Отзыв: Экскурсия по Старо-татарской слободе (Россия, Казань) - "Здесь дома антиквары из прошлых эпох..."
Достоинства: нарядные исторические домики, старинная мечеть, познавательно, пешеходная зона
Недостатки: нет
Старо-Татарская слобода в Казани - туристическая пешеходная зона, в которой некоторые исторические здания удивляют свой нарядной и яркой "одеждой", а также царящей атмосферой тишины и покоя:
Ранее на месте сегодняшней Слободы был небольшой населенный пункт с каменной мечетью. Но все изменилось после завоевания Иваном Грозным Казани в середине 16 века. Татарское население оттесняется сюда, на окраину к озеру Кабан и протоку Булак. Здесь начинается интенсивное строительство купеческих домов, возводится медресе, мечеть и потом это поселение назовут Татарской слободой.
Сейчас Старо-Татарская слобода - наиболее посещаемое туристами место. Автобус привозит нас на площадь Татарстан к драматическому театру имени Г. Камала. Этот новострой Старо-Татарской слободы возведен около сорок лет тому назад. Отсюда мы начинаем экскурсию:
Сначала Старо-Татарская слобода состояла всего лишь из одной улицы, тянувшейся вдоль берега озера Кабан. Расширение территории слободы приходится на 18 век, когда после многочисленных просьб Екатерина II сняла запрет на строительство каменных мечетей и зданий. Этот указ императрицы спровоцировал строительный бум - появилось несколько улиц с домами, культурными и религиозными строениями.
Старо-Татарская слобода после 1917 года потеряла ряд исторических зданий, поэтому не все строения имеют историческую ценность, но все же здесь есть на что посмотреть. Появившаяся улица с названием Захарьевская (от имени церкви Захарии и Елизаветы) в 17-18 веках, в 1930 году была переменована в улицу Каюма Насыри - татарского ученого-этнографа, просветителя, литератора. По ней мы совершим небольшую пешую прогулку, она стала туристическо-пешеходной с 2013 года:
На главной улице Старо-Татарской слободы строили дома известные и уважаемые жители города - богатые купцы, представители духовенства и культуры, татарского аристократического общества. Мы начинаем экскурсию с осмотра двух домов по левой стороне улицы, построенных по проекту П. Тихомирова для двух семей. Дом справа (1853 г.) принадлежал купцу Казакову, известного по торговле с Персией и кавказскими регионами. Он строил доходные дома и занимался благотворительной деятельностью.
Дом слева (1862 г.) занимала семья купца Кушаева - бакалейная компания торговца переходила по наследству, а зародилась она в 1832 году. Сейчас в доме находится музей чая:
Ворота, разделяющие два дома, открыты. Любопытно в них заглянуть и осмотреть внутренний двор:
Дом Казакова отнесен к объектам культурного наследия:
За воротами мы оказываемся на территории нескольких домов, по сложившейся традиции жители не огораживались от соседей заборами, а имели общую дворовую территорию. Во внутреннем дворе видна часть восстановленной усадьбы (2 половина 19 века) купца второй гильдии Хамита Сабирова, занимавшегося пошивом и продажей национальных головных уборов:
Его фасад выходит на ул. Марджани. В этом памятнике архитектуры сейчас находится комплекс "Татарская усадьба" (ресторан, отель, лавки ремесленников):
Внутренние дворы домов мало чем отличались друг от друга. Дом купца Кушаева выглядит скромнее своего соседа, но вполне себе респектабельный:
На первом этаже дома работает лавка кузнеца:
Не будем возвращаться на улицу и через двор пройдем к другим объектам Слободы:
Нарядные домики и ухоженная территория приятны глазу, день теплый и солнечный. Перед нами внутренний двор дома купца Муллина:
Любуемся искуссной работой резчиков по дереву - декорированы ворота, окна и карнизы особняка. В здании сейчас находится Музей купца Б. Ф. Муллина и Художественная галерея Алтынчеч, посетителей встречает вывеска "Добро пожаловать":
Покидаем внутренний дворик, чтобы посмотреть другие исторические здания на улице Каюма Насыри:
Роскошен лицевой фасад дома купца Муллина. Он запоминается четырьмя белыми колоннами под кровлей крыши. Очень красивый особняк внушительных размеров, со двора он смотрелся скромнее:
Экскурсия с чаепитием по дому купца была бы, возможно, интересна, но в нашу программу она не была включена:
Спокойная атмосфера царит на главной улице Старо-Татарской слободы. Не слышно шума автомобилей и многоголосого говора прохожих. Слева на фото дом того самого Шигабутдина Марджани, которого я упоминала ранее. На улице его имени мы еще побываем. Это историческая личность - ученый, известный представитель общественности и ислама, просветитель. Его дом (слева), построенный в 1858 году, посещали известные купцы и религиозные деятели. Здание признано историческим памятником архитектуры. Сейчас в нем размещен музей его имени:
Перед нами еще один большой нарядный дом (справа). Он говорит о статусе своего хозяине, ведь такой дом должен принадлежать влиятельнейшему и богатому человеку - да, этот особняк, построенный в 1858 году по проекту архитектора П. Жуковского, принадлежал семье Юнусовых. Основателем купеческой династии был Мухаммад Рахим - владелец кожевенного завода в Казани.
Его потомки расширили деятельность и открыли мыловарню, производство свечей и бумагопрядение. Юнусовы были известными благотворителями - напрвляли деньги на возведение мечетей и содержание детских приютов:
А минарет этой мечети мы видели не один раз с разных сторон улицы Каюма Насыри. Здесь мы опять вспомним о Шигабутдине Марджани: мечеть носит его имя - мечеть Аль-Марджани. Она была возведена по проекту архитектора В. И. Кафтырева в стиле барокко. Необычность ее архитектурного решения состоит в том, что минарет встроен в крышу мечети.
Во времена гонений на ислам татары прибегали к такой хитрости - строили мечеть как обыкновенный дом с разборным минаретом. В советское время она была единственной действующей мечетью в Казани:
За все время своего существования она несколько раз переименовывалась. Мечеть была построена с разрешения приехавшей в Казань империатрицей Екатериной II. После взятия Казани Иваном Грозным существовало табу на строительство каменных мечетей и лишь почти через 200 лет Екатерина II удовлетворила просьбу татар. Мечеть была возведена к 1770 году и стала именоваться Первой приходской:
Ее построили на пожертвования прихожан, самые крупные пожертвования принадлежали купцу Юнусову, поэтому позже ее переименовали в Юнусовскую. Члены этой семьи длительное время выделяли средства на ее содержание. Фасад мечети декорирован лепкой в виде национальных орнаментов:
Татары опасались негативной реакции местных властей на слишком высокий минарет и вновь обратились к Екатерине II за разрешением, на сей раз она мудро ответила, что в ее воле было дать разрешение на строительство на земле, а небесное пространство не входит в ее компетенцию и они могут распоряжаться им по своему усмотрению.
Возможно, в Казани скоро появится памятник «эби патше» (бабушке-царице) от благодарных мусульман Татарстана. Имя Шигабутдина Марджани мечети присвоили в конца XIX века, он с 1850 по 1889 год был ее главным имамом:
Наверное, не все дома удастся со временем сохранить, встречаются и такие:
Рядом с мечетью Аль-Марджани находится Казанский исламский колледж, открывший свои двери для учащихся в 2003 году. Он находится в историческом здании 1880 года. В этом учебном заведении, именовавшемся медресе "Марджания" преподавал Шигабутдин Марджани.
Выпускниками учебного заведения были известные личности, среди которых был Каюм Насыри, по улице которого мы совершили экскурсию. Здание колледжа сильно пострадало, но после дебатов было принято решение все-таки не сносить, а сохранить историческое здание. На его реконструкцию потребовалось немало сил и средств, но теперь оно выглядит почти как новое:
Исламский колледж находится на берегу озера Кабан в Старо-Татарской слободе. Озеро Кабан состоит из трех озер - Верхнего, Среднего и Нижнего общей протяженностью около 10 км, глубина варируется ориентировочно от 5 до 12,5 метров. Мы находится у озера Нижний Кабан:
Необычное название озера обросло несколькими легендами. Нам рассказали версию о ханском сыне по имени Кабан, затем был озвучен вариант о том, что в камышовых зарослях озера ранее обитали кабаны. Существует легенда, что при наступлении войск Ивана Грозного на дне озера Кабан были затоплены ханские сокровища. Интересно, продолжаются ли поиски клада до сих пор? Говорят, что дно обросло толстым слоем ила и трудно определить точную глубину озера.
Так, может, глубоко под илом прячутся ханские сокровища и ждут самого терпеливого и трудолюбивого золотоискателя? Берега озера Кабан, заросшие камышом и окаймленные полуразбитыми невзрачными дорожками, до недавнего времени выглядели непривлекательно. С 2015 года началось благоустройство прибрежной территории и сейчас Набережная стала одним из излюбленных мест отдыха горожан:
Пешеходная набережная озера Нижний Кабан состоит из двух частей, левой и правой. Левая идет вдоль линии улицы Марселя Салимжанова, а правая - улицы Марджани. Мы находится у Набережной, прилегающей к улице Марджани. Несколько раз это имя встречалось нам в ходе экскурсии. Довелось нам увидеть памятник этому старцу-просветителю:
Обе улицы соединяются эспланадой у театра Камал с покатой крышей, с которого началась наша экскурсия:
С Набережной открывается отличная панорама застроек противоположного берега озера:
Окидываем взглядом несколько нарядных домиков Слободы, обращенных фасадом на озеро и виднеющийся за ними минарет мечети Аль-Марджари, и отправляемся к нашему автобусу:
Старо-Татарская слобода в сегодняшнем ее виде - интересный туристический объект в центральной части столицы Татарстана с богатой исторической застройкой с выраженными элементами национального зодчества. На его осмотр желательно выделить несколько часов - посмотреть архитектуру, заглянуть в музеи, попробовать чай и национальные сладости. Мы довольствовались только первым...
Ранее на месте сегодняшней Слободы был небольшой населенный пункт с каменной мечетью. Но все изменилось после завоевания Иваном Грозным Казани в середине 16 века. Татарское население оттесняется сюда, на окраину к озеру Кабан и протоку Булак. Здесь начинается интенсивное строительство купеческих домов, возводится медресе, мечеть и потом это поселение назовут Татарской слободой.
Сейчас Старо-Татарская слобода - наиболее посещаемое туристами место. Автобус привозит нас на площадь Татарстан к драматическому театру имени Г. Камала. Этот новострой Старо-Татарской слободы возведен около сорок лет тому назад. Отсюда мы начинаем экскурсию:
Сначала Старо-Татарская слобода состояла всего лишь из одной улицы, тянувшейся вдоль берега озера Кабан. Расширение территории слободы приходится на 18 век, когда после многочисленных просьб Екатерина II сняла запрет на строительство каменных мечетей и зданий. Этот указ императрицы спровоцировал строительный бум - появилось несколько улиц с домами, культурными и религиозными строениями.
Старо-Татарская слобода после 1917 года потеряла ряд исторических зданий, поэтому не все строения имеют историческую ценность, но все же здесь есть на что посмотреть. Появившаяся улица с названием Захарьевская (от имени церкви Захарии и Елизаветы) в 17-18 веках, в 1930 году была переменована в улицу Каюма Насыри - татарского ученого-этнографа, просветителя, литератора. По ней мы совершим небольшую пешую прогулку, она стала туристическо-пешеходной с 2013 года:
На главной улице Старо-Татарской слободы строили дома известные и уважаемые жители города - богатые купцы, представители духовенства и культуры, татарского аристократического общества. Мы начинаем экскурсию с осмотра двух домов по левой стороне улицы, построенных по проекту П. Тихомирова для двух семей. Дом справа (1853 г.) принадлежал купцу Казакову, известного по торговле с Персией и кавказскими регионами. Он строил доходные дома и занимался благотворительной деятельностью.
Дом слева (1862 г.) занимала семья купца Кушаева - бакалейная компания торговца переходила по наследству, а зародилась она в 1832 году. Сейчас в доме находится музей чая:
Ворота, разделяющие два дома, открыты. Любопытно в них заглянуть и осмотреть внутренний двор:
Дом Казакова отнесен к объектам культурного наследия:
За воротами мы оказываемся на территории нескольких домов, по сложившейся традиции жители не огораживались от соседей заборами, а имели общую дворовую территорию. Во внутреннем дворе видна часть восстановленной усадьбы (2 половина 19 века) купца второй гильдии Хамита Сабирова, занимавшегося пошивом и продажей национальных головных уборов:
Его фасад выходит на ул. Марджани. В этом памятнике архитектуры сейчас находится комплекс "Татарская усадьба" (ресторан, отель, лавки ремесленников):
Внутренние дворы домов мало чем отличались друг от друга. Дом купца Кушаева выглядит скромнее своего соседа, но вполне себе респектабельный:
На первом этаже дома работает лавка кузнеца:
Не будем возвращаться на улицу и через двор пройдем к другим объектам Слободы:
Нарядные домики и ухоженная территория приятны глазу, день теплый и солнечный. Перед нами внутренний двор дома купца Муллина:
Любуемся искуссной работой резчиков по дереву - декорированы ворота, окна и карнизы особняка. В здании сейчас находится Музей купца Б. Ф. Муллина и Художественная галерея Алтынчеч, посетителей встречает вывеска "Добро пожаловать":
Покидаем внутренний дворик, чтобы посмотреть другие исторические здания на улице Каюма Насыри:
Роскошен лицевой фасад дома купца Муллина. Он запоминается четырьмя белыми колоннами под кровлей крыши. Очень красивый особняк внушительных размеров, со двора он смотрелся скромнее:
Экскурсия с чаепитием по дому купца была бы, возможно, интересна, но в нашу программу она не была включена:
Спокойная атмосфера царит на главной улице Старо-Татарской слободы. Не слышно шума автомобилей и многоголосого говора прохожих. Слева на фото дом того самого Шигабутдина Марджани, которого я упоминала ранее. На улице его имени мы еще побываем. Это историческая личность - ученый, известный представитель общественности и ислама, просветитель. Его дом (слева), построенный в 1858 году, посещали известные купцы и религиозные деятели. Здание признано историческим памятником архитектуры. Сейчас в нем размещен музей его имени:
Перед нами еще один большой нарядный дом (справа). Он говорит о статусе своего хозяине, ведь такой дом должен принадлежать влиятельнейшему и богатому человеку - да, этот особняк, построенный в 1858 году по проекту архитектора П. Жуковского, принадлежал семье Юнусовых. Основателем купеческой династии был Мухаммад Рахим - владелец кожевенного завода в Казани.
Его потомки расширили деятельность и открыли мыловарню, производство свечей и бумагопрядение. Юнусовы были известными благотворителями - напрвляли деньги на возведение мечетей и содержание детских приютов:
А минарет этой мечети мы видели не один раз с разных сторон улицы Каюма Насыри. Здесь мы опять вспомним о Шигабутдине Марджани: мечеть носит его имя - мечеть Аль-Марджани. Она была возведена по проекту архитектора В. И. Кафтырева в стиле барокко. Необычность ее архитектурного решения состоит в том, что минарет встроен в крышу мечети.
Во времена гонений на ислам татары прибегали к такой хитрости - строили мечеть как обыкновенный дом с разборным минаретом. В советское время она была единственной действующей мечетью в Казани:
За все время своего существования она несколько раз переименовывалась. Мечеть была построена с разрешения приехавшей в Казань империатрицей Екатериной II. После взятия Казани Иваном Грозным существовало табу на строительство каменных мечетей и лишь почти через 200 лет Екатерина II удовлетворила просьбу татар. Мечеть была возведена к 1770 году и стала именоваться Первой приходской:
Ее построили на пожертвования прихожан, самые крупные пожертвования принадлежали купцу Юнусову, поэтому позже ее переименовали в Юнусовскую. Члены этой семьи длительное время выделяли средства на ее содержание. Фасад мечети декорирован лепкой в виде национальных орнаментов:
Татары опасались негативной реакции местных властей на слишком высокий минарет и вновь обратились к Екатерине II за разрешением, на сей раз она мудро ответила, что в ее воле было дать разрешение на строительство на земле, а небесное пространство не входит в ее компетенцию и они могут распоряжаться им по своему усмотрению.
Возможно, в Казани скоро появится памятник «эби патше» (бабушке-царице) от благодарных мусульман Татарстана. Имя Шигабутдина Марджани мечети присвоили в конца XIX века, он с 1850 по 1889 год был ее главным имамом:
Наверное, не все дома удастся со временем сохранить, встречаются и такие:
Рядом с мечетью Аль-Марджани находится Казанский исламский колледж, открывший свои двери для учащихся в 2003 году. Он находится в историческом здании 1880 года. В этом учебном заведении, именовавшемся медресе "Марджания" преподавал Шигабутдин Марджани.
Выпускниками учебного заведения были известные личности, среди которых был Каюм Насыри, по улице которого мы совершили экскурсию. Здание колледжа сильно пострадало, но после дебатов было принято решение все-таки не сносить, а сохранить историческое здание. На его реконструкцию потребовалось немало сил и средств, но теперь оно выглядит почти как новое:
Исламский колледж находится на берегу озера Кабан в Старо-Татарской слободе. Озеро Кабан состоит из трех озер - Верхнего, Среднего и Нижнего общей протяженностью около 10 км, глубина варируется ориентировочно от 5 до 12,5 метров. Мы находится у озера Нижний Кабан:
Необычное название озера обросло несколькими легендами. Нам рассказали версию о ханском сыне по имени Кабан, затем был озвучен вариант о том, что в камышовых зарослях озера ранее обитали кабаны. Существует легенда, что при наступлении войск Ивана Грозного на дне озера Кабан были затоплены ханские сокровища. Интересно, продолжаются ли поиски клада до сих пор? Говорят, что дно обросло толстым слоем ила и трудно определить точную глубину озера.
Так, может, глубоко под илом прячутся ханские сокровища и ждут самого терпеливого и трудолюбивого золотоискателя? Берега озера Кабан, заросшие камышом и окаймленные полуразбитыми невзрачными дорожками, до недавнего времени выглядели непривлекательно. С 2015 года началось благоустройство прибрежной территории и сейчас Набережная стала одним из излюбленных мест отдыха горожан:
Пешеходная набережная озера Нижний Кабан состоит из двух частей, левой и правой. Левая идет вдоль линии улицы Марселя Салимжанова, а правая - улицы Марджани. Мы находится у Набережной, прилегающей к улице Марджани. Несколько раз это имя встречалось нам в ходе экскурсии. Довелось нам увидеть памятник этому старцу-просветителю:
Обе улицы соединяются эспланадой у театра Камал с покатой крышей, с которого началась наша экскурсия:
С Набережной открывается отличная панорама застроек противоположного берега озера:
Окидываем взглядом несколько нарядных домиков Слободы, обращенных фасадом на озеро и виднеющийся за ними минарет мечети Аль-Марджари, и отправляемся к нашему автобусу:
Старо-Татарская слобода в сегодняшнем ее виде - интересный туристический объект в центральной части столицы Татарстана с богатой исторической застройкой с выраженными элементами национального зодчества. На его осмотр желательно выделить несколько часов - посмотреть архитектуру, заглянуть в музеи, попробовать чай и национальные сладости. Мы довольствовались только первым...
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2021 |
Общее впечатление | "Здесь дома антиквары из прошлых эпох..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12