшие чете Ярошенко.
Сам музей открылся в 60-е годы, как раз в следующем году исполнится ровно 60 лет со дня его открытия. Точнее это было второе открытие музея на территории усадьбы. Первый раз музей Ярошенко открылся еще в послереволюционном 1918-м году, но затем город заняли белые, потом вновь красные, вообщем стало не до музея, да и его плюс ко всему, разграбили казаки Шкуро. И лишь во времена Оттепели вернулись к идее создания музея, посвященного замечательному русскому живописцу.
По этим залам, разумеется, интереснее было бы пройти с экскурсоводом, и по музею проводятся экскурсии, в том числе и для одиночных посетителей, ежедневно, в три часа дня, но мы пришли рановато, за полтора часа до ее начала, поэтому уже не стали ее дожидаться и решили ознакомиться с экспозицией самостоятельно, благо вся необходимая информация приведена в залах музея.
Основной же интерес в экспозиции основного здания музея вызывают полотна самого Николая Александровича. Всего в коллекции музея порядка полутора сотен картин и рисунков художника, которые в полной мере отражают его творчество. Часть полотен развешаны в мемориальных комнатах, основную же часть можно увидеть в нескольких соседних помещениях, выполнявших ранее, судя по всему, служебные функции. Есть и несколько копий самых известных полотен авторства Николая Ярошенко, в том числе и самой его легендарной картины, "Всюду жизнь", но о том, что это лишь копии честно указано на табличках. Но абсолютное большинство картин, не говоря уже о графике, это именно оригиналы.
Прежде всего Ярошенко известен как замечательный портретист, в чем можно убедиться, глядя на работы, выставленные в музейных залах, таких, как к примеру, его "Старик с табакеркой"
Сам Николай Александрович родом с Украины, из Полтавы, так что не удивительно, что он рисовал земляков и, разумеется, землячек, как к примеру вот эту "Украинку", с несколько напряжённым взглядом.
Ещё один женский портрет.
Какой фактурный "Бакинец".
Есть в собрании и портреты всем известных людей, как в частности,
портрет М. Е. Салтыкова, именно так указано на табличке, без псевдонима Щедрин, ставшего второй частью фамилии классика, с чьим творчеством мы знакомы со школьных лет.
Не меньший интерес представляют и жанровые работы художника, как к примеру, вот этот замечательный и забавный, в чем то, "Хор".
Или вот такое полотно, являющееся этюдом к картине "Песни о былом", которое было создано в доме князя Исмаила Урусбиева, который владел территорией Баксанского ущелья, и с которым дружил художник.
Также в экспозиции музея представлено немало пейзажей, выполненных как во время путешествий художника, основную же часть составляют полотна созданные на Северном Кавказе, в первую очередь в Кисловодске и в его окрестностях. Его даже прозвали "портретистом гор", он во многом открыл для столичной публики красоту этих мест.
Вот, в частности, какой запечатлел художник пятиглавую гору Бештау, что возвышается в окрестностях соседнего Пятигорска.
Красные камни, которые мы видим на ещё одном небольшом полотне Ярошенко, живьём можно лицезреть в соседнем с Белой виллой Курортном парке.
Ещё один горный пейзаж авторства Николая Ярошенко изображает Тебердинское озеро.
Березовая балка в окрестностях Кисловодска, названная так по реке Березовка. И в нынешних путеводителях по этим местам данная балка отмечена как одно из живописных мест вблизи города. Правда мы, во время пребывания в этих местах так и не добрались сюда, ну что же, будет повод ещё раз посетить Кисловодск.
Лишь одно полотно в этой части музея не принадлежит кисти Николая Александровича, но оно здесь не случайно висит. На этой картине Ислама Крым-Шамхалова, первого, как считается карачаевского художника, из Теберды, он изобразил Ярошенко на этюдах. Эти живописцы дружили, тот же Николай Александрович ездил в гости к другу в Теберду, которая находится по дороге на нынешний знаменитый курорт Домбай, и наоборот, Ислам Крым-Шамхалов навещал Кисловодск. Во время одной из этих поездок он, видимо и изобразил друга за работой, во время создания одного из пейзажей, возможно на тех самых Красных камнях, уж больно напоминают те скалы, что мы видим на заднем плане полотна этот уголок нынешнего Кисловодского Курортного парка.
К слову сказать, один из таких походов на этюды завершился для Николая Александровича и его семьи трагически. Во время работы на вершине Большое Седло, которое расположено чуть выше верхней части Курортного парка, внезапно пошел сильнейший ливень. В результате пока художник добирался до Белой виллы он сильно простудился, а на следующей день умер. А ведь ему было чуть за пятьдесят, ещё бы жить да жить. Но хватит о грустном в таком интересном месте.
Прямо напротив хозяйского дома мы видим два гостевых здания, которые предназначались для приезжающих навестить эту хлебосольную семью. В числе гостей, приезжавших к семье Ярошенко, можно отметить Илью Репина, Дмитрия Медведева, Сергея Рахманинова, Константина Станиславского, Федора Шаляпина, да долго можно печислять. Также, как считается, именно сюда хотел добраться Лев Николаевич Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Одним словом, это был настоящий культурный центр всего региона.
В одном из этих гостевых зданий развернута художественная экспозиция, по сути настоящая картинная галерея, в которой можно увидеть в основном работы художников-передвижников.
А коллекция, надо сказать, очень неплохая, особенно учитывая что расположена она в небольшом по нашим меркам городе, ведь население Кисловодска чуть более ста тысяч жителей. Мало какие города таких размеров, да и часто куда больших, могут похвастать подобной коллекцией живописи. И вот что обидно, в отличие от основного музейного корпуса, в котором было не так уж и мало посетителей, в обоих бывших гостевых флигелях мы были чуть ли не единственными визитерами.
Теперь же взглянем на некоторые работы, представленные в картинной галерее. "Женский портрет" авторства Василия Перова может и не относится к главным шедеврам живописца, но талант живописца угадывается сразу.
"Историческая сцена" Григория Мясоедова.
Интересен и горный пейзаж Архипа Куинджи, который также навещал Николая Александровича на Белой Вилле. Возможно во время одной из таких поездок и был создан этот пейзаж, на заднем плане которого угадывается Эльбрус во всей своей красе.
"Хата" Алексея Саврасова, художника с трагической судьбой, обессметрившего свое имя культовым пейзажем "Грачи прилетели".
Пейзаж авторства Александра Александровича Кисилева, не столь известного, но бесспорно талантливого художника, одновременно активного передвижника и в то же время академика и члена Академии Художеств.
Есть в коллекции и небольшой, даже, я бы сказал, миниатюрный пейзаж Исаака Левитана.
Так рано ушедший из жизни, в возрасте чуть более 20 лет, Федор Васильев представлен в коллекции галереи удивительно поэтичным пейзажем "Облака".
"Нищий" авторства Константина Маковского.
"Пейзаж" авторства Михаила Нестерова, одновременно передвижника, участника "Мира искусств", а впоследствии лауреата Сталинской премии. Он, кстати, тоже бывал в гостях на Белой Вилле у семьи Ярошенко.
Апполинарий Михайлович Васнецов не так известен как его прославленный брат Виктор, но тоже весьма талантливый живописец. Трудился он, судя по всему, и в Кисловодске, о чем можно судить хотя бы по его пейзажу "Река Ольховка", которая протекает, к слову сказать, в сотне метров от Белой Виллы.
Очередной вид Красных камней.
В отдельном зале выставлены картины двух соратников и друзей Николая Ярошенко, его тезок. Вот одна из картин Николая Никаноровича Дубовского, который часто бывал на Белой Вилле, ездил с его хозяином на этюды. Во время одной из таких поездок и был, по всей видимости, написан данный пейзаж.
Также в этом же зале можно увидеть полотна авторства Николая Алексеевича Касаткина, с одной стороны передвижника, с которым Николай Ярошенко совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге, с другой один из основателей соцреализма и первый, получивший официальное звание народного художника Союза.
Но не только живописные полотна представлены в этой интереснейшей галерее. Есть и работы небезизвестных скульпторов, в частности, "Тройка" авторства Евгения Лансере, как раз специализировашегося на изображения животных и, в частности, лошадей.
В нескольких витринах представлены предметы декоративно-прикладного искусства.
Второй же из бывших гостевых домов отдан под временные выставки. В самом большом его зале, который судя по стоящим там креслам используется и под различные мероприятия, в том числе и концерты, открыта была выставка под названием "Россия многоликая. Век 19-й", на которой можно увидеть полотна не очень известных широкой публике ответственных живописцев той эпохи из фондов музея Ярошенко. Вот несколько картин для примера.
Полотно "Солдат Туркестанской армии" написано Николаем Каразиным, художником-баталистом, по совместительству писателем и журналистом, участником Русско-Турецкой войны, Среднеазиатских походов, во время одного из которых, он, видимо и создал эту картину.
"Портрет жены" авторства Александра Ступина, известного прежде всего как организатор и руководитель первой в России провинциальной школы живописи, Арзамасской, из которой вышло немало талантливых художников, в числе которых, к примеру, Василий Перов.
Запомнился и "Морской пейзаж" Петра Суходольского.
Также в двух меньших залах этого корпуса были открыты еще пару выставок уже более современных живописцев, на одной из которых представлены в основном пейзажи художников из Вологодской области.
Вот такой вот музей, расположенный по соседству с главной достопримечательностью Кисловодска, Курортным парком, мы посетили в один из дней той замечательной поездки в регион Кавказских Минеральных вод. В целом от посещения остались самые благоприятные впечатления. Жаль, конечно, не поинтересовались заранее временем начала экскурсии, с ней посещение данного музея, без сомнения, вышло бы ещё более интересным, но и в режиме свободного визита экспозиции Белой Виллы принесли немало нового. Не могу сказать, что открыл для себя творчество Ярошенко, и до этого был знаком с его картинами, но по новому данный музей заставил на него взглянуть. Да и другие экспозиции музея понравились, особенно галерея передвижников.
Так что, будучи в Кисловодске, не стоит ограничиваться питием минеральной воды, лечебными процедурами или же прогулками по тому же Курортному парку. Есть здесь и довольно интересные музеи, об одном из которых я и рассказал сегодня, и который смело могу посоветовать посетить.
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Ставропольский край |
Район | городской округ Город-курорт Кисловодск |
Город или поселок | Кисловодск |
Общее впечатление | Замечательный музей в курортном Кисловодске, посвященный известному русскому живописцу, и не только. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Вот отзыв всё никак не напишу…
Н.А. Ярошенко, конечно, был личностью незаурядной, совершенно заслуженно его удостоили звания Почётного гражданина Кисловодска. И ведь, что удивительно и о чём мы почти не знаем, он, кроме выдающихся успехов в живописи, дослужился до генеральского чина, но не успел дожить до преклонного возраста…
много красивых портретов, пейзажей!(но некоторые рамы - глаз режет)
А вот "Всюду жизнь" каким образом должно было попасть в отзыв, если оригинал в Третьяковке висит. А в данном музее есть лишь копия, я ее даже и не фотографировал, зачем если здесь представлено немало оригиналов.