Отзыв: Фильм "Закат" (2021) - "Я нигде преклонить головы не могу. Верить в мир замогильный— увы!— не могу" (Омар Хайям)
Достоинства: Прекрасная работа оператора, достойная игра Тима Рота
Недостатки: пессимизм
По рекомендации моих знакомых по Отзовику, к мнению которых я прислушиваюсь, - telegCinemaCodes и Мангусты - посмотрела эту картину, благо идет она меньше полутора часов.
Фильм совместного производства Мексики и Франции.
Примечательно, что сценарист и режиссёр здесь в одном флаконе (и уже достаточно известном :) ) - Мишель Франко.
В главной роли Тим Рот, наиболее известный как артист Тарантино ( Отзыв: Документальный фильм "Однажды... Тарантино" (2019) - групповое ... объяснение в любви ), хотя мне он кажется интереснее как раз в других фильмах и ролях (Ван Гога, Гильденстерна, даже - на потребу широкой публике - доктора Кэла Лайтмана).
Жанр - везде однозначно указано, что драма. Критики и простые зрители уже начали дискуссию: личная или общественная. Мы с вами еще вернемся к этому вопросу.
Фильм словно состоит из нескольких пластов, причем пересекаются они не последовательно, а несколько произвольно - и по сюжету, и по времени.
Пласт первый - отдых в живописном месте. "Акапулько ай-я-я-яй, Акапулько ай-я-я-яй..." (и не хватает томно покачивающейся Лаймы Вякуле, пардон, Вайкуле). И до звонка (нет, лохматой девочки не будет), и после.
Каюсь, я тоже предпочитаю не активный отдых, но и до состояния амеры несмотря на вселенскую усталость (а вы подержите небо на своих плечах!) не опускаюсь. Но самое царапающее - это равнодушие "отдыхающих" - к рискуюшим жизнью местным ныряльщикам, к красоте, к убийству... к жизни?
Пласт второй - как виртуозно забить на проблемы, переложив их на чужие плечи.
Нежелание ехать на похороны даже очень близкого человека, тем более заниматься их организацией у меня не вызвало сразу негодования. Мало ли, что там было, в семье. Скорее возникают вопросы. Но покоробил обман.
В каком-то советском фильме мальчишка объяснял правило трех "у". Помню, что там были укол и уход. Уход от ответственности, от объяснений, от людей... От себя?
Пласт третий - "высокие отношения" в семье. Ничего, что вы узнаете, что за семья, кто кому кем приходится, откуда у людей деньги, как они жили раньше, где-то в середине фильма. В принципе это ничего не решает. Отношения понятны уже в начале.
И знаете... мне одинаково чужды, что активная до агрессии, до истерики сестричка, что спокойно-равнодушный братец. Медитация? Или пофигизм? Или просто, чтобы были на что-то душевные силы, нужна душа?
Пласт четвертый - "репортаж с петлей на шее". Что чувствует умирающий человек? Как он себя ведет?
К этой теме неоднократно обращались писатели и кинематографисты. И каждый находил свои краски.
А здесь... человек точно умирающий? Или умерший, причем давно?
Пласт пятый - социальный (из-за национальности режиссера критики об этом много пишут). Нищета, зависимость от туризма, беспредел на улицах (в данном случае - на пляже) и в офисах (тюрьма иде с ними). Закат общества, государства, строя?
Смутный отголосок Отзыв: Книга "Семнадцать каменных ангелов" - Стюарт Арчер Коэн - "Вы еще не знаете, что такое разочарование. Я говорю с вами с другой его стороны" . Только здесь Мексика, Акапулько, а там Аргентина, Буэнос-Айрес. Зато и там, и там равнодушие как стиль жизни, как данность, нечто неизбежное и непоколебимое. Но в книге ГГ хоть напоследок "красиво станцевал".
Пласт шестой... А вам не достаточно? Не наскучило еще?
Многие ищут глубокий смысл в картине, пишут о закате жизни человека и закате государства на примере того, что происходит в Мексике, предлагают принять, относиться по-философски и т. д.
Мне интересна философия Востока, буддизм. Но...
В Японии несмотря на распространённость буддизма официальная религия - синтоизм, а он предполагает действие.
В Китае, где преобладают буддизм и даосизм, много внимания уделяют философии, в первую очередь, Конфуцию и Лао-цзы (о них было интересно написано в... детективе замечательного автора - Отзыв: Книга "Каменная обезьяна" - Джеффри Дивер - "Победу одерживает игрок, способный дальше заглянуть вперед" ). Даосизм переводится как ПУТЬ жизни. Согласно Лао-цзы, каждый человек должен ИДТИ своим жизненным путем, ИСКАТЬ (извините, здесь нет режима подчеркиванич) гармонию.
А разве герой фильма ищет гармонию? идет куда-то, к чему-то?
Он занимался нелюбимым делом (да, скотобойню любить проблематично). Или этим тоже больше занималась сестричка? Точнее, он не вылезал из колеи в бизнесе.
Он не завел семью: жену, детей. А мужику лет 60. "Отношения" с местной... "девицей" не подразумевают ни любви, ни даже животной страсти. Это насколько надо быть невнимательным, чтобы почти нищей советовать посетить Рим! Их ночи отдают чем-то механическим. Он даже не стремится забыться в с*е*к*с*е. Просто люди едят, пьют, совокупляются. Он тоже все это делает. Дает ли это основание ему причислить себя к живым людям?
Полностью рубаи Омара Хайяма, первые строчки из которого я вынесла в Общее впечатление, звучат так:
Я нигде преклонить головы не могу.
Верить в мир замогильный — увы! — не могу.
Верить в то, что, истлевши, восстану из праха
Хоть бы стеблем зеленой травы, — не могу.
Но это не пессимизм! Сознавая и признавая бренность бытия, Омар Хайям неоднократно призывал наслаждаться жизнью.
Сидеть на берегу моря и не слышать шепот его волн, смотреть на закат и не видеть фантастических красок и образов... Это явно не наслаждение.
Тим Рот играет, на мой взгляд, совершенно равнодушного субъекта, причем, по огрызкам информации, создается впечатление, что таким он стал очень давно, ра-вно-душ-ным.
Почему-то большинство фильмов о последних днях жизни пропитаны... равнодушием, эгоизмом (я писала об этом в отзыве на фильм "Черный дрозд" (2019)).
Не усталость, а равнодушие вижу я. И это на фоне великолепной природы, на фоне социальных потрясений. А нужны ли мы такие этой природе? Или она и не заметит заката цивилизации?
Прекрасная работа оператора, достойная игра Тима Рота, мужчина счел, что и артистки ничего, хотя меня не вдохновили.
Но пессимизм, даже не безысходность, а просто мертвый штиль. Ощущение, что фильм идет долго... Нет, "долго" - это измерение времени. А тут безвременье. Серый кокон.
И вернемся еще раз к жанру. На драму, на мой взгляд, не тянет. Банальная мелодрама в стиле артхауса.
Смотреть или нет, решайте сами.
Фильм совместного производства Мексики и Франции.
Примечательно, что сценарист и режиссёр здесь в одном флаконе (и уже достаточно известном :) ) - Мишель Франко.
В главной роли Тим Рот, наиболее известный как артист Тарантино ( Отзыв: Документальный фильм "Однажды... Тарантино" (2019) - групповое ... объяснение в любви ), хотя мне он кажется интереснее как раз в других фильмах и ролях (Ван Гога, Гильденстерна, даже - на потребу широкой публике - доктора Кэла Лайтмана).
Жанр - везде однозначно указано, что драма. Критики и простые зрители уже начали дискуссию: личная или общественная. Мы с вами еще вернемся к этому вопросу.
Фильм словно состоит из нескольких пластов, причем пересекаются они не последовательно, а несколько произвольно - и по сюжету, и по времени.
Пласт первый - отдых в живописном месте. "Акапулько ай-я-я-яй, Акапулько ай-я-я-яй..." (и не хватает томно покачивающейся Лаймы Вякуле, пардон, Вайкуле). И до звонка (нет, лохматой девочки не будет), и после.
Каюсь, я тоже предпочитаю не активный отдых, но и до состояния амеры несмотря на вселенскую усталость (а вы подержите небо на своих плечах!) не опускаюсь. Но самое царапающее - это равнодушие "отдыхающих" - к рискуюшим жизнью местным ныряльщикам, к красоте, к убийству... к жизни?
Пласт второй - как виртуозно забить на проблемы, переложив их на чужие плечи.
Нежелание ехать на похороны даже очень близкого человека, тем более заниматься их организацией у меня не вызвало сразу негодования. Мало ли, что там было, в семье. Скорее возникают вопросы. Но покоробил обман.
В каком-то советском фильме мальчишка объяснял правило трех "у". Помню, что там были укол и уход. Уход от ответственности, от объяснений, от людей... От себя?
Пласт третий - "высокие отношения" в семье. Ничего, что вы узнаете, что за семья, кто кому кем приходится, откуда у людей деньги, как они жили раньше, где-то в середине фильма. В принципе это ничего не решает. Отношения понятны уже в начале.
И знаете... мне одинаково чужды, что активная до агрессии, до истерики сестричка, что спокойно-равнодушный братец. Медитация? Или пофигизм? Или просто, чтобы были на что-то душевные силы, нужна душа?
Пласт четвертый - "репортаж с петлей на шее". Что чувствует умирающий человек? Как он себя ведет?
К этой теме неоднократно обращались писатели и кинематографисты. И каждый находил свои краски.
А здесь... человек точно умирающий? Или умерший, причем давно?
Пласт пятый - социальный (из-за национальности режиссера критики об этом много пишут). Нищета, зависимость от туризма, беспредел на улицах (в данном случае - на пляже) и в офисах (тюрьма иде с ними). Закат общества, государства, строя?
Смутный отголосок Отзыв: Книга "Семнадцать каменных ангелов" - Стюарт Арчер Коэн - "Вы еще не знаете, что такое разочарование. Я говорю с вами с другой его стороны" . Только здесь Мексика, Акапулько, а там Аргентина, Буэнос-Айрес. Зато и там, и там равнодушие как стиль жизни, как данность, нечто неизбежное и непоколебимое. Но в книге ГГ хоть напоследок "красиво станцевал".
Пласт шестой... А вам не достаточно? Не наскучило еще?
Многие ищут глубокий смысл в картине, пишут о закате жизни человека и закате государства на примере того, что происходит в Мексике, предлагают принять, относиться по-философски и т. д.
Мне интересна философия Востока, буддизм. Но...
В Японии несмотря на распространённость буддизма официальная религия - синтоизм, а он предполагает действие.
В Китае, где преобладают буддизм и даосизм, много внимания уделяют философии, в первую очередь, Конфуцию и Лао-цзы (о них было интересно написано в... детективе замечательного автора - Отзыв: Книга "Каменная обезьяна" - Джеффри Дивер - "Победу одерживает игрок, способный дальше заглянуть вперед" ). Даосизм переводится как ПУТЬ жизни. Согласно Лао-цзы, каждый человек должен ИДТИ своим жизненным путем, ИСКАТЬ (извините, здесь нет режима подчеркиванич) гармонию.
А разве герой фильма ищет гармонию? идет куда-то, к чему-то?
Он занимался нелюбимым делом (да, скотобойню любить проблематично). Или этим тоже больше занималась сестричка? Точнее, он не вылезал из колеи в бизнесе.
Он не завел семью: жену, детей. А мужику лет 60. "Отношения" с местной... "девицей" не подразумевают ни любви, ни даже животной страсти. Это насколько надо быть невнимательным, чтобы почти нищей советовать посетить Рим! Их ночи отдают чем-то механическим. Он даже не стремится забыться в с*е*к*с*е. Просто люди едят, пьют, совокупляются. Он тоже все это делает. Дает ли это основание ему причислить себя к живым людям?
Полностью рубаи Омара Хайяма, первые строчки из которого я вынесла в Общее впечатление, звучат так:
Я нигде преклонить головы не могу.
Верить в мир замогильный — увы! — не могу.
Верить в то, что, истлевши, восстану из праха
Хоть бы стеблем зеленой травы, — не могу.
Но это не пессимизм! Сознавая и признавая бренность бытия, Омар Хайям неоднократно призывал наслаждаться жизнью.
Сидеть на берегу моря и не слышать шепот его волн, смотреть на закат и не видеть фантастических красок и образов... Это явно не наслаждение.
Тим Рот играет, на мой взгляд, совершенно равнодушного субъекта, причем, по огрызкам информации, создается впечатление, что таким он стал очень давно, ра-вно-душ-ным.
Почему-то большинство фильмов о последних днях жизни пропитаны... равнодушием, эгоизмом (я писала об этом в отзыве на фильм "Черный дрозд" (2019)).
Не усталость, а равнодушие вижу я. И это на фоне великолепной природы, на фоне социальных потрясений. А нужны ли мы такие этой природе? Или она и не заметит заката цивилизации?
Прекрасная работа оператора, достойная игра Тима Рота, мужчина счел, что и артистки ничего, хотя меня не вдохновили.
Но пессимизм, даже не безысходность, а просто мертвый штиль. Ощущение, что фильм идет долго... Нет, "долго" - это измерение времени. А тут безвременье. Серый кокон.
И вернемся еще раз к жанру. На драму, на мой взгляд, не тянет. Банальная мелодрама в стиле артхауса.
Смотреть или нет, решайте сами.
Общее впечатление | "Я нигде преклонить головы не могу. Верить в мир замогильный— увы!— не могу" (Омар Хайям) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14
А потом вспомнил - да, молодой…был…в "Бешеных Псах"…в 91 году…
Но харизма у мужика! Почти ничего не происходит (ну, мама умерла, спстру с детьми спровадио, пристрели там кого-то, а так… ничего не происходит :) ), он либо пьет, либо сидит на почдее (либо и то, и другое), а народ завелся :)
есть такие умельцы…