Отзыв: Фильм "Астенический синдром" (1989) - Фильм, который продолжаешь смотреть и после окончания просмотра.
Достоинства: Фильм, который сделает вас духовно богаче.
Недостатки: Нет
"На это не любят смотреть,
об этом не любят думать,
это не должно иметь отношения
к разговорам о добре и зле."
Не хотите, не смотрите!
Именно это сказала Кира Муратова в середине фильма зрителям. Сейчас объяснюсь.
Между двумя новеллами, из которых состоит фильм, есть отдельный фрагмент, в котором актриса Ольга Антонова, сыгравшая главную роль в первой части фильма, выходит на сцену кинотеатра после премьеры, что бы ответить на вопросы зрителей, рассказать о съемках и т. д., в общем творческая встреча. Тут актриса сыграла актрису, сыгравшую главную роль в самом фильме. Такой классный художественный прием! А зрители встают и уходят со словами, зачем такое снимать, я хотел отдохнуть... Она (актриса, сыгравшая актрису, сыгравшую главную роль) убегает со сцены, запутавшись в кулисах...
Фильм действительно тяжелый. Тяжелая не только тема, сюжет, то о чем фильм, но и форма повествования не самая простая, требует зрительской работы. Поэтому у каждого есть выбор, смотреть до конца или выйти из зала.
Астенический синдром это тяжелое болезненное состояние на грани психического расстройства, можно более подробно посмотреть в словаре значение термина. У Муратовой это так: вагон трамвая или метро, пустой, в котором человек находится один. И этот вагон едет, и от движения образуется огромное количество теней и полутеней, двигающихся, наплывающих друг на друга, такая сложная паутина, некий тоннель, в котором человек один двигается. Этот образ есть и в первой новелле и во второй. И я, как зритель, была погружена в этот тоннель во время фильма и еще какое-то время после.
О чем фильм? В первой части фильма женщина похоронила мужа. Мы видим первые два дня её жизни после этого события. Люди вокруг есть, но они все остались за кругом. Очень тяжело, очень психологично, пересказать нереально. Все снято в монохромном цвете. И не очень понятно, когда в ее жизни появятся краски.
Тяжело, но для разгрузки зрителя есть пара моментов, которые меня улыбнули. Это гениально, когда в тяжелейшем киноповествовании режиссер находит какие-то смешные моменты. Все как в жизни, трагедия и юмор, все рядом.
Но дальше, вторую часть, мне было полегче смотреть. Здесь главный герой, которого играет Сергей Попов, школьный учитель, у которого астенический синдром выражается в том, что он просто засыпает в самые неподходящие моменты, в метро, на уроке, на педагогическом собрании. Никакой трагедии в его жизни на данный момент не произошло, есть просто реальность вокруг, в которую он "не попадает" и эта реальность во многом трагична. А сам жанр киноленты это уже не трагедия, это трагикомедия.
Протест против бытовухи выражается, например, так. Герой, выслушав порцию упреков от тещи в ничегонеделании и безденежьи, просит разрешения съесть икры и ест ее перед зеркалом, видимо, видя себя в этот момент героем другого романа. Открыл три банки, что не съем, то понадкусываю))
Отдельное удовольствие получила от игры классной и потрясающей Александры Свенской, играющей в фильме коллегу по школе нашего героя. Знаю её и по другим ролям у Киры Муратовой. О, как романтично она играла на трубе, эта крупногабаритная училка - штамп советской педагогики. Сколько в ней харизмы, она как айсберг, мы видим только небольшую часть её таланта, хочется сравнить её с Раневской!
Юмора много, тонкого, умного, муратовского! Но и трагедии хватает. Например сцена в собачьем приемнике. Именно после этих кадров с собачьими мордами в "предсмертной камере" появляется заставка с цитатой, которую я поставила в начале отзыва.
Кинозарисовки советского быта настолько "в точку" и с таким подтекстом, который не возьмусь здесь объяснять. Просто получала удовольствие от кадров. Одни ковры и хрусталь, на которых камера останавливается по нескольку минут и дает зрителю разглядеть все в подробностях чего стоят! Это не только зарисовка быта того времени (фильм снят в 1989 году), но и характеристика внутреннего мира героини Свенской.
Заканчивается фильм сном героя в вагоне метро в полном одиночестве. Что ж, сон - это выход из тоннеля.
P.S. Посмотрела фильм с большим удовольствием. Вопрос, буду ли пересматривать? Пожалуй, да, вторую часть. Думаю, многие моменты еще для себя открою. А вот первую часть пока повторно смотреть не готова. Но все равно для полного восприятия фильма необходимы обе новеллы, они перекликаются и дополняют друг друга.
Приятного просмотра, если соберетесь с духом и настроением! Это настоящее авторское умное и тонкое кино!
об этом не любят думать,
это не должно иметь отношения
к разговорам о добре и зле."
Не хотите, не смотрите!
Именно это сказала Кира Муратова в середине фильма зрителям. Сейчас объяснюсь.
Между двумя новеллами, из которых состоит фильм, есть отдельный фрагмент, в котором актриса Ольга Антонова, сыгравшая главную роль в первой части фильма, выходит на сцену кинотеатра после премьеры, что бы ответить на вопросы зрителей, рассказать о съемках и т. д., в общем творческая встреча. Тут актриса сыграла актрису, сыгравшую главную роль в самом фильме. Такой классный художественный прием! А зрители встают и уходят со словами, зачем такое снимать, я хотел отдохнуть... Она (актриса, сыгравшая актрису, сыгравшую главную роль) убегает со сцены, запутавшись в кулисах...
Фильм действительно тяжелый. Тяжелая не только тема, сюжет, то о чем фильм, но и форма повествования не самая простая, требует зрительской работы. Поэтому у каждого есть выбор, смотреть до конца или выйти из зала.
Астенический синдром это тяжелое болезненное состояние на грани психического расстройства, можно более подробно посмотреть в словаре значение термина. У Муратовой это так: вагон трамвая или метро, пустой, в котором человек находится один. И этот вагон едет, и от движения образуется огромное количество теней и полутеней, двигающихся, наплывающих друг на друга, такая сложная паутина, некий тоннель, в котором человек один двигается. Этот образ есть и в первой новелле и во второй. И я, как зритель, была погружена в этот тоннель во время фильма и еще какое-то время после.
О чем фильм? В первой части фильма женщина похоронила мужа. Мы видим первые два дня её жизни после этого события. Люди вокруг есть, но они все остались за кругом. Очень тяжело, очень психологично, пересказать нереально. Все снято в монохромном цвете. И не очень понятно, когда в ее жизни появятся краски.
Тяжело, но для разгрузки зрителя есть пара моментов, которые меня улыбнули. Это гениально, когда в тяжелейшем киноповествовании режиссер находит какие-то смешные моменты. Все как в жизни, трагедия и юмор, все рядом.
Но дальше, вторую часть, мне было полегче смотреть. Здесь главный герой, которого играет Сергей Попов, школьный учитель, у которого астенический синдром выражается в том, что он просто засыпает в самые неподходящие моменты, в метро, на уроке, на педагогическом собрании. Никакой трагедии в его жизни на данный момент не произошло, есть просто реальность вокруг, в которую он "не попадает" и эта реальность во многом трагична. А сам жанр киноленты это уже не трагедия, это трагикомедия.
Протест против бытовухи выражается, например, так. Герой, выслушав порцию упреков от тещи в ничегонеделании и безденежьи, просит разрешения съесть икры и ест ее перед зеркалом, видимо, видя себя в этот момент героем другого романа. Открыл три банки, что не съем, то понадкусываю))
Отдельное удовольствие получила от игры классной и потрясающей Александры Свенской, играющей в фильме коллегу по школе нашего героя. Знаю её и по другим ролям у Киры Муратовой. О, как романтично она играла на трубе, эта крупногабаритная училка - штамп советской педагогики. Сколько в ней харизмы, она как айсберг, мы видим только небольшую часть её таланта, хочется сравнить её с Раневской!
Юмора много, тонкого, умного, муратовского! Но и трагедии хватает. Например сцена в собачьем приемнике. Именно после этих кадров с собачьими мордами в "предсмертной камере" появляется заставка с цитатой, которую я поставила в начале отзыва.
Кинозарисовки советского быта настолько "в точку" и с таким подтекстом, который не возьмусь здесь объяснять. Просто получала удовольствие от кадров. Одни ковры и хрусталь, на которых камера останавливается по нескольку минут и дает зрителю разглядеть все в подробностях чего стоят! Это не только зарисовка быта того времени (фильм снят в 1989 году), но и характеристика внутреннего мира героини Свенской.
Заканчивается фильм сном героя в вагоне метро в полном одиночестве. Что ж, сон - это выход из тоннеля.
P.S. Посмотрела фильм с большим удовольствием. Вопрос, буду ли пересматривать? Пожалуй, да, вторую часть. Думаю, многие моменты еще для себя открою. А вот первую часть пока повторно смотреть не готова. Но все равно для полного восприятия фильма необходимы обе новеллы, они перекликаются и дополняют друг друга.
Приятного просмотра, если соберетесь с духом и настроением! Это настоящее авторское умное и тонкое кино!
Общее впечатление | Фильм, который продолжаешь смотреть и после окончания просмотра. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву15
Спасибо! Описали потрясающе!
Интересно познакомиться с этим творением режиссера, которого уважаю. И сравнить со своими впечатлениями. Я уже 15 лет живу в состоянии неврастении. Про то ли фильм или нет? Узнаю скоро. Спасибо за отзыв.