Отзыв: Третьяковская галерея (Россия, Москва) - Отвергнутые и признанные
Достоинства: Духовное наследие. Храм искусства. Любимые художники.
Недостатки: Нет
Весной особенно хочется прекрасного.
На этот раз оно укрылось в Лаврушинском переулке. Станция метро Третьяковская.
По традиции решили навестить наших великих художников в стенах старинного исторического здания.
Когда оказываешься во власти этой атмосферы в окружении бессмертных полотен, возникает чувство единения с ними, сопричастности разным векам, талантам и темпераментам, дыханию времени. Получается магия. А если она ещё овеяна грозами, порождая одновременно восхищение и негодование... Как в случае с выставкой- маршрутом"отвергнутые шедевры" в залах постоянной экспозиции.
Было выделено всего 20 знаковых " скандальных" работ своего времени, по тем или иным поводам испытавшим недовольство критиков, самого Третьякова, публики. Вот лишь неполный список их: " Иван Грозный и сын его Иван" Репина, "Боярыня Морозова" Сурикова, "Берёзовая роща" Куинджи, " После побоища" Васнецова, " Крестный ход в Курской губернии" Репина, "Неизвестная" Крамского, "Не ждали" Репина, " Видение отроку Варфоломею " Нестерова, " Побеждённые. Панихида. " Верещагина.
Последняя в списке картин мне показалась особенно странной. Присмотритесь внимательнее:
Поле боя. Обнажённые тела. Как могут быть всё обнажены на поле боя? Сначала подумалось, что это какая-то безумная аллегория. Обратившись к источникам, выяснилось, что все убитые - наши русские воины. После смерти уже раздетые и изуродованные турками. Иные были разрублены на части. Кресты кровавые православные красовались то тут то там на их телах. Такие символичные послания оставляли враги. Раздевали и уродовали, чтобы унизить и морально растоптать тех, кто будет на это смотреть.
В моей мирно настроенной, рациональной голове с трудом уложилось это объяснение.
Горькая правда.
Слева заметен край братской могилы, где скоро упокоятся с миром эти мужественные воины.
Верещагин воевал там, потерял брата Сергея. На этом полотне он один из погибших.
Картина пропитана горечью. Невольно притягивает взгляд. Одна из многих в этом зале. Не смотря на скромную палитру. Чувство, с которым художник создал своё творение, проступает невидимой аурой. Оно почти осязаемо. Для произведения искусства - бессмертие.
Полотно также попало в категорию " Отвергнутые шедевры ". В то время его очень критиковали за " отсутствие патриотизма". Художнику отказывались прощать изображение своих поверженными. Человеку, который в отличие от критиков, сам воевал во всех возможных войнах и получал ранения, мало совместимые с жизнью. Возрождался и писал, чтобы потом войти в вечность.
Не раз сжимались кулаки, когда читала за что хотели отвергнуть тот или иной шедевр этой опальной " коллекции". Лавровичи с Латунскими мысленно были повержены и избиты ведьминской метлой:)) Во все времена эти идиотские пустобрёхи портили пейзаж и путали берега((
Вернёмся к Верещагину...
Китаец за стеклом
Стражи у врат гробницы
Верещагин много путешествовал и воевал. Жил интересно и полнокровно.
Самый наверное опальный из всех живописцев Третьяковки. И на самом деле у него встречаются провокационные полотна. Площадь казни с головами на пиках, мрачные трофеи в виде человеческих голов, продажа маленького мальчика в рабство. И всё это из путешествий по восточным странам 19 века.
Верещагин берёт своей правдивостью, достоверностью, индивидуальным, узнаваемым почерком, яркими образами, колоритом, филигранностью исполнения, эмоциональностью.
Действительно, он опередил своё время. И как по настоящему великий и индивидуальный художник, отказывался всём нравиться.
Верещагин едва отпускает и следуем дальше...
Без соблюдения последовательности, которая всегда искусственное порождение, память выхватывает полотна художника Иванова. Которым посвящён огромный зал. И работа всей его жизни, размером в исполинскую стену " Явление Христа народу".
Все остальные картины там - лишь подготовка к самому главному творению художника. Портреты и части пейзажа. Которые со временем стали целым и неотделимым друг от друга.
Такие живые лица и разные реакции на происходящее. От любопытства и удивления, смирения, благости со стороны крестившихся в Иордане, до злого изумления, едва сдерживаемой неприязни фарисеев и представителей власти. Строгий, торжественный Иоанн Креститель возвещает людям о прибытии Христа. Мощный спектр чувств и эмоций, охвативший людей на этой картине, делает её живой и притягательной.
И зритель моментально оказывается в её власти. Глядя на это полотно отпадают последние сомнения в правдивости истории из Евангелия. В этом и заключается гениальность великого художника.
Он писал " Явление Христа народу" около 20 лет, пока жил в Италии. Когда вернулся в Россию, шедевр захотел купить Александр 2. Как водится, перед этим долго сомневался. Потому что критика была неоднозначной. Нашлись и те, кто осуждал. В то время Иванов был на пределе своих физических возможностей. Он жестоко болел. И когда монарх торжественно возвестил о покупке великого творения за 15 тысяч серебром, его создатель внезапно скончался от холеры. Так и оставшись в неведеньи о судьбе картины, за которую так переживал...
Как ни хотел отпускать Иванов, а мы следуем дальше...
Зал опального когда-то Нестерова, затравленного критиканами.
Что крамольного могли найти в его классических и в то же время самобытных работах, остаётся загадкой для современных людей, привычных уже ко всему.
" Видение отроку Варфоломею", самая любимая картина Нестерова, как всегда вызвала споры. Ге и Мясоедов осудили её. А причиной явился золотой венчик вокруг головы святого в капюшоне, повёрнутой в профиль. По мнению дотошного Мясоедова, нимб уместен только в анфас! Многие осуждали призрачность, ненатуральность картины, пронизывающий её противоестественный свет.
Но многим она нравилась, в том числе и Третьякову, который всё- таки купил её.
Работа дорога была художнику и тем, что Сергий Радонежский помог маленькому Мише остаться в живых.
Это полотно - эпизод из жизни святого Сергия, в отрочестве Варфоломея. Старец благословляет его на праведную жизнь.
Подходим к залу Малявина. Деревенские весёлые женщины в ярких бордово- красных сарафанах закружились в вихре безудержного веселья. Открытые, искренние лица, свободные, увлечённые танцем фигуры.
Вот- вот возьмут за руку и примутся кружить в хороводе. Энергетику этого шедевра трудно передать словами! Она зажигает внутри костёр Ивана Купалы. Символ вечности и самой жизни!
Оказывается, репутация этой красочной феерии тоже была опалена. Злые языки из именитых критиканов болтали о "пьяных бабах", порочных и простоватых, недостойных билета в вечность.
Вот и Шишкин, который " наше всё ". Он не фигурировал в "отверженных".
Его работы близки многим. И мне в том числе. Особенно, где двое идут сквозь дождливый лес под зонтом...
Его дремучие лесные пространства затягивают неумолимо...
Наш любимый Левитан. В преддверии весны...
Зал Врубеля. Немного в полумраке. Передаёт настроение его работ.
Галереи Перова, Серова, Репина, Васнецова, Сурикова. Его опальная " Боярыня Морозова" надолго завладела нашим вниманием.
Неоднозначный, переполненный смыслами "Крестный ход в Курской губернии"Репина вызвал долгие обсуждения. Картина в своё время подверглась нападкам критиков. Христианский праздник здесь показан неровно. Выражения лица и поз естественные, свойственные обычным грешным людям. Кто- то явно скучает, иные с самодовольными или страдальческими лицами. Местами толпу стегают нагайками урядники. И лишь у единиц благостное, одухотворенное выражение. Осудили этот шедевр за крамолу.
Залы икон погрузили в те стародавние, архаичные времена. На общем их фоне выделялся чёрный Христос. Странная, очень необычная икона, родом с Балкан.
Название её "Христос "Царь Славы", 14 век, Балканы.
Культурный поход удался. Часто возвращаюсь мыслями в это особенное, близкое по духу место.
На этот раз оно укрылось в Лаврушинском переулке. Станция метро Третьяковская.
По традиции решили навестить наших великих художников в стенах старинного исторического здания.
