Отзыв: Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) - Познакомились с великолепным мастерством русских ювелиров
Достоинства: Уникальные экспозиции, приятная атмосфера, чисто, уютно, удобное расположение.
Недостатки: Нет.
Приветствую читателей моего отзыва! В дни весенних каникул снова побывала в Санкт-Петербурге. И на этот раз удалось посетить музей Фаберже, который находится в историческом центре города, по адресу Набережная реки Фонтанки, 21, совсем рядом со знаменитым Аничковым мостом.
Музей располагается в здании Шуваловского дворца, а первые его экспозиции открылись в 2013 году. Это частный музей. Тем не менее при покупке билета можно воспользоваться льготами, как и в любом государственном музее, если вам конечно положено.
При входе, в целях безопасности, прошли металлоискатель, проверку сумок... Ну а далее нас встретила роскошная двухмаршевая парадная лестница с коваными ограждениями, ведущая на второй этаж, где собственно и располагаются музейные коллекции.
Заранее замечу, что дворцовые интерьеры впечатляют своей изысканностью и великолепием. Прежняя красота внутренних помещений, которая существовала во времена живших здесь благородных особ, была восстановлена стараниями фонда «Связь времен» под руководством его основателя Виктора Вексельберга.
Музей Фаберже обладает богатой коллекцией русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков. Экспонаты представлены в нескольких залах музея, через которые мы последовательно переходили из одного в другой.
Рыцарский зал, самый первый, оформлен по мотивам военной тематики. Здесь мы увидели собрание военно-мемориальных ювелирных изделий восемнадцатого века, художественные акварели с изображением русских солдат и офицеров... Все эти предметы из серебра и фарфора дарили военным деятелям за одержанные победы.
К сожалению, практически во всем музее Фаберже перед экспонатами нет пояснительных надписей.
Редко, когда встретится вот такая табличка.
Но, в целом, проблема нехватки информации решаема. Во-первых, в кассе музея за определенную плату можно взять аудиогид. В каждом зале установлен вот такой стенд, где кратко можно узнать историю помещения, названия произведений, заслуживающих особое внимание.
Ну а мы использовали современные технологии. Через умную Яндекс камеру находили сведения о том или другом экспонате в виде аудио формата или текстового материала.
Рядом с Рыцарским залом находится Бежевый зал. Здесь представлены предметы быта, искусно декорированные разноцветными эмалями.
Следующий зал имеет название Красная гостиная. Это первый парадный зал дворца, в котором до наших дней сохранились элементы декора девятнадцатого века. Обратите внимание на своды потолка. Его до сих пор украшают несколько гербов Нарышкиных, предшественников Шуваловых.
В Красной гостинной мы увидели коллекцию русского художественного серебра, созданную петербургскими и московскими ювелирами XIX - начала XX века, в том числе предметы ювелирного искусства от мастерской самого Карла Фаберже.
Ну а далее мы проследовали в главную сокровищницу музея Фаберже - Синюю гостиную, где представлена коллекция императорских пасхальных яиц. Обращает на себя внимание роскошный интерьер этого великолепного зала. Пожалуй, Синяя гостиная - это самое красивое помещение Шуваловского дворца.
В зале с пасхальными яйцами не так много экспонатов. Но посетителей здесь было достаточно. Каждый внимательно рассматривал мельчайшие штрихи этих бесценных ювелирных шедевров.
Именно в этом зале подолгу задерживались экскурсионные группы. Кстати, группы очень небольшие. Иногда только мама с дочкой-школьницей, которым экскурсовод в доступной ребенку форме рассказывала, как талантливый мастер Фаберже изготавливал заказы для российских императоров. А цари в свою очередь дарили эти дорогие подарки своим матерям и женам на светлый праздник Пасху.
Кроме императорской семьи, мастерская Фаберже изготавливала ювелирные пасхальные яйца другим благородным гражданам. На снимке ниже яйцо с часами было подарено российским промышленником Александром Фердинандовичем Кельх своей супруге Варваре Петровне Кельх.
Первый пасхальный подарок был заказан еще царем Александром III. Подарок с сюрпризом в виде золотой курочки, внутри которой помещалась императорская корона с брильянтами, так понравился его жене Марии Федоровне, что подобные ювелирные подарки стали изготавливать к каждому празднику Пасхи.
Традицию подхватил и следующий царь - Николай II. Он дарил уже два пасхальных яйца - новой императрице Александре Федоровне и своей матери Марии Федоровне.
Самым первым подарком Николая II своей супруге было пасхальное яйцо с бутоном розы. Внутри него было два сюрприза, к сожалению в настоящее время утерянные, это золотая корона и кулон с брильянтами и рубинами. Корона указывала на новый титул императрицы.
Прошел год после коронации Николая II. В память о церемонии на следующую Пасху государь преподнес супруге новое яйцо, получившее название "Коронационное".
Одним из самых красивых, на мой взгляд, экспонатов Синей гостинной - это яйцо "Петушок", подаренное Николаем II своей матушке Марии Федоровне.
Еще одно ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже для царской семьи - "Лавровое дерево". Предназначалось также Марии Федоровне.
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования " для Александры Федоровны украшено портретами всех членов семьи Николая II.
"Орден Святого Георгия" - это последнее ювелирное яйцо Романовых, изготовленное во время Первой мировой войны, перед самой революцией. Из всех пятидесяти двух яиц, принадлежавших царской семье, только его единственного Мария Федоровна смогла вывезти в эмиграцию.
Как я заметила, в музее Фаберже нет бабушек-смотрительниц, сидящих на стульчиках. Вместо них крепкие молодцы в черных костюмах, больше похожие на охранников. Вообщем-то и правильно, бесценное достояние требует особого внимания. А так, в музее приятная атмосфера, в залах имеются лавочки. Можно отдохнуть, издалека разглядывая экспонаты, и заодно слушать проходящих мимо экскурсоводов.
И да, все посетителя в бахилах, которые выдают в гардеробе.
После Синей гостинной мы проследовали в следующий шикарный зал - Золотую гостиную.
В Золотой гостиной мы увидели царские подарки. Здесь представлены предметы эксклюзивной работы, многие с бриллиантами и вензелями императора. Такой дорогой подарок какому-нибудь государственному деятелю мог расцениваться, как весьма высокая награда.
На фотографии ниже - вещицы, которые принадлежали семье последнего императора. Экспонат под номером десять, портсигар, который подарила Николаю II его жена Александра Федоровна.
В мастерской Карла Фаберже изготавливали и фантазийные безделушки, также служившие в качестве подарков между членами царской семьи.
Следующий зал музея Фаберже - Аванзал. В этом помещении обращает на себя внимание эскиз к картине "Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля".
Здесь посетители знакомятся с другими изделиями мастерской Фаберже, которые изготавливались для продажи людям разных сословий.
Цена таких драгоценных аксессуаров варьировалась от нескольких рублей, до нескольких тысяч.
После аванзала посетители попадают в красивое помещение, где нет стеклянных витрин с экспонатами, а только великолепная фарфоровая ваза посередине. Это Верхняя буфетная, отсюда начинается картинная галерея.
Честно говоря, не знала, что в музее Фаберже увижу полотна известных художников. К тому же картины в полутемной комнате представлены очень необычно, они как бы светятся изнутри. Кажется, что за ними установлены осветительные приборы. А на самом деле на картины направлены яркие лучи светодиодных ламп, размещенные сверху.
Следующий зал - Выставочный зал. Шуваловы называли его Большим кабинетом и ранее здесь располагался домашний музей. В настоящее время здесь размещена коллекция камнерезных изделий фирмы Фаберже и полотна русских художников XIX века.
Выставочный зал произвел на меня огромное впечатление. Картины Айвазовского, Семирадского, Маковского, Коровина, Ренуара... Рассматривать произведения искусств можно было бесконечно долго.
Далее мы прошли в Белую гостинную, в которой представлены изделия ювелира Павла Овчинникова и фарфор девятнадцатого века.
Сам по себе зал скромный, но какая люстра его освещает!
Следующая, Голубая гостиная, показалась нам очень уютной и гостеприимной.
Здесь я не могла оторвать взгляд от драгоценных изделий с эмалью, украшенных миниатюрными копиями знаменитых картин.
Не менее интересен последний зал музея - Готический зал, где царит атмосфера самой настоящей древности. В этом зале коллекция православных икон, и некоторые из них XVI века.
Многие иконы Готического зала имеют драгоценные оклады, искусно выполненные ювелирами Москвы и Санкт-Петербурга.
Музей Фаберже мне безусловно понравился. От его посещения я получила большое эстетическое удовольствие. Не сразу смогла с ним расстаться, и после Готического зала снова прошлась в обратную сторону до Синей гостиной, что бы еще раз полюбоваться знаменитыми императорскими пасхальными яйцами. Очень жаль, что большая часть коллекции пасхальных яиц Фаберже утеряна или находится в зарубежных музеях.
Музей располагается в здании Шуваловского дворца, а первые его экспозиции открылись в 2013 году. Это частный музей. Тем не менее при покупке билета можно воспользоваться льготами, как и в любом государственном музее, если вам конечно положено.
При входе, в целях безопасности, прошли металлоискатель, проверку сумок... Ну а далее нас встретила роскошная двухмаршевая парадная лестница с коваными ограждениями, ведущая на второй этаж, где собственно и располагаются музейные коллекции.
Заранее замечу, что дворцовые интерьеры впечатляют своей изысканностью и великолепием. Прежняя красота внутренних помещений, которая существовала во времена живших здесь благородных особ, была восстановлена стараниями фонда «Связь времен» под руководством его основателя Виктора Вексельберга.
Музей Фаберже обладает богатой коллекцией русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков. Экспонаты представлены в нескольких залах музея, через которые мы последовательно переходили из одного в другой.
Рыцарский зал, самый первый, оформлен по мотивам военной тематики. Здесь мы увидели собрание военно-мемориальных ювелирных изделий восемнадцатого века, художественные акварели с изображением русских солдат и офицеров... Все эти предметы из серебра и фарфора дарили военным деятелям за одержанные победы.
К сожалению, практически во всем музее Фаберже перед экспонатами нет пояснительных надписей.
Редко, когда встретится вот такая табличка.
Но, в целом, проблема нехватки информации решаема. Во-первых, в кассе музея за определенную плату можно взять аудиогид. В каждом зале установлен вот такой стенд, где кратко можно узнать историю помещения, названия произведений, заслуживающих особое внимание.
Ну а мы использовали современные технологии. Через умную Яндекс камеру находили сведения о том или другом экспонате в виде аудио формата или текстового материала.
Рядом с Рыцарским залом находится Бежевый зал. Здесь представлены предметы быта, искусно декорированные разноцветными эмалями.
Следующий зал имеет название Красная гостиная. Это первый парадный зал дворца, в котором до наших дней сохранились элементы декора девятнадцатого века. Обратите внимание на своды потолка. Его до сих пор украшают несколько гербов Нарышкиных, предшественников Шуваловых.
В Красной гостинной мы увидели коллекцию русского художественного серебра, созданную петербургскими и московскими ювелирами XIX - начала XX века, в том числе предметы ювелирного искусства от мастерской самого Карла Фаберже.
Ну а далее мы проследовали в главную сокровищницу музея Фаберже - Синюю гостиную, где представлена коллекция императорских пасхальных яиц. Обращает на себя внимание роскошный интерьер этого великолепного зала. Пожалуй, Синяя гостиная - это самое красивое помещение Шуваловского дворца.
В зале с пасхальными яйцами не так много экспонатов. Но посетителей здесь было достаточно. Каждый внимательно рассматривал мельчайшие штрихи этих бесценных ювелирных шедевров.
Именно в этом зале подолгу задерживались экскурсионные группы. Кстати, группы очень небольшие. Иногда только мама с дочкой-школьницей, которым экскурсовод в доступной ребенку форме рассказывала, как талантливый мастер Фаберже изготавливал заказы для российских императоров. А цари в свою очередь дарили эти дорогие подарки своим матерям и женам на светлый праздник Пасху.
Кроме императорской семьи, мастерская Фаберже изготавливала ювелирные пасхальные яйца другим благородным гражданам. На снимке ниже яйцо с часами было подарено российским промышленником Александром Фердинандовичем Кельх своей супруге Варваре Петровне Кельх.
Первый пасхальный подарок был заказан еще царем Александром III. Подарок с сюрпризом в виде золотой курочки, внутри которой помещалась императорская корона с брильянтами, так понравился его жене Марии Федоровне, что подобные ювелирные подарки стали изготавливать к каждому празднику Пасхи.
Традицию подхватил и следующий царь - Николай II. Он дарил уже два пасхальных яйца - новой императрице Александре Федоровне и своей матери Марии Федоровне.
Самым первым подарком Николая II своей супруге было пасхальное яйцо с бутоном розы. Внутри него было два сюрприза, к сожалению в настоящее время утерянные, это золотая корона и кулон с брильянтами и рубинами. Корона указывала на новый титул императрицы.
Прошел год после коронации Николая II. В память о церемонии на следующую Пасху государь преподнес супруге новое яйцо, получившее название "Коронационное".
Одним из самых красивых, на мой взгляд, экспонатов Синей гостинной - это яйцо "Петушок", подаренное Николаем II своей матушке Марии Федоровне.
Еще одно ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже для царской семьи - "Лавровое дерево". Предназначалось также Марии Федоровне.
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования " для Александры Федоровны украшено портретами всех членов семьи Николая II.
"Орден Святого Георгия" - это последнее ювелирное яйцо Романовых, изготовленное во время Первой мировой войны, перед самой революцией. Из всех пятидесяти двух яиц, принадлежавших царской семье, только его единственного Мария Федоровна смогла вывезти в эмиграцию.
Как я заметила, в музее Фаберже нет бабушек-смотрительниц, сидящих на стульчиках. Вместо них крепкие молодцы в черных костюмах, больше похожие на охранников. Вообщем-то и правильно, бесценное достояние требует особого внимания. А так, в музее приятная атмосфера, в залах имеются лавочки. Можно отдохнуть, издалека разглядывая экспонаты, и заодно слушать проходящих мимо экскурсоводов.
И да, все посетителя в бахилах, которые выдают в гардеробе.
После Синей гостинной мы проследовали в следующий шикарный зал - Золотую гостиную.
В Золотой гостиной мы увидели царские подарки. Здесь представлены предметы эксклюзивной работы, многие с бриллиантами и вензелями императора. Такой дорогой подарок какому-нибудь государственному деятелю мог расцениваться, как весьма высокая награда.
На фотографии ниже - вещицы, которые принадлежали семье последнего императора. Экспонат под номером десять, портсигар, который подарила Николаю II его жена Александра Федоровна.
В мастерской Карла Фаберже изготавливали и фантазийные безделушки, также служившие в качестве подарков между членами царской семьи.
Следующий зал музея Фаберже - Аванзал. В этом помещении обращает на себя внимание эскиз к картине "Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля".
Здесь посетители знакомятся с другими изделиями мастерской Фаберже, которые изготавливались для продажи людям разных сословий.
Цена таких драгоценных аксессуаров варьировалась от нескольких рублей, до нескольких тысяч.
После аванзала посетители попадают в красивое помещение, где нет стеклянных витрин с экспонатами, а только великолепная фарфоровая ваза посередине. Это Верхняя буфетная, отсюда начинается картинная галерея.
Честно говоря, не знала, что в музее Фаберже увижу полотна известных художников. К тому же картины в полутемной комнате представлены очень необычно, они как бы светятся изнутри. Кажется, что за ними установлены осветительные приборы. А на самом деле на картины направлены яркие лучи светодиодных ламп, размещенные сверху.
Следующий зал - Выставочный зал. Шуваловы называли его Большим кабинетом и ранее здесь располагался домашний музей. В настоящее время здесь размещена коллекция камнерезных изделий фирмы Фаберже и полотна русских художников XIX века.
Выставочный зал произвел на меня огромное впечатление. Картины Айвазовского, Семирадского, Маковского, Коровина, Ренуара... Рассматривать произведения искусств можно было бесконечно долго.
Далее мы прошли в Белую гостинную, в которой представлены изделия ювелира Павла Овчинникова и фарфор девятнадцатого века.
Сам по себе зал скромный, но какая люстра его освещает!
Следующая, Голубая гостиная, показалась нам очень уютной и гостеприимной.
Здесь я не могла оторвать взгляд от драгоценных изделий с эмалью, украшенных миниатюрными копиями знаменитых картин.
Не менее интересен последний зал музея - Готический зал, где царит атмосфера самой настоящей древности. В этом зале коллекция православных икон, и некоторые из них XVI века.
Многие иконы Готического зала имеют драгоценные оклады, искусно выполненные ювелирами Москвы и Санкт-Петербурга.
Музей Фаберже мне безусловно понравился. От его посещения я получила большое эстетическое удовольствие. Не сразу смогла с ним расстаться, и после Готического зала снова прошлась в обратную сторону до Синей гостиной, что бы еще раз полюбоваться знаменитыми императорскими пасхальными яйцами. Очень жаль, что большая часть коллекции пасхальных яиц Фаберже утеряна или находится в зарубежных музеях.
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Познакомились с великолепным мастерством русских ювелиров |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву59
Множество мелких деталей поражает.
Захотелось посмотреть.