Отзыв: Фильм "Прощенный" (2021) - Гибрид чеховской драмы и агитпропа
Достоинства: За двумя зайцами...
Недостатки: ... сложно угнаться
Когда-то и где-то Александр Сергеевич утверждал, что «английский мужик своего барина уважает». Подтверждение этому мы видели многократно во множестве фильмов, в которых показаны благородные лорды и их вышколенная прислуга. Перечислять нет нужды, вы их и так прекрасно знаете и легко вспомните.
Если же верить фильму ирландского режиссёра Джона МакДонаха, марокканская прислуга, хотя и вышколена не хуже английской, а уж мудростью и вовсе витает выше орлов, своего барина не уважает.
Причём не уважает настолько, что плюёт ему во что-то там утреннее.
С другой стороны, насколько «своими» для правоверных является парочка английских геев, хозяев великолепного дворца посреди пустыни?
Так или иначе, у прислуги будет много работы – хозяева устраивают роскошную вечеринку, с фейерверком. Среди приглашённых наш будущий то ли прощённый, то ли нет, с супругой.
Он, Дэвид (Рэйф Файнс), судя по всему, известный врач, что не мешает ему быть алкоголиком.
Она, Джо (Джессика Честейн), детский писатель, что не мешает ей быть …, впрочем, не будем судить её строго, тем более что писательство она давно забросила.
Отношения у них, как ясно с первых кадров, из тех, которые принято называть «токсичными». Надоели они друг другу, одним словом. И если в Джо ещё чувствуется внутренняя сила, чтобы начать новую жизнь, то Дэвиду, похоже, и сама-то жизнь надоела…
Путь им предстоит неблизкий. К тому же выпили, и уже ночь, и заблудились, и в очередной раз поссорились, в результате Дэвид сбивает насмерть мальчика из местных, неожиданно оказавшегося на дороге. Сбивает, и привозит тело прямиком к гостеприимным хозяевам. Это печальное происшествие не очень-то их беспокоит и никоим образом не отменяет общего веселья, тем более что с полицией удаётся легко договориться. Несчастный случай, не более, не стоит беспокойства. Но вот за телом является отец мальчика…
Такова завязка, а что дальше?
А дальше режиссёр отбросил в сторону личную драму Дэвида и увлёкся другой темой, актуальной-социальной-мультикультурной. Ну то есть не совсем уж отбросил, но очень сильно отодвинул. Хотя ключик к пониманию, на мой взгляд, всё-таки дал.
Это признание Дэвида в том, что из-за его врачебной ошибки сейчас, когда он веселится, умирает женщина.
И подобно чеховскому ружью, это признание, провисев весь фильм на стене, выстрелит в финале. Впрочем, выстрелит не только оно.
Тему внутренней вины и прощения старательно тащит на себе Рэйф Файнс.
Хорошо тащит, но куда ему против сценария! А сценарий, нелогичный и противоречивый ему в этом не помогает, а мешает.
Почему собравшаяся публика так яростно осуждает Дэвида и всячески напоминает о его вине? Судя по тому, что мы успели увидеть и до, и после, им глубоко наплевать и на мальчика, и на его отца, и на Дэвида в придачу. По законам драматургии они должны его не кусать, а ласкать, терзать он должен сам себя.
Почему все его так толкают на рискованный, возможно самоубийственный шаг,
включая жену?
Он этот шаг должен был сделать сам, не благодаря давлению, а вопреки ему.
И потом, ведь эта самая публика местных и за людей-то не считает, и при этом настолько преклоняется перед местными обычаями, что готова отдать своего белого брата на съедение, и не просто отдать, а буквально принудить.
В результате, что касается драматургии, внутренний конфликт уступает место внешнему, а это уже смена жанра по ходу пьесы. Хотя внутренний ещё вернётся, ведь не так-то просто оказаться прощённым, даже получив прощение.
Покончив с Дэвидом и его терзаниями, об упомянутой актуальной теме, которая так увлекла режиссёра, не иначе как под влиянием «Паразитов». Да, конфликт богатых и бедных, да ещё и конфликт культур в придачу!
Правда, я никакого конфликта не увидел, ни тут, ни там, хотя его старательно имитируют, очень нарочито, и столь же поверхностно.
Богатые предаются праздности и разврату, бедные об этом мечтают. Даже несравненный Полиграф Полиграфович с его «отобрать, да и поделить», выглядит на таком фоне революционным философом и мыслителем.
Сложившийся порядок всех в принципе устраивает, не устраивает только порядковый номер в этом порядке. Ну так это капитализм, друзья мои, конкуренция.
Если ты проиграл в забеге по жизни, это ведь не конфликт с чемпионом, который получает всё, а честное соревнование.
В фильме старательно отрабатывается левацкий лозунг «Eat the rich» - «Ешь богатых», можно было пустить его баннером поверх экрана. А за что их есть, чем они плохи, чем насолили нам, трудящимся?
А они высокомерные, цинично не прочь попользоваться чужой женой, и вообще, такие пра-а-ативные. Словом, претензии исключительно к моральному облику.
Не сказать, чтобы глубокий анализ, так что по марксизму-ленинизму незачёт.
Столкновения культур я тоже не увидел, разве что на уровне бытового хамства. Согласитесь, встречать отца, приехавшего забрать тело сына, с бокалом коктейля в руке, а проводить праздничным салютом, ни на какую культуру не налазит.
Приезжие европейцы не сгибаются под бременем белого человека, не несут ни культуру, ни демократию, ни цивилизацию, ничего ни несут.
А местные не отстаивают свои традиции и уклад, ничего не отстаивают. Гордый кочевник, бербер (в переводе - свободный мужчина, или благородный человек) жалеет, что его сын не смог отправиться в Касабланку с тысячей евро в кармане. А зачем ему Касабланка? Может, снять жильё, работать, или хуже того, учиться? Нет, на эти деньги можно найти женщину, которая «многое может позволить за такие деньги». А вы говорите, конфликт. И здесь незачёт…
На мой взгляд, режиссёр вместо серьёзного анализа проблемы, которая действительно имеет место быть, старательно отработал новомодную woke-повестку, в части "критической расовой теории". С характерным для неё пафосом, безапелляционностью и чёрно-белой расцветкой. Хотя кто-то, возможно, усмотрит в этом торжество кармической справедливости.
Тут незачёт, там незачёт, а за что зачёт? За грустного Дэвида, который всё-таки решился сделать решающий шаг. За развесёлую Джо, которая тоже решилась сделать шаг, правда более приятного свойства и не без посторонней помощи. И за роскошные виды пустыни, конечно.
Полагаю, что тройки будет достаточно, и рекомендую, всё-таки есть на что посмотреть и над чем подумать.
Если же верить фильму ирландского режиссёра Джона МакДонаха, марокканская прислуга, хотя и вышколена не хуже английской, а уж мудростью и вовсе витает выше орлов, своего барина не уважает.
Причём не уважает настолько, что плюёт ему во что-то там утреннее.
С другой стороны, насколько «своими» для правоверных является парочка английских геев, хозяев великолепного дворца посреди пустыни?
Так или иначе, у прислуги будет много работы – хозяева устраивают роскошную вечеринку, с фейерверком. Среди приглашённых наш будущий то ли прощённый, то ли нет, с супругой.
Он, Дэвид (Рэйф Файнс), судя по всему, известный врач, что не мешает ему быть алкоголиком.
Она, Джо (Джессика Честейн), детский писатель, что не мешает ей быть …, впрочем, не будем судить её строго, тем более что писательство она давно забросила.
Отношения у них, как ясно с первых кадров, из тех, которые принято называть «токсичными». Надоели они друг другу, одним словом. И если в Джо ещё чувствуется внутренняя сила, чтобы начать новую жизнь, то Дэвиду, похоже, и сама-то жизнь надоела…
Путь им предстоит неблизкий. К тому же выпили, и уже ночь, и заблудились, и в очередной раз поссорились, в результате Дэвид сбивает насмерть мальчика из местных, неожиданно оказавшегося на дороге. Сбивает, и привозит тело прямиком к гостеприимным хозяевам. Это печальное происшествие не очень-то их беспокоит и никоим образом не отменяет общего веселья, тем более что с полицией удаётся легко договориться. Несчастный случай, не более, не стоит беспокойства. Но вот за телом является отец мальчика…
Такова завязка, а что дальше?
А дальше режиссёр отбросил в сторону личную драму Дэвида и увлёкся другой темой, актуальной-социальной-мультикультурной. Ну то есть не совсем уж отбросил, но очень сильно отодвинул. Хотя ключик к пониманию, на мой взгляд, всё-таки дал.
Это признание Дэвида в том, что из-за его врачебной ошибки сейчас, когда он веселится, умирает женщина.
И подобно чеховскому ружью, это признание, провисев весь фильм на стене, выстрелит в финале. Впрочем, выстрелит не только оно.
Тему внутренней вины и прощения старательно тащит на себе Рэйф Файнс.
Хорошо тащит, но куда ему против сценария! А сценарий, нелогичный и противоречивый ему в этом не помогает, а мешает.
Почему собравшаяся публика так яростно осуждает Дэвида и всячески напоминает о его вине? Судя по тому, что мы успели увидеть и до, и после, им глубоко наплевать и на мальчика, и на его отца, и на Дэвида в придачу. По законам драматургии они должны его не кусать, а ласкать, терзать он должен сам себя.
Почему все его так толкают на рискованный, возможно самоубийственный шаг,
включая жену?
Он этот шаг должен был сделать сам, не благодаря давлению, а вопреки ему.
И потом, ведь эта самая публика местных и за людей-то не считает, и при этом настолько преклоняется перед местными обычаями, что готова отдать своего белого брата на съедение, и не просто отдать, а буквально принудить.
В результате, что касается драматургии, внутренний конфликт уступает место внешнему, а это уже смена жанра по ходу пьесы. Хотя внутренний ещё вернётся, ведь не так-то просто оказаться прощённым, даже получив прощение.
Покончив с Дэвидом и его терзаниями, об упомянутой актуальной теме, которая так увлекла режиссёра, не иначе как под влиянием «Паразитов». Да, конфликт богатых и бедных, да ещё и конфликт культур в придачу!
Правда, я никакого конфликта не увидел, ни тут, ни там, хотя его старательно имитируют, очень нарочито, и столь же поверхностно.
Богатые предаются праздности и разврату, бедные об этом мечтают. Даже несравненный Полиграф Полиграфович с его «отобрать, да и поделить», выглядит на таком фоне революционным философом и мыслителем.
Сложившийся порядок всех в принципе устраивает, не устраивает только порядковый номер в этом порядке. Ну так это капитализм, друзья мои, конкуренция.
Если ты проиграл в забеге по жизни, это ведь не конфликт с чемпионом, который получает всё, а честное соревнование.
В фильме старательно отрабатывается левацкий лозунг «Eat the rich» - «Ешь богатых», можно было пустить его баннером поверх экрана. А за что их есть, чем они плохи, чем насолили нам, трудящимся?
А они высокомерные, цинично не прочь попользоваться чужой женой, и вообще, такие пра-а-ативные. Словом, претензии исключительно к моральному облику.
Не сказать, чтобы глубокий анализ, так что по марксизму-ленинизму незачёт.
Столкновения культур я тоже не увидел, разве что на уровне бытового хамства. Согласитесь, встречать отца, приехавшего забрать тело сына, с бокалом коктейля в руке, а проводить праздничным салютом, ни на какую культуру не налазит.
Приезжие европейцы не сгибаются под бременем белого человека, не несут ни культуру, ни демократию, ни цивилизацию, ничего ни несут.
А местные не отстаивают свои традиции и уклад, ничего не отстаивают. Гордый кочевник, бербер (в переводе - свободный мужчина, или благородный человек) жалеет, что его сын не смог отправиться в Касабланку с тысячей евро в кармане. А зачем ему Касабланка? Может, снять жильё, работать, или хуже того, учиться? Нет, на эти деньги можно найти женщину, которая «многое может позволить за такие деньги». А вы говорите, конфликт. И здесь незачёт…
На мой взгляд, режиссёр вместо серьёзного анализа проблемы, которая действительно имеет место быть, старательно отработал новомодную woke-повестку, в части "критической расовой теории". С характерным для неё пафосом, безапелляционностью и чёрно-белой расцветкой. Хотя кто-то, возможно, усмотрит в этом торжество кармической справедливости.
Тут незачёт, там незачёт, а за что зачёт? За грустного Дэвида, который всё-таки решился сделать решающий шаг. За развесёлую Джо, которая тоже решилась сделать шаг, правда более приятного свойства и не без посторонней помощи. И за роскошные виды пустыни, конечно.
Полагаю, что тройки будет достаточно, и рекомендую, всё-таки есть на что посмотреть и над чем подумать.
Общее впечатление | Гибрид чеховской драмы и агитпропа |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву41
А отзыв прекрасный. Замечательно написали.
Я от "Пациента" не восторге, но с чисто с профессиональной точки зрения он безупречен, недаром весь в Оскарах, как новогодняя ёлка.
А здесь же откровенно плохой сценарий, не слабый даже, а с явными ляпами, даже мне видно. (
Ну если прям плохой сценарий, то и смотреть неохота(
Какой-то мы и не заметим, какой-то и на пользу даже, а иной как раз-таки сопереживать и не даёт.
И всё я понял, конечно, просто одна драма убила другую, и это я отношу к недостаткам сценария, о чём и написал - внутренний конфликт сменяется внешним.
И кстати, зачем ему, отцу, что бы Дэвид что-то понял? Он его хотел пристыдить, или пожаловаться, или что? Не слишком ли надуманно?
Речь, о ментальности, у них очень закрытые общества,
и кому то что-то навязывать, кого-то просвещать и объяснять - это не по их части.
Кочевники пустыни, мне представляется, на них в этом похожи.
Что касается сути… Возможно, я обольщаюсь на свой счёт, но мне кажется я понимаю процессы, о которых речь идёт в фильме, причём горазда глубже и ширше, чем они там представлены.
Но ведь отзыв я писал не об этих процессах, а о фильме. Как говориться, что вижу, то и пою. )
Так что все остались, как говориться, при своих. )
Но что мне всегда не нравилось, это когда социальные проблемы и противоречия сводят к противостоянию хороших и плохих людей.
Из вашего отзыва узнал, кто режиссер этого фильма. Этот дяденька поставил "Голгофу", "Войну против всех" и "Однажды в Ирландии". Хорошие фильмы, особенно "Голгофа".
Интересно, что он решил отскочить от комедий к чистым драмам. Поглядим, поглядим.
Посмотрел на работе. Согласен с вашим мнением. Единственное, не понял, почему многие писали о том, что было не совсем ясно, что произошло на дороге. Все же показали. Все предельно ясно.
А то на фоне всеобщего восторга я уже засомневался, может я того - не того, а уже этого…
Врачебная ошибка, вина, воздаяние - слагаемые фильма "Убийство священного оленя" Лантимоса - еще одно "за" за просмотр)
Спасибки.
Сходство очевидное, но этот фильм конечно пожиже. Правда, мне и "Олень" не понравился. Герои настолько для меня были отвратительны, что не смог оценить по достоинству глубину и метафоричность ((