Отзыв: Фильм "О, счастливчик!" (1973) - Сюрреалистическая и абсолютно реальная трагикомедия положений.
Достоинства: сюр и одновременно предельный реализм, вечные проблемы, актеры и как играют, Алан Прайс
Недостатки: затянутость, сомнительный и неубедительный финал
Только что пересмотрел этот фильм, который смотрел первый раз еще в советском прокате, потом пару раз пересматривал - и каждый раз много чего в нем не понимал. Но каждый просмотр открывал что-то новое. Как и в этот раз.
Фильм - центральная часть трилогии британского режиссёра Линдсея Андерсона, объединенной главным героем Миком Тревисом, которого сыграл Малкольм Макдауэлл. Непонятно каким образом выжив после закрытой школы для мальчиков, про которую - первый фильм трилогии "Если..." и еще более непонятно, каким образом обладая после этого способностью чисто по-западному улыбаться по заказу, Мик Тревис вступает в большую жизнь в роли поначалу мелкого комивояжера. Он молод, нагл, глуп, неопытен, но очень хочет денег и успеха. И старается в полный рост. Сюжет - вечный для капитализма, на все времена и для всех стран. Поэтому фильм, которому уже полвека, с годами не теряет актуальность, а даже наоборот. Да, бунтарская атмосфера 70-х годов ушла в прошлое, равно как и поменялась мода в одежде и прическах, дизайн автомобилей и прочий антураж, а люди по большому счету - все те же и все такие же. Что идущие к тому, что им кажется успехом, недоделанные менеджеры, что окружающие их взрослые дяди и тети, которые пользуют их в своих целях, как хотят. По ценностям общества свободного предпринимательства и западной цивилизации фильм прошелся очень жестко.
Но вот что интересно - главный герой. Он, с одной стороны, такой-сякой, до денег жадный и временами беспринципный чуть более, чем полностью, а с другой - по-детски наивный, временами честный до глупости и стремящийся все делать правильно. И поэтому ему на его пути к успеху достается на порядок больше, чем досталось бы среднестатистическому персонажу со средним набором моральных качеств или их отсутствия. Не везет ему просто в космических масштабах. Но он как-то выживает, скатываясь все ниже и ниже к своему успеху. Или выше? Сами решайте. Фильм непростой и неоднозначный.
Отдельно стоит сказать о музыке - в начале 70-х, когда вышел фильм, Алан Прайс был не просто известен, а очень известен. Как-никак, клавишник легендарных Animals. По сути дела этот фильм - это его первый сольный проект после Animals, он в фильме сыграл сам себя. Полноценные музыкальные номера вставлены в фильм очень грамотно - все они на своем месте и по делу.
Интересной особенностью фильма является то, что одни и те же артисты сыграли по несколько ролей второго плана. Это добавляет свой смысл и свое настроение в происходящее на экране.
Важное техническое замечание - в советском прокате фильм шел в урезанной версии. Я нашел в сети несколько версий, и они различались длительностью. В этот раз посмотрел самую длинную из того, что нашел - она длится без двух минут три часа.
Теперь о том, что в фильме не понравилось. Чисто технически - крайне посредственное качество звука во всех версиях, что удалось найти. Но это можно и потерпеть. По существу не понравились две вещи - какой-то невнятный и неуместный на мой взгляд финал (но, с другой стороны, как и чем завершить такое действо? я просто не знаю...), и те самые три часа - фильм все же затянут, и смотреть его тяжело.
Как и первую часть трилогии, я не стал бы рекомендовать этот фильм тем, кому кино нужно для развлечения и приятного времяпрепровождения. Поскольку смотреть такой фильм - это все же работа, требующая сопереживания и заставляющая задуматься над увиденным. Но если вам интересно настоящее, хорошее кино - это совершенно точно стоит посмотреть. Не скажу, что фильм был культовым - уж слишком он неформатный для этого. Но в истории кинематографа он определенно оставил свой след
Фильм - центральная часть трилогии британского режиссёра Линдсея Андерсона, объединенной главным героем Миком Тревисом, которого сыграл Малкольм Макдауэлл. Непонятно каким образом выжив после закрытой школы для мальчиков, про которую - первый фильм трилогии "Если..." и еще более непонятно, каким образом обладая после этого способностью чисто по-западному улыбаться по заказу, Мик Тревис вступает в большую жизнь в роли поначалу мелкого комивояжера. Он молод, нагл, глуп, неопытен, но очень хочет денег и успеха. И старается в полный рост. Сюжет - вечный для капитализма, на все времена и для всех стран. Поэтому фильм, которому уже полвека, с годами не теряет актуальность, а даже наоборот. Да, бунтарская атмосфера 70-х годов ушла в прошлое, равно как и поменялась мода в одежде и прическах, дизайн автомобилей и прочий антураж, а люди по большому счету - все те же и все такие же. Что идущие к тому, что им кажется успехом, недоделанные менеджеры, что окружающие их взрослые дяди и тети, которые пользуют их в своих целях, как хотят. По ценностям общества свободного предпринимательства и западной цивилизации фильм прошелся очень жестко.
Но вот что интересно - главный герой. Он, с одной стороны, такой-сякой, до денег жадный и временами беспринципный чуть более, чем полностью, а с другой - по-детски наивный, временами честный до глупости и стремящийся все делать правильно. И поэтому ему на его пути к успеху достается на порядок больше, чем досталось бы среднестатистическому персонажу со средним набором моральных качеств или их отсутствия. Не везет ему просто в космических масштабах. Но он как-то выживает, скатываясь все ниже и ниже к своему успеху. Или выше? Сами решайте. Фильм непростой и неоднозначный.
Отдельно стоит сказать о музыке - в начале 70-х, когда вышел фильм, Алан Прайс был не просто известен, а очень известен. Как-никак, клавишник легендарных Animals. По сути дела этот фильм - это его первый сольный проект после Animals, он в фильме сыграл сам себя. Полноценные музыкальные номера вставлены в фильм очень грамотно - все они на своем месте и по делу.
Интересной особенностью фильма является то, что одни и те же артисты сыграли по несколько ролей второго плана. Это добавляет свой смысл и свое настроение в происходящее на экране.
Важное техническое замечание - в советском прокате фильм шел в урезанной версии. Я нашел в сети несколько версий, и они различались длительностью. В этот раз посмотрел самую длинную из того, что нашел - она длится без двух минут три часа.
Теперь о том, что в фильме не понравилось. Чисто технически - крайне посредственное качество звука во всех версиях, что удалось найти. Но это можно и потерпеть. По существу не понравились две вещи - какой-то невнятный и неуместный на мой взгляд финал (но, с другой стороны, как и чем завершить такое действо? я просто не знаю...), и те самые три часа - фильм все же затянут, и смотреть его тяжело.
Как и первую часть трилогии, я не стал бы рекомендовать этот фильм тем, кому кино нужно для развлечения и приятного времяпрепровождения. Поскольку смотреть такой фильм - это все же работа, требующая сопереживания и заставляющая задуматься над увиденным. Но если вам интересно настоящее, хорошее кино - это совершенно точно стоит посмотреть. Не скажу, что фильм был культовым - уж слишком он неформатный для этого. Но в истории кинематографа он определенно оставил свой след
Общее впечатление | Сюрреалистическая и абсолютно реальная трагикомедия положений. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5