Отзыв: Фильм "Иван Грозный" (1944) - Фильм 80-летней давности, размазывающий по стеночке современное кино
Достоинства: Съемка, музыка, приковывает внимание
Недостатки: Нет
Честно признаться, мне всегда было сложно смотреть советские фильмы первой половины 20 века. Просто на дух не переносила соцреализм и все, что ему сопутствует. Фильмов Эйзенштейна не смотрела тоже, хотя много слышала о том, какой он великий режиссер. Но все однажды случается в первый раз. На картину "Иван Грозный" мой выбор пал во многом из-за внешних моментов: было интересно посмотреть на некоторые монтажные и операторские решения. В итоге я оказалась в полнейшем восторге, и даже некоторые недостатки, которые были замечены мною вначале, в конце просто не имели смысла.
Иоанн Васильевич - фигура, конечно, сложная и неоднозначная. Даже на современном этапе развития историографии сконструировать доподлинный портрет личности царя - вещь практически невозможная. Что уж говорить про 40-е годы, когда во всю правил советский царь, по сути и заказавший картину, которая могла бы оправдать жестокость власти. Поэтому первая серия фильма представляет собой попытку изобразить царя в окружении врагов-бояр, которые только и помышляют о том, как бы скинуть его с престола, а он как разумный правитель должен предпринять все меры, чтобы этого не произошло. По факту Иван с ранних лет действительно был марионеткой в руках бояр, однако ж все-таки создается впечатление (а так оно и есть), что фильм подобным подходом оправдывает царя, делает его жертвой обстоятельств, практически лишая его собственной ответственности за свои действия. Однако во второй серии фигура царя постепенно теряет ореол романтичности и трагичности. Здесь он, Грозный, показан во всей своей ярости и беспощадности. Таким, каким он воспринимается большинством до сих пор. По всей видимости, из-за этого наш царь с усами и запретил в свое время вторую серию. Уж больно правда-матка глаза резала.
Сама съемка фильма просто великолепна. Огромный размах, царские палаты, дорогие одежды. Невиданный масштаб панорамных съемок. И это все во время войны. О том, как Эйзенштейн выстраивает кадр, я думаю написан не один десяток работ, так что я не буду здесь щеголять своим профанским видением. Просто скажу, что это образец, с которым тягаться очень и очень тяжело. Здесь и потрясающая игра светотени, и цвета как такового. От единственно снятого в цвете эпизода пира опричников у меня мурашки по коже бегали. Вообще, как по мне, мощнейший момент фильма.
Отдельно отмечу музыкальное сопровождение Сергея Прокофьева. От некоторых музыкальных номеров, как, например, пение во время инсценировки ветхозаветной сцены в соборе, волосы на голове встают дыбом (в положительном смысле).
Что касается актерской игры, здесь неподготовленному зрителю будет тяжеловато, так как большинство актеров пришли из немого кино, отсюда и соответствующие "неестественные" мимика и жестикуляция. Тем не менее в рамках своего времени это гиганты, особенно Николай Черкасов в главной роли. Эволюция царя от начала первой до конца второй серии отыграна потрясающе.
В целом хочется отметить, что фильм, конечно, не для всех. Здесь не так много динамики и явный отпечаток своего времен, который может отпугнуть современного зрителя. Но тем не менее то, как фильм снят, это просто эталон для современного кинематографа, который имеет практически неограниченные возможности, но, к сожалению, не всегда умеет их правильно использовать.
Иоанн Васильевич - фигура, конечно, сложная и неоднозначная. Даже на современном этапе развития историографии сконструировать доподлинный портрет личности царя - вещь практически невозможная. Что уж говорить про 40-е годы, когда во всю правил советский царь, по сути и заказавший картину, которая могла бы оправдать жестокость власти. Поэтому первая серия фильма представляет собой попытку изобразить царя в окружении врагов-бояр, которые только и помышляют о том, как бы скинуть его с престола, а он как разумный правитель должен предпринять все меры, чтобы этого не произошло. По факту Иван с ранних лет действительно был марионеткой в руках бояр, однако ж все-таки создается впечатление (а так оно и есть), что фильм подобным подходом оправдывает царя, делает его жертвой обстоятельств, практически лишая его собственной ответственности за свои действия. Однако во второй серии фигура царя постепенно теряет ореол романтичности и трагичности. Здесь он, Грозный, показан во всей своей ярости и беспощадности. Таким, каким он воспринимается большинством до сих пор. По всей видимости, из-за этого наш царь с усами и запретил в свое время вторую серию. Уж больно правда-матка глаза резала.
Сама съемка фильма просто великолепна. Огромный размах, царские палаты, дорогие одежды. Невиданный масштаб панорамных съемок. И это все во время войны. О том, как Эйзенштейн выстраивает кадр, я думаю написан не один десяток работ, так что я не буду здесь щеголять своим профанским видением. Просто скажу, что это образец, с которым тягаться очень и очень тяжело. Здесь и потрясающая игра светотени, и цвета как такового. От единственно снятого в цвете эпизода пира опричников у меня мурашки по коже бегали. Вообще, как по мне, мощнейший момент фильма.
Отдельно отмечу музыкальное сопровождение Сергея Прокофьева. От некоторых музыкальных номеров, как, например, пение во время инсценировки ветхозаветной сцены в соборе, волосы на голове встают дыбом (в положительном смысле).
Что касается актерской игры, здесь неподготовленному зрителю будет тяжеловато, так как большинство актеров пришли из немого кино, отсюда и соответствующие "неестественные" мимика и жестикуляция. Тем не менее в рамках своего времени это гиганты, особенно Николай Черкасов в главной роли. Эволюция царя от начала первой до конца второй серии отыграна потрясающе.
В целом хочется отметить, что фильм, конечно, не для всех. Здесь не так много динамики и явный отпечаток своего времен, который может отпугнуть современного зрителя. Но тем не менее то, как фильм снят, это просто эталон для современного кинематографа, который имеет практически неограниченные возможности, но, к сожалению, не всегда умеет их правильно использовать.
Общее впечатление | Фильм 80-летней давности, размазывающий по стеночке современное кино |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву