Отзыв: Фильм "Два дня, одна ночь" (2014) - Это страшное слово "сокращение"
Достоинства: тематика, изображение конфликта, поставленные вопросы
Недостатки: довольно простая и однообразная постановка, неинтересные диалоги
И снова на Каннском кинофестивале социальная драма от братьев Дарденн. Честно, я пророчила Марион Котияр пальмовую ветвь за лучшую женскую роль, а самим братьям ну хоть какую-нибудь награду, ан вон оно как вышло: в 2014 Канны хоть и взяли их новый фильм в конкурсную программу, но оставили без призов, хотя, на мой взгляд, "Два дня, одна ночь" наиболее сильная их картина.
"Два дня, одна ночь" - ровно столько отделяет работницу бельгийского завода по производству солнечных батарей от увольнения. Завод поставил работников перед фактом: с тем, что делали 17 работников прекрасно справляются и 16, а потому, в виду того, что финансовые дела идут не очень, вполне можно сократить одного работника, а остальным зато выплатить премию в размере 1тысячи евро. Так как одна из работниц, Сандра, находится на больничном и лечится от депрессии, она самая подходящая кандидатура, так что коллективу достаточно просто проголосовать за премию, тем самым оставив девушку без работы.
Когда мы встречаемся с Сандрой, решение уже вынесено и зрителям остаётся лишь пережить удар вместе с депрессивной мадам, роль которой исполняет миловидная Марион Котияр. Но всё, что в дальнейшем происходит на экране, как бы кричит нам: не всё потеряно, и вот, зритель вместе с Сандрой начинает обивать пороги рабочих завода и выпрашивать проголосовать работяг против премии на новом честном голосовании в понедельник, которое состоится ровно через 2 дня и одну ночь.
Камера не оставляет Сандру в покое ни на минуту, и вот мы в режиме реального времени можем наблюдать сюжет в духе песенки колобка, когда девушка, с кем бы она ни встречалась, говорит одни и те же фразы и получает взамен одинаковые реплики. А, напомню, рабочих шестнадцать, так что, запасайтесь терпением... Чего-чего, а практически идентичных диалогов здесь много.
В общем-то о Сандре нам известно немногое, но этого вполне достаточно, для того, чтоб проникнуться к ней если не симпатией, то по крайней мере жалостью, ведь она самая обычная заводская рабочая, жена и мать двоих детей, которой нужно выплачивать ипотеку и 5 дней в неделю работать от звонка до звонка, несмотря на то, что там происходит в её ранимой девичьей душе. Как обычно в фильмах Дарденнов, героями являются самые обычные и ничем непримечательные личности, буквально, низший класс, который еле-еле держится на плаву и влачит своё жалкое существование, несмотря на все попытки общества окончательно прижать их ко дну. Видимо, просто не особо интересной жизни и финансовых проблем в этот раз режиссёрам показалось мало и они решили закинуть в общую кучу ещё и клиническую депрессию, которая последнее время вечная спутница главной героини: на экране Котияр неустанно глотает таблетки, рыдает и нервничает, что хоть и выглядит весьма убедительно, через 30-40 минут уже начинает раздражать, так как ничего нового в поведении не появляется, несмотря на то, как меняется описываемая ситуация.
Ковыряться в сюжете социальной драмы я считаю делом неблагодарным и абсолютно бессмысленным: всё лежит на поверхности, бери да пользуйся. На этот раз бельгийские мэтры кинематографы взяли себе сразу сразу несколько проблем скопом (правда, они довольно тесно переплетаются в имеющемся сюжете). Первое - это социальные проблемы современной Европы: тут тебе и безработица, и отсутствие профсоюзов, которые были бы готовы сражаться за права работников, и низкая оплата труда в связи с вытеснением производства в азиатские страны, в общем, перечислять долго. Второе - это уже нечто более интересное, хотя уже и довольно избитое - роль женщины в обществе. Понятно, что сейчас женщина не просто жена и мать, но и полноценный добытчик, без зарплаты которого среднестатистической европейской семье с несколькими детьми просто не протянуть. Сандра просто ломается, не выдержав постоянной ответственности, связанной именно с функцией обеспечения: у неё понимающий муж и нормальные дети (во всяком случае нам не было показано каких-либо внутрисемейных проблем), но сама она видит это всё уже в прошлом, зацикливаясь на отсутствии сексуальных отношений в течение 4х месяцев и распаде семьи после её увольнения.