Когда оказываешься во власти этой атмосферы в окружении бессмертных полотен, возникает чувство единения с ними, сопричастности разным векам, талантам и темпераментам, дыханию времени. Получается магия. А если она ещё овеяна грозами, порождая одновременно восхищение и негодование... Как в случае с выставкой- маршрутом"отвергнутые шедевры" в залах постоянной экспозиции.
Было выделено всего 20 знаковых " скандальных" работ своего времени, по тем или иным поводам испытавшим недовольство критиков, самого Третьякова, публики. Вот лишь неполный список их: " Иван Грозный и сын его Иван" Репина, "Боярыня Морозова" Сурикова, "Берёзовая роща" Куинджи, " После побоища" Васнецова, " Крестный ход в Курской губернии" Репина, "Неизвестная" Крамского, "Не ждали" Репина, " Видение отроку Варфоломею " Нестерова, " Побеждённые. Панихида. " Верещагина.
Последняя в списке картин мне показалась особенно странной. Присмотритесь внимательнее:
Поле боя. Обнажённые тела. Как могут быть всё обнажены на поле боя? Сначала подумалось, что это какая-то безумная аллегория. Обратившись к источникам, выяснилось, что все убитые - наши русские воины. После смерти уже раздетые и изуродованные турками. Иные были разрублены на части. Кресты кровавые православные красовались то тут то там на их телах. Такие символичные послания оставляли враги. Раздевали и уродовали, чтобы унизить и морально растоптать тех, кто будет на это смотреть.
В моей мирно настроенной, рациональной голове с трудом уложилось это объяснение.
Горькая правда.
Слева заметен край братской могилы, где скоро упокоятся с миром эти мужественные воины.
Верещагин воевал там, потерял брата Сергея. На этом полотне он один из погибших.
Картина пропитана горечью. Невольно притягивает взгляд. Одна из многих в этом зале. Не смотря на скромную палитру. Чувство, с которым художник создал своё творение, проступает невидимой аурой. Оно почти осязаемо. Для произведения искусства - бессмертие.
Полотно также попало в категорию " Отвергнутые шедевры ". В то время его очень критиковали за " отсутствие патриотизма". Художнику отказывались прощать изображение своих поверженными. Человеку, который в отличие от критиков, сам воевал во всех возможных войнах и получал ранения, мало совместимые с жизнью. Возрождался и писал, чтобы потом войти в вечность.
Не раз сжимались кулаки, когда читала за что хотели отвергнуть тот или иной шедевр этой опальной " коллекции". Лавровичи с Латунскими мысленно были повержены и избиты ведьминской метлой:)) Во все времена эти идиотские пустобрёхи портили пейзаж и путали берега((
Вернёмся к Верещагину...
Китаец за стеклом
Стражи у врат гробницы
Верещагин много путешествовал и воевал. Жил интересно и полнокровно.
Самый наверное опальный из всех живописцев Третьяковки. И на самом деле у него встречаются провокационные полотна. Площадь казни с головами на пиках, мрачные трофеи в виде человеческих голов, продажа маленького мальчика в рабство. И всё это из путешествий по восточным странам 19 века.
Верещагин берёт своей правдивостью, достоверностью, индивидуальным, узнаваемым почерком, яркими образами, колоритом, филигранностью исполнения, эмоциональностью.
Действительно, он опередил своё время. И как по настоящему великий и индивидуальный художник, отказывался всём нравиться.
Верещагин едва отпускает и следуем дальше...
Без соблюдения последовательности, которая всегда искусственное порождение, память выхватывает полотна художника Иванова. Которым посвящён огромный зал. И работа всей его жизни, размером в исполинскую стену " Явление Христа народу".
Все остальные картины там - лишь подготовка к самому главному творению художника. Портреты и части пейзажа. Которые со временем стали целым и неотделимым друг от друга.
Такие живые лица и разные реакции на происходящее. От любопытства и удивления, смирения, благости со стороны крестившихся в Иордане, до злого изумления, едва сдерживаемой неприязни фарисеев и представителей власти. Строгий, торжественный Иоанн Креститель возвещает людям о прибытии Христа. Мощный спектр чувств и эмоций, охвативший людей на этой картине, делает её живой и притягательной.
И зритель моментально оказывается в её власти. Глядя на это полотно отпадают последние сомнения в правдивости истории из Евангелия. В этом и заключается гениальность великого художника.
Он писал " Явление Христа народу" около 20 лет, пока жил в Италии. Когда вернулся в Россию, шедевр захотел купить Александр 2. Как водится, перед этим долго сомневался. Потому что критика была неоднозначной. Нашлись и те, кто осуждал. В то время Иванов был на пределе своих физических возможностей. Он жестоко болел. И когда монарх торжественно возвестил о покупке великого творения за 15 тысяч серебром, его создатель внезапно скончался от холеры. Так и оставшись в неведеньи о судьбе картины, за которую так переживал...
Как ни хотел отпускать Иванов, а мы следуем дальше...
Зал опального когда-то Нестерова, затравленного критиканами.
Что крамольного могли найти в его классических и в то же время самобытных работах, остаётся загадкой для современных людей, привычных уже ко всему.
" Видение отроку Варфоломею", самая любимая картина Нестерова, как всегда вызвала споры. Ге и Мясоедов осудили её. А причиной явился золотой венчик вокруг головы святого в капюшоне, повёрнутой в профиль. По мнению дотошного Мясоедова, нимб уместен только в анфас! Многие осуждали призрачность, ненатуральность картины, пронизывающий её противоестественный свет.
Но многим она нравилась, в том числе и Третьякову, который всё- таки купил её.
Работа дорога была художнику и тем, что Сергий Радонежский помог маленькому Мише остаться в живых.
Это полотно - эпизод из жизни святого Сергия, в отрочестве Варфоломея. Старец благословляет его на праведную жизнь.
Подходим к залу Малявина. Деревенские весёлые женщины в ярких бордово- красных сарафанах закружились в вихре безудержного веселья. Открытые, искренние лица, свободные, увлечённые танцем фигуры.
Вот- вот возьмут за руку и примутся кружить в хороводе. Энергетику этого шедевра трудно передать словами! Она зажигает внутри костёр Ивана Купалы. Символ вечности и самой жизни!
Оказывается, репутация этой красочной феерии тоже была опалена. Злые языки из именитых критиканов болтали о "пьяных бабах", порочных и простоватых, недостойных билета в вечность.
Вот и Шишкин, который " наше всё ". Он не фигурировал в "отверженных".
Его работы близки многим. И мне в том числе. Особенно, где двое идут сквозь дождливый лес под зонтом...
Его дремучие лесные пространства затягивают неумолимо...
Наш любимый Левитан. В преддверии весны...
Зал Врубеля. Немного в полумраке. Передаёт настроение его работ.
Галереи Перова, Серова, Репина, Васнецова, Сурикова. Его опальная " Боярыня Морозова" надолго завладела нашим вниманием.
Неоднозначный, переполненный смыслами "Крестный ход в Курской губернии"Репина вызвал долгие обсуждения. Картина в своё время подверглась нападкам критиков. Христианский праздник здесь показан неровно. Выражения лица и поз естественные, свойственные обычным грешным людям. Кто- то явно скучает, иные с самодовольными или страдальческими лицами. Местами толпу стегают нагайками урядники. И лишь у единиц благостное, одухотворенное выражение. Осудили этот шедевр за крамолу.
Залы икон погрузили в те стародавние, архаичные времена. На общем их фоне выделялся чёрный Христос. Странная, очень необычная икона, родом с Балкан.
Название её "Христос "Царь Славы", 14 век, Балканы.
Культурный поход удался. Часто возвращаюсь мыслями в это особенное, близкое по духу место.
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Лаврушинский переулок |
Дом № | 10 |
Общее впечатление | Отвергнутые и признанные |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву69
Вот не знал, и подумать не мог, что такие шедевры находились когда-то в "сомнительном" статусе. Хотя история скорее обыкновенная, и не только для живописи. Говорят, Ван Гог при жизни только одну картину продал, да и ту брат купил, из жалости.
А Верещагин огорчил. Нет бы, как подобает порядочному человеку, сделаться пацифистом, уехать в Баден-Баден, и оттуда осудить войну,
он на эту самую войну и отправился.
Впрочем, и тут ничего нового, взять хоть Лермонтова или Толстого. ((
Вот только пацифистом желательно делаться после победы, что Верещагин и сделал.
А если до, могут и как-то по-другому назвать. ((
Утёсов или Шульженко тоже не воевать на фронт ездили, как и Симонов с Эренбургом.
К сожалению это часто случается. И Модильяни при жизни заказами не баловали. Кафка в стол писал. И так далее. А " сомнительность " можно увидеть в чем угодно. Если есть осколок зеркала зловещего тролля в глазу. Вспоминаю Кая: " Эту розу точит червь! "
Верещагина, думаю, на войну толкал не столько патриотизм, сколько невозможность жить в спокойном, рядовом мире. Война была ему необходима, чтобы почувствовать себя живым. И мне понятны его чувства. Хотя сейчас поменяла свою жизненную позицию.
Про Верещагина сказать ничего ничего не могу, знаю его биографию только в самых общих чертах. Поэтому его личность и мотивы мне неведомы.
Но знаю наверняка другое. В те времена война считалась делом благородным, аристократическим, собственно аристократия она же и выросла из воинских вождей. Вспомни классиков, ведь даже Анатоль Курагин, "гламурный подонок", в современных терминах, потащился на Бородино. Было понятие долга и чести, и это обязывало.
Хотя одного пацифиста припоминаю, у ФМ, по фамилии Смердяков.
Ну так он и был лакей, "бульонщик", подлого звания, а не голубых кровей.
Кафка не публиковался не потому, что его не публиковали, а потому, что считал свои сочинения ненормальными. Тем не менее вся элита знала его при жизни, Ван Гога не знал никто.
И фильмы только вершина айсберга.
Любые фильмы о войне только маленькая её частичка. Реальность в разы серьезней.
Кафка рефлексировал, субъективен был, строг к своему творчеству. Да, его знали при жизни, а что толку?
Ван Гога знал Гоген:) Стопудово:)))
А безумие там в воздухе разливалось, оттуда и заражались все:)
Я и правда очень плохо знаком, но из разных жизненных проявлений он явно отдавал предпочтение одному, там где жестокость, кровь, смерть. "Но фурия войны вновь и вновь преследует меня" - его слова. О причинах судить не берусь …
А если брать до импрессионистов включительно, больше всё-таки по цветочкам, и женщины очень даже.
Конечно, тут Вам и карты в руки, я таким кругозором не обладаю. Хотя и среди тех же импрессионистов был Тулуз-Лотрек, к примеру, да и Гойя не всё мах рисовал. Но ведь цветочков-то всё-таки поболе будет, как считаете?
Спасибо тебе за чудесные слова!
Ты знаешь, что для меня это было особенное мероприятие)
Верещагин мне теперь так же дорог, как и тебе. Раньше не углублялась в его творчество. А теперь он совершенно в другом свете предстал.
Картины Шишкина и стихи Пушкина:))
Классическая классика, встроенная всем в матрицу по умолчанию:)
А ведь и правда молодцы! :) Слава их заслуженная.
А Мясоедов ворочается без сна:)) Простим ему его ригидность и пену у рта:)
Я вот третий раз, а всё равно как первый. Другими глазами на всё смотрела.
Читая о нем в отзыве, подумалось о Врубеле. Я считаю, что он тоже намного опередил время и не боялся быть непонятым. Я обожаю его. Повезло побывать на его выставке в Петербурге в ноябре. Я долго не могла прийти в себя после этого. Боюсь, что после посещения Третьяковки я бы не спала неделю:)
Так что неделей не отделаетесь:))
Да, выбрала для обзора шедевры, которые задели чем-то особенно.
Черный Христос ещё вызвал много вопросов. В интернете мало об этой иконе родом с Балкан. В основном все пишут, что просто техника такая. А для меня это загадка. Причём, знаю, что разгадаю. Сама и внезапно. Но это будет не скоро.
Врубель тоже мне нравится. Там ему несколько залов посвящено. Есть и его скульптуры, и декор, помимо картин.
Чёрный Христос вызывает смешанные чувства. Неправильные пропорции и полный разгул в изображении мышц, особенно вкупе со светотенью, порождает массу вопросов. Но выражение лица примиряет с этими странностями, так как сразу чувствуешь великую скорбь и боль Христа за все человечество…
В обласли бороды есть едва заметная выемка, которую можно принять за край ворота. Это одна из моих версий пунктиром. Буду думать дальше)
Я согласна с Вами, что касается выражения лица)