Отзыв: Сериал "Знахарь 2" (2021) - "Оправдана только жизнь - смерть не оправдана ничем"
Достоинства: Даниил Страхов. Превосходная игра других актёров. Смысл, темы... Содержание, словом.
Недостатки: Для меня они есть
Здравствуйте. Узнав о том, что снимается продолжение, а потом и познакомившись с некоторыми подробностями грядущих серий, заведомо решила, на всякий случай, воспринимать его как отдельную историю. О другом главном герое.
"Знахарь" 2019 года для меня больше, чем драма, - это притча, а образ Павла Андреева - Образ Человека, каким он замышлялся наверно в принципе, и всё с ним происходящее, происходящее с теми, кого он любит, в моём представлении сложилось в финале того сериала. Это была история Человека, идущего по Пути Любви. Человека, не слишком привязанного к конкретному времени, хотя и очень современного. Преодолев многое, пережив потери в прошлом, он пришёл к тому состоянию, когда само соприкосновение судьбы любого с его судьбой, как понимаю это я, - спасение не только для души.
Второй сезон сериала - "Знахарь. Одержимость" - мог меня побудить изменить решение. Но этого не произошло. Итак, я оставила ту историю моего самого любимого киногероя завершённой и продолжающейся вечно где-то за кадром на той ноте, какую взяли герои в финале.
На лекции по ораторскому искусству в вузе нам говорили, что блестящая речь должна содержать эффектное вступление и замечательную по выразительности концовку, тогда не важно, каким будет содержание, - успех оратору обеспечен. Думаю, авторы новых серий "Знахаря" использовали этот принцип. Последние четыре серии смотрела на одном дыхании.
Герой нового сериала - тёзка и однофамилец Павла Андреева. Он тоже гениальный нейрохирург, у него уютный дом и любимая семья. Но это изначально - другой человек. Не изменившийся после трагедии, а пришедший к ней уже иным. Для меня удача, что, начиная смотреть, услышала несколько слов о персонаже от исполнителя главной роли Даниила Страхова, пояснившего, что, если в первом сезоне мы видим путь героя к Себе, то во втором это уже бегство от Себя. А позже прочла интервью, где он рассказал, почему выступил с инициативой смены т. н. имиджа - внешнего облика персонажа.
Слова актёра помогли мне расставить всё по местам в моём субъективном восприятии героя и его истории. Андреев ведь стал другим не только внешне. Изменился внутренне. И облик - отражение мира его души. В новом сценарии невозможно было играть прежнего Павла Андреева - тогда в нём предложенного просто не могло бы произойти. И здесь я вижу мудрость актёра, который не отказался от участия в новых сериях, но создал психологическую - даже, сказала бы, духовную, - основу для того, что предложили сценаристы.
Думаю, такой герой больше, чем в первой истории "Знахаря", понравится тем, кто сетовал на "наличие нимба", упрекал авторов в том, что Андреев получился "человеком без слабостей".
На мой взгляд, бегство от себя (или сначала - лишь небольшой уход в сторону) случилось у Павла задолго до трагедии и, возможно, стало внутренней её предпосылкой, ведь мы сами формируем нашу реальность - вместе с близкими нам людьми. Знаю по опыту: ничто не случается на пустом месте, внезапность всегда обманчива, любому серьёзному изменению в жизни предшествуют предупреждения, которые обычно игнорируются до тех пор, пока не становится слишком поздно. Если бы мы были такими же чуткими к Миру, как он чуток к нам...
Меня не обмануло внешнее благополучие - уверенного человеческого счастья я не увидела. Может, так было задумано, но семейная жизнь героя была показана схематично, иллюзорно, зыбко. Словно сон. За радостной улыбкой, адресованной жене и сыну, ощущалось мне неспокойное, назревающее... Только в операционной он был прежним, за стенами её явно чувствовались нервное напряжение, внутренняя усталость, неудовлетворённость. Во взгляде - грусть, в интонациях речи - непривычная резкость, раздражительность (его диалоги в начале с Семёновым, с другими коллегами, с дамой из минздрава).
Даже лежащий без сознания в лесу Павел в первом сезоне не вызывал во мне ощущения такой уязвимости, как в кажущейся мирной обыденной рабочей обстановке во втором. Там он был похож на чистое дитя, которому вся Земля и Вселенная - родной дом, как и задумывалось, на мой взгляд Создавшей нас Силой, и какое бы зло ни стремились ему причинить, он един с этой Силой, а значит - в безопасности. Здесь этого ощущения не было сразу.
Безусловно, на мой взгляд, выдержать уровень первого фильма было практически невозможно - поэтому и продолжения не хотелось. Но невозможно для меня и не радоваться новой роли любимого актёра, как невозможно, чтобы персонаж его не был для меня прекрасным. Он и прекрасен по-своему. Мастер своего дела, врач, как говорят, "от Бога", ставящий во главу угла интересы своих пациентов, смело идущий на риск, когда это необходимо, чуткий, глубоко чувствующий, я бы сказала, ведающий, - это больше, чем просто профессионал.
Актёр в интервью отметил, что авторы в новых сериях более жестоки со зрителем. Наверно всё же это индивидуально. Мне было несказанно тяжело смотреть только первые две серии. Ничего чрезвычайно жестокого дальше для себя не встретила. Ещё одна премьера уходящего года - сериал "Капкан для монстра", - где Даниил также исполнил главную роль, не менее жестока к зрителю, но как криминальная драма для меня намного интереснее, как просто драма - человечнее, одушевлённее.
Мне сложно объяснить ощущения от фильма в целом. Они отдельные относительно главного героя, который забирает - вместе с людьми, любящими его и старающимися ему помочь, - всю мою теплоту. Почти на все взгляды и реплики Павла реагировала я слезами. К параллельно рассказанной истории семьи Аристовых испытывала непреодолимый холод и скуку. И к никому не нужной Виолетте, о которой, не будь проблем, быстро забыли бы и мачеха, и сестра, и акционеры, за которую болели душой лишь старый начальник охраны и случайно встреченный на пути нейрохирург, и к бедам тех самых мачехи и сестры, и к нуждам нейрохирургии...
Болезнь Виолетты напомнила мне роман "Прежде, чем я усну", но там героиня жила в таком состоянии годами. Не могу не отметить, что сама по себе игра актрисы Е. Николаевой мне очень понравилась. У меня тоже восьмилетняя дочь, и я ловила себя на том, что героиня в определённый момент вполне могла бы забраться ко мне на колени. Только в одиннадцатой серии я начала проникаться настоящей симпатией к Виолетте, в итоге поняла и полюбила, но это, конечно, очень долго...
Понравились, как и в первом "Знахаре", Анна (А. Мареева) и - в исполнении великолепной Х. Филипповой - невролог Ирина Юрьевна (особенно последняя, не отпускающая любимого моего героя в его горе от себя душевно ни на шаг), хирург Евгений Егоров (была приятна его романтическая линия и по-настоящему волновала судьба ставших ему дорогими людей). А ещё наконец полюбилась Татьяна (С. Смирнова-Марцинкевич), которую принимала в штыки в первом сезоне, - опять же, тем, как отнеслась к Павлу и какое приняла участие в его истории, своей женственностью, понравился её коллега-хирург. Словом, потрясающая актёрская игра меня порадовала - здесь нет ни одного, на мой взгляд, неубедительного персонажа.
Зная заранее о страшной утрате главного героя, когда-то мечтала, что в продолжении будет новая любовь. Но уже первые кадры вернули меня с небес на землю. Ни о какой романтике для человека, пережившего такую потерю, быть не может. Разве только в самом далёком будущем... А может быть, и никогда...
Атмосфера сериала - кроме того, что происходило с Павлом в поселковой больнице, - невыносимо ледяная. Город, показываемый сверху, здание медцентра поразили меня здесь безжизненностью, убивающей искусственностью пространства, в котором, как в тюрьме, томятся живые люди. А эти жуткие офисы и дома, вроде дома Аристовых, в которых не за что зацепиться взглядом, где нет ни тепла, ни уюта. О любви там, разумеется, нет и речи - человеческое чувство не выдержит искусственного пространства.
На мой взгляд, операции вновь были поставлены круто, здесь не в чем упрекнуть авторов (хотя как я могу судить, если вживую не видела подобного?). Но и в первом сезоне их обилие (за исключением тех, где участвовал Андреев) заставило меня вздыхать. Чересчур много сюжетных линий, в т. ч. крошечных, в которых главная часто исчезала из виду (имею в виду, конечно, самого главного героя, а не тех, кого он спасал).
Детективом фильм мне не показался - сразу всё было ясно, разве что главному герою надо было узнать правду, хотя он-то к этому и не стремился - это стало для него случайностью. Но интриги, заставляющей меня, как во многих картинах, досадовать на конец серии и нетерпеливо ждать продолжения, в сериале не оказалось.
Всё это, а также элементы кажущейся мистики, хотя я и была рада замечательному актёру Н. Иванову, сделали для меня историю какой-то чужой, неодушевлённой, чем-то напомнившей по ощущениям сериал "Про Веру", который я не пересматриваю полностью - только наиболее трогающие меня эпизоды с героем Д. Страхова...
Не могу сказать, что фильм не понравился. Игра любимого актёра традиционно на высоте. На мой взгляд, с героем роднит его не только внутренняя чистота, но и то, что в своей профессии - как зритель, иначе сказать не могу, потому что видела абсолютно все его работы, - он может практически всё. И с этой точки зрения роль в сериале "Знахарь. Одержимость" для Даниила - очередная большая удача. Как и удача, мне кажется, для других актёров: той же Елены Николаевой, Хельги Филипповой, да и Дарье Урсуляк, которую я полюбила в "Тихом Доне", наверно было интересно играть такую роль, как здесь. Многие актёры именно благодаря этому сериалу мне запомнятся отныне.
Но для меня это более материальное кино, чем "Знахарь", даже слишком материальное. Хотя в глубине и смысле, важности освещённых тем ему не откажешь. Здесь ярко показано и то, как материнская нелюбовь уродует детскую душу, по-собачьи льнущую потом к такому же изуродованному - не способному получать удовлетворение иначе, чем через власть и деньги. И то, как, помогая другим, человек выбирается из собственного ада. Множество тем - каждый найдёт близкое себе. Содержание, на мой взгляд, роскошно.
Но мне мало было драмы - слишком много какого-то трафаретного криминала и медицины, существенно притупляющих мою чувствительность. Возможно, случившееся в начале сериала горе заставило меня принять любое развитие событий - как говорится, "хуже для него уже быть ничего не может", а потому, сопереживая Павлу, не переживала за него. И финал не удивил меня. И ещё мне было невыносимо мало главного героя, отчего основным чувством при просмотре, к сожалению, с третьей до тринадцатой серии была скука...
Почти весь сериал была уверена, что поставлю от себя только четвёрку, но меня очень тронули в конце и Семёнов, и Виолетта (любимый герой - вне конкуренции), поэтому не стану вредничать: пусть не такая твёрдая, но всё-таки пятёрка...
"Знахарь" 2019 года для меня больше, чем драма, - это притча, а образ Павла Андреева - Образ Человека, каким он замышлялся наверно в принципе, и всё с ним происходящее, происходящее с теми, кого он любит, в моём представлении сложилось в финале того сериала. Это была история Человека, идущего по Пути Любви. Человека, не слишком привязанного к конкретному времени, хотя и очень современного. Преодолев многое, пережив потери в прошлом, он пришёл к тому состоянию, когда само соприкосновение судьбы любого с его судьбой, как понимаю это я, - спасение не только для души.
Второй сезон сериала - "Знахарь. Одержимость" - мог меня побудить изменить решение. Но этого не произошло. Итак, я оставила ту историю моего самого любимого киногероя завершённой и продолжающейся вечно где-то за кадром на той ноте, какую взяли герои в финале.
На лекции по ораторскому искусству в вузе нам говорили, что блестящая речь должна содержать эффектное вступление и замечательную по выразительности концовку, тогда не важно, каким будет содержание, - успех оратору обеспечен. Думаю, авторы новых серий "Знахаря" использовали этот принцип. Последние четыре серии смотрела на одном дыхании.
Герой нового сериала - тёзка и однофамилец Павла Андреева. Он тоже гениальный нейрохирург, у него уютный дом и любимая семья. Но это изначально - другой человек. Не изменившийся после трагедии, а пришедший к ней уже иным. Для меня удача, что, начиная смотреть, услышала несколько слов о персонаже от исполнителя главной роли Даниила Страхова, пояснившего, что, если в первом сезоне мы видим путь героя к Себе, то во втором это уже бегство от Себя. А позже прочла интервью, где он рассказал, почему выступил с инициативой смены т. н. имиджа - внешнего облика персонажа.
Слова актёра помогли мне расставить всё по местам в моём субъективном восприятии героя и его истории. Андреев ведь стал другим не только внешне. Изменился внутренне. И облик - отражение мира его души. В новом сценарии невозможно было играть прежнего Павла Андреева - тогда в нём предложенного просто не могло бы произойти. И здесь я вижу мудрость актёра, который не отказался от участия в новых сериях, но создал психологическую - даже, сказала бы, духовную, - основу для того, что предложили сценаристы.