Собственно тема ответственности и является ключевой в "Два дня, одна ночь". Казалось бы давая свободу выбора и настоящую демократию для своих работников, начальник производства просто снимает с себя всю ответственность по сокращению сотрудника: вы уж проголосуйте сами, а мы просто уволим человека, либо лишим вас премии. Но каждый из 16 тоже не готов брать на себя какую-либо ответственность за принятое решение, на это указывает и повторяющаяся в каждом диалоге с коллегой фраза "А кто ещё будет голосовать за тебя? Сколько человек?". Принять решение - вот что не способен сделать современный человек по мнению режиссёров.
Интересный подход к проблеме у самой Сандры. Несмотря на то, что девушка на самом-то деле полтора часа на экране ни рыба ни мясо, довольно чётко прослеживается мысль, что сама она сделала бы не самый альтруистический выбор: тысяча евро для неё - это весомые деньги, которые помогли бы оплатить ипотеку, так что как только кто-либо из коллег просит встать на его место после рассказа какой-нибудь животрепещущей истории о том, почему ему так нужны эти деньги, все уговоры заканчиваются. Сама Сандра, какой бы открытой для других она ни была, не готова бы была пожертвовать уже практически своими деньгами ради некого другого, пусть даже и хорошо ей знакомого, а потому, она осознаёт, что не в праве требовать этого и для себя от других.
Теперь объясню почему, несмотря на довольно банальный сюжет и нудное действо, которое ожидает зрителя в течение полутора часов, это всё же лучшая работа Дарденнов. Во-первых, наконец режиссёры отказались от их серой унылой картинки в духе бытового реализма и добавили хоть немного цвета, во-вторых, хотя на самом деле более часа экранного действия смотреть нужно на одно и то же (причём, диалогами фильм не блещет, ведь перед нами обычные работники завода, пытающиеся свести концы с концами), в отличие от той же "Розетты", смотрится всё легко и просто, словно какая-то передача о судьбе подмосковной чесальщицы-мотальщицы, у которой сокращение на фабрике. Ну и, в-третьих, фильм ставит те вопросы, которые касаются всех нас с вами, в какой бы стране мы не проживали и кем бы мы не работали: а что, если на месте Сандры окажусь я, готова ли я буду бороться за свою ставку? Как бы я поступила на месте коллег, готова ли пожертвовать деньгами ради того, чтоб человек сохранил свою работу и возможность содержать семью? Смогла бы работать с теми, кто готов был бы променять меня на тысячу евро? И стану ли сохранять свою работу, если узнаю, что трудовой договор со мной лишит заработка кого-то другого? Ну и самое главное, это вопрос решения и ответственности за него, вопрос, который на самом деле не так прост, как кажется, но встречается нам чуть ли не ежедневно. Вот тут я бы пожалуй даже поблагодарила Дарденнов за то, как показан конфликт внутри каждого из коллег Сандры, которые прям у нас на глазах пытаются принять свою важное решение.
Самый существенный минус - это практически полное отсутствие часто упоминаемой в современном обсуждении искусства "художественной ценности", всё-таки это не документальное кино, а художественное, а потому, хотелось бы наблюдать менее топорную постановку.
В общем, даже если вы, как и я, не фанат бельгийско-французских социальных драм, не обходите "Два дня, одна ночь" стороной, пугаясь того, что делали самые известные бельгийские режиссёры прежде, и репутации фильмов, которые очень нравятся жюри Каннского кинофестиваля. Пусть картина и не будет фильмом года или не заставит вас взахлёб рассказывать о ней друзьям, тем не менее, она интересна своей универсальностью приложения к любому коллективу от масштабов страны до рабочего отдела в организации.
"Два дня, одна ночь" - ровно столько отделяет работницу бельгийского завода по производству солнечных батарей от увольнения. Завод поставил работников перед фактом: с тем, что делали 17 работников прекрасно справляются и 16, а потому, в виду того, что финансовые дела идут не очень, вполне можно сократить одного работника, а остальным зато выплатить премию в размере 1тысячи евро. Так как одна из работниц, Сандра, находится на больничном и лечится от депрессии, она самая подходящая кандидатура, так что коллективу достаточно просто проголосовать за премию, тем самым оставив девушку без работы.
Когда мы встречаемся с Сандрой, решение уже вынесено и зрителям остаётся лишь пережить удар вместе с депрессивной мадам, роль которой исполняет миловидная Марион Котияр. Но всё, что в дальнейшем происходит на экране, как бы кричит нам: не всё потеряно, и вот, зритель вместе с Сандрой начинает обивать пороги рабочих завода и выпрашивать проголосовать работяг против премии на новом честном голосовании в понедельник, которое состоится ровно через 2 дня и одну ночь.
Камера не оставляет Сандру в покое ни на минуту, и вот мы в режиме реального времени можем наблюдать сюжет в духе песенки колобка, когда девушка, с кем бы она ни встречалась, говорит одни и те же фразы и получает взамен одинаковые реплики. А, напомню, рабочих шестнадцать, так что, запасайтесь терпением... Чего-чего, а практически идентичных диалогов здесь много.
В общем-то о Сандре нам известно немногое, но этого вполне достаточно, для того, чтоб проникнуться к ней если не симпатией, то по крайней мере жалостью, ведь она самая обычная заводская рабочая, жена и мать двоих детей, которой нужно выплачивать ипотеку и 5 дней в неделю работать от звонка до звонка, несмотря на то, что там происходит в её ранимой девичьей душе. Как обычно в фильмах Дарденнов, героями являются самые обычные и ничем непримечательные личности, буквально, низший класс, который еле-еле держится на плаву и влачит своё жалкое существование, несмотря на все попытки общества окончательно прижать их ко дну. Видимо, просто не особо интересной жизни и финансовых проблем в этот раз режиссёрам показалось мало и они решили закинуть в общую кучу ещё и клиническую депрессию, которая последнее время вечная спутница главной героини: на экране Котияр неустанно глотает таблетки, рыдает и нервничает, что хоть и выглядит весьма убедительно, через 30-40 минут уже начинает раздражать, так как ничего нового в поведении не появляется, несмотря на то, как меняется описываемая ситуация.
Ковыряться в сюжете социальной драмы я считаю делом неблагодарным и абсолютно бессмысленным: всё лежит на поверхности, бери да пользуйся. На этот раз бельгийские мэтры кинематографы взяли себе сразу сразу несколько проблем скопом (правда, они довольно тесно переплетаются в имеющемся сюжете). Первое - это социальные проблемы современной Европы: тут тебе и безработица, и отсутствие профсоюзов, которые были бы готовы сражаться за права работников, и низкая оплата труда в связи с вытеснением производства в азиатские страны, в общем, перечислять долго. Второе - это уже нечто более интересное, хотя уже и довольно избитое - роль женщины в обществе. Понятно, что сейчас женщина не просто жена и мать, но и полноценный добытчик, без зарплаты которого среднестатистической европейской семье с несколькими детьми просто не протянуть. Сандра просто ломается, не выдержав постоянной ответственности, связанной именно с функцией обеспечения: у неё понимающий муж и нормальные дети (во всяком случае нам не было показано каких-либо внутрисемейных проблем), но сама она видит это всё уже в прошлом, зацикливаясь на отсутствии сексуальных отношений в течение 4х месяцев и распаде семьи после её увольнения.
Собственно тема ответственности и является ключевой в "Два дня, одна ночь". Казалось бы давая свободу выбора и настоящую демократию для своих работников, начальник производства просто снимает с себя всю ответственность по сокращению сотрудника: вы уж проголосуйте сами, а мы просто уволим человека, либо лишим вас премии. Но каждый из 16 тоже не готов брать на себя какую-либо ответственность за принятое решение, на это указывает и повторяющаяся в каждом диалоге с коллегой фраза "А кто ещё будет голосовать за тебя? Сколько человек?". Принять решение - вот что не способен сделать современный человек по мнению режиссёров.
Интересный подход к проблеме у самой Сандры. Несмотря на то, что девушка на самом-то деле полтора часа на экране ни рыба ни мясо, довольно чётко прослеживается мысль, что сама она сделала бы не самый альтруистический выбор: тысяча евро для неё - это весомые деньги, которые помогли бы оплатить ипотеку, так что как только кто-либо из коллег просит встать на его место после рассказа какой-нибудь животрепещущей истории о том, почему ему так нужны эти деньги, все уговоры заканчиваются. Сама Сандра, какой бы открытой для других она ни была, не готова бы была пожертвовать уже практически своими деньгами ради некого другого, пусть даже и хорошо ей знакомого, а потому, она осознаёт, что не в праве требовать этого и для себя от других.
Теперь объясню почему, несмотря на довольно банальный сюжет и нудное действо, которое ожидает зрителя в течение полутора часов, это всё же лучшая работа Дарденнов. Во-первых, наконец режиссёры отказались от их серой унылой картинки в духе бытового реализма и добавили хоть немного цвета, во-вторых, хотя на самом деле более часа экранного действия смотреть нужно на одно и то же (причём, диалогами фильм не блещет, ведь перед нами обычные работники завода, пытающиеся свести концы с концами), в отличие от той же "Розетты", смотрится всё легко и просто, словно какая-то передача о судьбе подмосковной чесальщицы-мотальщицы, у которой сокращение на фабрике. Ну и, в-третьих, фильм ставит те вопросы, которые касаются всех нас с вами, в какой бы стране мы не проживали и кем бы мы не работали: а что, если на месте Сандры окажусь я, готова ли я буду бороться за свою ставку? Как бы я поступила на месте коллег, готова ли пожертвовать деньгами ради того, чтоб человек сохранил свою работу и возможность содержать семью? Смогла бы работать с теми, кто готов был бы променять меня на тысячу евро? И стану ли сохранять свою работу, если узнаю, что трудовой договор со мной лишит заработка кого-то другого? Ну и самое главное, это вопрос решения и ответственности за него, вопрос, который на самом деле не так прост, как кажется, но встречается нам чуть ли не ежедневно. Вот тут я бы пожалуй даже поблагодарила Дарденнов за то, как показан конфликт внутри каждого из коллег Сандры, которые прям у нас на глазах пытаются принять свою важное решение.
Самый существенный минус - это практически полное отсутствие часто упоминаемой в современном обсуждении искусства "художественной ценности", всё-таки это не документальное кино, а художественное, а потому, хотелось бы наблюдать менее топорную постановку.
В общем, даже если вы, как и я, не фанат бельгийско-французских социальных драм, не обходите "Два дня, одна ночь" стороной, пугаясь того, что делали самые известные бельгийские режиссёры прежде, и репутации фильмов, которые очень нравятся жюри Каннского кинофестиваля. Пусть картина и не будет фильмом года или не заставит вас взахлёб рассказывать о ней друзьям, тем не менее, она интересна своей универсальностью приложения к любому коллективу от масштабов страны до рабочего отдела в организации.
Общее впечатление | Это страшное слово "сокращение" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25