Отзыв: Фильм "Прощенный" (2021) - «Запоздалые раскаяния не вдохнут жизнь в засохший цветок...» (с)
Достоинства: Сюжет, актёры, локации, оператор, сарказм в изображении «красивой» жизни, драматизм в изображении прозябания местных жителей
Недостатки: Разве что затянутость, прямолинейность и печальный осадок
Довольно депрессивный сюжет, но очень красиво поданный. Тема картины не нова – противопоставление мира богатых, порочных и праздных миру бедных, праведных и несчастных, усугубленное разными культурами, разным цветом кожи и разной религией. Всё весьма банально, приёмы, используемые ирландским режиссёром Джоном Майклом МакДонахом, прямолинейны, грубоваты и быстры. Да, действие с самого начала развивается стремительно, и я даже подумала, а что же он предложит зрителю в течение почти двухчасового хронометража, если основное уже произошло? Но он смог удивить.
Марокко, где развиваются события, – экзотическая страна, полная восточного очарования и загадок, манящая путешественников. Я несколько раз собиралась посетить её, но не попала, так как хотела определённый маршрут, а прямой перелёт на тот момент был безумно дорогим… Зато я имею представление о странах Магриба благодаря личной поездке в Тунис и по рассказам бывшего супруга, родившегося в Алжире (очень жалею, что не настояла в своё время на путешествии вместе с ним, когда он навещал родных, живущих там).
В общем, обеспеченная супружеская пара – снобы и расисты, презирающие людей второго сорта, брезгующие обслугой; надменные, пресыщенные, утомлённые жизнью и т. д., и т. п. – приглашены другой парой (хах, догадайтесь с трёх раз, какой) на шикарную виллу в марокканской пустыне. Они долго едут на арендованном автомобиле, делая короткие остановки в различных отелях, а потом просто сбиваются с пути. Ночь, темень, духота, плохая дорога, выскочивший внезапно берберский мальчик… Классика жанра…
То, что в Европе и Америке будет в большинстве случаев признано преступлением по неосторожности, в стране третьего мира может вообще сойти с рук, особенно если эти руки (а, вернее, карманы) наполнены хрустящими бумажками… Но в данной истории не всё решают деньги. А что же совесть? Совесть у таких персонажей очень глубоко дремлет, надо постараться, чтобы она проснулась. Вот этот процесс и продемонстрируют нам на протяжении всего времени. Как у бессовестного циничного человека проступают сострадание и понимание ценности любой жизни, уважение к иной культуре, осознание содеянного.
Но, знаете, лично я увидела нечто большее. Боюсь, что меня коллеги осудят, но, зная очень хорошо восточный менталитет, которому присущи детская непосредственность и одновременно скрытность, невероятная гордость, любопытство, мстительность и коварство (я ведь была не только в Тунисе, но и неоднократно в Турции, Египте, Объединённых Арабских Эмиратах, Израиле; также общалась с разными представителями восточных стран в России), могу твёрдо сказать, что такие эмоции, как презрение, неприятие, снисходительная насмешливость, пренебрежение и т. д., присущи в равной степени как и тем самым «богатым, порочным и праздным», так и «бедным, праведным и несчастным». То есть процесс-то обоюдный! Фигуральные плевки в стакан в виде захвата земель, выкачивания полезных ископаемых, насаждения своего, белого образа жизни возвращаются плевками буквальными и желанием… стать такими же – успешными и богатыми, имеющими самых красивых женщин, ездящими на дорогих тачках, носящими дорогие костюмы. Замкнутый круг, который разрывается очень редко, ненадолго и только в очень тонких местах, не на высшем правительственном уровне, а в очень-очень личных, драматических соприкосновениях, которые заставляют взглянуть истине в глаза…
Безусловно, выбор Ральфа Файнса на главную роль виновника автомобильной трагедии очень правильный. Я даже не знаю, кто бы мог так точно соответствовать данному персонажу и передать весь спектр чувств: досаду от «неприятного инцидента», удивление от странного предложения отца погибшего парня, запоздалые сочувствие и раскаяние, а в финале – смирение…
Начавшись чрезмерно кондово и примитивно, фильм к середине набирает глубины, как бы компенсируя и показывая, что простые с виду уклад и обычаи другого народа на поверку могут скрывать древнейшие знания, мудрость, моральные устои и смыслы, потерянные белой цивилизацией. Эпизод запланированного салюта, который позабыли отменить беспечные голубоокие хозяева виллы в связи с трагичным происшествием, – очень сильный, знаковый, как символ столкновения двух культур, как ужасное, режущее глаз неуважение… Взгляд несчастного старика красноречив… Разве можно осуждать его за коварство? И ведь в его понимании это не совсем так выглядит – он данное действие расценивает, наверное, как типа: «Аллах велик, с его молчаливого согласия…» Кстати, ещё одно точное попадание в образ – марокканский актёр Исмаэль Канатер.
Вообще для правильного понимания ситуации важно знать, что погибший и его родня – это гордые, но нищие берберы-кочевники, не желающие прямо пресмыкаться перед иностранцами, но живущие продажей ископаемых окаменелостей в качестве сувениров. А вот обслуживающий персонал виллы, полиция – это арабы, захватившие когда-то Марокко, но затем сами подвергшиеся вторжению французов. Таким образом, там много подводных камней, своих заморочек, застарелых обид, безысходности, всё переплетено туго…
Итак, с момента салюта картинку будут попеременно менять, усиливая эффект столкновения менталитетов, разности двух миров: продолжение веселья большой компании, в которой остаётся жена, с морем выпивки (и чего-то посерьёзней), вкусной еды, музыкой, танцами, огнями, пустыми разговорами, натужным флиртом (и не только); и путь джипа через пустыню, везущего труп, отца погибшего и виновника гибели, посещение незатейливого жилища, окунание в быт и уклад этих людей, неразрывно связанный с природой.
Менталитет восточный показан максимально правдиво, за это хочется поставить даже не пятёрку, а все десять баллов. Да и сама драма удалась: конец печальный, но красивый, говорящий о том, что жизнь в принципе несправедлива, но иногда, если постараться, очень даже справедлива…
P. S. Спасибо автору natellatoo за наводку!
Марокко, где развиваются события, – экзотическая страна, полная восточного очарования и загадок, манящая путешественников. Я несколько раз собиралась посетить её, но не попала, так как хотела определённый маршрут, а прямой перелёт на тот момент был безумно дорогим… Зато я имею представление о странах Магриба благодаря личной поездке в Тунис и по рассказам бывшего супруга, родившегося в Алжире (очень жалею, что не настояла в своё время на путешествии вместе с ним, когда он навещал родных, живущих там).
В общем, обеспеченная супружеская пара – снобы и расисты, презирающие людей второго сорта, брезгующие обслугой; надменные, пресыщенные, утомлённые жизнью и т. д., и т. п. – приглашены другой парой (хах, догадайтесь с трёх раз, какой) на шикарную виллу в марокканской пустыне. Они долго едут на арендованном автомобиле, делая короткие остановки в различных отелях, а потом просто сбиваются с пути. Ночь, темень, духота, плохая дорога, выскочивший внезапно берберский мальчик… Классика жанра…
То, что в Европе и Америке будет в большинстве случаев признано преступлением по неосторожности, в стране третьего мира может вообще сойти с рук, особенно если эти руки (а, вернее, карманы) наполнены хрустящими бумажками… Но в данной истории не всё решают деньги. А что же совесть? Совесть у таких персонажей очень глубоко дремлет, надо постараться, чтобы она проснулась. Вот этот процесс и продемонстрируют нам на протяжении всего времени. Как у бессовестного циничного человека проступают сострадание и понимание ценности любой жизни, уважение к иной культуре, осознание содеянного.
Но, знаете, лично я увидела нечто большее. Боюсь, что меня коллеги осудят, но, зная очень хорошо восточный менталитет, которому присущи детская непосредственность и одновременно скрытность, невероятная гордость, любопытство, мстительность и коварство (я ведь была не только в Тунисе, но и неоднократно в Турции, Египте, Объединённых Арабских Эмиратах, Израиле; также общалась с разными представителями восточных стран в России), могу твёрдо сказать, что такие эмоции, как презрение, неприятие, снисходительная насмешливость, пренебрежение и т. д., присущи в равной степени как и тем самым «богатым, порочным и праздным», так и «бедным, праведным и несчастным». То есть процесс-то обоюдный! Фигуральные плевки в стакан в виде захвата земель, выкачивания полезных ископаемых, насаждения своего, белого образа жизни возвращаются плевками буквальными и желанием… стать такими же – успешными и богатыми, имеющими самых красивых женщин, ездящими на дорогих тачках, носящими дорогие костюмы. Замкнутый круг, который разрывается очень редко, ненадолго и только в очень тонких местах, не на высшем правительственном уровне, а в очень-очень личных, драматических соприкосновениях, которые заставляют взглянуть истине в глаза…
Безусловно, выбор Ральфа Файнса на главную роль виновника автомобильной трагедии очень правильный. Я даже не знаю, кто бы мог так точно соответствовать данному персонажу и передать весь спектр чувств: досаду от «неприятного инцидента», удивление от странного предложения отца погибшего парня, запоздалые сочувствие и раскаяние, а в финале – смирение…
Начавшись чрезмерно кондово и примитивно, фильм к середине набирает глубины, как бы компенсируя и показывая, что простые с виду уклад и обычаи другого народа на поверку могут скрывать древнейшие знания, мудрость, моральные устои и смыслы, потерянные белой цивилизацией. Эпизод запланированного салюта, который позабыли отменить беспечные голубоокие хозяева виллы в связи с трагичным происшествием, – очень сильный, знаковый, как символ столкновения двух культур, как ужасное, режущее глаз неуважение… Взгляд несчастного старика красноречив… Разве можно осуждать его за коварство? И ведь в его понимании это не совсем так выглядит – он данное действие расценивает, наверное, как типа: «Аллах велик, с его молчаливого согласия…» Кстати, ещё одно точное попадание в образ – марокканский актёр Исмаэль Канатер.
Вообще для правильного понимания ситуации важно знать, что погибший и его родня – это гордые, но нищие берберы-кочевники, не желающие прямо пресмыкаться перед иностранцами, но живущие продажей ископаемых окаменелостей в качестве сувениров. А вот обслуживающий персонал виллы, полиция – это арабы, захватившие когда-то Марокко, но затем сами подвергшиеся вторжению французов. Таким образом, там много подводных камней, своих заморочек, застарелых обид, безысходности, всё переплетено туго…
Итак, с момента салюта картинку будут попеременно менять, усиливая эффект столкновения менталитетов, разности двух миров: продолжение веселья большой компании, в которой остаётся жена, с морем выпивки (и чего-то посерьёзней), вкусной еды, музыкой, танцами, огнями, пустыми разговорами, натужным флиртом (и не только); и путь джипа через пустыню, везущего труп, отца погибшего и виновника гибели, посещение незатейливого жилища, окунание в быт и уклад этих людей, неразрывно связанный с природой.
Менталитет восточный показан максимально правдиво, за это хочется поставить даже не пятёрку, а все десять баллов. Да и сама драма удалась: конец печальный, но красивый, говорящий о том, что жизнь в принципе несправедлива, но иногда, если постараться, очень даже справедлива…
P. S. Спасибо автору natellatoo за наводку!
Общее впечатление | «Запоздалые раскаяния не вдохнут жизнь в засохший цветок...» (с) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву48
Буду смотреть))
и не дай бог, ты не согласен, что Аль Пачино ( допустим, талант)…клевать будут года 3.
Это здесь всегда было и будет?
почему, это тоже самое как на сайтах, форумах.
вседозволенность.
в реале они не такие.
Вынужденная праведность надоедает порой ))
А если утром - на работу, вечером - с работы, сил ни на что нет, выходные - отоспался, посмотрел телевизор. Ну, пива выпил, возможно.
Пороку тут просто нет места.
Это при условии, что сама по себе "бедность - не порок", как уверял классик.
Пошла смотреть, аж горю!
Филь - круть, финал наповал) Остались вопросы даже
Комплекс "авария - спесь - попытка уйти от возмездия" почему-то срезонировал с фильмом "Незримый гость" - уж не знаю, насколько эти фильмы пересекаются.
В общем похоже, что фильм из разряда "надо смотреть".