Отзыв: Московский театр иллюзии (Россия, Москва) - Премьера спектакля «Дачники» — просто блестяще!
Достоинства: Ярко, чистая классика, песни, все в духе той эпохи.
Недостатки: Нет
«Маленькие, нудные людишки
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и — уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни».
(Максим Горький. «Дачники»)
Один мой знакомый, узнав, что я иду смотреть премьеру по пьесе «Дачники» Максима Горького, ехидно произнёс: «Ну что ж, счастливо тебе поскучать! Пьеса — сплошные философские споры, и чтобы привлечь к ней внимание современного зрителя, нужно ещё много всякого-разного навертеть! А это уже не Горький будет».
Со знакомым я спорить не стала: в «Театре Иллюзии. Сцене «На Перовской»» уже была, и впечатления от посещения остались самыми что ни на есть положительными. И, представьте себе, никакой скуки меня в этот вечер не ожидало.
Пьесу Горького театр не «осовременил», не переврал и не испортил. Все, увиденное на сцене, действительно происходит в начале прошлого века, когда шло активное расслоение представителей интеллигенции. На тех, кого все в жизни вполне устраивало и тех, кто стремился вести решительную борьбу с несправедливостями; строить школы и больницы; хоть что-то делать для улучшения жизни простого народа, из среды которого они сами вышли.
Расслоение это идёт не просто: кому-то, как Варваре Михайловне Басовой, приходится покинуть «нечистого на руку» мужа-адвоката и разочароваться в юношеской любви к ныне «исписавшемуся» литератору Якову Петровичу Шалимову. Ее младший брат, Влас — так вообще умудрился со всеми рассориться (и не в последнюю очередь из-за своих стихов, приведённых мною в качестве эпиграфа). За ними, наверняка, уныло поплёлся бы «в светлое будущее» и влюбленный в Варвару Рюмин, если б не пришло ему в голову всех разжалобить, пустив себе пулю… в плечо. Странноватую поэтессу Калерию в «новую жизнь» приходится «тащить», ибо она просто не знает, что ей теперь делать и к кому прилепиться. Ну, а с воззрениями Сони и ее жениха Зимина все становится яснее ясного, как только звучит из уст их мощная «Песнь о Буревестнике». Да и разве могла бы Соня пойти по иному пути, имея такую мать, как Мария Львовна — истинную революционерку-агитатора?
А что же — остальные «интеллигенты»? Они предпочли остаться в удобном, сытом и ленивом состоянии «дачников». Когда скучновато, конечно, и один день похож на другой, но зато сыто и спокойно. Они оправдывают себя тем, что устали от тяжёлых, голодных лет детства и юности, и хотят теперь отдохнуть, «пожить растительной жизнью». Так не будем же им мешать: у каждого — своя дорога.
Спектакль поставлен режиссером Сергеем Векслером и сыгран актерами просто блестяще. Он наполнен песнями, шутками, философскими разговорами и любовью, конечно. Больше всего мне приглянулась игра следующих актеров: Виктор Никитин (Шалимов); Светлана Варецкая-Загородняя, засл. арт УССР (служанка Саша); Тамара Карант (Ольга Алексеевна); Татьяна Волкова (Ольга Филипповна); Юля Малинина (Калерия); Лариса Капустина (Варвара Михайловна) и Павел Ремнев (Басов). Но, конечно, и все остальные артисты играли с огромной отдачей.
«Мы живем на земле чужие всему... мы не умеем быть нужными для жизни людьми. И мне кажется, что скоро, завтра, придут какие-то другие, сильные, смелые люди и сметут нас с земли, как сор...», — эти прекрасные слова, сказанные Варварой Михайловной Басовой, отражают мысли Горького о том, что все-таки не интеллигенция поведёт простой народ в светлое будущее. Так, собственно говоря, и случилось: главным в свершившейся революции 1917 года стал пролетариат.
В спектакле еще очень много подобных умных и красивых высказываний и фраз. Нужно просто к прислушаться к ним и постараться их понять. Благо, талантливые артисты делают все для того, чтобы вы прочувствовали их героев, каждый из которых интересен своим характером, образом мысли, манерой говорить и поведением с окружающими. И тогда, уж поверьте мне, спектакль «Дачники» воссияет для вас новым светом. И скучно не будет — ну нисколечко!
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и — уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни».
(Максим Горький. «Дачники»)
Один мой знакомый, узнав, что я иду смотреть премьеру по пьесе «Дачники» Максима Горького, ехидно произнёс: «Ну что ж, счастливо тебе поскучать! Пьеса — сплошные философские споры, и чтобы привлечь к ней внимание современного зрителя, нужно ещё много всякого-разного навертеть! А это уже не Горький будет».
Со знакомым я спорить не стала: в «Театре Иллюзии. Сцене «На Перовской»» уже была, и впечатления от посещения остались самыми что ни на есть положительными. И, представьте себе, никакой скуки меня в этот вечер не ожидало.
Пьесу Горького театр не «осовременил», не переврал и не испортил. Все, увиденное на сцене, действительно происходит в начале прошлого века, когда шло активное расслоение представителей интеллигенции. На тех, кого все в жизни вполне устраивало и тех, кто стремился вести решительную борьбу с несправедливостями; строить школы и больницы; хоть что-то делать для улучшения жизни простого народа, из среды которого они сами вышли.
Расслоение это идёт не просто: кому-то, как Варваре Михайловне Басовой, приходится покинуть «нечистого на руку» мужа-адвоката и разочароваться в юношеской любви к ныне «исписавшемуся» литератору Якову Петровичу Шалимову. Ее младший брат, Влас — так вообще умудрился со всеми рассориться (и не в последнюю очередь из-за своих стихов, приведённых мною в качестве эпиграфа). За ними, наверняка, уныло поплёлся бы «в светлое будущее» и влюбленный в Варвару Рюмин, если б не пришло ему в голову всех разжалобить, пустив себе пулю… в плечо. Странноватую поэтессу Калерию в «новую жизнь» приходится «тащить», ибо она просто не знает, что ей теперь делать и к кому прилепиться. Ну, а с воззрениями Сони и ее жениха Зимина все становится яснее ясного, как только звучит из уст их мощная «Песнь о Буревестнике». Да и разве могла бы Соня пойти по иному пути, имея такую мать, как Мария Львовна — истинную революционерку-агитатора?
А что же — остальные «интеллигенты»? Они предпочли остаться в удобном, сытом и ленивом состоянии «дачников». Когда скучновато, конечно, и один день похож на другой, но зато сыто и спокойно. Они оправдывают себя тем, что устали от тяжёлых, голодных лет детства и юности, и хотят теперь отдохнуть, «пожить растительной жизнью». Так не будем же им мешать: у каждого — своя дорога.
Спектакль поставлен режиссером Сергеем Векслером и сыгран актерами просто блестяще. Он наполнен песнями, шутками, философскими разговорами и любовью, конечно. Больше всего мне приглянулась игра следующих актеров: Виктор Никитин (Шалимов); Светлана Варецкая-Загородняя, засл. арт УССР (служанка Саша); Тамара Карант (Ольга Алексеевна); Татьяна Волкова (Ольга Филипповна); Юля Малинина (Калерия); Лариса Капустина (Варвара Михайловна) и Павел Ремнев (Басов). Но, конечно, и все остальные артисты играли с огромной отдачей.
«Мы живем на земле чужие всему... мы не умеем быть нужными для жизни людьми. И мне кажется, что скоро, завтра, придут какие-то другие, сильные, смелые люди и сметут нас с земли, как сор...», — эти прекрасные слова, сказанные Варварой Михайловной Басовой, отражают мысли Горького о том, что все-таки не интеллигенция поведёт простой народ в светлое будущее. Так, собственно говоря, и случилось: главным в свершившейся революции 1917 года стал пролетариат.
В спектакле еще очень много подобных умных и красивых высказываний и фраз. Нужно просто к прислушаться к ним и постараться их понять. Благо, талантливые артисты делают все для того, чтобы вы прочувствовали их героев, каждый из которых интересен своим характером, образом мысли, манерой говорить и поведением с окружающими. И тогда, уж поверьте мне, спектакль «Дачники» воссияет для вас новым светом. И скучно не будет — ну нисколечко!
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Перовская |
Дом № | 75 |
Общее впечатление | Премьера спектакля «Дачники» — просто блестяще! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву