Отзыв: Фильм "Варяг" (2022) - Месть по Эггерсу не сладка, но необходима
Достоинства: Зрелищно, красиво, актёрский состав, оператор, спецэффекты
Недостатки: Незначительные
Красивое и одновременно брутально-жестокое фэнтези. Роберт Эггерс, взяв другой жанр, не изменяет своему стилю – аккуратно-филигранно и эффектно вплетает мистику в реальность, исследуя человеческие мотивы ненависти и любви, проникая в потаённые уголки души. Если в полностью мистической драме «Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale, 2015 год) и в психологическо-сюрреалистичном, галлюциногенном «Маяке» (The Lighthouse, 2019 год) это было легко сделать, то в псевдо историческом и сказочном, почти былинном «Варяге» и сам бог велел – материал позволяет даже не на 100, а на все 200 процентов. А как же иначе? Время действия «Ведьмы» – XVII век, «Маяка» – конец XIX века, а здесь уже – конец IX века, когда люди, можно сказать, дышали колдовством, это было неотъемлемой частью бытия. И даже сейчас, в XXI веке, остались как отдельные представители, так и целые народы, варящиеся в религиозно-шаманском бульоне.
Мне понравилось сочетание магии с повседневностью, не грубое, деликатное, где грибы вызывают видения, персонажи предчувствуют свои судьбы, острый меч в опытных руках творит адские расправы как сам дьявол, а жерло проснувшегося вулкана отождествляется со входом в преисподнюю. Зрелищность и причудливость всегда были сильной стороной режиссёра, в этой ленте достигнув апофеоза.
Часто у кинематографистов есть свои любимчики среди актёров. «Грешен» этим и Эггерс, «перетащив» из «Ведьмы» Аню Тейлор-Джой, а из «Маяка» – Уиллема Дефо (правда, роль у него здесь второстепенная и он трудно узнаваем). Зато появились и новые для режиссёра (в смысле сотрудничества), но маститые и уважаемые среди зрителей и критиков: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук. Сильный состав!
Я, конечно, не специалист, но батальные эпизоды, на мой взгляд, очень качественные и профессиональные, трюки и компьютерная графика эффектные, гармонично соединённые.
Простая по сути фабула мести выросшего главного персонажа за убийство отца и пленение матери по мере раскрытия сюжета расцвечивается такими выразительными красками в виде жестоких зверств, языческих видений и превосходных пейзажей, а также дополняется полутонами в виде любовной линии и немыслимого человеческого коварства и моральных перевёртышей, что не может не восхищать. Также прекрасно передан тот жизненный постулат, что некоторые вещи, которые видят твои глаза и слышат твои уши, на поверку оказываются совсем не тем, особенно в детстве. Впрочем, актуально больше для взрослых, и особенно сейчас, когда вроде всё показывают и рассказывают так, что другой интерпретации быть не может... А потом показывают с обратной стороны – и там всё наоборот. Понимаю, сама мучаюсь в догадках, где же истина... А она, как всем известно, посередине...
Предваряя слезливо-возмущённые зрительские роптания («Ну как же так? Почему он выбирает вместо светлого прекрасного будущего погибельную месть из прошлого?»), Эггерс апеллирует к фатуму, предначертанности – типа боги так распорядились и повелели умереть в бою; как говорится, «нравится не нравится, терпи, моя красавица».))
О минусах. Конечно, они есть. Во-первых, если вы знаток истории, знаете, какие народы на каких территориях жили, с кем воевали и т. д., то будет тяжело. К слову, я в школе любила этот предмет, но вследствие плохой памяти не могу похвастаться глубокими знаниями. Поэтому и фильмы исторические легко и с удовольствием воспринимаю, не придираясь, ха-ха. Тем более, это фэнтези. Во-вторых, лично меня повеселили некоторые детали, например, прозвище Ольги – Берёзовая роща. )) Как-то смешно она представилась, пафосно. В-третьих, много крови и увечий, жестокости. (Но для кого-то это не будет минусом.)
Лента, несмотря на сугубо личную, камерную историю, претендует на эпическое произведение... и заслуженно побеждает в борьбе за это гордое звание. Не могу точно объяснить, в чем её выгодное отличие от голливудских фантазийных штамповок на ту же тему... Наверное, выстроенный в картине мир такой объёмный, цельный, что после того, как история рассказана и точки над «и» поставлены, он продолжает жить своей жизнью, отделившись. Даже после просмотра мысленно продолжаешь возвращаться в то пространство и придумывать новые ситуации и положения. Или, по крайней мере, хочется продолжения. На самом деле не так уж редки такие миры в фильмах. Эти фильмы называют атмосферными. Например, в недавней картине «Наблюдатель» (Watcher, 2022 год) присутствует своя атмосфера и свой мир, несмотря на абсолютно другой жанр, стиль, эпоху и т. д. Многие не поняли тогда моей высокой оценки, но я сейчас пытаюсь объяснить. ))
В общем, «Варяг» – это качественная ручная работа, сделанная с душой и вдохновением. Я очень избирательна при просмотре сочетаний жанров фэнтези, исторический и боевик, но данная лента понравилась, увлекла, режиссёр не разочаровал, поэтому пять баллов.
P. S. Спасибо apupezig за наводку!
Мне понравилось сочетание магии с повседневностью, не грубое, деликатное, где грибы вызывают видения, персонажи предчувствуют свои судьбы, острый меч в опытных руках творит адские расправы как сам дьявол, а жерло проснувшегося вулкана отождествляется со входом в преисподнюю. Зрелищность и причудливость всегда были сильной стороной режиссёра, в этой ленте достигнув апофеоза.
Часто у кинематографистов есть свои любимчики среди актёров. «Грешен» этим и Эггерс, «перетащив» из «Ведьмы» Аню Тейлор-Джой, а из «Маяка» – Уиллема Дефо (правда, роль у него здесь второстепенная и он трудно узнаваем). Зато появились и новые для режиссёра (в смысле сотрудничества), но маститые и уважаемые среди зрителей и критиков: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук. Сильный состав!
Я, конечно, не специалист, но батальные эпизоды, на мой взгляд, очень качественные и профессиональные, трюки и компьютерная графика эффектные, гармонично соединённые.
Простая по сути фабула мести выросшего главного персонажа за убийство отца и пленение матери по мере раскрытия сюжета расцвечивается такими выразительными красками в виде жестоких зверств, языческих видений и превосходных пейзажей, а также дополняется полутонами в виде любовной линии и немыслимого человеческого коварства и моральных перевёртышей, что не может не восхищать. Также прекрасно передан тот жизненный постулат, что некоторые вещи, которые видят твои глаза и слышат твои уши, на поверку оказываются совсем не тем, особенно в детстве. Впрочем, актуально больше для взрослых, и особенно сейчас, когда вроде всё показывают и рассказывают так, что другой интерпретации быть не может... А потом показывают с обратной стороны – и там всё наоборот. Понимаю, сама мучаюсь в догадках, где же истина... А она, как всем известно, посередине...
Предваряя слезливо-возмущённые зрительские роптания («Ну как же так? Почему он выбирает вместо светлого прекрасного будущего погибельную месть из прошлого?»), Эггерс апеллирует к фатуму, предначертанности – типа боги так распорядились и повелели умереть в бою; как говорится, «нравится не нравится, терпи, моя красавица».))
О минусах. Конечно, они есть. Во-первых, если вы знаток истории, знаете, какие народы на каких территориях жили, с кем воевали и т. д., то будет тяжело. К слову, я в школе любила этот предмет, но вследствие плохой памяти не могу похвастаться глубокими знаниями. Поэтому и фильмы исторические легко и с удовольствием воспринимаю, не придираясь, ха-ха. Тем более, это фэнтези. Во-вторых, лично меня повеселили некоторые детали, например, прозвище Ольги – Берёзовая роща. )) Как-то смешно она представилась, пафосно. В-третьих, много крови и увечий, жестокости. (Но для кого-то это не будет минусом.)
Лента, несмотря на сугубо личную, камерную историю, претендует на эпическое произведение... и заслуженно побеждает в борьбе за это гордое звание. Не могу точно объяснить, в чем её выгодное отличие от голливудских фантазийных штамповок на ту же тему... Наверное, выстроенный в картине мир такой объёмный, цельный, что после того, как история рассказана и точки над «и» поставлены, он продолжает жить своей жизнью, отделившись. Даже после просмотра мысленно продолжаешь возвращаться в то пространство и придумывать новые ситуации и положения. Или, по крайней мере, хочется продолжения. На самом деле не так уж редки такие миры в фильмах. Эти фильмы называют атмосферными. Например, в недавней картине «Наблюдатель» (Watcher, 2022 год) присутствует своя атмосфера и свой мир, несмотря на абсолютно другой жанр, стиль, эпоху и т. д. Многие не поняли тогда моей высокой оценки, но я сейчас пытаюсь объяснить. ))
В общем, «Варяг» – это качественная ручная работа, сделанная с душой и вдохновением. Я очень избирательна при просмотре сочетаний жанров фэнтези, исторический и боевик, но данная лента понравилась, увлекла, режиссёр не разочаровал, поэтому пять баллов.
P. S. Спасибо apupezig за наводку!
Общее впечатление | Месть по Эггерсу не сладка, но необходима |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву47
Отзыв очень хороший у вас получился.