Отзыв: Фильм "Варяг" (2022) - Месть по-скандинавски или Легенда о Гамлете-берсеркере
Достоинства: Нереальная постановка, восхитительное музыкальное сопровождение, работающий сюжет, множество сильных, ярких и запоминающихся сцен.
Недостатки: Легкая затянутость, заметные спецэффекты кое-где, не лучшая роль Александра Скарсгарда.
"Варяг" — это настоящее кино, а не очередной чисто конвейерный продукт. Кино, во многом похожее на недавнюю "Легенду о Зеленом рыцаре". Но во многом и не похожее. И хвала Одину за это!
Больше хороших и разных фильмов Богу Фильмов!
Мало того, "Варяг" — кино бесконечно красивое, проработанное, сделанное с душой и высочайшим профессионализмом. А последние две вещи вместе встречаются нечасто.
Это еще и авторское кино (да-да, снова я за свое!), что становится понятно довольно быстро, уже с первых минут ленты. Когда король в исполнении Итана Хоука неторопливо возвращается в свой родной город под оглушительный стук барабанов, без всяких монтажных склеек, ты сразу понимаешь, что тебя ждет. Нечто хорошее...
Ставки в "Варяге" делаются совсем не на то, на что обычно ставит современный Голливуд (тем удивительнее, что Голливуд выдал режиссеру такую внушительную сумму на съемки этого фильма!).
Напротив, здесь все признаки именно авторского кино: неторопливость, внутренняя эстетика, целостность идеи (а значит, в сценарий не вмешивались другие люди, которым, конечно же, "виднее"), смелость и новаторство, причем как в плане сценария, так и в разрезе постановки.
Режиссер никуда не спешит, не пытается никому угодить, он делает то, что считает нужным и все. "Варяг" не работает на большинство или молодежь.
Но это вовсе не означает, что он не понравится большинству и молодежи. Интересно будет проверить.
Поговорим же о том, с чего любой фильм начинается, с матери и отца любой киноленты. О сценарии.
Он довольно прост, но лишь на первый взгляд. Обыкновенная история про месть за свою семью с каждой новой сценой фильма облачается в новые диковинные доспехи и, по итогу, сюжет из голого варвара превращается в короля в парадных одеяниях.
Во многом сценарий перекликается с бессмертным творением Шекспира "Гамлетом" (имя главного героя вообще не оставляет иных вариантов), что бросается в глаза, но не слишком сильно. Это не очередная экранизация "Гамлета", это самостоятельная история. И это здорово.
С актерами все гладко, но далеко не безупречно. Исполнитель главной роли Александр Скарсгард ("Война против всех", "Большая маленькая ложь") не слишком впечатляет своей актерской игрой, хотя чисто фактурно он и вписывается в историю идеальным образом.
Крупный, рослый, физически безупречный, с простодушным лицом, — мало кто вписался бы сюда лучше. Но эмоций и надрыва со стороны актера лично мне точно не хватило, хотя Скарскгарду я всегда симпатизировал.
Даже Итан Хоук и Уильям Дэффо, появившиеся в фильме ровно на 10 минут, а то и меньше, запоминаются куда сильнее, чем главный герой, на которого мы смотрим все два с лохматым часа.
Антагонист вызвал двоякое впечатление. Сыграл, вроде, хорошо, прямо по учебнику. Но какой-то харизмы не хватило что ли, индивидуальных актерских приемов.
Аня Тейлор-Джой — милашка, как и всегда. К ней — никаких вопросов.
Николь Кидман — прекрасна, как и всегда. Сцены с ней — одни из самых мощных и запоминающихся, особенно непростой разговор сына и матери после долгих лет разлуки.
Но "Варяг" привлекателен и ценен не актерским кастом, и даже не сюжетом, который, пусть и изящен в своей простоте, но все же элементарен.
"Варяг" шедеврален с точки зрения оформления. Всего оформления! От музыкальных тем до постройки кадра и выбора природных локаций. Это настоящий пир для кино-эстетов, да и не только для них.
Но пир умеренный, продуманный, без обжиралова. В "Варяге" вообще отсутствуют обычные кадры, все кадры безумно красивы и откалиброваны до совершенства.
Но фильм не швыряется ими во все стороны, как какая-нибудь "Дюна" Вильнева. Не кичится ими, не сует их зрителю прямо в лицо с воплями "Ах, какой я! Видел, видел?!". Нет, это холодная, молчаливая, знающая себе цену, и от того, куда более привлекательная красота.
Поражает и то, что весь фильм снят при помощи максимально долгих, неразрывных планов. По сути, все 2 часа 20 мин "Варяга" — это около 30-40 дублей. А такой подход, требующий серьезнейшей подготовки и запредельной самоотдачи, не может не вызывать глубокого уважения к режиссеру. Добиться подобного результата — невероятно сложно!
И все это не выглядит пустым выпендрежем. Напротив, это делает всю историю более реалистичной и плавной. Все-таки долгие планы — это, опять же, золотой признак авторского кино.
Там, где современный Голливуд сделает нарезку из 50 кадров, авторский режиссер иной раз проработает всю сложную сцену с актерами и создаст удивительной красоты эпизод. И не столько внешней красоты, сколько внутренней.
Поистине великолепно этот фильм использует и скандинавские мифы. Смело и умело. Фантазии и верования северян столь тесно переплетаются с суровой реальностью, что иной раз невозможно понять, что ты смотришь: чистое фэнтези или реалистичный исторической фильм.
Поединок с павшим обладателем легендарного меча, предсказания слепой гадалки, видения древа своего рода — все эти и многие другие эпизоды придают "Варягу" уникального этнического шарма, и добавляют остроты и глубины всему происходящему на экране.
Из минусов можно выделить некоторую затянутость (не наносящую, впрочем, серьезного урона истории) и далеко не идеальную актерскую игру Скарсгарда, о которой я уже упоминал.
Но взглянем на плюсы!
Музыка и аудио-сопровождение — безупречно. Полный эффект присутствия!
Постановка — выше любых похвал. Одновременно сложно и просто, прекрасно, но ненавязчиво.
Запоминающихся сцен — сколько угодно. В том числе и эпичнейшая концовка у врат Хель.
Увлекательность и напряженность — в наличие. От некоторых сцен кровь стыла в жилах.
Эстетика и атмосферность — почти за пределами возможного.
Роли второго плана — изумительно. Все персонажи, без исключения, колоритны.
Ну разве можно такое пропускать?
Это, однозначно, бенефис Роберта Эггерса. Его "Ведьма" была мощным и по-своему красивым фильмом, но решительно пустым и бессмысленным.
А переоцененный всеми и всюду "Маяк" вообще держался исключительно на игре двух хороших актеров и атмосфере безумия, будучи не в силах дать зрителю что-то более весомое.
В общем, как нетрудно догадаться, Эггерс — не мой режиссер, а я — не его аудитория.
Но "Варягом" Эггерс меня завоевал. Склоняю голову перед его талантом!
Рекомендую всем. Особенно ценителям по-настоящему красивого кино и поклонникам исторического кино-жанра.
P.S. Вот когда у нас научатся снимать такие исторические фильмы, а не всяких там "Викингов", вот тогда точно заживем!
Больше хороших и разных фильмов Богу Фильмов!
Мало того, "Варяг" — кино бесконечно красивое, проработанное, сделанное с душой и высочайшим профессионализмом. А последние две вещи вместе встречаются нечасто.
Это еще и авторское кино (да-да, снова я за свое!), что становится понятно довольно быстро, уже с первых минут ленты. Когда король в исполнении Итана Хоука неторопливо возвращается в свой родной город под оглушительный стук барабанов, без всяких монтажных склеек, ты сразу понимаешь, что тебя ждет. Нечто хорошее...
Ставки в "Варяге" делаются совсем не на то, на что обычно ставит современный Голливуд (тем удивительнее, что Голливуд выдал режиссеру такую внушительную сумму на съемки этого фильма!).
Напротив, здесь все признаки именно авторского кино: неторопливость, внутренняя эстетика, целостность идеи (а значит, в сценарий не вмешивались другие люди, которым, конечно же, "виднее"), смелость и новаторство, причем как в плане сценария, так и в разрезе постановки.
Режиссер никуда не спешит, не пытается никому угодить, он делает то, что считает нужным и все. "Варяг" не работает на большинство или молодежь.
Но это вовсе не означает, что он не понравится большинству и молодежи. Интересно будет проверить.
Поговорим же о том, с чего любой фильм начинается, с матери и отца любой киноленты. О сценарии.
Он довольно прост, но лишь на первый взгляд. Обыкновенная история про месть за свою семью с каждой новой сценой фильма облачается в новые диковинные доспехи и, по итогу, сюжет из голого варвара превращается в короля в парадных одеяниях.
Во многом сценарий перекликается с бессмертным творением Шекспира "Гамлетом" (имя главного героя вообще не оставляет иных вариантов), что бросается в глаза, но не слишком сильно. Это не очередная экранизация "Гамлета", это самостоятельная история. И это здорово.
С актерами все гладко, но далеко не безупречно. Исполнитель главной роли Александр Скарсгард ("Война против всех", "Большая маленькая ложь") не слишком впечатляет своей актерской игрой, хотя чисто фактурно он и вписывается в историю идеальным образом.
Крупный, рослый, физически безупречный, с простодушным лицом, — мало кто вписался бы сюда лучше. Но эмоций и надрыва со стороны актера лично мне точно не хватило, хотя Скарскгарду я всегда симпатизировал.
Даже Итан Хоук и Уильям Дэффо, появившиеся в фильме ровно на 10 минут, а то и меньше, запоминаются куда сильнее, чем главный герой, на которого мы смотрим все два с лохматым часа.
Антагонист вызвал двоякое впечатление. Сыграл, вроде, хорошо, прямо по учебнику. Но какой-то харизмы не хватило что ли, индивидуальных актерских приемов.
Аня Тейлор-Джой — милашка, как и всегда. К ней — никаких вопросов.
Николь Кидман — прекрасна, как и всегда. Сцены с ней — одни из самых мощных и запоминающихся, особенно непростой разговор сына и матери после долгих лет разлуки.
Но "Варяг" привлекателен и ценен не актерским кастом, и даже не сюжетом, который, пусть и изящен в своей простоте, но все же элементарен.
"Варяг" шедеврален с точки зрения оформления. Всего оформления! От музыкальных тем до постройки кадра и выбора природных локаций. Это настоящий пир для кино-эстетов, да и не только для них.
Но пир умеренный, продуманный, без обжиралова. В "Варяге" вообще отсутствуют обычные кадры, все кадры безумно красивы и откалиброваны до совершенства.
Но фильм не швыряется ими во все стороны, как какая-нибудь "Дюна" Вильнева. Не кичится ими, не сует их зрителю прямо в лицо с воплями "Ах, какой я! Видел, видел?!". Нет, это холодная, молчаливая, знающая себе цену, и от того, куда более привлекательная красота.
Поражает и то, что весь фильм снят при помощи максимально долгих, неразрывных планов. По сути, все 2 часа 20 мин "Варяга" — это около 30-40 дублей. А такой подход, требующий серьезнейшей подготовки и запредельной самоотдачи, не может не вызывать глубокого уважения к режиссеру. Добиться подобного результата — невероятно сложно!
И все это не выглядит пустым выпендрежем. Напротив, это делает всю историю более реалистичной и плавной. Все-таки долгие планы — это, опять же, золотой признак авторского кино.
Там, где современный Голливуд сделает нарезку из 50 кадров, авторский режиссер иной раз проработает всю сложную сцену с актерами и создаст удивительной красоты эпизод. И не столько внешней красоты, сколько внутренней.
Поистине великолепно этот фильм использует и скандинавские мифы. Смело и умело. Фантазии и верования северян столь тесно переплетаются с суровой реальностью, что иной раз невозможно понять, что ты смотришь: чистое фэнтези или реалистичный исторической фильм.
Поединок с павшим обладателем легендарного меча, предсказания слепой гадалки, видения древа своего рода — все эти и многие другие эпизоды придают "Варягу" уникального этнического шарма, и добавляют остроты и глубины всему происходящему на экране.
Из минусов можно выделить некоторую затянутость (не наносящую, впрочем, серьезного урона истории) и далеко не идеальную актерскую игру Скарсгарда, о которой я уже упоминал.
Но взглянем на плюсы!
Музыка и аудио-сопровождение — безупречно. Полный эффект присутствия!
Постановка — выше любых похвал. Одновременно сложно и просто, прекрасно, но ненавязчиво.
Запоминающихся сцен — сколько угодно. В том числе и эпичнейшая концовка у врат Хель.
Увлекательность и напряженность — в наличие. От некоторых сцен кровь стыла в жилах.
Эстетика и атмосферность — почти за пределами возможного.
Роли второго плана — изумительно. Все персонажи, без исключения, колоритны.
Ну разве можно такое пропускать?
Это, однозначно, бенефис Роберта Эггерса. Его "Ведьма" была мощным и по-своему красивым фильмом, но решительно пустым и бессмысленным.
А переоцененный всеми и всюду "Маяк" вообще держался исключительно на игре двух хороших актеров и атмосфере безумия, будучи не в силах дать зрителю что-то более весомое.
В общем, как нетрудно догадаться, Эггерс — не мой режиссер, а я — не его аудитория.
Но "Варягом" Эггерс меня завоевал. Склоняю голову перед его талантом!
Рекомендую всем. Особенно ценителям по-настоящему красивого кино и поклонникам исторического кино-жанра.
P.S. Вот когда у нас научатся снимать такие исторические фильмы, а не всяких там "Викингов", вот тогда точно заживем!
Время использования | 140 минут |
Общее впечатление | Месть по-скандинавски или Легенда о Гамлете-берсеркере |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву32
Ну тут, я думаю, у многих мысли сходились.
Какой фильм, такой и отзыв :P
Нежный, с любовью написанный отзыв, эстетика и атмосферность видимо задели.
На самом деле, лично мне чего-то не хватило, поставил бы 4-ку. Но я не нашел такого кол-ва проблем и минусов, чтобы не ставить 5-ку, это чистая правда :D
Ну да, я постарался его со всех сторон облизать, ни одного места не пропустить. Заслужил ведь :D
Так что ничего страшного :)
Тебе спасибо за теплые слова.