Отзыв: Фильм "Рука Бога" (2021) - Какой рукой забил Марадона англичанам
Достоинства: Режиссер Паоло Соррентино. Фильм получил кучу призов.
Недостатки: Некоторое переосмысление режиссером своей работы.
Люблю режиссера Паоло Соррентино и всякий раз недоумеваю, почему у него порою так мало зрителей. Мне говорят, что смотреть его трудно, а мне нравится один такой режиссер-сюрреалист, швед Рой Андерссен. Вот о нем что-то такое где-то справедливо, хотя я тоже часто не замечаю времени, когда смотрю его фильмы, потому что ломаю голову над режиссерскими загадками. А насчет "трудно" - просто включите начало "Нового Папы" и посмотрите вступительную заставку. Это своего рода произведение искусства. Дрожь идет по телу. И не только по моему.
"Руку бога" не назовешь фирменной работой автора, хотя у Соррентино уже были фильмы, имевшие некоторое конкретное, местечковое значение. Здесь как бы и не совсем так. Диего Марадона в Италии. Что это, как не приобретенный кумир, хотя выбирать себе религию стало возможным относительно недавно и только кое-где. Во все остальное мы верим в зависимости от среды обитания, сумевшей нам что-то внушить и формы этой самой емкости для внушения, что вручила нам на входе природа.
Если же сконцентрироваться на образах, то Соррентино порою очень узнаваем. Вот застывшие в форме немого вопроса люди, стоящие друг за другом, вот в наступающей тишине нечто особенное, переваливающееся с края на край. Каждая деталь значительна, каждый звук или оттенок завораживает, напоминая о том, что смотришь ты фильм великого мастера.
Но не все так хорошо. Я-то довольно спокойненько отсмотрел все эти два часа, потому что знаю, что смысл в итоге все равно будет, его можно только по ходу повествования не понимать. Иногда меня в течении этого времени посещает мысль, что, вот, здесь отвалилась целая толпа зрителей. Прямо-таки физически до меня доносится шум, сбегающих из зала кинотеатра людей. Было такое на каком-то фильме Соррентино, а девушка, сидевшая рядом со мной, вся извертелась в своем телефоне от бессильной скуки. Мне даже хотелось сказать ей, что она может уйти вместе со всеми. Но, видимо, желание сообщить всем в соцсетях, что она посмотрела новый фильм Соррентино, было гораздо сильнее.
Так смотреть или нет? Это трудный для меня вопрос. Фильм, без всякого сомненья, очень качественный, с прекрасной игрой актеров, с фирменными примочками режиссера, гораздо лучше основной массы картин, что нынче зря проводят свое время и тратят чужое на экранах мира. С другой стороны, я как-то отчетливо представил, что фильм повернут к зрителям какой-то другой стороной. Раньше я прекрасно понимал аудиторию Соррентино, а теперь он как будто пытается завлечь иных, до такой степени уверен в своих приверженцах. Что ж, в чем-то он прав, потому что я все равно буду смотреть автора "Молодого папы", "Великой красоты", "Молодости".
Главным героем выступает на этот раз юноша, почти еще мальчик, который, как я понял, должен ассоциироваться с самим режиссером в юности. Тони Сервилло, конечно, играет его отца, потому что редкий фильм Соррентино обходится без этого актера. А я тут же вспоминаю эпизод в "Великой красоте", посмотрите, буквально секунд 30. С 10.00 по 10.30 минуты. Смотрел сам раз пятьсот. Это экстаз!
Помимо Неаполя и Диего Марадоны, рядом с "Рукой бога" (а фильм получил кучу призов) прозвучало имя Федерико Феллини. Я люблю этого режиссера очень избирательно, но не отношусь к нему равнодушно, это главное. Посмотрев десяток фильмов, примерно половину оценил очень высоко. Если, собственно, у Соррентино начался новый период в его творчестве именно сейчас, с "Руки бога", то на него, определенно, стоит обратить внимание тем, кому этот режиссер никогда не был близок.
Что касается темных улочек Неаполя, то достаточно просто обратить внимание на место рождения режиссера. Это и есть Неаполь. Определенно, ни одного туриста там нам по дороге и не попадалось. Зато чувствуется отсутствие оператора - постоянного напарника Соррентино, хотя стараниями, судя по всему, самого режиссера некоторые кадры можно назвать шедевральными.
Фильм в итоге о судьбе, взрослении, жизни, каковой нам ее вручают те, кто вокруг нас, выше или ниже. Оценку я немного снизил, что с моих глазах равносильно провалу, но с виду будет пятерка как пятерка. "Руку бога", как я уже говорил, особенно рекомендую тем, кто не слишком дружен с Соррентино. Все же состоявшиеся поклонники в моих рекомендациях не нуждаются, хотя должен предупредить, что фильм отличается от многого из того, что мы смотрели ранее. Впрочем, я знаю еще ранние работы Соррентино, без всякой метафизической окраски, поэтому хорошо себе представляю - с чего он начинался и к каким истокам по логике своей должен вернуться. Lunghi anni, Paolo Sorrentino!
"Руку бога" не назовешь фирменной работой автора, хотя у Соррентино уже были фильмы, имевшие некоторое конкретное, местечковое значение. Здесь как бы и не совсем так. Диего Марадона в Италии. Что это, как не приобретенный кумир, хотя выбирать себе религию стало возможным относительно недавно и только кое-где. Во все остальное мы верим в зависимости от среды обитания, сумевшей нам что-то внушить и формы этой самой емкости для внушения, что вручила нам на входе природа.
Если же сконцентрироваться на образах, то Соррентино порою очень узнаваем. Вот застывшие в форме немого вопроса люди, стоящие друг за другом, вот в наступающей тишине нечто особенное, переваливающееся с края на край. Каждая деталь значительна, каждый звук или оттенок завораживает, напоминая о том, что смотришь ты фильм великого мастера.
Но не все так хорошо. Я-то довольно спокойненько отсмотрел все эти два часа, потому что знаю, что смысл в итоге все равно будет, его можно только по ходу повествования не понимать. Иногда меня в течении этого времени посещает мысль, что, вот, здесь отвалилась целая толпа зрителей. Прямо-таки физически до меня доносится шум, сбегающих из зала кинотеатра людей. Было такое на каком-то фильме Соррентино, а девушка, сидевшая рядом со мной, вся извертелась в своем телефоне от бессильной скуки. Мне даже хотелось сказать ей, что она может уйти вместе со всеми. Но, видимо, желание сообщить всем в соцсетях, что она посмотрела новый фильм Соррентино, было гораздо сильнее.
Так смотреть или нет? Это трудный для меня вопрос. Фильм, без всякого сомненья, очень качественный, с прекрасной игрой актеров, с фирменными примочками режиссера, гораздо лучше основной массы картин, что нынче зря проводят свое время и тратят чужое на экранах мира. С другой стороны, я как-то отчетливо представил, что фильм повернут к зрителям какой-то другой стороной. Раньше я прекрасно понимал аудиторию Соррентино, а теперь он как будто пытается завлечь иных, до такой степени уверен в своих приверженцах. Что ж, в чем-то он прав, потому что я все равно буду смотреть автора "Молодого папы", "Великой красоты", "Молодости".
Главным героем выступает на этот раз юноша, почти еще мальчик, который, как я понял, должен ассоциироваться с самим режиссером в юности. Тони Сервилло, конечно, играет его отца, потому что редкий фильм Соррентино обходится без этого актера. А я тут же вспоминаю эпизод в "Великой красоте", посмотрите, буквально секунд 30. С 10.00 по 10.30 минуты. Смотрел сам раз пятьсот. Это экстаз!
Помимо Неаполя и Диего Марадоны, рядом с "Рукой бога" (а фильм получил кучу призов) прозвучало имя Федерико Феллини. Я люблю этого режиссера очень избирательно, но не отношусь к нему равнодушно, это главное. Посмотрев десяток фильмов, примерно половину оценил очень высоко. Если, собственно, у Соррентино начался новый период в его творчестве именно сейчас, с "Руки бога", то на него, определенно, стоит обратить внимание тем, кому этот режиссер никогда не был близок.
Что касается темных улочек Неаполя, то достаточно просто обратить внимание на место рождения режиссера. Это и есть Неаполь. Определенно, ни одного туриста там нам по дороге и не попадалось. Зато чувствуется отсутствие оператора - постоянного напарника Соррентино, хотя стараниями, судя по всему, самого режиссера некоторые кадры можно назвать шедевральными.
Фильм в итоге о судьбе, взрослении, жизни, каковой нам ее вручают те, кто вокруг нас, выше или ниже. Оценку я немного снизил, что с моих глазах равносильно провалу, но с виду будет пятерка как пятерка. "Руку бога", как я уже говорил, особенно рекомендую тем, кто не слишком дружен с Соррентино. Все же состоявшиеся поклонники в моих рекомендациях не нуждаются, хотя должен предупредить, что фильм отличается от многого из того, что мы смотрели ранее. Впрочем, я знаю еще ранние работы Соррентино, без всякой метафизической окраски, поэтому хорошо себе представляю - с чего он начинался и к каким истокам по логике своей должен вернуться. Lunghi anni, Paolo Sorrentino!
Общее впечатление | Какой рукой забил Марадона англичанам |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву16
спасибо заранее