Отзыв: Фильм "Подельники" (2021) - "Бедно живём, но ярко".
Достоинства: Оригинальная точка зрения. Русское село, русские проблемы.
Недостатки: Незначительнык.
Авторы фильма «Подельники», режиссер Евгений Григорьев, Россия, 2022 год, взялись за неразрешимую тему – исследовать загадочную русскую душу. Но, как известно, умом её не понять, в неё нужно просто верить. Удивительно, но мне показалось, что режиссер верит в нее несмотря на то, что в фильме очень много «чернушного». Его оригинальный подход к теме начался с попытки показать нам некую матрицу построения русского мира, а именно: есть Москва и Санкт-Петербург, есть Сочи и Пермь, а есть вся остальная Россия. Она представлена вот такими островками жизни, как поселок Кын.
Я посмотрела этот Кын, он именно такой, как в фильме. Старый Строгановский завод был закрыт еще в начале 20 века, истощились запасы руды. Живут там люди. Есть школа и детдом. Много брошенных домов, значит, уезжают оттуда. А мог бы быть шикарным горнолыжным курортом, здесь леса, склоны, реки, нетронутая природа, исторические объекты.
Однако, очень многих судьба заставляет не уезжать, а оставаться, создавая в месте обитания «биоценоз», так определил режиссер, саморегулирующую систему, со своими законами и правилами выживания. Сюда не суются с верхних элементов матрицы, предоставляя людям жить по своим законам, согласно выбранным понятиям. Но периодически подкидывают условия для пополнения этой системы, отторгая ненужные им самим элементы.
Смотреть было пронзительно, до боли. Это могут быть обычные люди, которым не удалось поступить учиться, понимающие, что там, на большой земле, их особо не ждут. Непризнанные, образованные и умные, умеющие сказать мерзавцу, что он мерзавец. Освободившиеся из лагерей, которым тоже нигде не будут рады. Просто спивающиеся или обделенные умом от природы.
Вот в это село вернулся из Москвы спортсмен-биатлонист Петр Николаевич, потому что не было Олимпиады. Таких много сейчас, они летели в Москву покорять столицу, мир, а в результате остались у разбитого корыта, и вариант у них один - жить где-то на десятых ролях, но в Москве. Петр так не захотел. Он вернулся. Приезд Петра в село совпал с трагедией в семье мальчишки Ильи, у которого убивают отца. А дальше начинается противостояние между Петром и Ильёй и местным авторитетом Витей-Людоедом, который держит всю власть в этом селе.
Выражаясь языком режиссера, система начинает проверку силы гомеостаза, то есть способности сохранить себя при наличии воздействия извне или попыток расшатать её изнутри. Как известно, система жизнеспособна, если ей удается справиться с разрушителями, и погибает, если разрушитель сильнее.
Петр был таким вливанием в систему извне, и поначалу система его отторгала, мне кажется, потому что он невольно хотел привнести в нее правила, приобретенные им в той, новой для него, московской жизни. Но по ходу действия он вливался в систему все прочнее, поскольку он был родом из Кына, он знал местные правила и понимал законы системы на генетическом уровне.
Однако, если сравнивать систему при лидере Вите-Людоеде, а потом при Петре (не сомневаюсь, что он станет лидером), то очевидно, что система не стоит на месте. Она все же эволюционирует.
Очевидно, что под биоценозом Кына режиссер имеет ввиду русскую душу, залезает в нее и показывает её, так сказать, базальный слой: убежденность, традиции, умение идти до конца, любить свою малую родину, выживать в невероятных условиях. Само собой, что любовь к баньке и рюмочке после нее. И отрицательные стороны тоже показывает – самодурство, скрытность, умение приспособиться и подчиняться, не вылезать наружу, когда не просят. А главное – уметь создать такой биоценоз, который невозможно разрушить. Хотя разрушителям извне система умеет противостоять, это уже очевидно. Но вот есть в фильме образ мальчишки Ильи, это явный разрушитель изнутри. Он вырастет, и как поведет себя система – неизвестно. Сравнение с «терпилами» звучит в фильме неоднократно. И ясно показано, что когда терпение заканчивается, то начинается бунт решительный и кровавый.
Фильм можно разобрать на цитаты, особенно, когда жители говорят с юмором о своей трудной долюшке. Яркие высказывания выдают авторитет Витька-Людоед, погибший художник Сашка, и потрясающий образ учительницы математики, особенно в подвыпившем состоянии на поминках, когда мысли путаются со словами, а слова путаются местами. Но именно она, воспитательница молодого поколения, говорит о том, что только горе и беда сплочает наших людей и тогда что-то великое случается.
С юмором в фильме полный порядок, и это тоже наше, русское. Умение пошутить в трудной ситуации. Умение парой точных слов выразить суть проблемы. А многие высказывания жителей села я бы назвала политическим анекдотом, их здесь предостаточно. Так что хохотнуть в некоторых местах у вас получится.
Игра Юры Борисова как всегда четкое попадание в образ. Игра Павла Деревянко выше всяких похвал. Коренастый крепыш, сильный и ловкий, охотник и шаман одновременно, жесткий до стали в голосе и недрогнувшей руки, безжалостный волк-одиночка или медведь-шатун, он самая колоритная фигура в фильме. Очень сожалею, что детям-актерам приходится опять играть мстителей и кровников.
В фильме очень много национальных элементов. Прочитала в титрах, что Министерство культуры Пермского края помогало в создании фильма, ну уж они постарались на славу. Кын – село коми-пермяцкое, национальный колорит нашел отражение в отделке интерьера изб, одежды, в национальных традициях, а также в разговоре на местном диалекте. Село национальное, но люди здесь живут, не разделяя себя на национальности, уж так устроена наша система. Их прежде всего объединяют общие проблемы и беды.
На мой взгляд, сознательное окание и ёкание навредило фильму. Если мы, пермяки, можем его принять, то в таких же «Кынах» в других регионах чужая речь может быть отталкивающим моментом.
Фильм будут воспринимать по-разному. Можно просто посмотреть случившуюся историю. Можно последить за порядками в глубинке и увидеть так много похожего на нашу окружающую жизнь. При всем этом фильм очень самобытный. Нет в нем похожести на западные фильмы. Нет показных улыбок. Есть чувства, понятные нам. Поэтому фильм поражает своей русскостью. Я бы поставила ему четыре с огромным плюсом. Поскольку такой оценки нет, то от меня будет просто 5 баллов.
Я посмотрела этот Кын, он именно такой, как в фильме. Старый Строгановский завод был закрыт еще в начале 20 века, истощились запасы руды. Живут там люди. Есть школа и детдом. Много брошенных домов, значит, уезжают оттуда. А мог бы быть шикарным горнолыжным курортом, здесь леса, склоны, реки, нетронутая природа, исторические объекты.
Однако, очень многих судьба заставляет не уезжать, а оставаться, создавая в месте обитания «биоценоз», так определил режиссер, саморегулирующую систему, со своими законами и правилами выживания. Сюда не суются с верхних элементов матрицы, предоставляя людям жить по своим законам, согласно выбранным понятиям. Но периодически подкидывают условия для пополнения этой системы, отторгая ненужные им самим элементы.
Смотреть было пронзительно, до боли. Это могут быть обычные люди, которым не удалось поступить учиться, понимающие, что там, на большой земле, их особо не ждут. Непризнанные, образованные и умные, умеющие сказать мерзавцу, что он мерзавец. Освободившиеся из лагерей, которым тоже нигде не будут рады. Просто спивающиеся или обделенные умом от природы.
Вот в это село вернулся из Москвы спортсмен-биатлонист Петр Николаевич, потому что не было Олимпиады. Таких много сейчас, они летели в Москву покорять столицу, мир, а в результате остались у разбитого корыта, и вариант у них один - жить где-то на десятых ролях, но в Москве. Петр так не захотел. Он вернулся. Приезд Петра в село совпал с трагедией в семье мальчишки Ильи, у которого убивают отца. А дальше начинается противостояние между Петром и Ильёй и местным авторитетом Витей-Людоедом, который держит всю власть в этом селе.
Выражаясь языком режиссера, система начинает проверку силы гомеостаза, то есть способности сохранить себя при наличии воздействия извне или попыток расшатать её изнутри. Как известно, система жизнеспособна, если ей удается справиться с разрушителями, и погибает, если разрушитель сильнее.
Петр был таким вливанием в систему извне, и поначалу система его отторгала, мне кажется, потому что он невольно хотел привнести в нее правила, приобретенные им в той, новой для него, московской жизни. Но по ходу действия он вливался в систему все прочнее, поскольку он был родом из Кына, он знал местные правила и понимал законы системы на генетическом уровне.
Однако, если сравнивать систему при лидере Вите-Людоеде, а потом при Петре (не сомневаюсь, что он станет лидером), то очевидно, что система не стоит на месте. Она все же эволюционирует.
Очевидно, что под биоценозом Кына режиссер имеет ввиду русскую душу, залезает в нее и показывает её, так сказать, базальный слой: убежденность, традиции, умение идти до конца, любить свою малую родину, выживать в невероятных условиях. Само собой, что любовь к баньке и рюмочке после нее. И отрицательные стороны тоже показывает – самодурство, скрытность, умение приспособиться и подчиняться, не вылезать наружу, когда не просят. А главное – уметь создать такой биоценоз, который невозможно разрушить. Хотя разрушителям извне система умеет противостоять, это уже очевидно. Но вот есть в фильме образ мальчишки Ильи, это явный разрушитель изнутри. Он вырастет, и как поведет себя система – неизвестно. Сравнение с «терпилами» звучит в фильме неоднократно. И ясно показано, что когда терпение заканчивается, то начинается бунт решительный и кровавый.
Фильм можно разобрать на цитаты, особенно, когда жители говорят с юмором о своей трудной долюшке. Яркие высказывания выдают авторитет Витька-Людоед, погибший художник Сашка, и потрясающий образ учительницы математики, особенно в подвыпившем состоянии на поминках, когда мысли путаются со словами, а слова путаются местами. Но именно она, воспитательница молодого поколения, говорит о том, что только горе и беда сплочает наших людей и тогда что-то великое случается.
С юмором в фильме полный порядок, и это тоже наше, русское. Умение пошутить в трудной ситуации. Умение парой точных слов выразить суть проблемы. А многие высказывания жителей села я бы назвала политическим анекдотом, их здесь предостаточно. Так что хохотнуть в некоторых местах у вас получится.
Игра Юры Борисова как всегда четкое попадание в образ. Игра Павла Деревянко выше всяких похвал. Коренастый крепыш, сильный и ловкий, охотник и шаман одновременно, жесткий до стали в голосе и недрогнувшей руки, безжалостный волк-одиночка или медведь-шатун, он самая колоритная фигура в фильме. Очень сожалею, что детям-актерам приходится опять играть мстителей и кровников.
В фильме очень много национальных элементов. Прочитала в титрах, что Министерство культуры Пермского края помогало в создании фильма, ну уж они постарались на славу. Кын – село коми-пермяцкое, национальный колорит нашел отражение в отделке интерьера изб, одежды, в национальных традициях, а также в разговоре на местном диалекте. Село национальное, но люди здесь живут, не разделяя себя на национальности, уж так устроена наша система. Их прежде всего объединяют общие проблемы и беды.
На мой взгляд, сознательное окание и ёкание навредило фильму. Если мы, пермяки, можем его принять, то в таких же «Кынах» в других регионах чужая речь может быть отталкивающим моментом.
Фильм будут воспринимать по-разному. Можно просто посмотреть случившуюся историю. Можно последить за порядками в глубинке и увидеть так много похожего на нашу окружающую жизнь. При всем этом фильм очень самобытный. Нет в нем похожести на западные фильмы. Нет показных улыбок. Есть чувства, понятные нам. Поэтому фильм поражает своей русскостью. Я бы поставила ему четыре с огромным плюсом. Поскольку такой оценки нет, то от меня будет просто 5 баллов.
Время использования | 2022 |
Общее впечатление | "Бедно живём, но ярко". |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву42
Вы с ней фильм "Ника" смотрели? Забыл… А то, "Ника" - это точно ваше кино.
даже в одном подъезде есть разные квартиры ((
Я набрал в поисковике "трущобы в…". Ну ладно Сингапур или Гонконг, но от Монако, признаюсь, не ожидал…
Я-то думал, там яблоку негде упасть, кругом дворцы, виллы, казино и все поголовно в белых штанах ))