Отзыв: Фильм "Кококо" (2012) - о нелегкой судьбе российской интеллигенции
Достоинства: интересные взаимоотношения героинь, яркие персонажи
Недостатки: очень размеренный, неторопливый сюжет, может показаться скучным
Сиденье дома в декрете располагает к просмотру фильмов. Особенно, если есть портативные гаджеты вроде смартфонов и планшетов, позволяющих таскать эти фильмы всюду за собой по квартире, и даже во время кормления малыша вникать в волшебный мир синематографа.
Обычно я предпочитаю не смотреть российские фильмы. Потому что на мой взгляд, они изрядно проигрывают по части сценария, актеров и режиссуры. Как правило, это фильмы, сделанные для большого экрана. В них слишком явно проглядывает желание сделать "как в Америке" и коммерческая жилка. Но порой российское кино удивляет, в хорошем смысле. Так было и с "Кококо".
Кино это, многим показавшееся скучным и "ни о чем", неторопливо рассказывает о дружбе двух женщин слегка за 30, случайно начавшейся в отделении полиции, женщин настолько разных, что наверное кроме как в кино, им и не подружиться вовсе. Дочь известного питерского художника, представителя типичной интеллигенции - Лиза, и простая, хабалистая провинциалка, "представительница народа" - Вика, едут в одном купе в славный город Питер. Одна - домой, вторая - отдохнуть и погулять. Гулять Вика начинает уже в поезде, в то время как Лиза предпочитает мирно спать. В итоге у обеих ночью крадут вещи. И обе идут в отделение полиции, где Лизу отпускают, а Вику задерживают. И вроде бы все, что тут еще можно сделать? Ан нет, добрая Лиза не выдерживает и заявляет полисменам "Я забираю заявление, это моя подруга!". На сем прилив доброты не заканчивается, и Лиза приглашает Вику пожить у себя, пока та не восстановит документы и не заработает денег. Вот тут, признаюсь, я удивилась. Так просто взять и впустить в дом чужого человека, да еще дать ему вторые ключи... Насколько же нужно быть оторванной от реалий современного мира, чтобы так поступить? Или Лизой двигали иные мысли? Я пришла к выводу, что да.
Для Лизы, живущей в своем специфическом мире интеллигентов: искуствоведов, художников, писателей и музыкантов, Вика была диковинкой, этакой экзотичной зверюшкой, случайно оказавшейся на улице, и которой Вика могла подарить свою заботу. Это видно на протяжении всего фильма: Лиза разрешает Вике беспрепятственно ходить по ее дому, хозяйничать в нем, знакомит со своими друзьями, тащит в свои "тусовки" с песнями под гитару и интеллектуальными беседами, вдохновенно пытается пристроить ее на работу, обучает тому, что знает сама. Ну ни дать ни взять - превращение уличной дворняжки в элитную породу. Для Лизы это благородно, а значит, правильно, ведь она же такая правильная сама! Благородство это, к слову сказать, не напыщенное, а продиктовано искренним желанием помочь, и тем чувством вины, что всегда присуще интеллигенции по отношению к народу. Об этом и сама Лиза говорит своему бывшему мужу, пока Вика спит на диванчике перед телевизором. Но в свои порывах Лиза, кажется, совсем забывает, что человек - это не зверюшка, у него есть свой характер, принципы и модели поведения. Вот и Вика, постеснявшись минут пять, быстренько обжилась на новом месте. И, как и подобает благодарной зверюшке, пытается завоевать расположение новой подруги. Начав с генеральной уборки и тут же напортачив, она все плотнее и плотнее входит в жизнь и квартиру Лизы. И точно так же, как Лиза, в благородном стремлении помочь, она начинает таскать ту по клубам, приводить в дом компании, чтобы Лиза с людьми пообщалась, покупает картины в переходах, врезает замки в двери... занимается любовью с лизиным бывшим мужем. Все возникшие недоумения Лизы Вика встречает вопросом "Нет, а что мне было делать?". Действительно, что ей было делать? Разрешить гостям заходить в Лизину комнату, прогонять ее мужа, который "сам пришел"? И Лиза молчит, Лиза прощает, потому что чувство вины не дает ей высказать все, что она думает. Да и как объяснишь такой наивной простушке Вике, в чем она не права? Слишком большая пропасть разделяет их, этих представительниц интеллигенции и народа. И забавная зверюшка уже кажется не забавной, а выгнать ее не позволяют совесть и воспитание. Что же делать? Может, усыпить? И Лиза с подушкой в руках крадется в Викину комнату...
