Отзыв: Фильм "Летчик" (2021) - Нравственно здоровый фильм в отличном техническом исполнении.
Достоинства: Умная режиссура, неплохая игра актёров, реалистичный, напряжённый сюжет.
Недостатки: Не хватает художественного реализма.
Несколько раз откладываемая премьера «Лётчика» состоялась, наконец, 2 декабря. QR-коды сократили количество зрителей до 3-х, включая меня. Имя режиссёра предполагало обязательность посещения. Ренат Давлетьяров уже римейком «А зори здесь тихие» показал себя умным режиссёром с хорошим нравственным зарядом. В тот раз его критиковали за слишком буквальное следование источнику и пиетет к исходной версии Станислава Ростоцкого. В случае с «Лётчиком» это точно не римейк «Повести о настоящем человеке» с прототипом Алексея Маресьева. В самом конце фильма идёт отсыл к девяти советским лётчикам, летавшим с ампутированными ногами, некоторые из которых как Захар Сорокин, Леонид Белоусов, Илья Маликов, Георгий Кузьмин, Иван Киселёв тоже стали героями Советского Союза.
Хотя все они были лётчиками-истребителями Давлетьяров сделал своего героя Николая Комлева пилотом штурмовика Ил-2. Может, потому что нашёл настоящий, восстановленный на 75 % летающий штурмовик. Классический 2-местный. Это критиками ставится в вину режиссёру, потому что в 41-м летали ещё одноместные, которые из-за огромных потерь от немецких истребителей были заменены с 1942 года на двухместную версию. На мой взгляд, это пустяки. Во-первых, режиссёр имеет право на художественный вымысел, а во-вторых, фильм делает шедевром не буквальное следование советам военных консультантов, а сценарий, искусство режиссёра и актёров. В пронзительной финальной сцене «Горячего снега» генерал Бессонов в поисках выживших на батарее опирается на подбитый «Тигр», которого, отродясь, не могло быть в 17 танковой дивизии Манштейна. Это не мешает подступать к комку в горле. Потому что, когда режиссёр создал катарсис, нам уже не до технических деталей… В этом смысле Давлетьярову многое удалось. Понятно, батальные сцены. Ещё не Спилберг, но уже близко. Атака на немецкую колонну на глиссаде, сначала РС-ми, потом бомбами и пушками. Реалистично. Финальная сцена уничтожения моста и попутно преследующего истребителя сделана тоже захватывающе. Ил-2 был очень опасным противником в 2-местной версии. Не случайно самого именитого аса вермахта на советско-германском фронте Отто Киттеля убил, именно, стрелок штурмовика, а не истребитель. В общем здорово, и с чувством меры. Чувствуется культура режиссёра. Однако, большая часть фильма о лётчике происходит на земле. Здесь вспоминается оригинальный текст Бориса Полевого (в советской школе был обязательным, сейчас школьников насилуют Солженицыным). Где-то аллюзии к Джеку Лондону с его «Любовью к жизни». Главного героя в его упорном движении к линии фронта спасают воспоминания о любимой девушке, ибо родных у него нет - он из детдома. Это очень современное видение. Индивидуалистично, но, представляется, что советские люди были посоциальнее… Любовная линия не перегружена. Сцена с обнажённой героиней вместе с отражением не оригинальный приём, но всё к месту. Кстати, как мне кажется, две самые сильные сцены фильма происходят совсем не на войне. Это встреча Николая и Ольги в госпитале, когда героиня узнаёт, что Николай жив, но не писал и уходит, оскорблённая. В отечественном кинематографе она бы обижалась бы долго, а в индийском простила бы только к концу. Здесь же режиссёр ей дал сделать лишь несколько шагов. Вторая сцена это встреча Николая и Ольги с родителями парня-санинструктора, вынесшего его к линии фронта. Послание сына на карте Комлева. Очень по-человечески… Финальная сцена возвращения на аэродром сделана очень по-американски, что ли. Это не критика, но мне она показалась не очень органичной. В общем фильм хороший. Один из лучших российских фильмов о войне наряду со «Звездой». На мой взгляд, у него только один недостаток. Родовой, я бы сказал. Он деидеологизирован. Во время фильма я верю, что этот герой мог бороться и выжить, как это делали герои Джека Лондона. Потому что у него есть стойкость мальчишки из детдома, и его ждёт дома любимая девушка. Я не верю в фильме, что эта армия выиграла войну против фашизма. Потому что для этого мало личного героизма и стойкости. Для такой борьбы недостаточно «малой Родины», родного очага. Нужна большая цель, ведь война -это не столько подвиги, сколько ежедневный труд в нечеловеческих условиях. В этом смысле, например, «Они сражались за Родину» реалистичнее. В общем, на языке искусствоведения, не хватает художественного реализма. Высокого реализма! Однако, в любом случае, по сравнению с фильмами Михалкова и младшего Бондарчука, фильм Давлетьярова -это движение вверх, используя название недавнего фильма. Это уже признак нашего нравственного выздоровления, которое не может быть одномоментным. Что не может не радовать.
Хотя все они были лётчиками-истребителями Давлетьяров сделал своего героя Николая Комлева пилотом штурмовика Ил-2. Может, потому что нашёл настоящий, восстановленный на 75 % летающий штурмовик. Классический 2-местный. Это критиками ставится в вину режиссёру, потому что в 41-м летали ещё одноместные, которые из-за огромных потерь от немецких истребителей были заменены с 1942 года на двухместную версию. На мой взгляд, это пустяки. Во-первых, режиссёр имеет право на художественный вымысел, а во-вторых, фильм делает шедевром не буквальное следование советам военных консультантов, а сценарий, искусство режиссёра и актёров. В пронзительной финальной сцене «Горячего снега» генерал Бессонов в поисках выживших на батарее опирается на подбитый «Тигр», которого, отродясь, не могло быть в 17 танковой дивизии Манштейна. Это не мешает подступать к комку в горле. Потому что, когда режиссёр создал катарсис, нам уже не до технических деталей… В этом смысле Давлетьярову многое удалось. Понятно, батальные сцены. Ещё не Спилберг, но уже близко. Атака на немецкую колонну на глиссаде, сначала РС-ми, потом бомбами и пушками. Реалистично. Финальная сцена уничтожения моста и попутно преследующего истребителя сделана тоже захватывающе. Ил-2 был очень опасным противником в 2-местной версии. Не случайно самого именитого аса вермахта на советско-германском фронте Отто Киттеля убил, именно, стрелок штурмовика, а не истребитель. В общем здорово, и с чувством меры. Чувствуется культура режиссёра. Однако, большая часть фильма о лётчике происходит на земле. Здесь вспоминается оригинальный текст Бориса Полевого (в советской школе был обязательным, сейчас школьников насилуют Солженицыным). Где-то аллюзии к Джеку Лондону с его «Любовью к жизни». Главного героя в его упорном движении к линии фронта спасают воспоминания о любимой девушке, ибо родных у него нет - он из детдома. Это очень современное видение. Индивидуалистично, но, представляется, что советские люди были посоциальнее… Любовная линия не перегружена. Сцена с обнажённой героиней вместе с отражением не оригинальный приём, но всё к месту. Кстати, как мне кажется, две самые сильные сцены фильма происходят совсем не на войне. Это встреча Николая и Ольги в госпитале, когда героиня узнаёт, что Николай жив, но не писал и уходит, оскорблённая. В отечественном кинематографе она бы обижалась бы долго, а в индийском простила бы только к концу. Здесь же режиссёр ей дал сделать лишь несколько шагов. Вторая сцена это встреча Николая и Ольги с родителями парня-санинструктора, вынесшего его к линии фронта. Послание сына на карте Комлева. Очень по-человечески… Финальная сцена возвращения на аэродром сделана очень по-американски, что ли. Это не критика, но мне она показалась не очень органичной. В общем фильм хороший. Один из лучших российских фильмов о войне наряду со «Звездой». На мой взгляд, у него только один недостаток. Родовой, я бы сказал. Он деидеологизирован. Во время фильма я верю, что этот герой мог бороться и выжить, как это делали герои Джека Лондона. Потому что у него есть стойкость мальчишки из детдома, и его ждёт дома любимая девушка. Я не верю в фильме, что эта армия выиграла войну против фашизма. Потому что для этого мало личного героизма и стойкости. Для такой борьбы недостаточно «малой Родины», родного очага. Нужна большая цель, ведь война -это не столько подвиги, сколько ежедневный труд в нечеловеческих условиях. В этом смысле, например, «Они сражались за Родину» реалистичнее. В общем, на языке искусствоведения, не хватает художественного реализма. Высокого реализма! Однако, в любом случае, по сравнению с фильмами Михалкова и младшего Бондарчука, фильм Давлетьярова -это движение вверх, используя название недавнего фильма. Это уже признак нашего нравственного выздоровления, которое не может быть одномоментным. Что не может не радовать.
Общее впечатление | Нравственно здоровый фильм в отличном техническом исполнении. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву