Отзыв: Фильм "Два дня, одна ночь" (2014) - Будет больно
Достоинства: сюжет, актеры, натуралистичность
Недостатки: ничего конкретного
«Два дня, одна ночь» (фр. Deux jours, une nuit) — драматический фильм бельгийских режиссёров Жан-Пьера и Люка Дарденнов, вышедший в 2014 году. Главные роли в фильме исполнили Марион Котийяр и Фабрицио Ронджоне. Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале 2014 года.
Этот фильм заинтересовал меня, благодаря Марион Котийяр. Я вообще выбираю фильмы по личностному критерию (режиссеры или актеры). Ну не может актриса, получившая "Оскар", выдать что-нибудь неинтересное да еще и в фильме братьев Дарденн. Вот и в этот раз я не ошибся.
Перед нами остросоциальная драма. Вроде бы. Однако вся "социалка" остается все же на втором плане, потому что перед нами со всей своей мощью развертывается экзистенциальный метафизический пласт. Да, Сандру (так зовут главную героиню) могут уволить, да у нее есть два дня до повторного голосования об ее увольнении, чтобы убедить коллег изменить свое решение. Но это не так просто, потому что перед людьми стоит своеобразный ультиматум: или сократить Сандру, или лишиться премии в тысячу евро. Да и кому нужна женщина, страдавшая депрессией, пусть сейчас и готовая вернуться на работу, когда вдруг выясняется, что коллектив из шестнадцати человек трудится ничуть не хуже, чем с Сандрой впридачу. Что выбрать в таком случае? Гуманизм, то есть помочь человеку в трудной ситуации? А ситуация у Сандры, действительно, не самая простая, так как у нее муж и двое детей, кредит за жилье, да и вообще жизнь сегодня не самая простая и преподносит постоянно неожиданные и не самые приятные сюрпризы. Или же выбрать практичность, прагматизм, меркантилизм, то есть взять деньги и закрыть глаза на человеческую трагедию Сандры? Многие так и делают, оправдываясь каждый на свой лад. Всем нужны деньги сегодня. Кто-то для этого продает плитку на блошином рынке, кто-то подрабатывает на нелегальной работе. У кого-то новый бойфренд, у кого-то семья.
Каждый раз Сандра приходит к человеку, говорит примерно одно и тоже, жалостливо смотрит (ей не нужно жалости, но это происходит непроизвольно) и ждет приговора. Каждый реагирует по-разному. Тимур (молодой сотрудник, пришедший недавно) даже плачет и извиняется перед Сандрой. Потому что такое поведение бесчеловечно, хотя в наши дни рассматривается, как нормальное. Деньги поглотили нас. Да, говорят, своя рубашка ближе к телу. Но мы живем в 21 веке, и пришло время отказаться от чего-либо, отказаться от своей рубашки. Пора понять, что мир вертится не только вокруг нас, что есть и другие люди и что им при возможности нужно помогать. Таков посыл фильма. И это прослеживается очень ясно и должно быть понятно даже самому неискушенному зрителю.
Братья Дарденн продолжают снимать в своем стиле: социальные драмы с элементами натурализма и с глубоким подтекстом. В этот раз им не дали награду на Каннском кинофестивале. И, на мой взгляд, зря. Фильм заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Равно как и Марион Котийяр, которая вслед за фильмом "Ржавчина и кость" выдает очередную блестящую роль. Она великолепно изобразила депрессию, страх, отчаяние и апатию. А ее улыбка после разговора с Тимуром, улыбка почти что сквозь слезы, улыбка на фоне ее проженного взгляда - это вообще чуть ли не самый запоминающийся момент фильма.
Да, некоторые могут сказать, что "Два дня, одна ночь" напоминает недавнюю картину Ларса фон Триера "Меланхолия". Образы Жюстин и Сандры очень схожи. И игра актрис, Кирстен Данст и Марион Котийяр, иногда просто зеркальна. Однако фон Триер снял красивую, эстетичную сказку (все же это сказка, и даже не притча), а братья Дарденн сняли буквально кусок жизни (фильм основан на реальных событиях). Здесь в меру и натурализма (который был настолько избыточен в "Жизнь Адель"), и страданий, и меланхолии. А главное - это откровенность и надежда. На некоторые сцены не хочется даже смотреть. Мы понимаем главную героиню, которая только вылечилась от депрессии, она хочет начать все сначала, а тут такое. Ее хотят выгнать с работы. И надо ходить по людям, просить, унижаться и снова страдать, только для того, чтобы вернуть свою прежнюю жизнь, которая была и так неидеальна. Да, порой смотреть этот фильм очень больно. Но в отличие от той же "Меланхолии" конец оптимистичный. Сандру готовы взять на работу, если сократят кого-то другого. Но она этого не делает. Совесть не позволяет. У нее вдруг появляются силы, и она идет искать новую работу, нечто новое и настоящее в своей жизни. Ведь каждый день - это своеобразный подвиг, потому что в любое утро мы можем решить, что это того не стоит, и мы не подымемся с постели, угнетенные меланхолией и мизантропией. Уже никогда не подымемся.
Этот фильм заинтересовал меня, благодаря Марион Котийяр. Я вообще выбираю фильмы по личностному критерию (режиссеры или актеры). Ну не может актриса, получившая "Оскар", выдать что-нибудь неинтересное да еще и в фильме братьев Дарденн. Вот и в этот раз я не ошибся.
Перед нами остросоциальная драма. Вроде бы. Однако вся "социалка" остается все же на втором плане, потому что перед нами со всей своей мощью развертывается экзистенциальный метафизический пласт. Да, Сандру (так зовут главную героиню) могут уволить, да у нее есть два дня до повторного голосования об ее увольнении, чтобы убедить коллег изменить свое решение. Но это не так просто, потому что перед людьми стоит своеобразный ультиматум: или сократить Сандру, или лишиться премии в тысячу евро. Да и кому нужна женщина, страдавшая депрессией, пусть сейчас и готовая вернуться на работу, когда вдруг выясняется, что коллектив из шестнадцати человек трудится ничуть не хуже, чем с Сандрой впридачу. Что выбрать в таком случае? Гуманизм, то есть помочь человеку в трудной ситуации? А ситуация у Сандры, действительно, не самая простая, так как у нее муж и двое детей, кредит за жилье, да и вообще жизнь сегодня не самая простая и преподносит постоянно неожиданные и не самые приятные сюрпризы. Или же выбрать практичность, прагматизм, меркантилизм, то есть взять деньги и закрыть глаза на человеческую трагедию Сандры? Многие так и делают, оправдываясь каждый на свой лад. Всем нужны деньги сегодня. Кто-то для этого продает плитку на блошином рынке, кто-то подрабатывает на нелегальной работе. У кого-то новый бойфренд, у кого-то семья.
Каждый раз Сандра приходит к человеку, говорит примерно одно и тоже, жалостливо смотрит (ей не нужно жалости, но это происходит непроизвольно) и ждет приговора. Каждый реагирует по-разному. Тимур (молодой сотрудник, пришедший недавно) даже плачет и извиняется перед Сандрой. Потому что такое поведение бесчеловечно, хотя в наши дни рассматривается, как нормальное. Деньги поглотили нас. Да, говорят, своя рубашка ближе к телу. Но мы живем в 21 веке, и пришло время отказаться от чего-либо, отказаться от своей рубашки. Пора понять, что мир вертится не только вокруг нас, что есть и другие люди и что им при возможности нужно помогать. Таков посыл фильма. И это прослеживается очень ясно и должно быть понятно даже самому неискушенному зрителю.
Братья Дарденн продолжают снимать в своем стиле: социальные драмы с элементами натурализма и с глубоким подтекстом. В этот раз им не дали награду на Каннском кинофестивале. И, на мой взгляд, зря. Фильм заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Равно как и Марион Котийяр, которая вслед за фильмом "Ржавчина и кость" выдает очередную блестящую роль. Она великолепно изобразила депрессию, страх, отчаяние и апатию. А ее улыбка после разговора с Тимуром, улыбка почти что сквозь слезы, улыбка на фоне ее проженного взгляда - это вообще чуть ли не самый запоминающийся момент фильма.
Да, некоторые могут сказать, что "Два дня, одна ночь" напоминает недавнюю картину Ларса фон Триера "Меланхолия". Образы Жюстин и Сандры очень схожи. И игра актрис, Кирстен Данст и Марион Котийяр, иногда просто зеркальна. Однако фон Триер снял красивую, эстетичную сказку (все же это сказка, и даже не притча), а братья Дарденн сняли буквально кусок жизни (фильм основан на реальных событиях). Здесь в меру и натурализма (который был настолько избыточен в "Жизнь Адель"), и страданий, и меланхолии. А главное - это откровенность и надежда. На некоторые сцены не хочется даже смотреть. Мы понимаем главную героиню, которая только вылечилась от депрессии, она хочет начать все сначала, а тут такое. Ее хотят выгнать с работы. И надо ходить по людям, просить, унижаться и снова страдать, только для того, чтобы вернуть свою прежнюю жизнь, которая была и так неидеальна. Да, порой смотреть этот фильм очень больно. Но в отличие от той же "Меланхолии" конец оптимистичный. Сандру готовы взять на работу, если сократят кого-то другого. Но она этого не делает. Совесть не позволяет. У нее вдруг появляются силы, и она идет искать новую работу, нечто новое и настоящее в своей жизни. Ведь каждый день - это своеобразный подвиг, потому что в любое утро мы можем решить, что это того не стоит, и мы не подымемся с постели, угнетенные меланхолией и мизантропией. Уже никогда не подымемся.
Общее впечатление | Будет больно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2