Отзыв: Экскурсия в Ватикан - уникальное государство,сконцентрировавшее в своих руках богатейшую коллекцию искусства всех времен и народов
Достоинства: уникальное место с богатейшими коллекциями
Недостатки: много народа
Всем привет))
В 13м году (а кажется только вчера) пребывали мы в славной стране Италии, ездили пакетным туром по городам с севера на юг и конечно же заглянули в Рим на пару-тройку дней. Рим и сам по себе большая сказка, а тут еще и изюминка- город-государство в центре)) Даже если не очень хочется, побывать все равно нужно) И уж если не индивидуально, что конечно предпочтительнее, то в составе группы, что хуже, потому что это как обычно "галопом по Европам") Кстати, если не хотите идти в музеи, то можно просто зайти в собор Св. Петра, подняться на купол и обозреть окрест (ну не просто, за плату конечно- об этом много написано)).
Т. к. мы являлись организованными туристами (по пакетному туру), то экскурсия в Ватикан предполагалась безоговорочно.
наш тур приходился на середину сентября, поэтому туристического люда в Италии еще хватало, и нам пришлось идти занимать очередь среди страждущих прикоснуться к несметным богатствам аж с самого утра. Очередь стояла не маленькая и провели мы в ней не менее 40 минут. К сожалению, поделиться расписанием работы музеев не могу, наверное все есть на соответствующих сайтах, где и билеты можно забронировать)
Территория огорожена высокой стеной, понятно, что просто так туда не войти)
Это не просто стена, это продукт средневековья около 850 г нэ - Леонинская стена, которая являлась защитой от нападений мусульман.
Ну, наконец случилось чудо, и мы как-то попали внутрь. Но оказалось, что это еще не все. Т. к. под крышей музея, а он же и библиотека, и резиденция папы и офисы администрации Ватикана и часовни (ну если точнее, это несколько зданий, соединенных между собою коридорами и переходами), то посетителям положен тщательный досмотр при входе.
Рецепшен с гардеробом вполне современен, включая системы охраны, видеонаблюдения, эскалаторы)
Не могу сказать, что мы как-то тщательно готовились к посещению, но было понятно, что вот сейчас на тебя обрушиться масса информации как вербального, так и визуального характера, и разобраться простому человеку со всеми этими образчиками высокого искусства, которые, скажу прямо, кишмя кишат на достаточно небольшой площади, доступной посетителям (просто страшно представить, сколько там еще скрыто в запасниках), практически невозможно. Остается только идти и честно выполнять команды "поверните голову направо, поверните голову налево".
Оценить по достоинству каждое произведение искусства тоже сложновато, ну мы ведь имеем к нему весьма опосредованное отношение, поэтому остается верить экскурсоводу на слово, думая про себя "ёк-макарек, ну надо же..." )))
Поэтому если вы просто хотите "загалить" свое пребывание в Ватикане, лучше брать массовку, а если что-то там хотите ощутить и проникнуться - то индивидуалку, и не на один день)))
Меня лично конечно интересовала в частности Сикстинская капелла, к созданию фресок которой кто только не приложился, но известна она скорее более как детище Микеланджело.
Но до нее нужно было еще добраться, а пока перед глазами замелькали статуи, фрески, вазы, мозаики и просто отменной красоты залы и коридоры с фантастическими потолками - мы почти в апартаментах папы- в Апостольском дворце))
Честно говоря, я не помню порядок прохождения, поэтому не обессудьте))
Вот есть внутренний дворик в музее Пио-Клементино или перед ним.
Там установлено множество римских саркофагов, густо украшенных всяческими барельефами, погребальные урны, мраморные ванны. Есть и скульптуры
Вот например образчик римского искусства - скульптура "Река Тигр"
Как правило скульптуры- реплики с древнегреческих, выполненные в начале тысячеления (1-2 векв нэ), а греческие образцы 2-1 в до нэ... куда дели оригиналы?)))
В музее есть прям тематические залы, например зал животных, в котором находится около ста пятидесяти статуй в мраморе и алебастре разных животных и сцен с ними.
Эта красавица - молосская собака, которая служила верой и правдой римским легионерам.
Далее возможно перескочим время и пространство - что запомнилось))
Множество всяких галерей, разных и по-своему прекрасных. Данная представленная - галерея географических карт в западной части дворца Бельведер. Она достаточно обширна - 6 на 120м. Именно такой метраж смог уместить не только сорок карт-фресок с изображением подвластных церкви областей Италии, но и кое-какую инфу по этим областям - сооружения, национальные одежды, исторические события, мифологию.
Потолок щедро осыпали сюжетами священного писания и ликами персонажей из него же)
Попросил это сделать архитектора и картографа папа Григорий Восьмой, видимо не надеясь на свою память, а может как дань своим завоеваниям, где-то в шестнадцатом веке))) Эх, и все-таки ничто не вечно, как ни старайся(((
Двор Пинии или двор Сосновой шишки - двор Бельведерского дворца, который обиходили в начале семнадцатого века - повозились с элементами ландшафтного дизайна (кусты, клумбы, травка, четыре лужайки), добавили в нишу дворца что-то типа фонтана с фигурой шишки.
Пространство конечно странное, его функциональность мне показалась спорной, простите за вольность, оно какое-то пустое))
Вот теперь его пытаются заполнить скульптурными композициями.
Сама шишка сосновая, выполнена из бронзы, позолоченной конечно, по бокам у нее пасутся павлины.
Внизу - барельефы с атлетами, а посередине голова-фонтан
В девяностом году прошлого века здесь установили многозначительный памятник четырех метров в диаметре «Сфера внутри сферы» скульптора Арнольдо Помодоро.
Красивый двухслойный золотой шар вертится вокруг своей оси (внутренний- Земля, внешний - вселенная) и призывает всех смотрящих на него задуматься о том, как действия каждого из нас оказывают влияние не только на планету, но и на вселенную в целом, так как мы -ее часть. Кто б еще этому внял...
В наличии во дворе имеется еще «Голова императора Августа» первого века нэ - это часть статуи, ну хоть это спасли.
Далее снова прогуливаемся по залам и галереям музея Пио-Клементино.
Это Коридор античного классического искусства - галерея Кьярмонти, его собрали в начале девятнадцатого века, есть еще два зала, богатое наследие оставили античные мастера.
Жуткое количество бюстов, фрагментов надписей, предметов искусства по греческим и римским мифам римского периода
Кстати, единственное место, где как-то не толпился народ))
Непосредственно музей Пио-Клементино и был спроектирован как музей. Инициировали процесс два папы, как можно догадаться, Пий и Клемент. Случилось это в восемнадцатом веке. Это музей классического искусства как раз с теми галереями и залами бюстов, скульптур, животных, муз.
В нем есть квадратный и круглый вестибюли и октогональный двор, где мы уже были вначале.
Данный зал с большой порфировой чашей (порфир - вулканическая порода, добывавшаяся в Египте) называется "Ротонда". Что за чаша? Это ванна императора Нерона))) Диаметр ее 13 метров)) Большой был человек Нерон)
Пол- мозаика второго века с римской виллы.
Есть зал греческого креста (такая вот форма). В нем - опять порфировые саркофаги матери императора Константина Святой Елены и его же дочери Констанции
Мозаика в зале с Афиной Палладой тоже с римской виллы перенесена
Зал колесницы и зал муз пролетают просто в отягченном сознании почти не задерживаясь - наблюдается некоторое переполнение))
Артемида- охотница?))
Во всех галереях и залах нужно держать ухо востро, потому что не только экспонаты вызывают восхищение, но и тонкая и великолепная отделка и роспись стен и потолков- все в лепнине и позолоте))
Галерея канделябров, зал муз
Апартаменты Борджиа
Ну и наконец душа замирает, мы возле Сикстинской капеллы. Народищу тьма, фотографировать нельзя, поэтому прошу не удалять все-таки эти образцы))
Везде охрана- не забалуешь.
