Отзыв: Спектакль "На дне" - Театр Модерн (Россия, Москва) - Потрясающая постановка Грымова, новая жизнь пьесы Горького!
Достоинства: Гениальная идея, многослойность и символичность, жизненно и актуально, сильно цепляет и заставляет задуматься!
Недостатки: Нет
3 ноября побывала на спектакле "На дне" в Театре "Модерн" под руководством Юрия Грымова. Честно говоря, поражена находке Грымова до глубины души. Неожиданный поворот, к которому нас готовила только необычная для пьесы афиша. Но обо всём по порядку.
Если к приему перемещения во времени в современных театральных постановках зритель уже успел привыкнуть, то Юрий Грымов пошел намного дальше. Он переместил героев не только во времени - в настоящее, но и в пространстве - из ночлежки на Рублёвку. При этом не изменил ни единого слова оригинальной пьесы Горького, оставив текст неприкосновенным. Казалось бы, должен возникнуть страшный диссонанс, но нет! Спектакль смотрится гармонично, словно пьеса написана в наши дни!
На сцене стоят роскошные диваны, кресла, и стулья, и каждое место подписано, метафора того, что у каждого свое место в жизни, и каждый в общей картине жизни играет свою неизменную роль. Труба вытяжки и ещё какой-то механизм обтянуты тканью фирмы Louis Vuitton, как мне кажется, просто заменяя собой "золотой унитаз", чтобы не шокировать зрителя, но внести в декорации эксцессы роскоши. Все как полагается - йога и салон красоты, гримасы и селфи на смартфоны, в разных сценах появляются то яйцо Фаберже, то высококлассный виски, золотые и серебряные конфетти вместо воды в тазике для ног. В течение полуторачасового спектакля герои успевают переодеться несколько раз, демонстрируя друг другу и зрителям свои яркие шикарные образы.
Вот только главные, внутренние проблемы у элиты общества такие же, как и у всех людей, и слезы у них те же, и те же вопросы "Что будет после смерти, есть ли Бог?" Наверное поэтому песня "What a Wonderful World", звучащая на протяжении спектакля, на фоне происходящего звучит как сарказм. Я думаю, каждый читал пьесу Горького "На дне" и хотя бы в общих чертах помнит судьбу героев этого произведения, поэтому не нужно подробно описывать краткое содержание и объяснять, в чем состоит конфликт. Но в момент спектакля даже блеск и шик тускнеют под мрачной пеленой сюжета, и золотая клетка становится тюрьмой, крошечной камерой, в которой героям как в Сартровской пьесе "За закрытыми дверями" приходится уживаться друг с другом. Особенно страшно становится, когда смерть одного из героев "портит песню" другому... Как дешёво порой ценится бесценная человеческая жизнь...
Так меняется ли что-то со временем, или люди остаются такими же людьми со своими пороками и грехами даже больше века спустя? Нет, не только не меняется, но и повторяется по кругу, приобретая новые уродливые формы. Для меня одним из самых мощных совпадений прошлого с настоящим стал эпизод с Лукой: "Уйду скоро от вас... <...> В хохлы... Слыхал я - открыли там новую веру... поглядеть надо..." А есть ли разница между богатыми и бедными? Что если у человека брак без любви, неизлечимая хворь, алкоголизм или привычка воровать, но при этом есть деньги? Могут деньги что-либо изменить? Нет, увы, дно - оно и есть дно, и у всех слоев общества и во все времена оно одинаковое...
Если к приему перемещения во времени в современных театральных постановках зритель уже успел привыкнуть, то Юрий Грымов пошел намного дальше. Он переместил героев не только во времени - в настоящее, но и в пространстве - из ночлежки на Рублёвку. При этом не изменил ни единого слова оригинальной пьесы Горького, оставив текст неприкосновенным. Казалось бы, должен возникнуть страшный диссонанс, но нет! Спектакль смотрится гармонично, словно пьеса написана в наши дни!
На сцене стоят роскошные диваны, кресла, и стулья, и каждое место подписано, метафора того, что у каждого свое место в жизни, и каждый в общей картине жизни играет свою неизменную роль. Труба вытяжки и ещё какой-то механизм обтянуты тканью фирмы Louis Vuitton, как мне кажется, просто заменяя собой "золотой унитаз", чтобы не шокировать зрителя, но внести в декорации эксцессы роскоши. Все как полагается - йога и салон красоты, гримасы и селфи на смартфоны, в разных сценах появляются то яйцо Фаберже, то высококлассный виски, золотые и серебряные конфетти вместо воды в тазике для ног. В течение полуторачасового спектакля герои успевают переодеться несколько раз, демонстрируя друг другу и зрителям свои яркие шикарные образы.
Вот только главные, внутренние проблемы у элиты общества такие же, как и у всех людей, и слезы у них те же, и те же вопросы "Что будет после смерти, есть ли Бог?" Наверное поэтому песня "What a Wonderful World", звучащая на протяжении спектакля, на фоне происходящего звучит как сарказм. Я думаю, каждый читал пьесу Горького "На дне" и хотя бы в общих чертах помнит судьбу героев этого произведения, поэтому не нужно подробно описывать краткое содержание и объяснять, в чем состоит конфликт. Но в момент спектакля даже блеск и шик тускнеют под мрачной пеленой сюжета, и золотая клетка становится тюрьмой, крошечной камерой, в которой героям как в Сартровской пьесе "За закрытыми дверями" приходится уживаться друг с другом. Особенно страшно становится, когда смерть одного из героев "портит песню" другому... Как дешёво порой ценится бесценная человеческая жизнь...
Так меняется ли что-то со временем, или люди остаются такими же людьми со своими пороками и грехами даже больше века спустя? Нет, не только не меняется, но и повторяется по кругу, приобретая новые уродливые формы. Для меня одним из самых мощных совпадений прошлого с настоящим стал эпизод с Лукой: "Уйду скоро от вас... <...> В хохлы... Слыхал я - открыли там новую веру... поглядеть надо..." А есть ли разница между богатыми и бедными? Что если у человека брак без любви, неизлечимая хворь, алкоголизм или привычка воровать, но при этом есть деньги? Могут деньги что-либо изменить? Нет, увы, дно - оно и есть дно, и у всех слоев общества и во все времена оно одинаковое...
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Город или поселок | Москва |
Улица | Спартаковская площадь |
Дом № | 9/1 |
Общее впечатление | Потрясающая постановка Грымова, новая жизнь пьесы Горького! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву