Отзыв: Сериал "Герой нашего времени" (2006) - новый взгляд на классический роман
Достоинства: есть удачные актерские работы, музыка
Недостатки: неудачный подбор актеров, вольная трактовка романа
15 октября отмечалось двухсотлетие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Лермонтов – мой любимый поэт и писатель, так что его день рождения решила отметить перечитыванием и просмотром фильмов. Из фильмов любопытно было посмотреть сравнительно новую экранизацию – 2006 года – «Героя нашего времени».
Вообще экранизации я смотрю очень редко, не люблю. Не люблю по двум причинам: чаще всего экранный образ героев не совпадает с тем, что сложился у меня в голове в процессе чтения книги, и это меня жутко раздражает. И второе – опять же, режиссерская интерпретация может существенно отличаться от моей.
В новом сериале « Герой нашего времени» есть и положительное, и отрицательное. На мой вкус, конечно. Что не понравилось – части романа в фильме переставлены местами. Все начинается с части « Княжна Мэри», а далее идут возвраты назад, к остальным частям. Поэтому « Фаталист», последняя часть романа – оказался во второй серии, а « Тамань» - в третьей, «Бэла» и «Максим Максимыч» сдвинулись в конец. Мне кажется, что автор преследовал определенную цель, располагая часть в именно таком порядке, и мне не совсем понятно, какой смысл несла в себе перестановка. Абсолютно непонятной для меня осталась сцена дуэли и дальнейшее противостояние Печорин-Рокотов. В книге этого не было, смысла вводить эту сцену в фильм я как-то не поняла.
Самый болезненный вопрос экранизации – герои. Петренко в роли Печорина мне совершенно неожиданно понравился. Если говорить о чисто внешнем соответствии, то в книге Печорин был блондином, а Петренко – шатен. Но я почему-то всегда представляла Печорина темноволосым, так что тут режиссер мне угодил. В плане актерской игры Печорин – Петренко получился более озорным и легкомысленным, чем лермонтовский.
Грушницкий в исполнении Юрия Колокольникова получился крайне отталкивающим и неприятным. В принципе, это разрушило авторский замысел: помнится, при прочтении романа Грушницкого мне было жаль, а вот в фильме я невольно оказалась на стороне Печорина – сама хотела застрелить.
Княжна Мэри ( Евгения Лоза) – это откровенно неудачно. Во-первых, никакого внешнего сходства с лермонтовской княжной, во-вторых – игра показалась слабой, мне не хватило наивности, утонченности. Мэри – девушка из хорошей семьи, получившая соответствующее воспитание, а в фильме она выглядела, как цветочница из « Пигмалиона» на первом светском рауте – от нее так и веяло каким-то плебейством. Общее впечатление – милая такая девушка, но – не княжна….
Вера ( Эльвира Болгова ) была неплоха, но мне показалось, что именно тема взаимоотношений Вера-Печорин была раскрыта в фильме слабо и неудачно. Хорошие актерские работы – Ясулович в роли старухи из Тамани ( немного неожиданно, но интересно ) и Никоненко в роли Максим Максимыча.
И отдельно хочется отметить Марию Беккер – Ундину. Если кто-то помнить старый фильм, то там Ундину играла Светличная. Мне показалось, что Беккер и внешне, и внутренне гораздо больше подошла для этой роли.
Если оценить актерский состав в целом, то, видимо, свой отпечаток на игру наложил « сериальный» опыт почти всех актеров. Каждый « тянул» свою роль, но не всегда была заметна слаженность и работа сообща, в ансамбле. И еще один момент, я часто замечаю его в современных фильмах, снятых на исторические сюжеты. Не знаю, в чем тут дело, но видимо, время и среда накладывают отпечаток на нашу речь и на нашу внешность. Не хватает одухотворенности, что ли ?
Музыкальная тема Юрия Карсавина – настоящее украшение фильма, очень органична.
Общее впечатление о сериале выразить довольно трудно, В целом – вполне неплохо, но вот я бы однозначно не советовала смотреть его школьникам вместо чтения книги. Некоторые акценты все же смещены и могут вызвать неверное впечатление о первоисточнике. Я всегда говорю – « сначала было слово» : сначала нужно прочесть роман, а потом уже смотреть экранизацию. Правда, режиссере подстраховался от нападок такого рода – в титрах стоит : « по мотивам романа « Герой нашего времени». Вообще, конечно, классика – это очень высокая планка для экранизации и не каждому режиссеру дано ей соответствовать.
Лермонтов – мой любимый поэт и писатель, так что его день рождения решила отметить перечитыванием и просмотром фильмов. Из фильмов любопытно было посмотреть сравнительно новую экранизацию – 2006 года – «Героя нашего времени».
Вообще экранизации я смотрю очень редко, не люблю. Не люблю по двум причинам: чаще всего экранный образ героев не совпадает с тем, что сложился у меня в голове в процессе чтения книги, и это меня жутко раздражает. И второе – опять же, режиссерская интерпретация может существенно отличаться от моей.
В новом сериале « Герой нашего времени» есть и положительное, и отрицательное. На мой вкус, конечно. Что не понравилось – части романа в фильме переставлены местами. Все начинается с части « Княжна Мэри», а далее идут возвраты назад, к остальным частям. Поэтому « Фаталист», последняя часть романа – оказался во второй серии, а « Тамань» - в третьей, «Бэла» и «Максим Максимыч» сдвинулись в конец. Мне кажется, что автор преследовал определенную цель, располагая часть в именно таком порядке, и мне не совсем понятно, какой смысл несла в себе перестановка. Абсолютно непонятной для меня осталась сцена дуэли и дальнейшее противостояние Печорин-Рокотов. В книге этого не было, смысла вводить эту сцену в фильм я как-то не поняла.
Самый болезненный вопрос экранизации – герои. Петренко в роли Печорина мне совершенно неожиданно понравился. Если говорить о чисто внешнем соответствии, то в книге Печорин был блондином, а Петренко – шатен. Но я почему-то всегда представляла Печорина темноволосым, так что тут режиссер мне угодил. В плане актерской игры Печорин – Петренко получился более озорным и легкомысленным, чем лермонтовский.
Грушницкий в исполнении Юрия Колокольникова получился крайне отталкивающим и неприятным. В принципе, это разрушило авторский замысел: помнится, при прочтении романа Грушницкого мне было жаль, а вот в фильме я невольно оказалась на стороне Печорина – сама хотела застрелить.
Княжна Мэри ( Евгения Лоза) – это откровенно неудачно. Во-первых, никакого внешнего сходства с лермонтовской княжной, во-вторых – игра показалась слабой, мне не хватило наивности, утонченности. Мэри – девушка из хорошей семьи, получившая соответствующее воспитание, а в фильме она выглядела, как цветочница из « Пигмалиона» на первом светском рауте – от нее так и веяло каким-то плебейством. Общее впечатление – милая такая девушка, но – не княжна….
Вера ( Эльвира Болгова ) была неплоха, но мне показалось, что именно тема взаимоотношений Вера-Печорин была раскрыта в фильме слабо и неудачно. Хорошие актерские работы – Ясулович в роли старухи из Тамани ( немного неожиданно, но интересно ) и Никоненко в роли Максим Максимыча.
И отдельно хочется отметить Марию Беккер – Ундину. Если кто-то помнить старый фильм, то там Ундину играла Светличная. Мне показалось, что Беккер и внешне, и внутренне гораздо больше подошла для этой роли.
Если оценить актерский состав в целом, то, видимо, свой отпечаток на игру наложил « сериальный» опыт почти всех актеров. Каждый « тянул» свою роль, но не всегда была заметна слаженность и работа сообща, в ансамбле. И еще один момент, я часто замечаю его в современных фильмах, снятых на исторические сюжеты. Не знаю, в чем тут дело, но видимо, время и среда накладывают отпечаток на нашу речь и на нашу внешность. Не хватает одухотворенности, что ли ?
Музыкальная тема Юрия Карсавина – настоящее украшение фильма, очень органична.
Общее впечатление о сериале выразить довольно трудно, В целом – вполне неплохо, но вот я бы однозначно не советовала смотреть его школьникам вместо чтения книги. Некоторые акценты все же смещены и могут вызвать неверное впечатление о первоисточнике. Я всегда говорю – « сначала было слово» : сначала нужно прочесть роман, а потом уже смотреть экранизацию. Правда, режиссере подстраховался от нападок такого рода – в титрах стоит : « по мотивам романа « Герой нашего времени». Вообще, конечно, классика – это очень высокая планка для экранизации и не каждому режиссеру дано ей соответствовать.
Время использования | октябрь 2014 |
Общее впечатление | новый взгляд на классический роман |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17