Если немного все-таки сказать об истории, то тут встречаются только велики имена- сначала было создано 16 фресок, как совместный труд флорентийцев и умбрийцев в конце пятнадцатого века. Приложились Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Пинтуриккьо, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давида Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Внушительный состав.
Потом, уже в начале пятнадцатого века, здесь творил Микеланджело, создав сначала за четыре года ряд фресок, а потом, через двадцать пять лет, нарисовав "Страшный суд", над которым он также трудился четыре года.
На меня капелла произвела впечатление - это насыщенное росписями, скорее сумрачное обволакивающее пространство в синих тонах. Если в наших церквях мы встречаемы иконами с утонченными светлыми ликами, то здесь сила жизни прям бьет через край, настолько сочны и роскошны образы на стенах и потолке.
Лично у меня капелла не проассоциировалась с чем-то религиозным, это прям гимн писАвшим здесь мастерам, и Буонарроти в первую очередь.
Будь моя воля, я бы конечно посидела здесь в уголке какое-то время, но этого делать нельзя - потоптался у пошел дальше, наверное минут 30 дают на осмотр. Хочешь- покупай книжку и наслаждайся))
Потолок зала Ротонда. Если вы потратите на осмотр каждого экспоната в Ватикане по минуте, то не заметите, как промелькнут двенадцать лет жизни)))
Ну а далее нас ждал не менее величественный собор Святого Петра. Он расположен прям рядышком.
Собор построен в начале семнадцатого века в бывших садах Нерона над могилой распятого здесь когда-то апостола Петра. Конкретно над могилой его сейчас расположен алтарь.
А о временах Нерона тоже есть память- обелиск из египетского Гелиополя, установленный на площади.
Высота собора сто тридцать два метра, длина двести одиннадцать метров, одновременно он может вместить пятнадцать тысяч внутри и до шестидесяти тысяч человек на площади.
При строительстве и оформлении залов были замечены все те же Микеланджело, Рафаэль, а так же Бернини, Браманте, Виньола, Мадерна.
Закончили сей грандиозный труд в стиле барокко и открыли собор для посещений в начале шестнадцатого века.
Он конечно не может не восхищать, начиная с колонн и скульптур при входе и заканчивая богатейшим убранством внутри)
Золото, мрамор, гранит, мозаика - все великолепно, все достойно своих создателей)
Можно отдельно отмечать некоторые достопримечательности собора- например, балдахин Бернини на витых колоннах, над алтарем. Выполнен из бронзы и возносится очень высоко, как многоэтажка)
Помимо множества статуй, есть одна особенная, почитаемая паломниками - апостол Петр. Статуя считается исцеляющей.
Мозаики конечно великолепны, но на то они и итальянские мастера, разве поверишь, что это не живописное полотно, а смальта)
Наконец, уставшие и обалдевшие от величия и красоты, мы вырываемся на свежий воздух - на просто площади того же Св. Петра.
Сколько раз мы видели ее в кино)))
А построена она была в середине семнадцатого века Бернини. Сверху площадь напоминает то ли замочную скважину, то ли сам ключ от царствия небесного, полученный Петром от Христа.
На площади вам дадут пофотаться в разных ракурсах, а потом отведут в сувенирную лавку, где предложат все, что душе угодно, но конечно по теме))
В заключение вы совершите переход границы - пересечете линию на брусчатке, которая и отделяет Ватикан от Италии))
Полюбовавшись колоннадами, фонтанами и обелиском, прощаемся с этим совершенным архитектурным чудом и топаем далее - у нас свободное время- прямиком на Народную площадь)))
Время нашего "наскока" - примерно 4-5 часов. Где-то за бортом остались этрусский и египетский музеи, Сады Ватикана (их аж сорок четыре гектара), к сожалению, пишут, что посетить их можно только в в составе групповой экскурсии. А так просто погулять не получится. Того, что увидели, конечно хватило с лихвой за столь короткое время, долго еще потом переваривали))
Но побывать конечно здесь стоит, хотя бы так)) Народа много, это тоже нужно иметь в виду.
В 13м году (а кажется только вчера) пребывали мы в славной стране Италии, ездили пакетным туром по городам с севера на юг и конечно же заглянули в Рим на пару-тройку дней. Рим и сам по себе большая сказка, а тут еще и изюминка- город-государство в центре)) Даже если не очень хочется, побывать все равно нужно) И уж если не индивидуально, что конечно предпочтительнее, то в составе группы, что хуже, потому что это как обычно "галопом по Европам") Кстати, если не хотите идти в музеи, то можно просто зайти в собор Св. Петра, подняться на купол и обозреть окрест (ну не просто, за плату конечно- об этом много написано)).
Т. к. мы являлись организованными туристами (по пакетному туру), то экскурсия в Ватикан предполагалась безоговорочно.
наш тур приходился на середину сентября, поэтому туристического люда в Италии еще хватало, и нам пришлось идти занимать очередь среди страждущих прикоснуться к несметным богатствам аж с самого утра. Очередь стояла не маленькая и провели мы в ней не менее 40 минут. К сожалению, поделиться расписанием работы музеев не могу, наверное все есть на соответствующих сайтах, где и билеты можно забронировать)
Территория огорожена высокой стеной, понятно, что просто так туда не войти)
Это не просто стена, это продукт средневековья около 850 г нэ - Леонинская стена, которая являлась защитой от нападений мусульман.
Ну, наконец случилось чудо, и мы как-то попали внутрь. Но оказалось, что это еще не все. Т. к. под крышей музея, а он же и библиотека, и резиденция папы и офисы администрации Ватикана и часовни (ну если точнее, это несколько зданий, соединенных между собою коридорами и переходами), то посетителям положен тщательный досмотр при входе.
Рецепшен с гардеробом вполне современен, включая системы охраны, видеонаблюдения, эскалаторы)
Не могу сказать, что мы как-то тщательно готовились к посещению, но было понятно, что вот сейчас на тебя обрушиться масса информации как вербального, так и визуального характера, и разобраться простому человеку со всеми этими образчиками высокого искусства, которые, скажу прямо, кишмя кишат на достаточно небольшой площади, доступной посетителям (просто страшно представить, сколько там еще скрыто в запасниках), практически невозможно. Остается только идти и честно выполнять команды "поверните голову направо, поверните голову налево".
Оценить по достоинству каждое произведение искусства тоже сложновато, ну мы ведь имеем к нему весьма опосредованное отношение, поэтому остается верить экскурсоводу на слово, думая про себя "ёк-макарек, ну надо же..." )))
Поэтому если вы просто хотите "загалить" свое пребывание в Ватикане, лучше брать массовку, а если что-то там хотите ощутить и проникнуться - то индивидуалку, и не на один день)))
Меня лично конечно интересовала в частности Сикстинская капелла, к созданию фресок которой кто только не приложился, но известна она скорее более как детище Микеланджело.
Но до нее нужно было еще добраться, а пока перед глазами замелькали статуи, фрески, вазы, мозаики и просто отменной красоты залы и коридоры с фантастическими потолками - мы почти в апартаментах папы- в Апостольском дворце))
Честно говоря, я не помню порядок прохождения, поэтому не обессудьте))
Вот есть внутренний дворик в музее Пио-Клементино или перед ним.
Там установлено множество римских саркофагов, густо украшенных всяческими барельефами, погребальные урны, мраморные ванны. Есть и скульптуры
Вот например образчик римского искусства - скульптура "Река Тигр"
Как правило скульптуры- реплики с древнегреческих, выполненные в начале тысячеления (1-2 векв нэ), а греческие образцы 2-1 в до нэ... куда дели оригиналы?)))
В музее есть прям тематические залы, например зал животных, в котором находится около ста пятидесяти статуй в мраморе и алебастре разных животных и сцен с ними.
Эта красавица - молосская собака, которая служила верой и правдой римским легионерам.
Далее возможно перескочим время и пространство - что запомнилось))
Множество всяких галерей, разных и по-своему прекрасных. Данная представленная - галерея географических карт в западной части дворца Бельведер. Она достаточно обширна - 6 на 120м. Именно такой метраж смог уместить не только сорок карт-фресок с изображением подвластных церкви областей Италии, но и кое-какую инфу по этим областям - сооружения, национальные одежды, исторические события, мифологию.
Потолок щедро осыпали сюжетами священного писания и ликами персонажей из него же)
Попросил это сделать архитектора и картографа папа Григорий Восьмой, видимо не надеясь на свою память, а может как дань своим завоеваниям, где-то в шестнадцатом веке))) Эх, и все-таки ничто не вечно, как ни старайся(((
Двор Пинии или двор Сосновой шишки - двор Бельведерского дворца, который обиходили в начале семнадцатого века - повозились с элементами ландшафтного дизайна (кусты, клумбы, травка, четыре лужайки), добавили в нишу дворца что-то типа фонтана с фигурой шишки.
Пространство конечно странное, его функциональность мне показалась спорной, простите за вольность, оно какое-то пустое))
Вот теперь его пытаются заполнить скульптурными композициями.
Сама шишка сосновая, выполнена из бронзы, позолоченной конечно, по бокам у нее пасутся павлины.
Внизу - барельефы с атлетами, а посередине голова-фонтан
В девяностом году прошлого века здесь установили многозначительный памятник четырех метров в диаметре «Сфера внутри сферы» скульптора Арнольдо Помодоро.
Красивый двухслойный золотой шар вертится вокруг своей оси (внутренний- Земля, внешний - вселенная) и призывает всех смотрящих на него задуматься о том, как действия каждого из нас оказывают влияние не только на планету, но и на вселенную в целом, так как мы -ее часть. Кто б еще этому внял...
В наличии во дворе имеется еще «Голова императора Августа» первого века нэ - это часть статуи, ну хоть это спасли.
Далее снова прогуливаемся по залам и галереям музея Пио-Клементино.
Это Коридор античного классического искусства - галерея Кьярмонти, его собрали в начале девятнадцатого века, есть еще два зала, богатое наследие оставили античные мастера.
Жуткое количество бюстов, фрагментов надписей, предметов искусства по греческим и римским мифам римского периода
Кстати, единственное место, где как-то не толпился народ))
Непосредственно музей Пио-Клементино и был спроектирован как музей. Инициировали процесс два папы, как можно догадаться, Пий и Клемент. Случилось это в восемнадцатом веке. Это музей классического искусства как раз с теми галереями и залами бюстов, скульптур, животных, муз.
В нем есть квадратный и круглый вестибюли и октогональный двор, где мы уже были вначале.
Данный зал с большой порфировой чашей (порфир - вулканическая порода, добывавшаяся в Египте) называется "Ротонда". Что за чаша? Это ванна императора Нерона))) Диаметр ее 13 метров)) Большой был человек Нерон)
Пол- мозаика второго века с римской виллы.
Есть зал греческого креста (такая вот форма). В нем - опять порфировые саркофаги матери императора Константина Святой Елены и его же дочери Констанции
Мозаика в зале с Афиной Палладой тоже с римской виллы перенесена
Зал колесницы и зал муз пролетают просто в отягченном сознании почти не задерживаясь - наблюдается некоторое переполнение))
Артемида- охотница?))
Во всех галереях и залах нужно держать ухо востро, потому что не только экспонаты вызывают восхищение, но и тонкая и великолепная отделка и роспись стен и потолков- все в лепнине и позолоте))
Галерея канделябров, зал муз
Апартаменты Борджиа
Ну и наконец душа замирает, мы возле Сикстинской капеллы. Народищу тьма, фотографировать нельзя, поэтому прошу не удалять все-таки эти образцы))
Везде охрана- не забалуешь.
Если немного все-таки сказать об истории, то тут встречаются только велики имена- сначала было создано 16 фресок, как совместный труд флорентийцев и умбрийцев в конце пятнадцатого века. Приложились Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Пинтуриккьо, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давида Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Внушительный состав.
Потом, уже в начале пятнадцатого века, здесь творил Микеланджело, создав сначала за четыре года ряд фресок, а потом, через двадцать пять лет, нарисовав "Страшный суд", над которым он также трудился четыре года.
На меня капелла произвела впечатление - это насыщенное росписями, скорее сумрачное обволакивающее пространство в синих тонах. Если в наших церквях мы встречаемы иконами с утонченными светлыми ликами, то здесь сила жизни прям бьет через край, настолько сочны и роскошны образы на стенах и потолке.
Лично у меня капелла не проассоциировалась с чем-то религиозным, это прям гимн писАвшим здесь мастерам, и Буонарроти в первую очередь.
Будь моя воля, я бы конечно посидела здесь в уголке какое-то время, но этого делать нельзя - потоптался у пошел дальше, наверное минут 30 дают на осмотр. Хочешь- покупай книжку и наслаждайся))
Потолок зала Ротонда. Если вы потратите на осмотр каждого экспоната в Ватикане по минуте, то не заметите, как промелькнут двенадцать лет жизни)))
Ну а далее нас ждал не менее величественный собор Святого Петра. Он расположен прям рядышком.
Собор построен в начале семнадцатого века в бывших садах Нерона над могилой распятого здесь когда-то апостола Петра. Конкретно над могилой его сейчас расположен алтарь.
А о временах Нерона тоже есть память- обелиск из египетского Гелиополя, установленный на площади.
Высота собора сто тридцать два метра, длина двести одиннадцать метров, одновременно он может вместить пятнадцать тысяч внутри и до шестидесяти тысяч человек на площади.
При строительстве и оформлении залов были замечены все те же Микеланджело, Рафаэль, а так же Бернини, Браманте, Виньола, Мадерна.
Закончили сей грандиозный труд в стиле барокко и открыли собор для посещений в начале шестнадцатого века.
Он конечно не может не восхищать, начиная с колонн и скульптур при входе и заканчивая богатейшим убранством внутри)
Золото, мрамор, гранит, мозаика - все великолепно, все достойно своих создателей)
Можно отдельно отмечать некоторые достопримечательности собора- например, балдахин Бернини на витых колоннах, над алтарем. Выполнен из бронзы и возносится очень высоко, как многоэтажка)
Помимо множества статуй, есть одна особенная, почитаемая паломниками - апостол Петр. Статуя считается исцеляющей.
Мозаики конечно великолепны, но на то они и итальянские мастера, разве поверишь, что это не живописное полотно, а смальта)
Наконец, уставшие и обалдевшие от величия и красоты, мы вырываемся на свежий воздух - на просто площади того же Св. Петра.
Сколько раз мы видели ее в кино)))
А построена она была в середине семнадцатого века Бернини. Сверху площадь напоминает то ли замочную скважину, то ли сам ключ от царствия небесного, полученный Петром от Христа.
На площади вам дадут пофотаться в разных ракурсах, а потом отведут в сувенирную лавку, где предложат все, что душе угодно, но конечно по теме))
В заключение вы совершите переход границы - пересечете линию на брусчатке, которая и отделяет Ватикан от Италии))
Полюбовавшись колоннадами, фонтанами и обелиском, прощаемся с этим совершенным архитектурным чудом и топаем далее - у нас свободное время- прямиком на Народную площадь)))
Время нашего "наскока" - примерно 4-5 часов. Где-то за бортом остались этрусский и египетский музеи, Сады Ватикана (их аж сорок четыре гектара), к сожалению, пишут, что посетить их можно только в в составе групповой экскурсии. А так просто погулять не получится. Того, что увидели, конечно хватило с лихвой за столь короткое время, долго еще потом переваривали))
Но побывать конечно здесь стоит, хотя бы так)) Народа много, это тоже нужно иметь в виду.
Год посещения | 2013 |
Общее впечатление | уникальное государство,сконцентрировавшее в своих руках богатейшую коллекцию искусства всех времен и народов |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву57
Италия , Ватикан прекрасны))
Папу Римского в Ватикане не заметили, а вот в Assisi попался крупным планом)) - Фото прилагается)