Отзыв: Фильм "Род мужской" (2022) - Женщина на грани нервного срыва. А потом и за гранью.
Достоинства: Кроме отличной визуальной составляющей, есть и смыслы...
Недостатки: ... но они глубоко скрыты. Также не очевидны и неоднозначны. Хотя возможно. это плюс
Ай да Алекс Гарднер, ай да хитрец, ай да молодец! В бесконечно навязываемой нам войне полов, он умудрился выступить по обе стороны фронта одновременно, как говориться и нашим, и вашим.
Справедливости ради надо сказать, что ваших оказалось куда больше. Подавляющее большинство критиков увидело в фильме страдания бедной женщины, которую окружают мужчины разной степени токсичности. Занимаются они тем, для чего собственно и предназначены, если верить многочисленным фильмам: ввиду собственной слабости заставляют женщину страдать. Разумеется, они должны быть наказаны, картина – своего рода покаяния за прегрешения рода мужского, а этому самому роду, по выражению одного из критиков, «остаётся только капитулировать».
В этом нет ничего удивительного, «под сладкий лепет мандолины» о свободе вообще,
и творчества в частности, вольнодумство нынче не в чести. Все должно укладываться в нарративы современных ценностей и культурного марксизма. Если не согласны – «культуру(!) отмены» на себе не желаете испробовать?
Словом, как говаривал Пелевин: «свобода – это возможность говорить правильные вещи в правильных рамках».
Я же, закоснев в своём консерватизме, составил протокол на основе изложенных в картине фактов (а не домыслов), и увидел нечто другое.
Это фильм не о том, как плохие мужчины обижают бедную женщину. Женщина эта, на мой взгляд, неспособна, в силу особенностей характера, не то что к серьёзным отношениям, а даже к бытовому общению. «Пошёл на …» - вот и весь разговор.
Отношения она строит по «маньячному» принципу: насильник – жертва, и придётся ей побывать в обеих ипостасях. Да и особого чувства вины я не заметил. Более того, попытка поговорить об этой самой вине вызывает упомянутую выше реакцию.
Мучает же её, на мой взгляд, именно двойственность собственной натуры…
Мало того, с определённого момента она и вовсе теряет рассудок, и в окружающих мужчинах воплощаются все её фобии. С этого момента заканчивается более-менее традиционная драма, и начинается жёсткий хоррор в артхаусном исполнении.
Конечно, эти фобии имеют под собой основание: навязчивость, домогательства, морализаторство, даже угроза насилия - всё это действительно имеет место быть, и каждая женщина с этим так или иначе сталкивалась. Ну так фобия – она на то и фобия: высота действительно опасна, в воде можно утонуть, а замкнутом пространстве не вполне комфортно. Но мы как-то справляемся, не доводя дело ни до смертоубийства, не до дурдома.
И скажите, вам и правда никогда не встречались женщины, которые не любят (мягко выражаясь), и боятся мужчин? Правда нет? Ну, тогда разрешите представить – Харпер Малоу, главная, а по сути единственная, героиня фильма. Не люблю писать про актёров, но на это раз не могу не отметить великолепную игру Джесси Бакли. Вы можете не смотреть на её пластику, можете не обращать внимание на выражение её лица, но посмотрите на её глаза. Это глаза жертвы, вы хотите сказать? Блестящая игра одним словом, и большой плюс в пользу моей версии происходящего.
Добавлю, что выглядит она в фильме сообразно современному киностандарту – асексуально и непривлекательно.
Начало истории положит сцена, обыгранная в кино и литературе тысячу и один раз:
он уходит.
Она стонет, плачет, умоляет объясниться, обещает всё исправить, даже грозит наложить на себя руки, «вернись, я всё прощу». Он, однако, непреклонен, и не снисходит до выяснения отношений. Сказал – всё!
Сообразно новым веяниям, он – это она, Харпер, а она – это он, Джеймс, её муж.
Да, мы в курсе, что инициаторами большинства разводов являются женщины, но что же вы делаете с архетипами?
Правда, сохранившиеся в глубине подсознания Джеймса рудиментарные остатки маскулинности всё-таки дают о себе знать…
Тут позволю себе небольшое отступление, дабы обратиться к дорогим европейкам. Вам не нравиться эта самая маскулинность, вы её осуждаете и изводите в своих мужчинах. Хорошо, оно и правда порой нехорошо, пусть будет по вашему. Конечно, Америка отрыта, полюса и вершины покорены, дикие племена усмирены, так ну её совсем. Но что вы скажете, когда завтра к вам прибудет миллионов этак …дцать представителей этих самых племён, которые, в отличие от Джеймса, имеют совсем другие представления об отношениях к вам и с вами? Полиция? Ну-ну…
Но вернёмся к фильму. Расставание закончилось для Джеймса в высшей степени неприятно – он вылетел из дома, причём не в переносном, а в самом прямом смысле. Что бы как-то успокоиться, Харпер хочет пару недель побыть в одиночестве, для чего и арендует симпатичный особняк в симпатичной деревушке. Эх, не читала она Александра Сергеевича, а то бы знала, что «уединение и праздность губят молодых людей». Молодых женщин, как нам предстоит убедиться, тоже.
А ведь всякий знает, что лучшее лекарство в тяжёлой жизненной ситуации – это работа. Но у киноискусства, а уж тем более артхауса, свои законы.
В этой милой деревушке Харпер предстоит столкнуться уже не с отдельно взятым Джеймсом, а целым родом мужским (в её представлении), где каждая особь олицетворяет то или иное мужское непотребство.
Кстати, ещё один плюсик к моей версии – всех их играет один актёр, Рори Киннер,
и все они для нашей героини на одно лицо.
А ведь мы-то знаем, по аналогии с семьями, что все хорошие мужчины хороши одинаково, а все плохие – плохи по-разному. Хорошие – все как один, кроткие, послушные и ведомые. А посмотрите на плохих – тот насильник, этот тиран, тот манипулятор, все разные. Так что можно сказать, что эти нехорошие люди в значительной степени продукт воображения Харпер, хотя и имеют реальные прототипы.
А уж конец этой истории, он такой артхаусному делу венец, что толкуй его не перетолкуй.
Да и весь фильм даёт богатую пищу для толкования благодарным критикам и знатокам. Тут вам Тарковский, а тут – Ларс фон Триер, а здесь сам режиссёр в предыдущих работах, а вот писание с райскими яблоками.
Конечно, с технической и визуальной точки зрения он очень хорош, возможно даже безупречен.
Но у меня к фильмам подобного рода всегда возникает вопрос – если у вас есть какое-то послание, зачем его так шифровать? Зачем сажать столько деревьев, что за ними можно леса вашего замысла и не увидеть? Отдать дань постмодернизму? Поиграть в интеллектуальную игру? Почему творцы в упор не хотят видеть реальные проблемы, которые буквально разрывают сегодняшний мир, целиком погрузившись в полунадуманные, полупридуманные, и уж точно не самые важные? Тонкая натура и авторский взгляд? Заказ и финансирование?
У меня нет ответа…
Как нет и ответа на вопрос, как оценить этот фильм. Очевидно, что какая-то часть зрителей будет в восторге, какая-то в недоумении. Я хоть и не поклонник такого кино, поставлю компромиссную четвёрку, и рекомендую, всё-таки есть над чем подумать и о чём поговорить.
Справедливости ради надо сказать, что ваших оказалось куда больше. Подавляющее большинство критиков увидело в фильме страдания бедной женщины, которую окружают мужчины разной степени токсичности. Занимаются они тем, для чего собственно и предназначены, если верить многочисленным фильмам: ввиду собственной слабости заставляют женщину страдать. Разумеется, они должны быть наказаны, картина – своего рода покаяния за прегрешения рода мужского, а этому самому роду, по выражению одного из критиков, «остаётся только капитулировать».
В этом нет ничего удивительного, «под сладкий лепет мандолины» о свободе вообще,
и творчества в частности, вольнодумство нынче не в чести. Все должно укладываться в нарративы современных ценностей и культурного марксизма. Если не согласны – «культуру(!) отмены» на себе не желаете испробовать?
Словом, как говаривал Пелевин: «свобода – это возможность говорить правильные вещи в правильных рамках».
Я же, закоснев в своём консерватизме, составил протокол на основе изложенных в картине фактов (а не домыслов), и увидел нечто другое.
Это фильм не о том, как плохие мужчины обижают бедную женщину. Женщина эта, на мой взгляд, неспособна, в силу особенностей характера, не то что к серьёзным отношениям, а даже к бытовому общению. «Пошёл на …» - вот и весь разговор.
Отношения она строит по «маньячному» принципу: насильник – жертва, и придётся ей побывать в обеих ипостасях. Да и особого чувства вины я не заметил. Более того, попытка поговорить об этой самой вине вызывает упомянутую выше реакцию.
Мучает же её, на мой взгляд, именно двойственность собственной натуры…
Мало того, с определённого момента она и вовсе теряет рассудок, и в окружающих мужчинах воплощаются все её фобии. С этого момента заканчивается более-менее традиционная драма, и начинается жёсткий хоррор в артхаусном исполнении.
Конечно, эти фобии имеют под собой основание: навязчивость, домогательства, морализаторство, даже угроза насилия - всё это действительно имеет место быть, и каждая женщина с этим так или иначе сталкивалась. Ну так фобия – она на то и фобия: высота действительно опасна, в воде можно утонуть, а замкнутом пространстве не вполне комфортно. Но мы как-то справляемся, не доводя дело ни до смертоубийства, не до дурдома.
И скажите, вам и правда никогда не встречались женщины, которые не любят (мягко выражаясь), и боятся мужчин? Правда нет? Ну, тогда разрешите представить – Харпер Малоу, главная, а по сути единственная, героиня фильма. Не люблю писать про актёров, но на это раз не могу не отметить великолепную игру Джесси Бакли. Вы можете не смотреть на её пластику, можете не обращать внимание на выражение её лица, но посмотрите на её глаза. Это глаза жертвы, вы хотите сказать? Блестящая игра одним словом, и большой плюс в пользу моей версии происходящего.
Добавлю, что выглядит она в фильме сообразно современному киностандарту – асексуально и непривлекательно.
Начало истории положит сцена, обыгранная в кино и литературе тысячу и один раз:
он уходит.
Она стонет, плачет, умоляет объясниться, обещает всё исправить, даже грозит наложить на себя руки, «вернись, я всё прощу». Он, однако, непреклонен, и не снисходит до выяснения отношений. Сказал – всё!
Сообразно новым веяниям, он – это она, Харпер, а она – это он, Джеймс, её муж.
Да, мы в курсе, что инициаторами большинства разводов являются женщины, но что же вы делаете с архетипами?
Правда, сохранившиеся в глубине подсознания Джеймса рудиментарные остатки маскулинности всё-таки дают о себе знать…
Тут позволю себе небольшое отступление, дабы обратиться к дорогим европейкам. Вам не нравиться эта самая маскулинность, вы её осуждаете и изводите в своих мужчинах. Хорошо, оно и правда порой нехорошо, пусть будет по вашему. Конечно, Америка отрыта, полюса и вершины покорены, дикие племена усмирены, так ну её совсем. Но что вы скажете, когда завтра к вам прибудет миллионов этак …дцать представителей этих самых племён, которые, в отличие от Джеймса, имеют совсем другие представления об отношениях к вам и с вами? Полиция? Ну-ну…
Но вернёмся к фильму. Расставание закончилось для Джеймса в высшей степени неприятно – он вылетел из дома, причём не в переносном, а в самом прямом смысле. Что бы как-то успокоиться, Харпер хочет пару недель побыть в одиночестве, для чего и арендует симпатичный особняк в симпатичной деревушке. Эх, не читала она Александра Сергеевича, а то бы знала, что «уединение и праздность губят молодых людей». Молодых женщин, как нам предстоит убедиться, тоже.
А ведь всякий знает, что лучшее лекарство в тяжёлой жизненной ситуации – это работа. Но у киноискусства, а уж тем более артхауса, свои законы.
В этой милой деревушке Харпер предстоит столкнуться уже не с отдельно взятым Джеймсом, а целым родом мужским (в её представлении), где каждая особь олицетворяет то или иное мужское непотребство.
Кстати, ещё один плюсик к моей версии – всех их играет один актёр, Рори Киннер,
и все они для нашей героини на одно лицо.
А ведь мы-то знаем, по аналогии с семьями, что все хорошие мужчины хороши одинаково, а все плохие – плохи по-разному. Хорошие – все как один, кроткие, послушные и ведомые. А посмотрите на плохих – тот насильник, этот тиран, тот манипулятор, все разные. Так что можно сказать, что эти нехорошие люди в значительной степени продукт воображения Харпер, хотя и имеют реальные прототипы.
А уж конец этой истории, он такой артхаусному делу венец, что толкуй его не перетолкуй.
Да и весь фильм даёт богатую пищу для толкования благодарным критикам и знатокам. Тут вам Тарковский, а тут – Ларс фон Триер, а здесь сам режиссёр в предыдущих работах, а вот писание с райскими яблоками.
Конечно, с технической и визуальной точки зрения он очень хорош, возможно даже безупречен.
Но у меня к фильмам подобного рода всегда возникает вопрос – если у вас есть какое-то послание, зачем его так шифровать? Зачем сажать столько деревьев, что за ними можно леса вашего замысла и не увидеть? Отдать дань постмодернизму? Поиграть в интеллектуальную игру? Почему творцы в упор не хотят видеть реальные проблемы, которые буквально разрывают сегодняшний мир, целиком погрузившись в полунадуманные, полупридуманные, и уж точно не самые важные? Тонкая натура и авторский взгляд? Заказ и финансирование?
У меня нет ответа…
Как нет и ответа на вопрос, как оценить этот фильм. Очевидно, что какая-то часть зрителей будет в восторге, какая-то в недоумении. Я хоть и не поклонник такого кино, поставлю компромиссную четвёрку, и рекомендую, всё-таки есть над чем подумать и о чём поговорить.
Общее впечатление | Женщина на грани нервного срыва. А потом и за гранью. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Все люди плохие, не только мужчины. Типичный взгляд христианина.
За Дугина не знаю, но межрасовых браков в США менее 2%, а уголовку на них отменили относительно недавно, в 1967 году.
В кино, разумеется, всё иначе.
Ох уж эти авторские взгляды. Некоторые из них.
Интересная версия про то, что проблема заключалась в героине. Хотя, мне кажется, доказательствами этому могут служить лишь полутона и незримые контуры. Конкретных действий и слов, подтверждающих это, вроде бы, не было с ее стороны.
Рассталась она с ним нормально, по-взрослому. Он вел себя как… ну понятно.
Про "Пошел на…" - она имела моральное право так сказать. Он попутал берега совершенно в том разговоре. Ну и плюс она не отошла еще от случившегося, многое простительно людям, находящимся в горе или в отчаянии.
В общем, любопытно, но, если бы автор закладывал бы такую идею, думаю, он бы дал более конкретные и ощутимые точки опоры для этой версии.
Очевидно, что происходящее - продукт воображения, вопрос только чьего?
Я предположил, что её, а возможно - автора, этакая аллегория мужского мира, безжалостного к женщинам. Тут каждый волен выбирать ))
Самые очевидные: 1) разрешение своих внутренних проблем при помощи методики "взгляни своих страхам в глаза"; 2) рассуждения о пороках мужчин, их эксплутационное отношение к женщинам, там же недалеко тема вырождения мужского рода, слабости каждого последующего поколения, особенно нынешнего (муж героини инфантилен, зациклен на себе, эгоцентричен, откровенно слаб, лишен фундаментальных отличительных мужских черт характера).
Наверняка есть и другое, но оно не в центре сюжета. И подано призрачно. Любую идею нужно доносить не в лоб, но так, чтобы это был понятно всем, кто смотрел внимательно и хотел бы разобраться. Не толсто, и не тонко. Во всех остальных случаях - это все игра с песком на ветру. Усмотреть можно что угодно и где угодно. Но если нет подтверждений и доказательств, разбросанных по всему фильму, - это уже не про фильм, а про богатый внутренний мир зрителя. Речь же про кино :)
Но я запросто мог чего-то и не выкупить. Я не слишком был сконцентрирован на просмотре этого фильма. Быть может, там есть и иные реально присутствующие, но несколько завуалированные темы.
Мне, на самом деле, больше интересен даже не сам фильм, а его оценка. Вина мужчин в наше время стала аксиомой, что иные варианты не рассматриваются. А ведь моя версия фильму не противоречит…
Что до Джеймса, женщины в ответе за тех, кого приручили, нечего теперь жаловаться ))
Тогда кино находилось на последнем издыхание. И все, кто был связан с киноиндустрией, чувствовали это - и стремились как можно больше сказать "своего". Своего глобального. Своего личного. СВОЕГО. Того, что может еще изменить мир. И надо полагать к лучшему.
Но мир стал хуже. Есть ли сегодня герой? На мой взгляд, сегодня героя нету. Вот нету - и все. Но есть тем не менее маргинал и есть, слава богу, еще псих, - теми и другими режиссеры еще интересуются.
О современном мире нельзя говорить серьезно, потому что он сам несерьезен.
Постмодернизм – да, он в некотором смысле ущербен, - он не может говорить о жизни во всей полноте жизни, вечно ища черного кота в черной комнате, зная наверняка изначально, что никакого кота в ней нет. Но это единственное прибежище.
Но не хочет, а точнее - рёжиссёры не дают ((
Кстати, между обеими персонажами есть некое сходство, на мой взгляд.
И она выдумщица - сельская часть истории тоже отчасти её выдумка, чем дальше, тем больше, до полного безумия.
Как говорил Фёдор Чистяков: "Что же ты хочешь от больного сознания -
в детстве в голову вбили гвоздей люди добрые"…
обожаю мужские комментарии))) и что теперь? "РАЗДВИНУТЬ НОГИ, РАСПАХНУТЬ ***ИНУ, РАСПАХНУТЬ РОТ!" перед вами как мечтал священник?)))
А вообще это понятно, что после потери мужа все другие мужчины для героини казались одинаковыми. Ведь когда для человека всё становится похожим?! И, когда ему не интересны ньюансы. А не интересны ньюансы могут быть по причине того, что элементарно это просто неинтересно, когда устал от всего и хочется просто побыть одному уехать за город… В общем нет мотивации…
В общем, как я сказал в начале, надо смотреть, ну хотя бы ради того, чтобы было о чём поговорить)
Год назад, когда он вышел, его стоило посмотреть, что бы поговорить, а сейчас-то зачем? Можно конечно поиграть в игру "найди смысл в увиденном", если интересно. ))
Как писала коллега: "Искусство должно задавать сложные вопросы - те, что сложно разрешить, а не те, которые невозможно понять, о чём там собственно сыр-бор…", и я с ней совершенно согласен.
Глумление больного ума надо всем, делая при этом глубокомысленное лицо.
Разрушение христианских архетипов. Райский сад, Ева срывает яблоко, затем голый израненный Адам, дальше - больше "Первый родил второго, второй родил третьего, третий родил…". Чем дальше - тем безобразнее. Видеоряд здесь даст фору "Субстанции". Ещё более мерзко.
И главное, что Ева уже не искусительница, а жертва.
Вот поэтому и посмотрел с удовольствием "Красную ракету". Люди там не образцы для подражания, но хотя бы психически здоровые.
Кажется, это называется патология характера, хотя я не уверен. То есть ещё не пациент, но близок к этому. )
В народе про таких говорят "шебутной".