Отзыв: Сериал "Вампиры средней полосы" (2021) - Солнце любит кровь
Достоинства: Вкуснейший коктейль из жанров, который хочется смаковать, и главная заслуга в этом принадлежит актёрскому ансамблю, где особенно выделилась Екатерина Кузнецова; тонкий юмор и остроумная сатира на современные нравы; шикарный саундтрек.
Недостатки: Невразумительный антагонист, чей внешний эффект слабо дополняется внутренней глубиной; последние две серии чуточку уступают предыдущим шести.
Импозантные господа и сирые бродяги с одинаково звериными клыками прописались в произведениях нашей культуры с середины XIX века, когда 21-летний граф А. К. Толстой выдал «Семью вурдалака». За прошедшие полтора столетия вампиры с маркировкой Made in Russia проделали впечатляющий путь от махровых готических мертвяков до гламурных вершителей судеб, метафорично описанных Пелевиным в «Ампире». Голодные кровососы не давали расслабиться Антону Городецкому и компании в «Ночном дозоре», придавали лютому пересмотру пионерские идеалы в «Пищеблоке», пока не свили гнездо в областном центре, издревле прозванном «ключом к сердцу России». На своём веку Смоленску довелось расхлёбывать тяжёлые последствия княжеских распрей, сдерживать натиск европейских захватчиков и строиться заново после очередной сечи. Как ни крути, логично, что в таком непотопляемом городе обрела второе дыхание начавшая скатываться в бездарную попсу российская готика, дополненная особенностями итальянской комедии, французской мелодрамы и шведского детектива.
Дифирамбы сериалу Алексея Акимова расточать поздновато – это теперь уже новейшая классика телевидения, но любопытно проследить истоки рождения будущего хита, отразившего в ироничной форме нашу ментальность с букетом парадоксов. На месте Смоленска мог быть родной для автора идеи Витебск, что никак бы не повлияло на приписку «средней полосы». В этой трафаретности кроется обманчивая наивность и отсталость провинции, а между тем, в каждой серии камера горделиво проносится над местными красотами, выхватывая ночные неоновые вывески и церковные кресты. Одно категорически не сочетается с другим, но только на первый взгляд, и тут определяющий вопрос – что понимать под верой? Глава вампирского клана в блестящем исполнении Стоянова живёт тысячу лет; не будучи человеком, стремится жить по-человечески на зависть и в упрёк тем, кто променял душевное общение на исполнение приказов, казённую рутину или зависание в интернете. Неказистый с виду старикан ежеминутно источает афоризмы, уморительно ворчит и не чурается браться за дело сам, пока молодёжь предаётся склокам. Теперь видится, что Юрия Николаевича сама судьба вела к роли деда Славы, поскольку вынужденно заменил Ефремова, а в итоге приютил под доброжелательным ореолом остальных лицедеев, каждый из которых реализовал часть многожанровой прелести сериала.
С обязанностями души и совести «Вампиров» Стоянов справился в одиночку, а сердцем и очарованием проекта выступила Екатерина Кузнецова. Стройная сыщица в винтажной беретке поначалу кажется пародией на Сагу Норен из скандинавского «Моста» – только вместо оливкового «Порше» рассекает на вишнёвом джипе «Шевроле», однако с развитием сюжета образ углубляется и усложняется, а сцена на дискотеке даёт ответы на вопросы. Капитан полиции наряжается под мёртвую Эмили из «Трупа невесты» Тима Бёртона и наглядно визуализирует драму как этой героини, так и членов её семьи: вечная невеста, что из-за дара-проклятия не может стать женой. Бледным призраком мечется Аня Остроумова по одним и тем же улицам, по которым способна передвигаться с закрытыми глазами. Присяга предписывает раскручивать интригу, зато, словно в награду за следование долгу ей же выпадает такая страстная сцена, что обзавидовался бы сам Коппола, а режиссёру сериала на съёмках даже пришлось робко предложить красавице-блондинке прикрыться. На удивительной сочетаемости скромности и дерзости, наивности и хитрости держится каркас сериала. Провинциальная прямота дополняет городской пафос, и к концу первого эпизода уже не сомневаешься, что знаешь этих персонажей тыщу лет.
Мелодраматичность подспудно вытекает из выстраиваемого напряжения, а чтобы тональность не обрастала серьёзностью, лента наполнена постоянными пикировками врача Жана и графини Ольги. Эта парочка отвечает за «шекспировскую» часть «Вампиров», ведь бессмертие отнюдь не избавляет от ревности и злопамятности. Похотливый последователь Гиппократа развивает амплуа богемного художника из «Красной королевы», сыгранного тем же Артёмом Ткаченко, ну а Ольге Медынич досталась роль мечты Ренаты Литвиной – разве что сигареты на длинном мундштуке не курит. Бывшие супруги ведут себя так, как в стереотипном понимании и расстаются муж с женой. Правда, этим героям подходит затрапезный колорит российской глубинки с неизменно облезлыми больничными стенами и пыльными театральными портьерами. Съёмочная бригада будто твердит: «Смотрите, против природы не попрёшь, люди и по уши – сами-знаете-в-чём – не отказывают себе в привычных радостях». Такие вампиры понятнее зрителю, чем те, что свято чтут устои, и в этом ещё одна грань сериала – понятие семьи в нём не напускное. И хотя в семье не без урода, что подтверждает наличие балбеса Женька, однако и этот шкет прописан с любовью, чтобы не вызывать отторжения, а находить черты типичного подростка, нуждающегося в управлении.
Точность в дозировке компонентов для увлекательного сериала удивила самих создателей, которым пришлось дописывать сюжет на ходу, и это сказалось в завершающей фазе. С антагонистом, чью харизму, впрочем, не вычерпать экскаватором, авторы промахнулись, поскольку не хватило проработки: получился тот же Завулон с замашками Волдеморта. Сумятица в настроении тоже сыграла роль: в первых двух сериях на экране комедия с вкраплением фэнтези, в конце же – натуральный хоррор. Нехватка опыта редко кому идёт на пользу, и бригада Акимова исключением не стала, но вместе с тем положительных сторон у «Вампиров средней полосы» неизмеримо больше. Рок-музыка с водопадом стареньких шлягеров и новых композиций поправляет тональность там, где фарс грозит вытеснить остатки реализма, а трусость – мужество. Загадочную русскую душу не описать общими фразами, но если оставаться собой, идти по голосу чувств и быть готовым отдать жизнь за любимого человека – неважно, каковы его вкусовые пристрастия – нужные слова сами всплывут в голове. Сериал иллюстрирует истину: достигнуть дна – не значит остаться лежать там мёртвым грузом. Пока бьётся сердце, поднимайся и топай дальше, а солнце осветит путь, вампир ты или человек.
Дифирамбы сериалу Алексея Акимова расточать поздновато – это теперь уже новейшая классика телевидения, но любопытно проследить истоки рождения будущего хита, отразившего в ироничной форме нашу ментальность с букетом парадоксов. На месте Смоленска мог быть родной для автора идеи Витебск, что никак бы не повлияло на приписку «средней полосы». В этой трафаретности кроется обманчивая наивность и отсталость провинции, а между тем, в каждой серии камера горделиво проносится над местными красотами, выхватывая ночные неоновые вывески и церковные кресты. Одно категорически не сочетается с другим, но только на первый взгляд, и тут определяющий вопрос – что понимать под верой? Глава вампирского клана в блестящем исполнении Стоянова живёт тысячу лет; не будучи человеком, стремится жить по-человечески на зависть и в упрёк тем, кто променял душевное общение на исполнение приказов, казённую рутину или зависание в интернете. Неказистый с виду старикан ежеминутно источает афоризмы, уморительно ворчит и не чурается браться за дело сам, пока молодёжь предаётся склокам. Теперь видится, что Юрия Николаевича сама судьба вела к роли деда Славы, поскольку вынужденно заменил Ефремова, а в итоге приютил под доброжелательным ореолом остальных лицедеев, каждый из которых реализовал часть многожанровой прелести сериала.
С обязанностями души и совести «Вампиров» Стоянов справился в одиночку, а сердцем и очарованием проекта выступила Екатерина Кузнецова. Стройная сыщица в винтажной беретке поначалу кажется пародией на Сагу Норен из скандинавского «Моста» – только вместо оливкового «Порше» рассекает на вишнёвом джипе «Шевроле», однако с развитием сюжета образ углубляется и усложняется, а сцена на дискотеке даёт ответы на вопросы. Капитан полиции наряжается под мёртвую Эмили из «Трупа невесты» Тима Бёртона и наглядно визуализирует драму как этой героини, так и членов её семьи: вечная невеста, что из-за дара-проклятия не может стать женой. Бледным призраком мечется Аня Остроумова по одним и тем же улицам, по которым способна передвигаться с закрытыми глазами. Присяга предписывает раскручивать интригу, зато, словно в награду за следование долгу ей же выпадает такая страстная сцена, что обзавидовался бы сам Коппола, а режиссёру сериала на съёмках даже пришлось робко предложить красавице-блондинке прикрыться. На удивительной сочетаемости скромности и дерзости, наивности и хитрости держится каркас сериала. Провинциальная прямота дополняет городской пафос, и к концу первого эпизода уже не сомневаешься, что знаешь этих персонажей тыщу лет.
Мелодраматичность подспудно вытекает из выстраиваемого напряжения, а чтобы тональность не обрастала серьёзностью, лента наполнена постоянными пикировками врача Жана и графини Ольги. Эта парочка отвечает за «шекспировскую» часть «Вампиров», ведь бессмертие отнюдь не избавляет от ревности и злопамятности. Похотливый последователь Гиппократа развивает амплуа богемного художника из «Красной королевы», сыгранного тем же Артёмом Ткаченко, ну а Ольге Медынич досталась роль мечты Ренаты Литвиной – разве что сигареты на длинном мундштуке не курит. Бывшие супруги ведут себя так, как в стереотипном понимании и расстаются муж с женой. Правда, этим героям подходит затрапезный колорит российской глубинки с неизменно облезлыми больничными стенами и пыльными театральными портьерами. Съёмочная бригада будто твердит: «Смотрите, против природы не попрёшь, люди и по уши – сами-знаете-в-чём – не отказывают себе в привычных радостях». Такие вампиры понятнее зрителю, чем те, что свято чтут устои, и в этом ещё одна грань сериала – понятие семьи в нём не напускное. И хотя в семье не без урода, что подтверждает наличие балбеса Женька, однако и этот шкет прописан с любовью, чтобы не вызывать отторжения, а находить черты типичного подростка, нуждающегося в управлении.
Точность в дозировке компонентов для увлекательного сериала удивила самих создателей, которым пришлось дописывать сюжет на ходу, и это сказалось в завершающей фазе. С антагонистом, чью харизму, впрочем, не вычерпать экскаватором, авторы промахнулись, поскольку не хватило проработки: получился тот же Завулон с замашками Волдеморта. Сумятица в настроении тоже сыграла роль: в первых двух сериях на экране комедия с вкраплением фэнтези, в конце же – натуральный хоррор. Нехватка опыта редко кому идёт на пользу, и бригада Акимова исключением не стала, но вместе с тем положительных сторон у «Вампиров средней полосы» неизмеримо больше. Рок-музыка с водопадом стареньких шлягеров и новых композиций поправляет тональность там, где фарс грозит вытеснить остатки реализма, а трусость – мужество. Загадочную русскую душу не описать общими фразами, но если оставаться собой, идти по голосу чувств и быть готовым отдать жизнь за любимого человека – неважно, каковы его вкусовые пристрастия – нужные слова сами всплывут в голове. Сериал иллюстрирует истину: достигнуть дна – не значит остаться лежать там мёртвым грузом. Пока бьётся сердце, поднимайся и топай дальше, а солнце осветит путь, вампир ты или человек.