И снова отделение, кпз, и крики Лизы "это моя подруга! Я хочу забрать заявление!". То есть даже после всего произошедшего Лизу мучает совесть, но в этом порыве уже явно сквозят эгоистические мотивы: простить, чтобы выглядеть хорошей, в своих глазах и глазах друзей. А друзья, кстати, отнеслись к прихоти Лизы философски-снисходительно. Оказывается, это не первая попытка Лизы облагородить кого-то. До Вики это был больной туберкулезом бездомный. Который не выдержал и сбежал от нее. А Вика то ли глупее, то ли наглее была. Но история повторилась почти в точности.
Наверное, кого-то покоробит мое сравнение Вики с бездомной зверюшкой, но оправдание мне есть в фильме, а именно в сцене, где Вика сидит под дверью Лизиной комнаты и просит прощения за то, что переспала с ее бывшим супругом. Ни дать ни взять - нашкодившая собачка скулит перед своим хозяином. Когда это не помогает, Вика начинает надрывно рыдать, давить на жалость, явно наиграно, но ей ведь нужен результат, она привыкла к всепрощению. "Мы ведь в ответе за тех, кого приручииилииии!" - воет она под дверью. Гениально. Аплодисменты в студию. И ведь получила свое. Лиза, хоть и высказав "пару ласковых", все же простила нахалку. А куда бы она делась...
Очень хорошо в этом фильме показаны два представителя разных слоев общества - как представители разных миров. Наивная, беспомощная в быту интеллигенция, начитаная хорошими и умными книгами, и беспринципный, чуток неграмотный, пробивной и оттого жизнеспособный "рабочий класс". Желание сделать хорошо и полное непонимание, каким это "хорошо" должно быть в представлении адресата. Воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад. И ведь обе эти женщины искренне хотели подружиться и подружились, и зла друг другу не желали. Если бы не эта пропасть между ними...
Что показательно, в отличии от американских фильмов, где герои из разных социальных классов сближаются и перенимаю черты друг друга, Вика с Лизой не научились друг у друга ничему. Не стала Лиза смелее и наглее, не стала и Вика благороднее и умнее. Ничего в них не изменилось.
А сама идея фильма напомнила мне "Собачье сердце" Булгакова. Вика в роли Шарикова и Лиза в роли профессора Преображенского. Затея, видимо, провальная во все времена.
Кто где родился, тот там и пригодился.
Ну и совершенно отдельным пунктом хочу выделить Лизину квартиру. Старый дом, огромные окна, картины, бюсты, старинная мебель, пыль и паутина по углам, старые трубы, высоченные потолки - так и чувствуется этот запах отсыревшей штукатурки. Я обожаю старые дома, находясь в которых чувствуешь себя как в машине времени, перенесших тебя в прошлое, в другую эпоху, когда они только были построены. Прикасаясь к их стенам, окнам, перилам, словно прикасаешься напрямую сквозь время навсегда ушедшего прошлого.
Обычно я предпочитаю не смотреть российские фильмы. Потому что на мой взгляд, они изрядно проигрывают по части сценария, актеров и режиссуры. Как правило, это фильмы, сделанные для большого экрана. В них слишком явно проглядывает желание сделать "как в Америке" и коммерческая жилка. Но порой российское кино удивляет, в хорошем смысле. Так было и с "Кококо".
Кино это, многим показавшееся скучным и "ни о чем", неторопливо рассказывает о дружбе двух женщин слегка за 30, случайно начавшейся в отделении полиции, женщин настолько разных, что наверное кроме как в кино, им и не подружиться вовсе. Дочь известного питерского художника, представителя типичной интеллигенции - Лиза, и простая, хабалистая провинциалка, "представительница народа" - Вика, едут в одном купе в славный город Питер. Одна - домой, вторая - отдохнуть и погулять. Гулять Вика начинает уже в поезде, в то время как Лиза предпочитает мирно спать. В итоге у обеих ночью крадут вещи. И обе идут в отделение полиции, где Лизу отпускают, а Вику задерживают. И вроде бы все, что тут еще можно сделать? Ан нет, добрая Лиза не выдерживает и заявляет полисменам "Я забираю заявление, это моя подруга!". На сем прилив доброты не заканчивается, и Лиза приглашает Вику пожить у себя, пока та не восстановит документы и не заработает денег. Вот тут, признаюсь, я удивилась. Так просто взять и впустить в дом чужого человека, да еще дать ему вторые ключи... Насколько же нужно быть оторванной от реалий современного мира, чтобы так поступить? Или Лизой двигали иные мысли? Я пришла к выводу, что да.
Для Лизы, живущей в своем специфическом мире интеллигентов: искуствоведов, художников, писателей и музыкантов, Вика была диковинкой, этакой экзотичной зверюшкой, случайно оказавшейся на улице, и которой Вика могла подарить свою заботу. Это видно на протяжении всего фильма: Лиза разрешает Вике беспрепятственно ходить по ее дому, хозяйничать в нем, знакомит со своими друзьями, тащит в свои "тусовки" с песнями под гитару и интеллектуальными беседами, вдохновенно пытается пристроить ее на работу, обучает тому, что знает сама. Ну ни дать ни взять - превращение уличной дворняжки в элитную породу. Для Лизы это благородно, а значит, правильно, ведь она же такая правильная сама! Благородство это, к слову сказать, не напыщенное, а продиктовано искренним желанием помочь, и тем чувством вины, что всегда присуще интеллигенции по отношению к народу. Об этом и сама Лиза говорит своему бывшему мужу, пока Вика спит на диванчике перед телевизором. Но в свои порывах Лиза, кажется, совсем забывает, что человек - это не зверюшка, у него есть свой характер, принципы и модели поведения. Вот и Вика, постеснявшись минут пять, быстренько обжилась на новом месте. И, как и подобает благодарной зверюшке, пытается завоевать расположение новой подруги. Начав с генеральной уборки и тут же напортачив, она все плотнее и плотнее входит в жизнь и квартиру Лизы. И точно так же, как Лиза, в благородном стремлении помочь, она начинает таскать ту по клубам, приводить в дом компании, чтобы Лиза с людьми пообщалась, покупает картины в переходах, врезает замки в двери... занимается любовью с лизиным бывшим мужем. Все возникшие недоумения Лизы Вика встречает вопросом "Нет, а что мне было делать?". Действительно, что ей было делать? Разрешить гостям заходить в Лизину комнату, прогонять ее мужа, который "сам пришел"? И Лиза молчит, Лиза прощает, потому что чувство вины не дает ей высказать все, что она думает. Да и как объяснишь такой наивной простушке Вике, в чем она не права? Слишком большая пропасть разделяет их, этих представительниц интеллигенции и народа. И забавная зверюшка уже кажется не забавной, а выгнать ее не позволяют совесть и воспитание. Что же делать? Может, усыпить? И Лиза с подушкой в руках крадется в Викину комнату...
И снова отделение, кпз, и крики Лизы "это моя подруга! Я хочу забрать заявление!". То есть даже после всего произошедшего Лизу мучает совесть, но в этом порыве уже явно сквозят эгоистические мотивы: простить, чтобы выглядеть хорошей, в своих глазах и глазах друзей. А друзья, кстати, отнеслись к прихоти Лизы философски-снисходительно. Оказывается, это не первая попытка Лизы облагородить кого-то. До Вики это был больной туберкулезом бездомный. Который не выдержал и сбежал от нее. А Вика то ли глупее, то ли наглее была. Но история повторилась почти в точности.
Наверное, кого-то покоробит мое сравнение Вики с бездомной зверюшкой, но оправдание мне есть в фильме, а именно в сцене, где Вика сидит под дверью Лизиной комнаты и просит прощения за то, что переспала с ее бывшим супругом. Ни дать ни взять - нашкодившая собачка скулит перед своим хозяином. Когда это не помогает, Вика начинает надрывно рыдать, давить на жалость, явно наиграно, но ей ведь нужен результат, она привыкла к всепрощению. "Мы ведь в ответе за тех, кого приручииилииии!" - воет она под дверью. Гениально. Аплодисменты в студию. И ведь получила свое. Лиза, хоть и высказав "пару ласковых", все же простила нахалку. А куда бы она делась...
Очень хорошо в этом фильме показаны два представителя разных слоев общества - как представители разных миров. Наивная, беспомощная в быту интеллигенция, начитаная хорошими и умными книгами, и беспринципный, чуток неграмотный, пробивной и оттого жизнеспособный "рабочий класс". Желание сделать хорошо и полное непонимание, каким это "хорошо" должно быть в представлении адресата. Воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад. И ведь обе эти женщины искренне хотели подружиться и подружились, и зла друг другу не желали. Если бы не эта пропасть между ними...
Что показательно, в отличии от американских фильмов, где герои из разных социальных классов сближаются и перенимаю черты друг друга, Вика с Лизой не научились друг у друга ничему. Не стала Лиза смелее и наглее, не стала и Вика благороднее и умнее. Ничего в них не изменилось.
А сама идея фильма напомнила мне "Собачье сердце" Булгакова. Вика в роли Шарикова и Лиза в роли профессора Преображенского. Затея, видимо, провальная во все времена.
Кто где родился, тот там и пригодился.
Ну и совершенно отдельным пунктом хочу выделить Лизину квартиру. Старый дом, огромные окна, картины, бюсты, старинная мебель, пыль и паутина по углам, старые трубы, высоченные потолки - так и чувствуется этот запах отсыревшей штукатурки. Я обожаю старые дома, находясь в которых чувствуешь себя как в машине времени, перенесших тебя в прошлое, в другую эпоху, когда они только были построены. Прикасаясь к их стенам, окнам, перилам, словно прикасаешься напрямую сквозь время навсегда ушедшего прошлого.
Общее впечатление | о нелегкой судьбе российской интеллигенции |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1