Отзыв: Фильм "Чемпион мира" (2021) - Ну уж очень длинная и скучная партия!
Достоинства: Начало фильма, Фёдор Добронравов
Недостатки: Сюжет, зрелищность, противоречивость персонажей, скучно
Это уже не первый фильм на спортивную тематику (если шахматы можно к ней отнести) Советского союза про которую снимают фильмы. Были "Легенда №17" про хоккеистов, "Движение вверх" про баскетболистов, еще были пару про футболистов, но их я пока не посмотрел. Видимо все популярные виды спорта закончились и наши киноделы решили осваивать оставшиеся, решили начать с шахмат.
Сюжет рассказывает о Анатолии Карпове и его поединки за звание чемпиона мира по шахматам произошедшем в 1978 году. Его противником стал недавний невозвращенец Виктор Корчной, претендующий на этот титул...
Я не любитель шахмат, пару раз играл, но без особых успехов. Но правила конечно знаю, без понимая каких-либо шахматных тактик. Поэтому особого от фильма я не ждал и тем более не надеялся, меня больше привлекал актерский состав. Оба главных актера сыграли в недавнем фильме "Огонь", про спасателей. И там мне понравился ни только сам фильм, но и игра актеров, собственно на нее я и надеялся и на какую-нибудь зрелищность. Но мои ожидания не оправдались.
Сюжет у фильма скучен и на мой взгляд не особо раскрытый. Т. е., например, я как человек не знакомый с шахматами с данной историей столкнулся впервые и для меня в ней оказалось много вопросов. Самая главная это мотивация персонажей. Я так до конца не понял почему Корчной сбежал на Запад, точнее на что он надеялся, если он проиграл в отборочных играх Карпову, то на что надеялся в предстоящей схватке, а если его действительно засуживали, то почему показывал такую игру. И симметрично - это касается Карпова. Для понимания сюжета после просмотра я почитал Википедию, но не сказал бы, что мне стало более понятна история персонажа, в частности Корчного, т. к. меня он заинтересовал больше.
Что касается зрелищности, то ее тут нет от слова совсем. Конечно я понимаю, что шахматы — это не зрелищная игра, но можно было хотя бы сделать накал страстей, осветить игру так, чтобы зритель переживал за игрока или игроков, смотря кто кому симпатизировал во время просмотра. Но этого в фильме нет, поединки не вызывают совершенно ни каких эмоций. Даже в тех матчах в которых Карпов проигрывает происходящее на экране не вызывает переживания, такое ощущение, что смотришь просто дворовую партию, а не матч за звание чемпиона мира. Видимо передать накал страстей можно было через актерскую игру, но с ней тут тоже проблемы.
Что же ни так с персонажами и актерами их воплотившими?
1. Карпов. Янковский исполнил роль достаточно противоречивого персонажа. С одной стороны, он скромный, замкнутый в себе человек, которого ничего не интересует кроме игры. Он с детства стремится к совершенству в игре и признанию, но его постоянно его решают, сначала присуждают чемпионство, которое он по сути не заслужил, а потом хотят решить и защиты этого титула. А с другой стороны он не уверен в себе и из-за этого совершает много ошибок во время матча, истерит и выходит из себя. И это противоречивость одна из главных проблем, по сути на протяжение фильма мы видим много образов в исполнение Янковского. Мне он больше всего понравился во время кратковременной встречи с Фишером, там Анатолий был спокоен, уверен в себе, рассудителен, соответствовал образу взрослого человека. Дальше же он предстает в образе эксцентричного юнца, который или замыкается в себе или истирит и срывается на команде. Странная эволюция персонажа, в обратном направление. Конечно ее можно объяснить ситуацией с отцом, но если он так переживал почему выбрал матч или почему не стремился закончить выступление раньше? Почему это ни как эмоционально не отображается в начале турнира?
2. Корчной. В последнее время Хабенский все чаще примеряет на себе образы отрицательных персонажей. И в начале это ему неплохо удавалось, он эмоционировал, срывался на окружающих, провоцировал соперника. И этот образ вызывал негатив, небольшой, но все же. Его начинаешь немного ненавидеть, на фоне поступков Виктора сопереживать персонажу. Но ближе к концу весь этот эффект пропадает, персонаж теряет всю эксцентричность, его выпады становятся менее острее, провокации практически отсутствуют, срывов нет. Им на смену приходят пререкания и жалобы на бывших соотечественников. Персонаж перестает вызывать негативные эмоции, но и положительные не вызывает. Получается своего рода нейтральный образ, который неплохо уложился бы в рамки второстепенного персонажа, но ни как главного злодея, а он в фильме позиционируется именно с этой точки зрения. Хотя, прочитав ту же Википедию я не нашел подтверждения его подлости и враждебности. Скорее это было сделано для фильма, что бы в нем все-таки был злодей, но тогда стоило доигрывать этот образ до конца. А так получилось, что персонажа просто слили, хотя в исполнение Хабенского мог бы получится неплохой негодяй. Он мог в ходе матчей провоцировать соперника, раздражать, каким-то образом выводить его из равновесия.
3. Градов. В отсутствие "чистого" злодея, коим должен был быть Корчной, им мог стать советский чиновник. Такая схема уже использовалась в двух вышеупомянутых мной фильмах. И они там были в этих ролях хороши. Тут же создатели пытаются выставить чиновника не с лучшей стороны, он вроде как "вставляет палки в колеса" Карпову, но делается это все крайне неубедительно, точнее сказать, просто обозначается поверхностно. Т. е. министр ни как ни мотивирует Карпова, особенно в тот момент, когда матч подходит к кульминации и одновременно к пику ситуации, он не воздействует на него через родственников, знакомых, даже толком ему не угрожает. Такое ощущение, что его судьба не "лежит" на тех же весах что и Карпова, а ведь он так же весит на волоске. Думаю, выбор Владимира Вдовиченкова на эту роль был не совсем удачный, мне нравится актер, но у него доброе выражение лица. Ему не веришь, как злодею, изначально идет понимание того, что он положительный, по сути так и выходит. Тот же Башаров вызывал призрение ("Движение вверх"), а Меньшова ("Легенда) я просто ненавидел, он вызывал такой негатив, что хотелось его убить. Вдовиченков же скорее добрый дядюшка, у которого просто другое мнение о происходящем, он не вызывает негатива, причем совсем.
4. Отец Карпова. И это на мой взгляд самый удачный персонаж фильма. Фёдор Добронравов, как всегда хорош в кадре. Но только у него к сожалению мало экранного времени, и, если в текущей отрезок времени он не особо ярко выступает. То во флешбеках в прошлое он просто великолепен, в роли наставника главного героя. В этих сценах он притягивает к себе все внимание.
В итоге фильм на мой взгляд оказался крайне скучным, в нем отсутствует ни только зрелищность, но и накал страстей, переживание за персонажей, а самое главное персонажи получились "пресными", хотя именно они могли вытянуть фильм.
К просмотру буду советовать только любителям шахмат и Советской эпохи, антураж эпохи передан неплохо, только его в фильме очень мало. Для меня фильм на один раз.
Спасибо за внимание!
Сюжет рассказывает о Анатолии Карпове и его поединки за звание чемпиона мира по шахматам произошедшем в 1978 году. Его противником стал недавний невозвращенец Виктор Корчной, претендующий на этот титул...
Я не любитель шахмат, пару раз играл, но без особых успехов. Но правила конечно знаю, без понимая каких-либо шахматных тактик. Поэтому особого от фильма я не ждал и тем более не надеялся, меня больше привлекал актерский состав. Оба главных актера сыграли в недавнем фильме "Огонь", про спасателей. И там мне понравился ни только сам фильм, но и игра актеров, собственно на нее я и надеялся и на какую-нибудь зрелищность. Но мои ожидания не оправдались.
Сюжет у фильма скучен и на мой взгляд не особо раскрытый. Т. е., например, я как человек не знакомый с шахматами с данной историей столкнулся впервые и для меня в ней оказалось много вопросов. Самая главная это мотивация персонажей. Я так до конца не понял почему Корчной сбежал на Запад, точнее на что он надеялся, если он проиграл в отборочных играх Карпову, то на что надеялся в предстоящей схватке, а если его действительно засуживали, то почему показывал такую игру. И симметрично - это касается Карпова. Для понимания сюжета после просмотра я почитал Википедию, но не сказал бы, что мне стало более понятна история персонажа, в частности Корчного, т. к. меня он заинтересовал больше.
Что касается зрелищности, то ее тут нет от слова совсем. Конечно я понимаю, что шахматы — это не зрелищная игра, но можно было хотя бы сделать накал страстей, осветить игру так, чтобы зритель переживал за игрока или игроков, смотря кто кому симпатизировал во время просмотра. Но этого в фильме нет, поединки не вызывают совершенно ни каких эмоций. Даже в тех матчах в которых Карпов проигрывает происходящее на экране не вызывает переживания, такое ощущение, что смотришь просто дворовую партию, а не матч за звание чемпиона мира. Видимо передать накал страстей можно было через актерскую игру, но с ней тут тоже проблемы.
Что же ни так с персонажами и актерами их воплотившими?
1. Карпов. Янковский исполнил роль достаточно противоречивого персонажа. С одной стороны, он скромный, замкнутый в себе человек, которого ничего не интересует кроме игры. Он с детства стремится к совершенству в игре и признанию, но его постоянно его решают, сначала присуждают чемпионство, которое он по сути не заслужил, а потом хотят решить и защиты этого титула. А с другой стороны он не уверен в себе и из-за этого совершает много ошибок во время матча, истерит и выходит из себя. И это противоречивость одна из главных проблем, по сути на протяжение фильма мы видим много образов в исполнение Янковского. Мне он больше всего понравился во время кратковременной встречи с Фишером, там Анатолий был спокоен, уверен в себе, рассудителен, соответствовал образу взрослого человека. Дальше же он предстает в образе эксцентричного юнца, который или замыкается в себе или истирит и срывается на команде. Странная эволюция персонажа, в обратном направление. Конечно ее можно объяснить ситуацией с отцом, но если он так переживал почему выбрал матч или почему не стремился закончить выступление раньше? Почему это ни как эмоционально не отображается в начале турнира?
2. Корчной. В последнее время Хабенский все чаще примеряет на себе образы отрицательных персонажей. И в начале это ему неплохо удавалось, он эмоционировал, срывался на окружающих, провоцировал соперника. И этот образ вызывал негатив, небольшой, но все же. Его начинаешь немного ненавидеть, на фоне поступков Виктора сопереживать персонажу. Но ближе к концу весь этот эффект пропадает, персонаж теряет всю эксцентричность, его выпады становятся менее острее, провокации практически отсутствуют, срывов нет. Им на смену приходят пререкания и жалобы на бывших соотечественников. Персонаж перестает вызывать негативные эмоции, но и положительные не вызывает. Получается своего рода нейтральный образ, который неплохо уложился бы в рамки второстепенного персонажа, но ни как главного злодея, а он в фильме позиционируется именно с этой точки зрения. Хотя, прочитав ту же Википедию я не нашел подтверждения его подлости и враждебности. Скорее это было сделано для фильма, что бы в нем все-таки был злодей, но тогда стоило доигрывать этот образ до конца. А так получилось, что персонажа просто слили, хотя в исполнение Хабенского мог бы получится неплохой негодяй. Он мог в ходе матчей провоцировать соперника, раздражать, каким-то образом выводить его из равновесия.
3. Градов. В отсутствие "чистого" злодея, коим должен был быть Корчной, им мог стать советский чиновник. Такая схема уже использовалась в двух вышеупомянутых мной фильмах. И они там были в этих ролях хороши. Тут же создатели пытаются выставить чиновника не с лучшей стороны, он вроде как "вставляет палки в колеса" Карпову, но делается это все крайне неубедительно, точнее сказать, просто обозначается поверхностно. Т. е. министр ни как ни мотивирует Карпова, особенно в тот момент, когда матч подходит к кульминации и одновременно к пику ситуации, он не воздействует на него через родственников, знакомых, даже толком ему не угрожает. Такое ощущение, что его судьба не "лежит" на тех же весах что и Карпова, а ведь он так же весит на волоске. Думаю, выбор Владимира Вдовиченкова на эту роль был не совсем удачный, мне нравится актер, но у него доброе выражение лица. Ему не веришь, как злодею, изначально идет понимание того, что он положительный, по сути так и выходит. Тот же Башаров вызывал призрение ("Движение вверх"), а Меньшова ("Легенда) я просто ненавидел, он вызывал такой негатив, что хотелось его убить. Вдовиченков же скорее добрый дядюшка, у которого просто другое мнение о происходящем, он не вызывает негатива, причем совсем.
4. Отец Карпова. И это на мой взгляд самый удачный персонаж фильма. Фёдор Добронравов, как всегда хорош в кадре. Но только у него к сожалению мало экранного времени, и, если в текущей отрезок времени он не особо ярко выступает. То во флешбеках в прошлое он просто великолепен, в роли наставника главного героя. В этих сценах он притягивает к себе все внимание.
В итоге фильм на мой взгляд оказался крайне скучным, в нем отсутствует ни только зрелищность, но и накал страстей, переживание за персонажей, а самое главное персонажи получились "пресными", хотя именно они могли вытянуть фильм.
К просмотру буду советовать только любителям шахмат и Советской эпохи, антураж эпохи передан неплохо, только его в фильме очень мало. Для меня фильм на один раз.
Спасибо за внимание!
Общее впечатление | Ну уж очень длинная и скучная партия! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12
Про шахматы очень интересный сериал Ход королевы. Вот там, действительно накал страстей)