Отзыв: Сериал "Клан Сопрано" (1999) - Сделано добротно, но на душу не ложится
Достоинства: Качественно сделанное кино. Замечательные итало-американцы. Хорошо играют актёры
Недостатки: Дохлая мораль. Статичность характера героя. Сериал как бы всё время пробуксовывает. Часто скучно и нереалистично
Слышал, что критики сей сериал очень высоко оценили. И то, что как будто он стал в некотором смысле эталоном, золотым стандартом жанра для всех последующих сериалоделателей. И даже где-то тут в отзывах увидел, что якобы реальные мафиози фильм оценили и похвалили за реалистичность. Ну что ж. Может быть, всё оно и так. Что касается меня, то я - простой продуктопотребитель и в тонкостях киноделания не особо продвинут. Меня не зацепило. И, возможно, одна из причин тут в том, что год назад я посмотрел "Во все тяжкие", и, видимо, для меня как раз этот сериал для всех сериалов стал золотым стандартом. "Сопрано" на мой взгляд здесь проигрывает по многим пунктам (я понимаю, что сравнение здесь не совсем корректно, ибо всё-таки фильмы немного о разном и с разной манерой подачи; хотя и тот и другой, по сути, об одном - о криминало-бытовушности). Попробую, тем не менее, по порядку.
1. Если в "Тяжких" повествование линейное и законченное - по сути, длинная история, рассказ о 2-3-х последних годах жизни неординарного человека, то в "Сопрано" показаны повторяющиеся циклы жизни, жизнь как таковая, со всем её повседневным занудством. Понятно, что вторая концепция более приближена к реалиям обычной жизни, но всё-таки искусство не для этого. Оно для яркости, для взрыва чувств, тех или иных. Поэтому в матче "Тяжкие" - "Сопрано" для меня - 1:0. Дальше поехали.
2. Связано с первым. Уолтер Уайт меняется (неважно, что в плохую сторону, - в любом случае это завораживает). Тони Сопрано непробиваем, он один и тот же, по крайней мере весь первый сезон пробултыхался в своей грязной луже: то поднимет слегка голову над грязью, то с восторгом упоения обратно нырнёт; но чаще - просто плавает, кругами. 2:0.
3. В "Тяжких" я почти не увидел ни одного нереалистичного (косякового) момента; в "Сопрано" их довольно много. К примеру, если любое убийство в "Тяжких" - это всегда проблема (как замести следы, как выпутаться из получившегося неудобства), то в "Сопрано" просто стрельнули, убили и - дальше пошли посвистывая (а трупы сами собой уходят из истории, испаряются в прозрачном эфире). Противостояние полиции и преступников в "Тяжких" непряжено до предела, эмоциональный накал борьбы зашкаливает; в "Сопрано" даже не скрывается, что все вокруг в курсе всего (не говоря уж про полицию), и тем не менее герои спокойны как удавы. 3:0.
4. Как вообще осуществляется криминальная деятельность, приносящая доход в "Сопрано" (не считая вечной головной боли, кого из подельников первым устранить, пока он меня не устранил)? Во всём первом сезоне я этого не увидел. К примеру. Исчезает один из значимых подельников. Кем его заменить? Как там люди, за которых он был ответственен? Молчок. Такое чувство, что никого это вообще не волнует. В "Тяжких" все детали, касающиеся подобных вопросов вырисованы до мелочей. 4:0.
5. Что касается игры актёров и типажей, то тут ничья. Хотя, опять же, лично меня итальянская мягонькая, хоть и взрывная эмоциональность не так трогает, как эмоции героев "Тяжких". Но, ОК, по одному очку. 5:1.
6. Гладкость. В "Тяжких" я не заскучал ни в одном моменте (разве что немного в серии про муху), здесь же - то и дело: опять эта невнятная психотерапия! опять эта неменяющаяся стрипклубовая или вокругстоловая обстановка с невнятными, опять же, разговорами. Очерёдность сцен в "Тяжких" ожидаемая, понятная, каждая сцена просматривается до конца. В "Сопрано", такое чувство, сцены (зачастую короткие как гнев итальянца) падают на тебя как град, и где очередная градина тебя ударит предсказать крайне сложно, а это идёт в ущерб вышеупомянутой претензии на жизненность. 6:1.
7. Понятность, плавность диалогов. Я не знаю, может быть дело в переводе, но в "Тяжких" диалоги были понятны, логичны и плавны. В "Сопрано" вечно какое-то нелогичное крошиво из зашифрованных полупосланий-полузагадок. Процентов 50 в диалогах я просто ничего не понял, то есть не ловил сути и не видел логики в разговоре. 7:1.
8. Чем занимаются герои?... В "Тяжких" герои всё время за делом, они чем-то озабочены, заняты, решают свои проблемы, просто работают, каждый как умеет; быт показан реалистично, действительно жизненно. В "Сопрано" герои в 80% времени просто праздны. Они или едят, или треплются на фоне голых дам, или в борделе отдыхают, или к психотерапевту ходят, ну а остальное время - разборки (а, да, ещё иногда деньги считают); быт искусственный, - я не смог в него поверить. 8:1.
9. Мораль. В "Тяжких" она чётко обозначена и легко поднимаема. В "Сопрано" из-за этой статичности характера главного героя трудно понять - где она? Я переживаю за героя? - Да нет, не особо. Он что-то конкретное олицетворяет собой? - Не понимаю. Вроде он не откровенный негодяй, но и не хорош. Так, студень... Какое-то добро здесь побеждает зло (или наоборот, хотя бы)? - Тоже нет... 9:1.
10. Нюансы. Тут занятный парадокс. Уолтер Уайт сверхъестественно везуч. Но, благодаря усилиям создателей, этой везучести, как ни странно, веришь. В "Сопрано" же, в двух сценах, где покушались на жизнь главного героя, я не поверил ни на секунду. В аналогичной реальности его неминуемо должны были застрелить. И тут понимаешь: ну он же главный герой, а ещё 5 сезонов впереди! - Так, понятно: тут соседи по мотелю помешали, а тут промазали и в бутылку в руке попали. И это кисло, обе сцены воспринимаются искусственно. В "Тяжких" такого ощущения не было ни разу. В Уолтера Уайта тоже не раз метились, но решение нашлось с величайшим напряжением внезапно и, при этом до странности мегареалистично! 10:1, однако.
Но это - в сравнении с однозначным шедевром. А так фильм неплох. Смотрится легко, несмотря на вышеперечисленные огрехи, в процессе просмотра вовлекаешься, харизма главного героя бесспорна. Вообще, фильм снят качественно, возможно, процентов на 70 - безупречно.
И главный посыл, видимо, в том, что таки есть конфликт в герое. Несмотря на свою силу, видно, что ему чрезвычайно сложно уложить внутри себя осознание своих действий с собственной их моральной оценкой. Исходя из этого, фильм всё-таки хорош. Он заставляет задуматься, что делать со своей совестью, как с ней "договориться", когда нам приходится принимать в своей жизни те или иные непростые решения.
Но не думаю, что кому-то из друзей порекомендую. Нравственного в фильме маловато. А безнравственность моим друзьям не на пользу (и не только им).
1. Если в "Тяжких" повествование линейное и законченное - по сути, длинная история, рассказ о 2-3-х последних годах жизни неординарного человека, то в "Сопрано" показаны повторяющиеся циклы жизни, жизнь как таковая, со всем её повседневным занудством. Понятно, что вторая концепция более приближена к реалиям обычной жизни, но всё-таки искусство не для этого. Оно для яркости, для взрыва чувств, тех или иных. Поэтому в матче "Тяжкие" - "Сопрано" для меня - 1:0. Дальше поехали.
2. Связано с первым. Уолтер Уайт меняется (неважно, что в плохую сторону, - в любом случае это завораживает). Тони Сопрано непробиваем, он один и тот же, по крайней мере весь первый сезон пробултыхался в своей грязной луже: то поднимет слегка голову над грязью, то с восторгом упоения обратно нырнёт; но чаще - просто плавает, кругами. 2:0.
3. В "Тяжких" я почти не увидел ни одного нереалистичного (косякового) момента; в "Сопрано" их довольно много. К примеру, если любое убийство в "Тяжких" - это всегда проблема (как замести следы, как выпутаться из получившегося неудобства), то в "Сопрано" просто стрельнули, убили и - дальше пошли посвистывая (а трупы сами собой уходят из истории, испаряются в прозрачном эфире). Противостояние полиции и преступников в "Тяжких" непряжено до предела, эмоциональный накал борьбы зашкаливает; в "Сопрано" даже не скрывается, что все вокруг в курсе всего (не говоря уж про полицию), и тем не менее герои спокойны как удавы. 3:0.
4. Как вообще осуществляется криминальная деятельность, приносящая доход в "Сопрано" (не считая вечной головной боли, кого из подельников первым устранить, пока он меня не устранил)? Во всём первом сезоне я этого не увидел. К примеру. Исчезает один из значимых подельников. Кем его заменить? Как там люди, за которых он был ответственен? Молчок. Такое чувство, что никого это вообще не волнует. В "Тяжких" все детали, касающиеся подобных вопросов вырисованы до мелочей. 4:0.
5. Что касается игры актёров и типажей, то тут ничья. Хотя, опять же, лично меня итальянская мягонькая, хоть и взрывная эмоциональность не так трогает, как эмоции героев "Тяжких". Но, ОК, по одному очку. 5:1.
6. Гладкость. В "Тяжких" я не заскучал ни в одном моменте (разве что немного в серии про муху), здесь же - то и дело: опять эта невнятная психотерапия! опять эта неменяющаяся стрипклубовая или вокругстоловая обстановка с невнятными, опять же, разговорами. Очерёдность сцен в "Тяжких" ожидаемая, понятная, каждая сцена просматривается до конца. В "Сопрано", такое чувство, сцены (зачастую короткие как гнев итальянца) падают на тебя как град, и где очередная градина тебя ударит предсказать крайне сложно, а это идёт в ущерб вышеупомянутой претензии на жизненность. 6:1.
7. Понятность, плавность диалогов. Я не знаю, может быть дело в переводе, но в "Тяжких" диалоги были понятны, логичны и плавны. В "Сопрано" вечно какое-то нелогичное крошиво из зашифрованных полупосланий-полузагадок. Процентов 50 в диалогах я просто ничего не понял, то есть не ловил сути и не видел логики в разговоре. 7:1.
8. Чем занимаются герои?... В "Тяжких" герои всё время за делом, они чем-то озабочены, заняты, решают свои проблемы, просто работают, каждый как умеет; быт показан реалистично, действительно жизненно. В "Сопрано" герои в 80% времени просто праздны. Они или едят, или треплются на фоне голых дам, или в борделе отдыхают, или к психотерапевту ходят, ну а остальное время - разборки (а, да, ещё иногда деньги считают); быт искусственный, - я не смог в него поверить. 8:1.
9. Мораль. В "Тяжких" она чётко обозначена и легко поднимаема. В "Сопрано" из-за этой статичности характера главного героя трудно понять - где она? Я переживаю за героя? - Да нет, не особо. Он что-то конкретное олицетворяет собой? - Не понимаю. Вроде он не откровенный негодяй, но и не хорош. Так, студень... Какое-то добро здесь побеждает зло (или наоборот, хотя бы)? - Тоже нет... 9:1.
10. Нюансы. Тут занятный парадокс. Уолтер Уайт сверхъестественно везуч. Но, благодаря усилиям создателей, этой везучести, как ни странно, веришь. В "Сопрано" же, в двух сценах, где покушались на жизнь главного героя, я не поверил ни на секунду. В аналогичной реальности его неминуемо должны были застрелить. И тут понимаешь: ну он же главный герой, а ещё 5 сезонов впереди! - Так, понятно: тут соседи по мотелю помешали, а тут промазали и в бутылку в руке попали. И это кисло, обе сцены воспринимаются искусственно. В "Тяжких" такого ощущения не было ни разу. В Уолтера Уайта тоже не раз метились, но решение нашлось с величайшим напряжением внезапно и, при этом до странности мегареалистично! 10:1, однако.
Но это - в сравнении с однозначным шедевром. А так фильм неплох. Смотрится легко, несмотря на вышеперечисленные огрехи, в процессе просмотра вовлекаешься, харизма главного героя бесспорна. Вообще, фильм снят качественно, возможно, процентов на 70 - безупречно.
И главный посыл, видимо, в том, что таки есть конфликт в герое. Несмотря на свою силу, видно, что ему чрезвычайно сложно уложить внутри себя осознание своих действий с собственной их моральной оценкой. Исходя из этого, фильм всё-таки хорош. Он заставляет задуматься, что делать со своей совестью, как с ней "договориться", когда нам приходится принимать в своей жизни те или иные непростые решения.
Но не думаю, что кому-то из друзей порекомендую. Нравственного в фильме маловато. А безнравственность моим друзьям не на пользу (и не только им).
Общее впечатление | Сделано добротно, но на душу не ложится |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву