Отзыв: Книга "Предания веков. Сказания, легенды из "Истории государства Российского" - Н. М. Карамзин - так-то запретить бы патриотизма ради, а уже напечатанное сжечь
Достоинства: фактический материал
Недостатки: монархические и нравственные рассуждения
Это издание отличается тем, что редактор, выкинув не вполне интересные на его взгляд главы из "Истории" Карамзина, утоптал ногами 3 тома до однотомника, хотя и весьма объемного. Не знаю, что там было в пострадавшей части, но, честно говоря, и оставшееся меня не увлекло. Возможно, Николай Михайлович ни в чем не виноват, просто я недостаточно патриотичен и не очень люблю русскую историю и особо ею не интересуюсь.
Во-первых, я очень скоро начал путаться в именах: кто из князей кому сват, а кому брат. Русский, конечно, велик и могуч, но недостатки есть, однообразные имена с зубодробительными отчествами - один из них.
Во-вторых, не всегда я был согласен с автором. Иногда категорически не согласен. Карамзин напрасно не видит разницы в наших и древнегреческих междоусобицах. Да, греки резали друг друга за честь Афин или Спарты точно так же, как русские за честь Мономахова или Олегова дома. Но между русскими княжествами особой разницы не было, а вот между афинской демократией и спартанской олигархией дистанция огромного размера. Поэтому греки интереснее. Опять же, греки это глобальная политика, а у нас так, свара на коммунальной кухне.
Разумеется, всегда найдутся исключения. Было дело и на Руси, когда коррумпированные московские сатрапы душили остатки древней свободы в Новгороде, Пскове и моем родном городке. Ну так, исключения на то и исключения.
И с Александром Сергеевичем не согласен. Ну, какой, прости господи, Тацит? Пародия на него. От историка хотелось бы услышать мудрое слово, а наивные благоглупости мне и самому в голову приходят. Николай Михайлович повествует, что впервые столкнувшись с нашими, татары сказали, что, мол, к нам у них претензий нет - только к половцам, и вообще, нашим стоило бы с помощью татар отомстить половцам за прошлые грехи. Карамзин называет этот убогий развод, на который только последний лох поведется, "благоразумным миролюбием." Надо полагать, они от Монголии добрались до границ Руси, движимые исключительно миролюбием, да еще и благоразумным.
Во-первых, татары очевидно действовали по старому доброму правилу divide et impera. Латыни они, может быть, и не знали, но сам-то принцип успешно применили к половцам (нашлись-таки лохи), когда они в союзе с аланами решили воевать с ними. Карамзин подробно пишет об этом чуть выше. Так что же он удивляется русским князьям? Наверное, половцы поделились, как их кинули.
Во-вторых, называя половцев древними врагами россиян, татары несколько преувеличивали. И уж Карамзин-то должен был это понимать. Соседи. А между соседями всякое бывает. И даже родственники. Взять главного героя "Слова о полку Игореве": его отец был женат на половчанке, дед тоже. В доме деда как родной сын воспитывался половецкий княжич Итларь (ходят слухи, что былинное Идолище Поганое на самом деле Итларище).
Вот с какого перепугу русским князьям пренебрегать своими давними соседями и родственниками и отдавать предпочтение татарам, которых они первый раз видят, но уже слышали много плохого?
Интересно, что бы автор сказал о политической жизни современной России? Он с такой детской наивностью и простотой пишет о приходе к власти Бориса Годунова, что слеза умиления прошибает. А Пушкин в своей поэме взглянул на вещи трезво. Вообще-то, должно быть наоборот: в историческом труде глубокий анализ ситуации, а в художественном произведении - да что автору бог на душу положит.
Со всем тем стоит сказать Николаю Михайловичу огромное спасибо за его работу. Я как читатель один том с трудом осилил, а он 12 книг написал. А сколько первоисточников ему пришлось изучить? Действительно подвиг. И честного человека, и трудовой. Не каждый обратится к летописям, а Карамзин уже изучил их за нас. Если бы не он, мне бы никогда не узнать таких, например, пикантных подробностей Смуты: "народ ... плавал в крови их (поляков) ... В числе самых жестоких карателей находились Священники и Монахи переодетые". Вона оно че, а вы говорите: смутное время 90-ых, водка, сигареты...
P.S. Вспомнилась знаменитая картина Васнецова "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Хоть Виктор Михайлович и земляк, но не могу молчать: возвел он напраслину на русских воинов, ибо как там у Тацита: "посреди поля белели скелеты, где одинокие, где наваленные грудами, смотря по тому, бежали ли воины или оказывали сопротивление." Судя по картине - бежали.
Вот бы он знаменитую битву с устюжанами в Раздерихинском овраге изобразил. Жил я в детстве рядом, играл в овраге - там шею свернешь, какие битвы?
Во-первых, я очень скоро начал путаться в именах: кто из князей кому сват, а кому брат. Русский, конечно, велик и могуч, но недостатки есть, однообразные имена с зубодробительными отчествами - один из них.
Во-вторых, не всегда я был согласен с автором. Иногда категорически не согласен. Карамзин напрасно не видит разницы в наших и древнегреческих междоусобицах. Да, греки резали друг друга за честь Афин или Спарты точно так же, как русские за честь Мономахова или Олегова дома. Но между русскими княжествами особой разницы не было, а вот между афинской демократией и спартанской олигархией дистанция огромного размера. Поэтому греки интереснее. Опять же, греки это глобальная политика, а у нас так, свара на коммунальной кухне.
Разумеется, всегда найдутся исключения. Было дело и на Руси, когда коррумпированные московские сатрапы душили остатки древней свободы в Новгороде, Пскове и моем родном городке. Ну так, исключения на то и исключения.
И с Александром Сергеевичем не согласен. Ну, какой, прости господи, Тацит? Пародия на него. От историка хотелось бы услышать мудрое слово, а наивные благоглупости мне и самому в голову приходят. Николай Михайлович повествует, что впервые столкнувшись с нашими, татары сказали, что, мол, к нам у них претензий нет - только к половцам, и вообще, нашим стоило бы с помощью татар отомстить половцам за прошлые грехи. Карамзин называет этот убогий развод, на который только последний лох поведется, "благоразумным миролюбием." Надо полагать, они от Монголии добрались до границ Руси, движимые исключительно миролюбием, да еще и благоразумным.
Во-первых, татары очевидно действовали по старому доброму правилу divide et impera. Латыни они, может быть, и не знали, но сам-то принцип успешно применили к половцам (нашлись-таки лохи), когда они в союзе с аланами решили воевать с ними. Карамзин подробно пишет об этом чуть выше. Так что же он удивляется русским князьям? Наверное, половцы поделились, как их кинули.
Во-вторых, называя половцев древними врагами россиян, татары несколько преувеличивали. И уж Карамзин-то должен был это понимать. Соседи. А между соседями всякое бывает. И даже родственники. Взять главного героя "Слова о полку Игореве": его отец был женат на половчанке, дед тоже. В доме деда как родной сын воспитывался половецкий княжич Итларь (ходят слухи, что былинное Идолище Поганое на самом деле Итларище).
Вот с какого перепугу русским князьям пренебрегать своими давними соседями и родственниками и отдавать предпочтение татарам, которых они первый раз видят, но уже слышали много плохого?
Интересно, что бы автор сказал о политической жизни современной России? Он с такой детской наивностью и простотой пишет о приходе к власти Бориса Годунова, что слеза умиления прошибает. А Пушкин в своей поэме взглянул на вещи трезво. Вообще-то, должно быть наоборот: в историческом труде глубокий анализ ситуации, а в художественном произведении - да что автору бог на душу положит.
Со всем тем стоит сказать Николаю Михайловичу огромное спасибо за его работу. Я как читатель один том с трудом осилил, а он 12 книг написал. А сколько первоисточников ему пришлось изучить? Действительно подвиг. И честного человека, и трудовой. Не каждый обратится к летописям, а Карамзин уже изучил их за нас. Если бы не он, мне бы никогда не узнать таких, например, пикантных подробностей Смуты: "народ ... плавал в крови их (поляков) ... В числе самых жестоких карателей находились Священники и Монахи переодетые". Вона оно че, а вы говорите: смутное время 90-ых, водка, сигареты...
P.S. Вспомнилась знаменитая картина Васнецова "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Хоть Виктор Михайлович и земляк, но не могу молчать: возвел он напраслину на русских воинов, ибо как там у Тацита: "посреди поля белели скелеты, где одинокие, где наваленные грудами, смотря по тому, бежали ли воины или оказывали сопротивление." Судя по картине - бежали.
Вот бы он знаменитую битву с устюжанами в Раздерихинском овраге изобразил. Жил я в детстве рядом, играл в овраге - там шею свернешь, какие битвы?
Общее впечатление | так-то запретить бы патриотизма ради, а уже напечатанное сжечь |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву