Отзыв: Фильм "Белфаст" (2021) - Куда уходит детство? В какие города?
Достоинства: Фильм против религиозных распрей. Фильм-воспоминание о 60-х.
Недостатки: Нет яркости, оригинальности.
Фильм «Белфаст», 2021, Великобритания, режиссёр Кеннет Брана, возвращает нас в Ирландию 1969 года, когда там происходили беспорядки, связанные с религиозным противостоянием католиков и протестантов.
Семья девятилетнего Бадди оказывается втянутой в водоворот событий, ведь стычки происходят прямо под окнами квартиры, в которой они живут. Наверное, это ужасно, когда в воспоминания детства вклиниваются вот такие картины страха. Страха непонятного, не от бабайки из книжек и рассказов, а реальной угрозы, когда даже родители испуганы и кричат, пряча детей под столы и в дальние комнаты.
В течение всего фильма будут продолжаться эти столкновения, становясь всё более жёсткими и нерегулируемыми, пока правительство не примет вынужденную меру – ввод войск для пресечения выступлений.
Отношение режиссёра к происходящему обозначено достаточно ясно – неприятие подобного раскола общества по религиозным убеждениям. Непримиримость, заставляющая людей покидать свои квартиры и уезжать в неизвестность, прекращение отношений между соседями, невозможность дружить детям из семей с разной верой. В итоге – война, гибель людей.
Без сомнения, эта тема введена в фильм и осуждается потому, что годы летят, века идут, а религиозное противостояние в мире не прекращается. А маленького Бадди семья воспитывала в духе уважения всех религий, оценки людей по их человеческим качествам, а не по религии. Вот и семья Бадди встала перед сложным выбором – что делать, как поступить? Будут выслушаны мнения каждого члена семьи, от самых маленьких до самых старых, даже не мнения, а обстоятельства жизни, которые создают непреодолимые «за» и «против».
Об этой семье могу сказать только одно – мне симпатичны эти люди. Взаимопонимание, поддержка, уважительное отношение друг к другу. Особенно милые это дедушка и бабушка. Прожившие жизнь, не разучившиеся любить друг друга, они с улыбкой вспоминают свою молодость, философствуют, помогают внукам в уроках, дают напутствия, потому что в жизни многое повидали (разве что не повидали дальние края, не удалось много где побывать) и стали мудрыми.
Если рассматривать развитие этой темы в фильме, то фильм окажется такой общественно-социальной направленности. Но есть в нём ещё одна тема. Это воспоминания Бадди о своём детстве.
Очень обаятельному маленькому актёру досталась главная роль в фильме. Спустя некоторое время после начала просмотра понимаешь, что отображение времени идёт через восприятие мальчика. И это не говорится словами, а видно из движений камеры. Она как будто перескакивает с предмета на предмет (дождь, оставленный самокат под дождём, дырка в заборе, в которую пролезают школьники, чьи-то ноги, идущие по тротуару, окно на доме, снова дождь, разговор родителей, баррикады, снова разговор родителей, занятие с дедушкой). А ведь действительно, так наша память о детстве и работает, когда в ней всплывают как обрывочные картины события детства, не плавное течение событий, а именно отдельные, самые яркие воспоминания.
Тем, кто был маленьким в те года, фильм здорово напомнит их детство. Чёрно-белые телевизоры на ножках, строгая форма мебели, узкие брюки, школьные шорты и гольфы. Улица, как двор, куда дети из всех соседних квартир высыпают играть после школы. Где собираются всем двором, разговаривают, поют и даже чистят картошку по ходу дела. Где все знают друг друга по имени и знают, что у кого происходит. И даже провожают всем двором. Да, ностальгией фильм заполнен.
Я отмечала всё увиденное, мне тоже всё напомнило 60-е года прошлого века. Но не скажу, что фильм всколыхнул во мне сильные чувства по прошлому. Ведь всё это происходило с Бадди, а не со мной. И у меня будут свои собственные воспоминания о моём детстве, совсем не связанные с показанным двориком в Белфасте. У меня свои яркие моменты, свои переживания и радости. Поэтому какого-то обобщения и глубокого проникновения в мысли о детстве каждого человека я в фильме не увидела. История одного, вполне благополучного ребёнка, меня не впечатлила настолько, чтобы назвать фильм прекрасным.
Гораздо актуальнее возвращение фильма к теме религиозных распрей, здесь хотя бы затронуто их разрушительное влияние на людей, на жизнь общества, на формирование сознания детей, когда им поневоле приходится взрослеть в таких условиях. Но тема только показана и обозначена, опять же ничего более глубокого режиссёр не предложил.
Поэтому фильм могу рекомендовать к просмотру, кому будет интересны эти две темы. Поставила бы оценку даже ниже четвёрки.
Семья девятилетнего Бадди оказывается втянутой в водоворот событий, ведь стычки происходят прямо под окнами квартиры, в которой они живут. Наверное, это ужасно, когда в воспоминания детства вклиниваются вот такие картины страха. Страха непонятного, не от бабайки из книжек и рассказов, а реальной угрозы, когда даже родители испуганы и кричат, пряча детей под столы и в дальние комнаты.
В течение всего фильма будут продолжаться эти столкновения, становясь всё более жёсткими и нерегулируемыми, пока правительство не примет вынужденную меру – ввод войск для пресечения выступлений.
Отношение режиссёра к происходящему обозначено достаточно ясно – неприятие подобного раскола общества по религиозным убеждениям. Непримиримость, заставляющая людей покидать свои квартиры и уезжать в неизвестность, прекращение отношений между соседями, невозможность дружить детям из семей с разной верой. В итоге – война, гибель людей.
Без сомнения, эта тема введена в фильм и осуждается потому, что годы летят, века идут, а религиозное противостояние в мире не прекращается. А маленького Бадди семья воспитывала в духе уважения всех религий, оценки людей по их человеческим качествам, а не по религии. Вот и семья Бадди встала перед сложным выбором – что делать, как поступить? Будут выслушаны мнения каждого члена семьи, от самых маленьких до самых старых, даже не мнения, а обстоятельства жизни, которые создают непреодолимые «за» и «против».
Об этой семье могу сказать только одно – мне симпатичны эти люди. Взаимопонимание, поддержка, уважительное отношение друг к другу. Особенно милые это дедушка и бабушка. Прожившие жизнь, не разучившиеся любить друг друга, они с улыбкой вспоминают свою молодость, философствуют, помогают внукам в уроках, дают напутствия, потому что в жизни многое повидали (разве что не повидали дальние края, не удалось много где побывать) и стали мудрыми.
Если рассматривать развитие этой темы в фильме, то фильм окажется такой общественно-социальной направленности. Но есть в нём ещё одна тема. Это воспоминания Бадди о своём детстве.
Очень обаятельному маленькому актёру досталась главная роль в фильме. Спустя некоторое время после начала просмотра понимаешь, что отображение времени идёт через восприятие мальчика. И это не говорится словами, а видно из движений камеры. Она как будто перескакивает с предмета на предмет (дождь, оставленный самокат под дождём, дырка в заборе, в которую пролезают школьники, чьи-то ноги, идущие по тротуару, окно на доме, снова дождь, разговор родителей, баррикады, снова разговор родителей, занятие с дедушкой). А ведь действительно, так наша память о детстве и работает, когда в ней всплывают как обрывочные картины события детства, не плавное течение событий, а именно отдельные, самые яркие воспоминания.
Тем, кто был маленьким в те года, фильм здорово напомнит их детство. Чёрно-белые телевизоры на ножках, строгая форма мебели, узкие брюки, школьные шорты и гольфы. Улица, как двор, куда дети из всех соседних квартир высыпают играть после школы. Где собираются всем двором, разговаривают, поют и даже чистят картошку по ходу дела. Где все знают друг друга по имени и знают, что у кого происходит. И даже провожают всем двором. Да, ностальгией фильм заполнен.
Я отмечала всё увиденное, мне тоже всё напомнило 60-е года прошлого века. Но не скажу, что фильм всколыхнул во мне сильные чувства по прошлому. Ведь всё это происходило с Бадди, а не со мной. И у меня будут свои собственные воспоминания о моём детстве, совсем не связанные с показанным двориком в Белфасте. У меня свои яркие моменты, свои переживания и радости. Поэтому какого-то обобщения и глубокого проникновения в мысли о детстве каждого человека я в фильме не увидела. История одного, вполне благополучного ребёнка, меня не впечатлила настолько, чтобы назвать фильм прекрасным.
Гораздо актуальнее возвращение фильма к теме религиозных распрей, здесь хотя бы затронуто их разрушительное влияние на людей, на жизнь общества, на формирование сознания детей, когда им поневоле приходится взрослеть в таких условиях. Но тема только показана и обозначена, опять же ничего более глубокого режиссёр не предложил.
Поэтому фильм могу рекомендовать к просмотру, кому будет интересны эти две темы. Поставила бы оценку даже ниже четвёрки.
Время использования | 2022 |
Общее впечатление | Куда уходит детство? В какие города? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21
Голосую за тако отношение.
Спасибо вам