Отзыв: Дворец Белосельских-Белозерских (Россия, Санкт-Петербург) - Дворец у Аничкова моста - знаковое место для российской истории
Достоинства: история
Недостатки: экскурсия слабая, залы пустые, во внутренние покои прохода нет
На экскурсии в этом дворце хотелось побывать давно. Но не только потому, что этот архитектурный ансамбль такой привлекательный внешне, хотелось побывать в том месте, которое я лично считаю знаковым для российской истории, пусть тут и лишь частично сохранились оригинальные интерьеры.
Именно здесь будущий император впервые увидел свою Аликс, Александру Федоровну, здесь жил убийца Распутина великий князь Дмитрий Павлович Романов.
Дворец Белосельских-Белозерских находится в самом что ни на есть центре Северной столицы, у Аничкова моста, на углу набережной Фонтанки и Невского проспекта.
Наверняка многие из нас, даже просто гости Петербурга, неоднократно мимо него прогуливались-проходили.
Попасть на экскурсию во дворец не слишком сложно, можно в интернете "подловить" нужный билет - на дату и время, или (как мы потом, в ходе экскурсии узнали) можно прийти сюда не какой-нибудь спектакль антрепризного характера и увидеть большинство дворцовых интереров бесплатно.
Обычный же экскурсионный билет стоит 350 рублей, для пенсионеров льгот нет. В праздничные дни билет во дврец на экскурсию стоит 450 рублей. Плюс еще 10% комиссия сайта.
Официальный адрес дворца - Невский проспект, д.41.
Архитектурный стиль дворца - так называемое «русское необарокко», автором которого считается знаменитый архитектор середины 19 века Андрей Иванович Штакеншнейдер. Именно он перестроил дворец в 1847—1848 годах.
Во входном вестибюле, если присмотреться повнимательнее, то на стене можно заметить небольшую овальную табличку - она напоминает о том, что в годы Первой мировой войны здесь был русско-английский госпиталь. Госпитальная тема еще появится по ходу экскурсии.
Входная "группа" поражает своей архитектурной роскошью.
Несколько слов об организации экскурсии. Оказалось что наш экскурсовод - это тот же кассир, та же гардеробщица, все в одном лице. Поэтому группа сначала ждала, пока не обилеченные посетители (группа должна быть 25 челвове) оплатят посещение, потом разрешили(!) пройти в гардероб, посетить туалет было нельзя до полного сбора "компании". Причем речи с посетителями велись отнюдь не ласковые, охранники на входных рамках - старые скучающие дяди в униформе, готовые едва ли не прикрикнуть на посетителей. Это, если честно, коробило.
Но вот мы наконец все обилетились/разделись/прошли в вестибюль. Экскурсия начинается на парадной лестнице. Ее великолепие завораживает.
Вензель в решетке елстницы - буквы С и Е переплелись. Сергей Александрович и Елизавета Гессен-Дармштадтская, дядя последнего русского императора и старшая сестра последней русской императрицы. Дворец стал им свадебным подарком.
Натурализм форм белоснежных кариатид поражает!
После парадной лестницы идем в зритлеьный (ныне), а когда-то - бальный зал дворца Белосельских-Белозерских.
Несколько раз в неделю здесь, на импровизированной сцене, проходят театральные постановки, всякие там средненькие омедии, сольные выступления музыкантов.
В зале находятся 4 огромных зеркала. Все они оригинальные, сохранившиеся с момента перестройки дворца в середине 19 века. По легенде, смотрясь в одно из них, ты можешь увидеть себя снова молодым. Сказрчки все это однко!
Зрительный зал примыкает к другим залам, в которых сегодня пустота, во время антрактов спектаклей они, видимо, выполняют роль фойе.
Здесь можно увидеть оригинальные светильники:
А из окон залов-фойе прекрасно просматривается Невский:
И Фонтанка, и Анчков мост с укротителями коней.
"Арматура" оконная шедевральна!
Дубовый зал-бывшая библиотека понравился мне лично больше всего. Книг в стенных дубовых шкафах, увы нет, но совсем нетрудно представить как они там стояли.
Потолок сам по себе - произвдение искусства. Вообще в этом дворце очень оригинальные светильники практически во всех залах, но в библиотеке - самые интересные.
В зале много стендов, рассказывающих о том, как здесь в 1916-1918 годах работал Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы Александры Федоровны и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.
Деревянная резьба - какое чудо!
На окнах в зале библиотеки - витражи. Они оригинальные! Сохранились, несмотря на блокаду, бомбежки и обстрелы. Эти цветные стекла, даже порой выпуклые, хотелось потрогать, погладить, пощупать - это что-то суперское!
Голубой зал, ли столоая, противоположный библиотечному, не особо впечатлил. Да, тут есть оригинальные живописные полотна в плафонах, ажурная лепнина, но... Но библиотека во сто раз интереснее. Хотя если прсмотреться, и голубой зал способен удивить своими деталями:
Из голубой гостиной, небольшой по размеру, переходим в зал, котоырй арендует 1 канал. Там нельзя снимать, но, как оказалось, ничего сверхъестественного в его интерьерах и нет.
Обращает внимание другое - путь в этот самый "телевизионный" зал. По пути мы проходим через еще одну гостиную, которая представляет собой плачевное зрелище.
Мученически затертый пол не спасют даже аляповато обитые кресла в стиле Лкакого-то там Людовика.
А уж светодиодная люстра из стеклянных трубок под потолком и вовсе "убивает" весь исторический настрой.
Кстати, во дворе немало того, что не рабоатет. Например, эти часы - они находятся на консоли на стене главной лестницы.
Заслонки каналов, подающих теплый воздух на месте, но тоже не в строю.
Несколько слов собственно об экскурсионном обслуживании. Ходили мы по дворцу минут 50 от силы. Посетили, кроме лестницы, 5 залов (один - проходом). У старой дамы-экскурсовода (касира и гардеробщицы по совместительству) хорошо поставленный голос, но сам рассказ! Он, фигуарльно выражаясь, посыпан был нафталином. Общие места, общие фразы, никакой изюминки. А ведь экскурсантов можно было бы запросто заставить включить воображение - чтобы они увидели, как за витые перила лесницы робоко держится прекрасная робкая Елизавета, а на площадке вверху ее встречает надменный великий князь, любитель совершенно не женсого пола. Дворец стал золотой клеткой для его жены. Или - вот идет размашистым шагом, перескакивая через ступеньки великий князь Дмитрий Павлович. Он торопится на встречу с Распутиным и с судьбой... Вот 12-летняя немецкая принцесса Аликс замечает среди придворных цесаревича Николая, ее взгляд, украдкой брошенный на красавца-наследника престола российского, дорого бдует стоить этой стране...
Но обо всем этом мы не услышали, так стоило ли приходить именно на экскурсию, когда практически "голые" залы можно было бы осмотреть, купив театральный билет. Вышло точно бы дешевле и насыщеннее в плане культурного ликбеза. Может быть.
Да, и эти залы еще не весь дворец, а во внутренние покои никакого хода нет.
Именно здесь будущий император впервые увидел свою Аликс, Александру Федоровну, здесь жил убийца Распутина великий князь Дмитрий Павлович Романов.
Дворец Белосельских-Белозерских находится в самом что ни на есть центре Северной столицы, у Аничкова моста, на углу набережной Фонтанки и Невского проспекта.
Наверняка многие из нас, даже просто гости Петербурга, неоднократно мимо него прогуливались-проходили.
Попасть на экскурсию во дворец не слишком сложно, можно в интернете "подловить" нужный билет - на дату и время, или (как мы потом, в ходе экскурсии узнали) можно прийти сюда не какой-нибудь спектакль антрепризного характера и увидеть большинство дворцовых интереров бесплатно.
Обычный же экскурсионный билет стоит 350 рублей, для пенсионеров льгот нет. В праздничные дни билет во дврец на экскурсию стоит 450 рублей. Плюс еще 10% комиссия сайта.
Официальный адрес дворца - Невский проспект, д.41.
Архитектурный стиль дворца - так называемое «русское необарокко», автором которого считается знаменитый архитектор середины 19 века Андрей Иванович Штакеншнейдер. Именно он перестроил дворец в 1847—1848 годах.
Во входном вестибюле, если присмотреться повнимательнее, то на стене можно заметить небольшую овальную табличку - она напоминает о том, что в годы Первой мировой войны здесь был русско-английский госпиталь. Госпитальная тема еще появится по ходу экскурсии.
Входная "группа" поражает своей архитектурной роскошью.
Несколько слов об организации экскурсии. Оказалось что наш экскурсовод - это тот же кассир, та же гардеробщица, все в одном лице. Поэтому группа сначала ждала, пока не обилеченные посетители (группа должна быть 25 челвове) оплатят посещение, потом разрешили(!) пройти в гардероб, посетить туалет было нельзя до полного сбора "компании". Причем речи с посетителями велись отнюдь не ласковые, охранники на входных рамках - старые скучающие дяди в униформе, готовые едва ли не прикрикнуть на посетителей. Это, если честно, коробило.
Но вот мы наконец все обилетились/разделись/прошли в вестибюль. Экскурсия начинается на парадной лестнице. Ее великолепие завораживает.
Вензель в решетке елстницы - буквы С и Е переплелись. Сергей Александрович и Елизавета Гессен-Дармштадтская, дядя последнего русского императора и старшая сестра последней русской императрицы. Дворец стал им свадебным подарком.
Натурализм форм белоснежных кариатид поражает!
После парадной лестницы идем в зритлеьный (ныне), а когда-то - бальный зал дворца Белосельских-Белозерских.
Несколько раз в неделю здесь, на импровизированной сцене, проходят театральные постановки, всякие там средненькие омедии, сольные выступления музыкантов.
В зале находятся 4 огромных зеркала. Все они оригинальные, сохранившиеся с момента перестройки дворца в середине 19 века. По легенде, смотрясь в одно из них, ты можешь увидеть себя снова молодым. Сказрчки все это однко!
Зрительный зал примыкает к другим залам, в которых сегодня пустота, во время антрактов спектаклей они, видимо, выполняют роль фойе.
Здесь можно увидеть оригинальные светильники:
А из окон залов-фойе прекрасно просматривается Невский:
И Фонтанка, и Анчков мост с укротителями коней.
"Арматура" оконная шедевральна!
Дубовый зал-бывшая библиотека понравился мне лично больше всего. Книг в стенных дубовых шкафах, увы нет, но совсем нетрудно представить как они там стояли.
Потолок сам по себе - произвдение искусства. Вообще в этом дворце очень оригинальные светильники практически во всех залах, но в библиотеке - самые интересные.
В зале много стендов, рассказывающих о том, как здесь в 1916-1918 годах работал Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы Александры Федоровны и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.
Деревянная резьба - какое чудо!
На окнах в зале библиотеки - витражи. Они оригинальные! Сохранились, несмотря на блокаду, бомбежки и обстрелы. Эти цветные стекла, даже порой выпуклые, хотелось потрогать, погладить, пощупать - это что-то суперское!
Голубой зал, ли столоая, противоположный библиотечному, не особо впечатлил. Да, тут есть оригинальные живописные полотна в плафонах, ажурная лепнина, но... Но библиотека во сто раз интереснее. Хотя если прсмотреться, и голубой зал способен удивить своими деталями:
Из голубой гостиной, небольшой по размеру, переходим в зал, котоырй арендует 1 канал. Там нельзя снимать, но, как оказалось, ничего сверхъестественного в его интерьерах и нет.
Обращает внимание другое - путь в этот самый "телевизионный" зал. По пути мы проходим через еще одну гостиную, которая представляет собой плачевное зрелище.
Мученически затертый пол не спасют даже аляповато обитые кресла в стиле Лкакого-то там Людовика.
А уж светодиодная люстра из стеклянных трубок под потолком и вовсе "убивает" весь исторический настрой.
Кстати, во дворе немало того, что не рабоатет. Например, эти часы - они находятся на консоли на стене главной лестницы.
Заслонки каналов, подающих теплый воздух на месте, но тоже не в строю.
Несколько слов собственно об экскурсионном обслуживании. Ходили мы по дворцу минут 50 от силы. Посетили, кроме лестницы, 5 залов (один - проходом). У старой дамы-экскурсовода (касира и гардеробщицы по совместительству) хорошо поставленный голос, но сам рассказ! Он, фигуарльно выражаясь, посыпан был нафталином. Общие места, общие фразы, никакой изюминки. А ведь экскурсантов можно было бы запросто заставить включить воображение - чтобы они увидели, как за витые перила лесницы робоко держится прекрасная робкая Елизавета, а на площадке вверху ее встречает надменный великий князь, любитель совершенно не женсого пола. Дворец стал золотой клеткой для его жены. Или - вот идет размашистым шагом, перескакивая через ступеньки великий князь Дмитрий Павлович. Он торопится на встречу с Распутиным и с судьбой... Вот 12-летняя немецкая принцесса Аликс замечает среди придворных цесаревича Николая, ее взгляд, украдкой брошенный на красавца-наследника престола российского, дорого бдует стоить этой стране...
Но обо всем этом мы не услышали, так стоило ли приходить именно на экскурсию, когда практически "голые" залы можно было бы осмотреть, купив театральный билет. Вышло точно бы дешевле и насыщеннее в плане культурного ликбеза. Может быть.
Да, и эти залы еще не весь дворец, а во внутренние покои никакого хода нет.
Год посещения | 2022 |
Общее впечатление | Дворец у Аничкова моста - знаковое место для российской истории |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8