Общее впечатление | Солнце любит кровь |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву105
Я вообще не смотрю отечественные сериалы, но в данном случае меня уговорили, и я сдалась. О чем, в принципе, не пожалела. Сериал не без недостатков, на мой вкус, но тандем «дед Слава и Женёк» – однозначно сделали его! В целом всё на довольно неплохом уровне, без пошлости и тупости, что бесконечно радует. Образ Ольги Медыныч мне очень понравился, органично смотрелась эдакой стервозиной в винтажных платьях.
Но вот любовная линия хромает на обе ноги. Кузнецова, хоть и чертовски хороша внешне, там была ходячим манекеном с каменным лицом, с идеальным хвостом и беретом в любой ситуации. Неживая. Это моё мнение. Я поняла, что тебя она зацепила)
Порадовал правильный посыл, очень хорошо читается любимая кинговская мысль о том, что страшны не жуткие мистические твари, а самый обыкновенный человек. Упыри здесь лучше, искреннее, честнее и интереснее людей.
Ну и русский рок фоном - отдельная услада для моих ушей.
Вот как-то так)
Спасибо за чудеснейший комментарий! Настоящий подарок за мой труд.
Я после сериала посмотрела девятую серию,где актеры дают интервью и рассказывают о съемках, и вот там увидела совершенно другую Кузнецову, которая понравилась мне в разы больше. Естественная, забавная, эмоциональная. А в фильме она робот. И игры высокого уровня я не заметила, к сожалению. Но может это режиссерская задача такая была, кто знает?) Главное, что мужчин все устроило, мой муж тоже остался вполне доволен, сказал, что я придираюсь) Пусть так) Эх, Вы, лишь бы красивую блондинку лицезреть:)
Рада комментировать такого мастера, как ты, Саш)
Очень приятно, что твой камбэк как автора не за горами. Буду ждать новых работ! И спасибо огромное, что заставила счастливо улыбаться :)
Желаю тебе побольше Кать Кузнецовых в различных ипостасях:) Думаю, у такой симпатичной барышни карьера пойдёт в гору.
Спасибо за добрые слова! Если стала причиной чьей-то улыбки, значит, день точно прожит не зря:)
Но пока не моя тема. Было одно время, что без вампиров не могла обходиться ни днём, ни ночью, сколько пересмотрено, перекуплено, перечитано не по разу, но видимо пока не пришло время сделать возврат к ним).
Вспомню ещё - напишу.
Ну вот, забыла ещё про одного любимчика - Эдгара По. Почему-то более всего меня впечатлил «Чёрный кот», который менее на слуху и известен, чем «Золотой жук» и «Убийство на улице Морг», «Дом Ашеров» и т.д.
И ещё вспомнила Братство Волка).
Все сыграли отлично.
Вчера Кин-дза-дза пересматривала, про вампиров смоленских вспомнила, этим и подкупают российского зрителя.
"Сталкер",где Кайдановский(вы выбрали его на аватар)-это из числа лент,которые можно смотреть много раз,вспоминать,перебирать в памяти сцены,смакуя реплики,интонации…НО про вампиров-нет!!!И голивдщину и европейщину…
Какая-то хромосома ,видимо,выпала при сборке…
Там Устюгов где-то мотается,я его люблю.А ,узнав,что он из Экибастуза-люблю-люблю,но даже он не смог втянуть меня…Лучше я ещё раз посмотрю "крошку Доррит".
Впервые увидела А.Устюгова в сериале "Отцы и дети",он -Евгений,это было элегантно!!"Ликвидацию "смотрела,ярче всех Агуреева,а у Урсуляка больше"Жизнь и судьба".К маршалу отношение ближе к тому,что выразил Бродский И.А в своём стихотворении,но всё же мне было неуютно(не могу слово подобрать более точное) от концепции борьбы с преступностью.
Лавроненко великолепен у Звягинцева в "Возвращении".Не фанат "ликвидации".
Чеховские пьесы могу смотреть без остановки…в один год посмотрела несколько версий "Вишневого сада","Трёх сестёр","Чайку"…вот после Чехова АП "не заходят Чеканы…и т.п.-а с Горьким сложнее .Но "на дне"точно не моё…,"Дети солнца "ещё можно…Может,после Чехова вообще мало что захочется смотреть?????Сейчас подумалось))))+))