Думаю, такой герой больше, чем в первой истории "Знахаря", понравится тем, кто сетовал на "наличие нимба", упрекал авторов в том, что Андреев получился "человеком без слабостей".
На мой взгляд, бегство от себя (или сначала - лишь небольшой уход в сторону) случилось у Павла задолго до трагедии и, возможно, стало внутренней её предпосылкой, ведь мы сами формируем нашу реальность - вместе с близкими нам людьми. Знаю по опыту: ничто не случается на пустом месте, внезапность всегда обманчива, любому серьёзному изменению в жизни предшествуют предупреждения, которые обычно игнорируются до тех пор, пока не становится слишком поздно. Если бы мы были такими же чуткими к Миру, как он чуток к нам...
Меня не обмануло внешнее благополучие - уверенного человеческого счастья я не увидела. Может, так было задумано, но семейная жизнь героя была показана схематично, иллюзорно, зыбко. Словно сон. За радостной улыбкой, адресованной жене и сыну, ощущалось мне неспокойное, назревающее... Только в операционной он был прежним, за стенами её явно чувствовались нервное напряжение, внутренняя усталость, неудовлетворённость. Во взгляде - грусть, в интонациях речи - непривычная резкость, раздражительность (его диалоги в начале с Семёновым, с другими коллегами, с дамой из минздрава).
Даже лежащий без сознания в лесу Павел в первом сезоне не вызывал во мне ощущения такой уязвимости, как в кажущейся мирной обыденной рабочей обстановке во втором. Там он был похож на чистое дитя, которому вся Земля и Вселенная - родной дом, как и задумывалось, на мой взгляд Создавшей нас Силой, и какое бы зло ни стремились ему причинить, он един с этой Силой, а значит - в безопасности. Здесь этого ощущения не было сразу.
Безусловно, на мой взгляд, выдержать уровень первого фильма было практически невозможно - поэтому и продолжения не хотелось. Но невозможно для меня и не радоваться новой роли любимого актёра, как невозможно, чтобы персонаж его не был для меня прекрасным. Он и прекрасен по-своему. Мастер своего дела, врач, как говорят, "от Бога", ставящий во главу угла интересы своих пациентов, смело идущий на риск, когда это необходимо, чуткий, глубоко чувствующий, я бы сказала, ведающий, - это больше, чем просто профессионал.
Актёр в интервью отметил, что авторы в новых сериях более жестоки со зрителем. Наверно всё же это индивидуально. Мне было несказанно тяжело смотреть только первые две серии. Ничего чрезвычайно жестокого дальше для себя не встретила. Ещё одна премьера уходящего года - сериал "Капкан для монстра", - где Даниил также исполнил главную роль, не менее жестока к зрителю, но как криминальная драма для меня намного интереснее, как просто драма - человечнее, одушевлённее.
Мне сложно объяснить ощущения от фильма в целом. Они отдельные относительно главного героя, который забирает - вместе с людьми, любящими его и старающимися ему помочь, - всю мою теплоту. Почти на все взгляды и реплики Павла реагировала я слезами. К параллельно рассказанной истории семьи Аристовых испытывала непреодолимый холод и скуку. И к никому не нужной Виолетте, о которой, не будь проблем, быстро забыли бы и мачеха, и сестра, и акционеры, за которую болели душой лишь старый начальник охраны и случайно встреченный на пути нейрохирург, и к бедам тех самых мачехи и сестры, и к нуждам нейрохирургии...
Болезнь Виолетты напомнила мне роман "Прежде, чем я усну", но там героиня жила в таком состоянии годами. Не могу не отметить, что сама по себе игра актрисы Е. Николаевой мне очень понравилась. У меня тоже восьмилетняя дочь, и я ловила себя на том, что героиня в определённый момент вполне могла бы забраться ко мне на колени. Только в одиннадцатой серии я начала проникаться настоящей симпатией к Виолетте, в итоге поняла и полюбила, но это, конечно, очень долго...
Понравились, как и в первом "Знахаре", Анна (А. Мареева) и - в исполнении великолепной Х. Филипповой - невролог Ирина Юрьевна (особенно последняя, не отпускающая любимого моего героя в его горе от себя душевно ни на шаг), хирург Евгений Егоров (была приятна его романтическая линия и по-настоящему волновала судьба ставших ему дорогими людей). А ещё наконец полюбилась Татьяна (С. Смирнова-Марцинкевич), которую принимала в штыки в первом сезоне, - опять же, тем, как отнеслась к Павлу и какое приняла участие в его истории, своей женственностью, понравился её коллега-хирург. Словом, потрясающая актёрская игра меня порадовала - здесь нет ни одного, на мой взгляд, неубедительного персонажа.
Зная заранее о страшной утрате главного героя, когда-то мечтала, что в продолжении будет новая любовь. Но уже первые кадры вернули меня с небес на землю. Ни о какой романтике для человека, пережившего такую потерю, быть не может. Разве только в самом далёком будущем... А может быть, и никогда...
Атмосфера сериала - кроме того, что происходило с Павлом в поселковой больнице, - невыносимо ледяная. Город, показываемый сверху, здание медцентра поразили меня здесь безжизненностью, убивающей искусственностью пространства, в котором, как в тюрьме, томятся живые люди. А эти жуткие офисы и дома, вроде дома Аристовых, в которых не за что зацепиться взглядом, где нет ни тепла, ни уюта. О любви там, разумеется, нет и речи - человеческое чувство не выдержит искусственного пространства.
На мой взгляд, операции вновь были поставлены круто, здесь не в чем упрекнуть авторов (хотя как я могу судить, если вживую не видела подобного?). Но и в первом сезоне их обилие (за исключением тех, где участвовал Андреев) заставило меня вздыхать. Чересчур много сюжетных линий, в т. ч. крошечных, в которых главная часто исчезала из виду (имею в виду, конечно, самого главного героя, а не тех, кого он спасал).
Детективом фильм мне не показался - сразу всё было ясно, разве что главному герою надо было узнать правду, хотя он-то к этому и не стремился - это стало для него случайностью. Но интриги, заставляющей меня, как во многих картинах, досадовать на конец серии и нетерпеливо ждать продолжения, в сериале не оказалось.
Всё это, а также элементы кажущейся мистики, хотя я и была рада замечательному актёру Н. Иванову, сделали для меня историю какой-то чужой, неодушевлённой, чем-то напомнившей по ощущениям сериал "Про Веру", который я не пересматриваю полностью - только наиболее трогающие меня эпизоды с героем Д. Страхова...
Не могу сказать, что фильм не понравился. Игра любимого актёра традиционно на высоте. На мой взгляд, с героем роднит его не только внутренняя чистота, но и то, что в своей профессии - как зритель, иначе сказать не могу, потому что видела абсолютно все его работы, - он может практически всё. И с этой точки зрения роль в сериале "Знахарь. Одержимость" для Даниила - очередная большая удача. Как и удача, мне кажется, для других актёров: той же Елены Николаевой, Хельги Филипповой, да и Дарье Урсуляк, которую я полюбила в "Тихом Доне", наверно было интересно играть такую роль, как здесь. Многие актёры именно благодаря этому сериалу мне запомнятся отныне.
Но для меня это более материальное кино, чем "Знахарь", даже слишком материальное. Хотя в глубине и смысле, важности освещённых тем ему не откажешь. Здесь ярко показано и то, как материнская нелюбовь уродует детскую душу, по-собачьи льнущую потом к такому же изуродованному - не способному получать удовлетворение иначе, чем через власть и деньги. И то, как, помогая другим, человек выбирается из собственного ада. Множество тем - каждый найдёт близкое себе. Содержание, на мой взгляд, роскошно.
Но мне мало было драмы - слишком много какого-то трафаретного криминала и медицины, существенно притупляющих мою чувствительность. Возможно, случившееся в начале сериала горе заставило меня принять любое развитие событий - как говорится, "хуже для него уже быть ничего не может", а потому, сопереживая Павлу, не переживала за него. И финал не удивил меня. И ещё мне было невыносимо мало главного героя, отчего основным чувством при просмотре, к сожалению, с третьей до тринадцатой серии была скука...
Почти весь сериал была уверена, что поставлю от себя только четвёрку, но меня очень тронули в конце и Семёнов, и Виолетта (любимый герой - вне конкуренции), поэтому не стану вредничать: пусть не такая твёрдая, но всё-таки пятёрка...
Время использования | декабрь 2021 |
Общее впечатление | "Оправдана только жизнь - смерть не оправдана ничем" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25
Честно говоря, продолжения не хотелось вообще, но после того, что показали в "Одержимости", уже терять нечего! Теперь пускай уж снимают дальше! :)