Отзыв: Книга "Последний рассвет" - Александра Маринина - Тройной одеколон
Достоинства: неплохой детективный сюжет
Недостатки: много лишней информации, не относящейся к расследованию, ещё и недостоверной
Я никогда не понимал выражения "Тройной одеколон", бытовавшего в советские времена. Что значит "тройной"? Это означает тройную крепость? Или то, что взяли три одеколона и смешали их в одном флаконе? Если верна последняя гипотеза, то Маринина как раз и смешала в этом романе, растянувшимся на два тома, три разных убийства. На мой взгляд, в таком смешивании нет никакого смысла, разве что читатель может потренировать память и внимание, следя за тремя разными сюжетами, и стараясь понять, какая глава к какому из трёх сюжетов относится.
В довершение, чтобы окончательно напрячь читателя, Маринина наводнила свой роман многочисленными подробностями, касающимися геймерства и ювелирного дела. На мой взгляд, добавлять такие подробности совсем ни к чему, поскольку они никак не приближают к разгадыванию детективного сюжета и вообще не нужны читателю. Читатель, он детектив решил почитать, а не книжку по истории ювелирного дома Сотниковых или каких-нибудь там Фаберже. Зачем засорять читателю мозг лишними сведениями?
К тому же во всех этих пространных описаниях есть сомнительный момент достоверности. Насчёт ювелирного дела я не могу сказать, были ли сведения, в избытке вываливаемые автором на головы читателей, достоверными, поскольку не разбираюсь в этом деле. А вот насчёт компьютерных игр немного разбираюсь и могу точно сказать, что Маринина совершенно не понимает, о чём пишет. Вообще, это уже не первый роман Марининой, прочитанный мной и у меня сложилось впечатление, что если Маринина и знакома с компьютерами, то лишь на самом примитивном уровне. Вероятно, умеет печатать в ворде и переписываться в соцсетях и на этом её умения ограничиваются. И мне не понятно, зачем долго пыжиться и подробно описывать тему, в которой ты не разбираешься? Чтобы читатели посмеялись над твоей некомпетентностью?
Что касается самого детективного сюжета, он мне понравился. Вот разделить бы эту книгу на три разных романа и превратить "тройной одеколон" в три разных парфюмерных изделия, каждое со своим собственным неповторимым вкусом и ароматом - и было бы совсем здорово. Но, по всей видимости, Маринина считает своей авторской фишкой перемешивание сюжетов. Насколько помню, и в других её романах было нечто подобное. Ну, ладно, фишка, так фишка. В конце концов, автору удалось благополучно довести до конца все три расследования. Это лучше, чем у некоторых других авторов, которые тоже берутся за большой объём материала, а в итоге ничего довести до ума не могут, ни одну сюжетную линию.
Некоторое время я размышлял, что поставить этому роману, тройку или четвёрку? Потом, чтобы разрешить свои сомнения, зашёл на сайт "Ювелирные дома царской России" и обнаружил, что никаких ювелиров Сотниковых отродясь не существовало. Был Карл Фаберже, были династии Грачёвых, Овчинниковых и прочих. А вот Сотниковых не было. Соответственно, всю ту часть романа, которая посвящена биографии нескольких поколений этого семейства, Маринина выдумала. Это заставляет предположить, что она выдумала и всё остальное. Соответственно, нельзя говорить, как некоторые авторы положительных отзывов, будто читатель "узнал из романа много нового". За это "много нового" Марининой следует не повышать, а снижать оценку по причине его недостоверности. Соответственно, пусть роман обойдётся троечкой. Рекомендую его читать только ярым поклонникам Марининой.
В довершение, чтобы окончательно напрячь читателя, Маринина наводнила свой роман многочисленными подробностями, касающимися геймерства и ювелирного дела. На мой взгляд, добавлять такие подробности совсем ни к чему, поскольку они никак не приближают к разгадыванию детективного сюжета и вообще не нужны читателю. Читатель, он детектив решил почитать, а не книжку по истории ювелирного дома Сотниковых или каких-нибудь там Фаберже. Зачем засорять читателю мозг лишними сведениями?
К тому же во всех этих пространных описаниях есть сомнительный момент достоверности. Насчёт ювелирного дела я не могу сказать, были ли сведения, в избытке вываливаемые автором на головы читателей, достоверными, поскольку не разбираюсь в этом деле. А вот насчёт компьютерных игр немного разбираюсь и могу точно сказать, что Маринина совершенно не понимает, о чём пишет. Вообще, это уже не первый роман Марининой, прочитанный мной и у меня сложилось впечатление, что если Маринина и знакома с компьютерами, то лишь на самом примитивном уровне. Вероятно, умеет печатать в ворде и переписываться в соцсетях и на этом её умения ограничиваются. И мне не понятно, зачем долго пыжиться и подробно описывать тему, в которой ты не разбираешься? Чтобы читатели посмеялись над твоей некомпетентностью?
Что касается самого детективного сюжета, он мне понравился. Вот разделить бы эту книгу на три разных романа и превратить "тройной одеколон" в три разных парфюмерных изделия, каждое со своим собственным неповторимым вкусом и ароматом - и было бы совсем здорово. Но, по всей видимости, Маринина считает своей авторской фишкой перемешивание сюжетов. Насколько помню, и в других её романах было нечто подобное. Ну, ладно, фишка, так фишка. В конце концов, автору удалось благополучно довести до конца все три расследования. Это лучше, чем у некоторых других авторов, которые тоже берутся за большой объём материала, а в итоге ничего довести до ума не могут, ни одну сюжетную линию.
Некоторое время я размышлял, что поставить этому роману, тройку или четвёрку? Потом, чтобы разрешить свои сомнения, зашёл на сайт "Ювелирные дома царской России" и обнаружил, что никаких ювелиров Сотниковых отродясь не существовало. Был Карл Фаберже, были династии Грачёвых, Овчинниковых и прочих. А вот Сотниковых не было. Соответственно, всю ту часть романа, которая посвящена биографии нескольких поколений этого семейства, Маринина выдумала. Это заставляет предположить, что она выдумала и всё остальное. Соответственно, нельзя говорить, как некоторые авторы положительных отзывов, будто читатель "узнал из романа много нового". За это "много нового" Марининой следует не повышать, а снижать оценку по причине его недостоверности. Соответственно, пусть роман обойдётся троечкой. Рекомендую его читать только ярым поклонникам Марининой.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Тройной одеколон |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8
"Многочисленные подробности" и "пространные описания" - это действительно фирменный стиль Марининой. Примерно, как Жюль Верн описывал страны, в которых никогда не бывал.
И это выгодно отличает ее книги, от всяких-разных донцовых, поляковых и прочих шиловых. Лет 20 назад, помнится, я цикл "Каменская" почти полностью осилил. Хотя "семейные саги" Марининой нравятся больше.
Жюль Верн - беллетрист и фантаст, а не автор научно-популярной литературы. Тем не менее, на его книгах выросло несколько поколений не самых худших людей. Вряд ли кто-то из сегодняшних пейсателей сможет похвастаться этим…