Отзыв: Фильм "Паранормальные" (2021) - Неполиткорректный шедевр, повествующий о войне между детьми, обладающими сверхспособностями, поражающий своей жестокостью и хрутальной чистотой.
Достоинства: Великолепная игра юных актеров, самобытность, оригинальность, многослойность, внежанровасть и простой, даже наивный, но глубокий, как Марианская впадина, смысл.
Недостатки: Сказать что фильм шокирует - ничего не сказать. Я вчера посмотрел, а у меня до сих пор волосы дыбом стоят.
Как всем известно, дети бывают чрезвычайно жестоки, зачастую только потому, что не осознают или плохо осознают свою жестокость.
Добро и Зло отнюдь не явления природы, таким вещам научаешься входе социального обучения. Достоевский, к примеру, считал, что Идея Бога и вера в бессмертие необходимы хотя бы потому, что без них человек тут же превратится в отвратительное насекомое и будет считать, что ему позволено абсолютно все, вплоть до антропофагии.
Как вы поняли, этот фильм о детях и их недетских проблемах. К несчастью, наши прокатчики вновь обманули зрителей, дав фильму вместо оригинального названия «Непорочные» самое заштампованное название в мире. И хоть речь действительно пойдет о сверхспособностях – этот фильм нечто иное, чем зритель может предположить. Предостеречь зрителя – вот в чем моя задача. Этим я не хочу сказать, что фильм плохой (на самом деле он просто шедевральный), я просто хочу его правдиво описать. Смотреть или не смотреть его после этого решайте сами.
Норвежская девочка, маленькая, белокурая и голубоглазая Ида переезжает на новое место жительства вместе со своей не слишком счастливой семьей. У Иды есть старшая сестра, подросток, которая страдает глубокой формой аутизма. Ида ненавидит сестру за то, что она постоянно издает нечленораздельные звуки и что люди вокруг постоянно из-за этого на них таращатся. Она ненавидит ее именно за то, что сестра сильно отличается от нее и ее родителей, и непроизвольно мстит ей всякими мелкими подлостями, как, например, битым стеклом, подложенным ей в кроссовки. Тут же она знакомится с мальчиком, очевидно арабской внешности, который ей нравится и который умеет силой воли сдвигать с места предметы. К несчастью, дружба мальчика носит весьма специфический характер, ведь он не умеет отличать добра от зла, любовь от жестокости…
Так начинается эта великолепная фильма, но дальше спойлерить я не буду, сосредоточившись лишь на гуляющих в ней смыслах.
Вообще заставил меня написать на этот фильм другой, абсолютно «странный» отзыв одной женщины, которая не постыдилась назвать фильм пропагандой жестокости и даже дошла до того, что потребовала его запретить к показу на территории России. Где ж тут пропаганда? Тем более пропаганда жестокости? Замечательным образом была показана трансформация Иды из безразличного, холодного, психопатического существа, подкладывающего собственной сестре стекло в кроссовки, - в существо живое и непосредственное. Акселератором, заложенной в Иде человечности, стало увиденное ею жестокое убийство кота. Впервые Ида почувствовала, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать и чего делать нельзя. А ведь именно так часто происходит и в жизни, ведь маленькому существу зачастую, чтобы понять, что такое добро, надо увидеть, что такое зло. Так, к примеру, случилось и со мной. Режиссер безусловно знает детскую психологию: не утрирует, не кривляется, не агитирует, не пускает сопли, а говорит так, как оно есть. Ида почувствовала, что такое добро и зло, и скоро ей придется выбрать одну из сторон.
Признаюсь честно, я очень чувствительный человек, и для меня просмотр любого натуралистического фильма психологическое испытание. К тому же я не терплю культа насилия. К тому же не знаю для себя отвратительнее трэнда на расчеловечивание человека, который поселился нынче всюду: в кино, книгах и на ТВ. Помню, когда посмотрел омерзительных «Мучениц» меня кошмары преследовали не то что во снах, а чуть ли не наяву: я как бы уставился и все смотрел во Вселенский Аушвиц. Но в «Непорочных» ничего этого нет, да фильм безусловно беспощаден, но сцены жестокости компенсируются с лихвой его искренностью, откровенностью, простым, даже наивным, но глубоким, как Марианская впадина, смыслом… Кто бы что ни говорил, этот фильм вовсе не о детской жестокости и даже не о сверхспособностях (сверхспособности только ширма), а как раз о любви, которую можно освободить, как это случилось с Идой или не освободить, как это произошло с Бэном.
Вообще детей четверо, и они совершенно не схожи друг с другом. Самым обыкновенным является именно Ида – это простой и непосредственный ребенок. Верхом человеческой доброты и безотказности - Аиша, она приходит на помощь первой встречной. Эта встречная, сестра Иды, Анна, заключена в самой себе как в некую тюрьму, но, благодаря Аише, может теперь появляться наружу, но о бессердечному
Бэну выпала роль главного злодея. Впрочем, и его я отказываюсь воспринимать исчадием тьмы: да он творит зло, но он в буквальном смысле не понимает, что творит зло. Он мне напоминает вовсе не Омена, а Кая из «Снежной Королевы». Лишённый любви, поставленный не в самые благоприятные социальные условия, он как бы замерз изнутри навсегда. Но бывают моменты, когда рядом со сверхъестественными способностями в нем проявляются такие же нечеловеческие эмоции. Он искренне считает Иду своим другом и дорожит этой дружбой. Когда он наконец понимает, что убил мать, его буквально разрывает изнутри. И все же он только ребенок, уже натворив непоправимых бед, он самым непосредственным образом радуется, когда Ида дарит ему игрушечный самолет.
Вообще я заметил, что в фильме есть антиподы – Аиша и Бэн. Одна бесконечно добра, другой, напротив, бесконечно бессердечен, которые, не смотря на всю свою несхожесть, являются в буквальном смысле зеркальным отражением друг друга. (Чтобы понять смысл фильма, это действительно надо увидеть). Оба дети мигрантов, оба восточной внешности, оба живут в неблагоприятных условиях, обоих воспитывает мать-одиночка. Но если мать Аишы, не смотря на физический недостаток дочери, любит ее, то матери Бэна – мальчик безразличен… Смысл фильма прост как дважды два - четыре, но режиссер настолько завуалировал его, что для многих он просто выпадает из поля зрения. «Любовь и породит любовь, бессердечие и породит бессердечие». Это, в общем, трюизм, но, кажется, тот трюизм, который многие подзабыли.
Фильм мне напомнил лучшую книгу, которую я только у него читал, Стивена Кинга, «Сердца в Атлантиде», там тоже смешались фэнтези и натурализм, проблемы детей, любовь и жестокость.
Кроме того, скажу, что это совершенно не европейский фильм, в нем нет ни капли мейнстримовости, ни капли фестивальности, постмодернизм и псевдоинтеллектуальность, к счастью, обошли его стороной. Вообще таких раскалённых добела фильмов в Европе не снимали, кажется, еще со времен раннего Бессона.
Если это и артхаус - то артхаус очень сдержанный. Режиссер принадлежит к тому разряду умников, которые ни при каких обстоятельствах никому ничего не хочет разжёвывать досконально: и он, и фильма очень немногословны.
5 этому пока еще непризнанному шедевру. Но фильм этот не для всех, и, садясь его смотреть, надо помнить, что фильм этот режет душу, как тело режет нож, - он может потрясти вас до того, что сердце уйдет в желудок и будет там переворачиваться наподобие тяжелой гири.
Я бы мог, конечно, «подстраховаться» и сказать, что фильм ни в коем случае нельзя смотреть молодым родителям – будет больно, но ведь, по сути, именно для них этот фильм и был снят, и так снят, чтобы было нестерпимо больно непременно.
Добро и Зло отнюдь не явления природы, таким вещам научаешься входе социального обучения. Достоевский, к примеру, считал, что Идея Бога и вера в бессмертие необходимы хотя бы потому, что без них человек тут же превратится в отвратительное насекомое и будет считать, что ему позволено абсолютно все, вплоть до антропофагии.
Как вы поняли, этот фильм о детях и их недетских проблемах. К несчастью, наши прокатчики вновь обманули зрителей, дав фильму вместо оригинального названия «Непорочные» самое заштампованное название в мире. И хоть речь действительно пойдет о сверхспособностях – этот фильм нечто иное, чем зритель может предположить. Предостеречь зрителя – вот в чем моя задача. Этим я не хочу сказать, что фильм плохой (на самом деле он просто шедевральный), я просто хочу его правдиво описать. Смотреть или не смотреть его после этого решайте сами.
Норвежская девочка, маленькая, белокурая и голубоглазая Ида переезжает на новое место жительства вместе со своей не слишком счастливой семьей. У Иды есть старшая сестра, подросток, которая страдает глубокой формой аутизма. Ида ненавидит сестру за то, что она постоянно издает нечленораздельные звуки и что люди вокруг постоянно из-за этого на них таращатся. Она ненавидит ее именно за то, что сестра сильно отличается от нее и ее родителей, и непроизвольно мстит ей всякими мелкими подлостями, как, например, битым стеклом, подложенным ей в кроссовки. Тут же она знакомится с мальчиком, очевидно арабской внешности, который ей нравится и который умеет силой воли сдвигать с места предметы. К несчастью, дружба мальчика носит весьма специфический характер, ведь он не умеет отличать добра от зла, любовь от жестокости…
Так начинается эта великолепная фильма, но дальше спойлерить я не буду, сосредоточившись лишь на гуляющих в ней смыслах.
Вообще заставил меня написать на этот фильм другой, абсолютно «странный» отзыв одной женщины, которая не постыдилась назвать фильм пропагандой жестокости и даже дошла до того, что потребовала его запретить к показу на территории России. Где ж тут пропаганда? Тем более пропаганда жестокости? Замечательным образом была показана трансформация Иды из безразличного, холодного, психопатического существа, подкладывающего собственной сестре стекло в кроссовки, - в существо живое и непосредственное. Акселератором, заложенной в Иде человечности, стало увиденное ею жестокое убийство кота. Впервые Ида почувствовала, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать и чего делать нельзя. А ведь именно так часто происходит и в жизни, ведь маленькому существу зачастую, чтобы понять, что такое добро, надо увидеть, что такое зло. Так, к примеру, случилось и со мной. Режиссер безусловно знает детскую психологию: не утрирует, не кривляется, не агитирует, не пускает сопли, а говорит так, как оно есть. Ида почувствовала, что такое добро и зло, и скоро ей придется выбрать одну из сторон.
Признаюсь честно, я очень чувствительный человек, и для меня просмотр любого натуралистического фильма психологическое испытание. К тому же я не терплю культа насилия. К тому же не знаю для себя отвратительнее трэнда на расчеловечивание человека, который поселился нынче всюду: в кино, книгах и на ТВ. Помню, когда посмотрел омерзительных «Мучениц» меня кошмары преследовали не то что во снах, а чуть ли не наяву: я как бы уставился и все смотрел во Вселенский Аушвиц. Но в «Непорочных» ничего этого нет, да фильм безусловно беспощаден, но сцены жестокости компенсируются с лихвой его искренностью, откровенностью, простым, даже наивным, но глубоким, как Марианская впадина, смыслом… Кто бы что ни говорил, этот фильм вовсе не о детской жестокости и даже не о сверхспособностях (сверхспособности только ширма), а как раз о любви, которую можно освободить, как это случилось с Идой или не освободить, как это произошло с Бэном.
Вообще детей четверо, и они совершенно не схожи друг с другом. Самым обыкновенным является именно Ида – это простой и непосредственный ребенок. Верхом человеческой доброты и безотказности - Аиша, она приходит на помощь первой встречной. Эта встречная, сестра Иды, Анна, заключена в самой себе как в некую тюрьму, но, благодаря Аише, может теперь появляться наружу, но о бессердечному
Бэну выпала роль главного злодея. Впрочем, и его я отказываюсь воспринимать исчадием тьмы: да он творит зло, но он в буквальном смысле не понимает, что творит зло. Он мне напоминает вовсе не Омена, а Кая из «Снежной Королевы». Лишённый любви, поставленный не в самые благоприятные социальные условия, он как бы замерз изнутри навсегда. Но бывают моменты, когда рядом со сверхъестественными способностями в нем проявляются такие же нечеловеческие эмоции. Он искренне считает Иду своим другом и дорожит этой дружбой. Когда он наконец понимает, что убил мать, его буквально разрывает изнутри. И все же он только ребенок, уже натворив непоправимых бед, он самым непосредственным образом радуется, когда Ида дарит ему игрушечный самолет.
Вообще я заметил, что в фильме есть антиподы – Аиша и Бэн. Одна бесконечно добра, другой, напротив, бесконечно бессердечен, которые, не смотря на всю свою несхожесть, являются в буквальном смысле зеркальным отражением друг друга. (Чтобы понять смысл фильма, это действительно надо увидеть). Оба дети мигрантов, оба восточной внешности, оба живут в неблагоприятных условиях, обоих воспитывает мать-одиночка. Но если мать Аишы, не смотря на физический недостаток дочери, любит ее, то матери Бэна – мальчик безразличен… Смысл фильма прост как дважды два - четыре, но режиссер настолько завуалировал его, что для многих он просто выпадает из поля зрения. «Любовь и породит любовь, бессердечие и породит бессердечие». Это, в общем, трюизм, но, кажется, тот трюизм, который многие подзабыли.
Фильм мне напомнил лучшую книгу, которую я только у него читал, Стивена Кинга, «Сердца в Атлантиде», там тоже смешались фэнтези и натурализм, проблемы детей, любовь и жестокость.
Кроме того, скажу, что это совершенно не европейский фильм, в нем нет ни капли мейнстримовости, ни капли фестивальности, постмодернизм и псевдоинтеллектуальность, к счастью, обошли его стороной. Вообще таких раскалённых добела фильмов в Европе не снимали, кажется, еще со времен раннего Бессона.
Если это и артхаус - то артхаус очень сдержанный. Режиссер принадлежит к тому разряду умников, которые ни при каких обстоятельствах никому ничего не хочет разжёвывать досконально: и он, и фильма очень немногословны.
5 этому пока еще непризнанному шедевру. Но фильм этот не для всех, и, садясь его смотреть, надо помнить, что фильм этот режет душу, как тело режет нож, - он может потрясти вас до того, что сердце уйдет в желудок и будет там переворачиваться наподобие тяжелой гири.
Я бы мог, конечно, «подстраховаться» и сказать, что фильм ни в коем случае нельзя смотреть молодым родителям – будет больно, но ведь, по сути, именно для них этот фильм и был снят, и так снят, чтобы было нестерпимо больно непременно.
Общее впечатление | Неполиткорректный шедевр, повествующий о войне между детьми, обладающими сверхспособностями, поражающий своей жестокостью и хрутальной чистотой. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву33
Жду "Касабланку"…Обещали !!!
Для рождённых в СССР (для меня точно) сложно смотреть такое…Я помню мы мюзикл "мама "побаивались…Эх,ых-ых-такие мы вот "орхидейные!"