4
Отзыв рекомендуют 11 0

Отзыв: Мультфильм "Душа" (2020) - Весьма запоздалый отзыв ради чтоб был

Достоинства: Хорошее курево художников, вполне приличное чувство меры в проработке тем, сделанность "на вырост" - растёшь и новое открываешь, доповала над чем подумать и за что себя пожалеть. Толерантная толерантность.
Недостатки: Местами вторичность, местами увод куда-то слишком далеко что для детей, что для взрослых, и конца не найдёшь. Слишком уж толерантная толерантность.
«Душа», на самом деле, печальный фильм. Он эклектичен, он вместил отзвуки многих чужих идей, это все отмечают, он антиутопичен, фаталистичен, он выбрасывает кучу мелких идей и слов, которые не имеют внятного развития, он непонятно для какой аудитории, детской или взрослой, создан; но он хорош и плох именно тем, что полон смятения. Автор «Головоломки» и здесь показывает головоломку, созданную в одной отдельно взятой голове. Верить всему этому не стоит; достаточно уцепиться за какую-нибудь одну ниточку, сшить ею что-нибудь, поиграть, а потом выбрать другую, и так до бесконечности. «Душа» - игра, конструктор для наших мозгов и душ, а ещё приятное зрелище, от которого и не нужно требовать большего, но послевкусие его грустноватое. Впрочем, зрители, судя по оценкам, многого и не требуют, да и особо не грустят. У критиков требований гораздо больше. С большей надеждой, но гораздо меньшим успехом можно предъявлять требования к Богу, задавать Ему вопросы. Великая и малая вселенные хороши полной открытостью своих финалов. У фильма «Душа» финал ведь тоже открыт.


Любой мультфильм подобного рода, то есть хороший, добротный, развлекательный мультфильм для детской аудитории от 6 до 99 лет, должен состоять из сложной материи, которую на части и частички бескровно не разделить. «Душа» так и сделана. У неё есть чисто развлекательная составляющая – это мультфильм весёлый, забавный, с элементами комедии положений. У неё есть составляющая изобразительная – это удивительная фантазия художников, сделавших разные миры такими разными и достойно и остроумно показавшие все варианты выхода из себя. И у «Души» есть, конечно, всякие бесконечные лирические, психологические, философские и педагогические детальки, все как-то вертящиеся вокруг слова «душа».

Фильм получился супер-в-тренде и супер-толерантным, если говорить об этом с иронией, конечно. Главный герой тут афроамериканец, тем не менее, герой не совсем он, а его угадайте что; а души все в фильме одинаково весёленько голубовато-зеленоватые, с отливом. И ещё: в мультфильме есть и второй главный герой – 22-я, душа нерождённая, и, конечно, в пару она ставится герою не просто так. Душа 22 не просто «не такая, как все», это, во-первых, «родная душа» для героя, пусть вектор их разный, – такая же мятущаяся; то, что 22-я не хочет ничего, никуда и никого, не должно никого же и обмануть. Во-вторых, 22-я Душа, по сути, душа актуальной на сегодня гибкой, неидентифицированной личности, должной непременно не определиться пораньше с национальностью, верой, конфессией, профессией, пропиской, полом, гендером, ориентацией и кучей других прибамбасов, выдаваемых, как наследство или приданое, неизвестно кем и почему, а определяться всегда или не определиться никогда. Хорошо это или плохо, судить не будем, - сейчас оно просто есть.

И, наконец, 22-я – душа вечного дитя, успевшего побывать на Земле до рождения, как и её наставник – на том свете до (окончательной) смерти. И при этом 22-я – душа древняя и зажившаяся в этаком первобытном раю-инкубаторе; душа, успевшая прожить без тела миллионы жизней, душа, которая авторитетно заявляет, что повредить душу могут лишь на Земле, но уже проторившая вход туда, где для живых душ временный выход – в пустую коробку, в индивидуальный рай, обозначаемый словом «астрал», и индивидуальный ад, обозначаемый словом «неприкаянность».

Потому ситуация, связанная с мечтами Джо Гарднера, его страхами, надеждами, сложностями общения, - и ситуация, связанная с надеждами, страхами и долгом нерожденной души 22, - зеркально отражаются в глазах визави-новичка, визави-наивного существа, только-только познавшего чужой мир. Мы, естественно, привыкли к миру Земли, изображённому так живо, так натурально, старательно, сочно, ярко, привыкли к этим внешностям, характерам, движениям, - поэтому нам так ново, дивно и немного печально видеть нежное марево «душевного» обиталища, эти краски северного сияния, эти причудливо-сказочные контуры неведомо кем поставленных на свои посты потусторонних служащих. Но нам приходится вжиться в странный мир, чтобы потом заново увидеть Землю и людей юными, новыми глазами. Таков план!

Такой взгляд, кажется, был нужен только для того, чтобы дать силы следовать своей судьбе. Вопреки некоторым мнениям, фильм не пугает невозможностью выбора и фатализмом; он всего лишь правдив. Земля сама по себе прекрасна, а всё дурное мы носим с собой; и да, это дурное накидано нам несправедливо, рандомно, разнообразно, без нашего разрешения, но зато у нас есть искра. Она и спасение, она и выход. А мечта – это прекрасно, что значит человек без мечты? И не надо говорить, что человек этот мог, да и стал, гениальным педагогом; две живые души он спас не в качестве педагога, а в качестве счастливого человека, да и одну не совсем-то он. Всё, что было затеяно фильмом, весь двигатель его сюжета – мечта Гарднера, его бег к её осуществлению, то, что и должно было терзать зрителей, так это – успеет-не успеет. Потому что Гарднер, в отличие от тех нас из рекламы, этого достоин. Кто была бы Ассоль без алых парусов? Слава, сказал однажды профессор Снейп, это далеко не всё. Но в славе ли дело? Дело в подтверждении того, правильно ли ты жил, талант ли в рост пустил или ржавую копейку. Стоит бежать и дрожать, воскресать и мчаться, круша всё кругом, чтобы добежать, чтобы пройти эти медные трубы, чтобы понять, что ничего в этом особого нет, что теперь то, что было сияющей целью, стало тем, ради чего ты по утрам натягиваешь штаны. Что завоеванное уважение мамы – это одноразовый чмок в щёчку и пока, сынок. Трагизм в том, что с 22-ой такого никогда не произойдёт, её искра – не залог счастливого пика, а залог маленьких и нежных счастливых секунд, её искра – зажигать для других такие маленькие и нежные секунды; возможно, она будет тем учителем, каким не стал Гарднер? Как бы то ни было, фильм и не скрывает, и не приглаживает горечь обычных земных несправедливостей. Он просто даёт надежду.

Ведь мы видели то, что на Земле, увидели даже то, что До неё; а После нам так и не показали, и что там, за сияющим световым шаром, мы так и не увидели.
Общее впечатление Весьма запоздалый отзыв ради чтоб был
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет