5
Отзыв рекомендуют 4 0

Отзыв: Спектакль "Морское путешествие 1933 года" в театре имени Моссовета (Россия, Москва) - "Ноев ковчег", плывущий навстречу фашизму

Достоинства: игра актеров, многообразие сюжетных линий, неоднозначность героев, декорации, сюжет
Недостатки: нет
«Морское путешествие 1933 года» в театре им. Моссовета, как бы ни было это неочевидно из названия, показывает зарождение фашизма на примере замкнутого общества путешественников на корабле, плывущем через Атлантику в Германию. На протяжении почти месяца самые разные пассажиры обеспеченного «второго класса» будут общаться, ссориться, влюбляться и заводить краткие романы.

В спектакле занята, кажется, почти вся основная труппа театра – режиссер Юрий Еремин явно имел задачей показать максимальное разнообразие человеческих типажей: на корабле есть уважаемая вдова профессора и бизнесмен с дочерью, стареющая актриса варьете Мэри и еврей-коммивояжер Левенталь, бедный художник и его богатая молодая возлюбленная, старик в кресле-каталке и его племянник, сутенер и танцовщицы/проститутки, издатель крупного журнала и манекенщица, инвалид едва передвигающий ноги и американский спортсмен, а также глуповатая пожилая дама с собачкой (живой!). Самой яркой и необычной пассажиркой является Графиня, которую везут как арестантку, чтобы в Германии посадить в тюрьму за сочувствие и помощь коммунистам. А в трюме, конечно же, три сотни нищих больных работников, ютящихся в темноте без окон, пока богачи гуляют по палубам.


В «Морском путешествии» удивительным образом за три часа очень полно раскрываются все герои и многочисленные сюжетные линии между ними, а разнообразие персонажей не только совсем не путает, но и не дает заскучать. Какие только сцены мы не увидим: и комические, и романтические, и печальные, и трогательные, и даже самые настоящие трагедии! За время спектакля очень проникаешься симпатией к героям (не ко всем, конечно), и поневоле начинаешь им сопереживать. За «капитанским столом» имеют право сидеть в ресторане только богатые чистокровные немцы, все остальные – сидят за дальними столиками. Тут и начинается расслоение общества, которое сквозит в разговорах, которые инициирует издатель Рибер (Евгений Ратьков), поклонник Гитлера, в его отношении к другим путешественникам и в общем тягостном настроении, какое бывает перед катастрофой. Ведь все начинается с мелочей, а кажущиеся приятными дама с собачкой или пай-мальчик, племянник инвалида (Антон Аносов), могут проявиться в дальнейшем как настоящие чудовища!

Наиболее трогательны, конечно же, самые «отстраненные» члены общества, и они же – самые человечные. Матрос Григорио из трюма спасает собачку богатой дамы из океана. Еврей Левенталь (Сергей Виноградов) помогает нацисту Риберу с абсцессом и уверяет стеснительную дочь бизнесмена Эльзу (Евдокия Карева) в ее красоте. Бедный художник Дэвид (Антон Поспелов) видит себя более уместным в трюме, рисуя нищих рабочих, чем на танцах на верхней палубе с богатой девушкой. Инвалид Карл (Дмитрий Подадаев) – единственный, кто откликнулся на крики о помощи старика в коляске и довез его до каюты, несмотря на собственные костыли. Грубоватая танцовщица-проститутка Лола (Лили Болгашвили), мечтающая втайне о нежных чувствах с ровесниками, а не о продажной любви для стариков. И даже вначале раздражающая стареющая актриса Мэри (Ирина Климова) оказывается романтичной одинокой особой, которой так не хватает сильного человека рядом.

Самая красивая и трагичная история - зарождающееся чувство между арестанткой-графиней (Евгения Крюкова) и судовым врачом Шуманом (Дмитрий Щербина). Это любовь, которая изначально обречена: женатый мужчина и женщина, которую везут в тюрьму. Взаимопонимание, которое быстро возникает между красивой утонченной графиней и благородным, но таким скромным доктором, заставляет задуматься о том, как неожиданно можно встретить свою настоящую «судьбу» и как легко ее потерять…

Финальная сцена (не будет спойлером, потому что все знают, что будет дальше), кажется мне самой сильной не только в этом спектакле, но и вообще из всего, что я видела в последнее время: танцы на верхней палубе под немецкие веселые песни сменяются знаменитым «Полетом валькирий» Вагнера, любимого композитора Гитлера. А над выстроившимися в шеренгу героями царит Рибер, который уже сделал такую же прическу, как у своего кумира. И наивный Левенталь, который «прежде всего немец, а уж потом – еврей», шутливо вопрошает: «В Германии более миллиона евреев, да что они с нами сделают? Расстреляют?». Да, дорогой Левенталь, ты еще ни-че-го не знаешь…

Это спектакль можно в полной мере прочувствовать только вживую, надо прожить с героями эти несколько часов, чтобы проникнуться историей каждого. «Морское путешествие», однозначно, стало моим любимым спектаклем театре им. Моссовета, и думаю, я после схожу на него еще раз.
Время использования 2022
Год посещения 2022
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Город или поселок Москва
Общее впечатление "Ноев ковчег", плывущий навстречу фашизму
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет