Отзыв: Фильм "Чемпион мира" (2021) - «Проигравший всегда неправ»
Достоинства: Кино о шахматах - уже огромный плюс; актёрская игра Константина Хабенского.
Недостатки: Кроме Кости и отметить некого; неисторическое кино, хотя пытается таковым казаться; предсказуемость.
Доброго, мои друзья и гости сайта!
Видимо, снимать кино о шахматах стало модно. «Ход королевы» задал довольно высокую планку, но, как известно, танки грязи не боятся, особенно, если они русские. Опять же, наповал убиты сразу два зайца: дань моде и попытка отвлечь народ от более важных дел. Так что решено было бросить в глаза немного советской пыли (кажется, это самый любимый конёк современных режиссеров). Пока люди отчаянно собачатся и решают, кто же тогда был настоящим героем - невозвращенец Корчной или «бумажный» чемпион Карпов, что лучше, жить в СССР или старая добрая нынешняя «демократия», настоящая битва разыграется на совершенно другом поле.
В центре событий эпичный изнуряющий поединок двух гроссмейстеров Виктора Корчного и Анатолия Карпова, который проходил в Багио в 1978 году. Сами по себе шахматы для людей, которые не знакомы со всеми этими дебютами, эндшпилями и этюдами, малоинтересны, поэтому в кино их всегда приправляют острым соусом закулисных игр и интриг. Из этого, собственно и соткан весь фильм: как два несомненно одаренных, но простых человека, справлялись с огромной нагрузкой и ответственностью, наложенных на них талантом, гражданством и собственным выбором.
Создатели фильма не стали особо заморачиваться и создали сюжет по образу и подобию спортивных драм, которые уже имели успех у зрителей ранее. Речь идёт о «Движении вверх» и «Легенде N17». Команда во главе с главным героем - славные ребята, а противостоят им глупость чиновников и сильный соперник. Вроде есть и интрига, и аура, но финал все равно читается на раз-два. Хотя, если Вы знаете из шахмат только название фигур, скучать у экрана не придётся.
Совсем другое дело - достоверность изложенных сведений. Какой была правда, мы уже никогда не узнаем, потому что каждая сторона утверждает прямо противоположное другой, что в принципе не особо удивительно. Потому решающее значение имеет техническое задание: с какой целью вообще снимали этот кинофильм? Вряд ли, чтобы показать характеры знаменитых русских гроссмейстеров. В связи с этим не воспринимала фильм как нечто информативно значимое или интуитивно полезное, а как обычное художественное произведение. И уж точно не делала выводов о талантах и вкладе в шахматную историю по этому маленькому кусочку чьего-то видения тех далеких событий. Фильм пытается казаться историческим, хотя никогда им является не будет - заказ не тот.
Актёрский состав был подобран таким образом, чтобы угодить и нашим, и вашим. В нем есть признанная звезда, ради которой большинство и пойдёт на просмотр, есть и просто громкие имена, известные каждому, кто смотрит ТНТ. Такой микс расширяет аудиторию и позволяет фильму набрать неплохой рейтинг, который, на мой скромный взгляд, он бы ни в жизнь не увидел, не будь в проекте Константина Хабенского.
Времена нынче суровые, полагаю, выбор сценариев невелик и актерам частенько приходится сниматься исключительно ради гонорара. Как бы то ни было, но Константин свою работу всегда делает качественно, и «Чемпион мира» не исключение. Талант Хабенского вызывает мстительное чувство удовлетворения и гордости за российское кино - оно не настолько безнадежно, пока такие актёры ходят по земле. Его Виктор Корчной - настоящий боец, скрытый, целеустремлённый человек, в такого персонажа хочется поверить.
Остальные не более, чем дополнение. Иван Янковский заметно проигрывал Хабенскому в актёрской игре. Ваня с его тонкими «сухими» чертами лица играет каждый раз одинаково, что «Текст» взять, что нашумевшие бездарные «Топи». И хотя ему отвели непозволительно огромное количество экранного времени, Иван своего персонажа до конца раскрыть так и не смог. Худел он только в фантазиях своей команды, невыразительно мычал в диалогах и вообще производил неприятное впечатление, хотя сценаристы делали все возможное, чтобы создать светлый ореол национального героя. Ещё бы, сегодня Анатолий Карпов довольно заметный человек, только не в шахматах, а в политике. Вот так поворот!
Неприятно удивила эпизодическая роль всеми любимого актёра Фёдора Добронравова. С таким же успехом ее мог сыграть абсолютно любой актер старше 55 лет, фильм от этого не только бы ничего не потерял, а скорее выиграл, потому что от такого мастодонта кино, как Фёдор, всегда ждёшь чего-то выдающегося. Очень слабая, проходная роль, за которую хочется журить, но не можется, настолько Добронравов любим.
Остальные прошлись настолько по касательной, что даже и вспомнить некого. Да, там знаменитые фамилии. И толку?
Почему же смотреть кино о советском спорте все-таки так приятно? Сквозь года через экран пронизывает это непереносимо сладостное, завораживающее, всепоглощающее чувство единения людей, их общность в достижении результатов. Как болел народ за своих чемпионов! Не важно, кто ты - хоккеист, баскетболист, теннисист, если сегодня ты на площадке - вся страна сядет у приемников, телевизоров, радио. Невероятное ощущение единства и принадлежности к чему-то бОльшему.
Сколько бы ни нашлось у «Чемпиона мира» недостатков, его стоит посмотреть хотя бы ради шахмат - удивительно красивого, тонкого и жестокого спорта, где победитель всегда только один.
До встречи и увидимся онлайн!
P.S. Я написала этот отзыв месяц назад, когда самой большой моей проблемой было, а что же съесть на завтрак. Удивительно, но теперь многие вещи в нем читаются по-другому. Но какие же они точные!
Видимо, снимать кино о шахматах стало модно. «Ход королевы» задал довольно высокую планку, но, как известно, танки грязи не боятся, особенно, если они русские. Опять же, наповал убиты сразу два зайца: дань моде и попытка отвлечь народ от более важных дел. Так что решено было бросить в глаза немного советской пыли (кажется, это самый любимый конёк современных режиссеров). Пока люди отчаянно собачатся и решают, кто же тогда был настоящим героем - невозвращенец Корчной или «бумажный» чемпион Карпов, что лучше, жить в СССР или старая добрая нынешняя «демократия», настоящая битва разыграется на совершенно другом поле.
В центре событий эпичный изнуряющий поединок двух гроссмейстеров Виктора Корчного и Анатолия Карпова, который проходил в Багио в 1978 году. Сами по себе шахматы для людей, которые не знакомы со всеми этими дебютами, эндшпилями и этюдами, малоинтересны, поэтому в кино их всегда приправляют острым соусом закулисных игр и интриг. Из этого, собственно и соткан весь фильм: как два несомненно одаренных, но простых человека, справлялись с огромной нагрузкой и ответственностью, наложенных на них талантом, гражданством и собственным выбором.
Создатели фильма не стали особо заморачиваться и создали сюжет по образу и подобию спортивных драм, которые уже имели успех у зрителей ранее. Речь идёт о «Движении вверх» и «Легенде N17». Команда во главе с главным героем - славные ребята, а противостоят им глупость чиновников и сильный соперник. Вроде есть и интрига, и аура, но финал все равно читается на раз-два. Хотя, если Вы знаете из шахмат только название фигур, скучать у экрана не придётся.
Совсем другое дело - достоверность изложенных сведений. Какой была правда, мы уже никогда не узнаем, потому что каждая сторона утверждает прямо противоположное другой, что в принципе не особо удивительно. Потому решающее значение имеет техническое задание: с какой целью вообще снимали этот кинофильм? Вряд ли, чтобы показать характеры знаменитых русских гроссмейстеров. В связи с этим не воспринимала фильм как нечто информативно значимое или интуитивно полезное, а как обычное художественное произведение. И уж точно не делала выводов о талантах и вкладе в шахматную историю по этому маленькому кусочку чьего-то видения тех далеких событий. Фильм пытается казаться историческим, хотя никогда им является не будет - заказ не тот.
Актёрский состав был подобран таким образом, чтобы угодить и нашим, и вашим. В нем есть признанная звезда, ради которой большинство и пойдёт на просмотр, есть и просто громкие имена, известные каждому, кто смотрит ТНТ. Такой микс расширяет аудиторию и позволяет фильму набрать неплохой рейтинг, который, на мой скромный взгляд, он бы ни в жизнь не увидел, не будь в проекте Константина Хабенского.
Времена нынче суровые, полагаю, выбор сценариев невелик и актерам частенько приходится сниматься исключительно ради гонорара. Как бы то ни было, но Константин свою работу всегда делает качественно, и «Чемпион мира» не исключение. Талант Хабенского вызывает мстительное чувство удовлетворения и гордости за российское кино - оно не настолько безнадежно, пока такие актёры ходят по земле. Его Виктор Корчной - настоящий боец, скрытый, целеустремлённый человек, в такого персонажа хочется поверить.
Остальные не более, чем дополнение. Иван Янковский заметно проигрывал Хабенскому в актёрской игре. Ваня с его тонкими «сухими» чертами лица играет каждый раз одинаково, что «Текст» взять, что нашумевшие бездарные «Топи». И хотя ему отвели непозволительно огромное количество экранного времени, Иван своего персонажа до конца раскрыть так и не смог. Худел он только в фантазиях своей команды, невыразительно мычал в диалогах и вообще производил неприятное впечатление, хотя сценаристы делали все возможное, чтобы создать светлый ореол национального героя. Ещё бы, сегодня Анатолий Карпов довольно заметный человек, только не в шахматах, а в политике. Вот так поворот!
Неприятно удивила эпизодическая роль всеми любимого актёра Фёдора Добронравова. С таким же успехом ее мог сыграть абсолютно любой актер старше 55 лет, фильм от этого не только бы ничего не потерял, а скорее выиграл, потому что от такого мастодонта кино, как Фёдор, всегда ждёшь чего-то выдающегося. Очень слабая, проходная роль, за которую хочется журить, но не можется, настолько Добронравов любим.
Остальные прошлись настолько по касательной, что даже и вспомнить некого. Да, там знаменитые фамилии. И толку?
Почему же смотреть кино о советском спорте все-таки так приятно? Сквозь года через экран пронизывает это непереносимо сладостное, завораживающее, всепоглощающее чувство единения людей, их общность в достижении результатов. Как болел народ за своих чемпионов! Не важно, кто ты - хоккеист, баскетболист, теннисист, если сегодня ты на площадке - вся страна сядет у приемников, телевизоров, радио. Невероятное ощущение единства и принадлежности к чему-то бОльшему.
Сколько бы ни нашлось у «Чемпиона мира» недостатков, его стоит посмотреть хотя бы ради шахмат - удивительно красивого, тонкого и жестокого спорта, где победитель всегда только один.
До встречи и увидимся онлайн!
P.S. Я написала этот отзыв месяц назад, когда самой большой моей проблемой было, а что же съесть на завтрак. Удивительно, но теперь многие вещи в нем читаются по-другому. Но какие же они точные!
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | «Проигравший всегда неправ» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву90
Ты права, Жень, месяц назад жизнь была совсем другая…
Привет!
Что касается Хабенского, у него не все роли сильные. Тот же «Огонь» - видно же, что играл спустя рукава за гонорар. Фильм был хорошо распиарен, такие вещи просто так не делают)
посмотрела тут короткометражку "Это не важно" с Рапопорт и подрасстроилась слегка)))
Почему подрасстроились?
Хороший разбор, верные наблюдения и подходящие характеристики.
Все ожидаемо. Структура последних спортивных драм одинакова. Противостояние двух команд. Спортивные делегации и другие официальные лица. Важные звонки и решения «на самом высшем уровне».
Антуражем, отнесением к тому времени, освещением события мне фильм понравился.
А в плане конкретно шахматной игры фильм получился постным. Шахматы не показали((
Создатели сконцентрировались на эмоциях гроссмейстеров, на атмосфере вокруг матча, на политических моментах.
Фильм - как перечень партий. С перерывами на сюжеты вокруг матча. Хронология.
Здравствуйте? Здравствуйте. Е2-е4. Часы. Запись хода…Следующая партия. А потом и здороваться перестали).
Я потому не пишу отзывы о фильмах, потому что тянет раскрыть сюжет).
Схожее с моим отношение к выбору актеров, Женя.
Блестящий Хабенский. Остальные на порядок ниже. Или не та роль. Как у Федора Добронравова. Стопроцентное замечание, Женя. Такому интересному актеру - масштаб и размах. А здесь он, как в массовке(
Ну и Янковский Иван. Я не видел его ролей. Думал, это - его дебют, и удивлялся – почему он? Внешне не похож. Скован. Невыразителен. На экране между ним и Хабенским – пропасть.
Надо было или Хабенского не приглашать, чтобы на экране царила обоюдная невразумительность главных героев. Или кого-то найти, уровня Константина. Надеюсь, в театральных вузах они есть.
Неубедителен Иван. Работа какими-то клочками. Эмоций мало. Диалоги сухие.
Был один трогательный момент, когда я почувствовал некоторую теплую проникновенность в его голосе. Но она — где началась, там и закончилась. Карпов вдруг ка-ак закричит. Это было настолько неожиданно, неестественно для положительного, сдержанного, уравновешенного с начала фильма героя. Я оторопел.
Показалось – сейчас от накала страсти надуется и слетит с креплений полотно экрана. Накроет собой все двадцать человек в зале. Ничего себе, выплеск! И снова… тишина и омут. До титров.
Тут же вспомнилась «Легенда-17», и подумалось, что современная спортивная драма – не драма, если в ней нет эпизода, где главный герой на ком-нибудь не срывается. Видимо, без повышенных тонов сценаристам спортивный сюжет кажется неполноценным.
Ощутить атмосферу противостояния, вернуться в те времена было интересно. Единение страны. Переживания. Мощный эмоциональный заряд от Владивостока до Калининграда.
Спокойный фильм о хорошей игре.
Отличный отзыв о хорошем фильме.
Соглашусь по всем пунктам. Мне импонирует Хабенский, талантлив и убедителен в большинстве своих проектов. Этот не исключение. Не могу представить кого-то другого на его месте.
Ивана наблюдала в нескольких других фильмах («Топи», «Текст», «Огонь»), и ни в одном он не произвёл впечатления, хотя роли везде довольно «жирные», раскрыть героев можно было. Видимо, не полюбился, так бывает. Хотя, я предвзята ещё и потому, что он - продукт ТНТ, а этот канал мало чего хорошего подарил миру.
Раз ты отмечаешь наличие той самой ауры большой страны, значит тут я не ошиблась, это радует. Было приятно ее ощутить, и, как ни странно, что-то отдаленно похожее я чувствую последние 2 недели.
Спасибо, что ты всегда так внимателен к моим отзывам, это очень ценно!
Комментарий – это всегда настроение. И твои отзывы, искренние и понятные, это настроение создают. Нетрудно комментировать то, что находит отклик. Спасибо, Жень, за высокую оценку моих незначительных способностей.
Хабенский, да. Как только я его увидел в первых кадрах, услышал его неподражаемый голос – мне фильм сразу наполовину понравился). Пусть, что угодно показывают дальше, на Хабенского смотреть будет интересно.
По Ивану, точно. Скупо говорить, лошадью ходить — не мудрено́. Справился бы любой актер нашего времени.
Всякая игра имеет свою красоту. В «Легенде 17» показали красоту хоккея, в «Движении вверх» – красоту баскетбола. А здесь… мне показалось - шахматы обделили(.
Акценты расставлены на атмосферу того времени. На ажиотаж вокруг матча. На эмоции гроссмейстеров.
Показаны единение, общность, и вообще, стиль большой страны. И прикоснуться к ним, пусть даже через полотно экрана, было приятно. Хорошо, что они не остались там, не утратились.
Спасибо, Женя. Рад твоим отзывам. Они – событие. Нечастое и желанное.
Это теперь я знаю, что красноречие и ум дружат далеко не всегда))))) теперь посмотрю))))
Согласна с тобой, эти вещи не всегда дружат. Посмотреть можно исключительно ради шахмат)
О «Чемпионе мира» наслышана, но, видно, у меня все впереди))