3
Отзыв рекомендуют 32 11

Отзыв: Спектакль "Бег" - театр Ленком (Россия, Москва) - "Покойся, кто свой окончил бег!..." (В.А.Жуковский)

Достоинства: Обращение к теме и к Булгакову; работа хореографа, художника по свету и композитора, Аверина.
Недостатки: слабые режиссура и артисты, спорное представление о патриотизме
Два месяца собираюсь с силами, чтобы рассказать, как после боёв местного значения меня затащили в Ленком на новый спектакль "Бег".
Видит Бог, я сопротивлялась. Понимая, что буду сравнивать с лучшим фильмом режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова (да простят мне поклонники "Павла Корчагина" и "Как закалялась сталь", "Легенды о Тиле" и "Тегерана-43"). Фильмом, к-рый в один миг зажег звезду Владислава Дворжецкого, актера с нездешними глазами, в к-рых можно утонуть как в море или в космосе.
Позже прочла интервью с Максимом Авериным. Журналист спросил его в лоб: не боитесь, что будут сравнивать? Он ответил: Боюсь. Но время идет и мы должны переосмыслить тему. Как-то так.

Я постараюсь быть относительно объективной. Во всяком случае, - отметить и достоинства, и недостатки.

Плюсы.
Во-первых, само обращение к теме России в переломные моменты, к трем непростым произведениям Михаила Булгакова.

Во-вторых, режиссер Александр Лазарев-младший отдает дань памяти и уважения своим родителям - Александру Лазареву-старшему и Светлане Немоляевой (о них писала отзыв на телеспектакль "Смех лангусты" - https://otzovik.com/review_14373115.html ), к-рые когда-то в конце 70-ых годов прошлого века в театре Маяковского играли генерала Хлудова (благодарю тебя, Господи, что я это не видела) и Серафиму Корзухину. "Хорошего сына воспитала, дай Бог каждому".

В-третьих, в спектакле занято много артистов, в т. ч. молодых. Не постеснялись задействовать и привлеченных, из других театров.

Так, генерала Чарноту играют в очередь Максим Аверин и, кажется, Владимир Большов (из «Сатирикона»).
Я долгое время относилась к Аверину несерьезно, пока не увидела его в постановке драмы Лермонтова "Маскарад". Знаете, сыграть Арбенина так, чтобы воспитанные на Герасимове и Мордвинове не плевались как от Авилова... Это дорогого стоит. Да еще с его совсем не аристократической внешностью. Потом на каком-то телевизионном шоу не то перепевок, не то пародий он узнавал любого артиста в гриме и не стеснялся ставить реальные оценки, а не пищать от восторга на любое "му". За что его и погнали поганой метлой.
В общем, смотреть на Аверина в роли генерала Чарноты мне было интересно. Бесспорно, харизма, русская широта и удаль, какая-то бесшабашность на грани с хулиганством. Вначале энергия бьет ключом, потом не то утекает (а восполнить-то больше неоткуда, раз от родной земли оторвался), не то завод у игрушки кончился, а она про это еще не знает, пытается шагать и падает, заваливается, как таракан на спинку. Можно соглашаться или не соглашаться с его видением, тем более когда в памяти стоит Ульянов. Но образ объемный, не картонный.

В-четвертых, колоссальная работа хореографа Михаила Колегова, художника по свету Евгения Виноградова и композитора Николая Парфенюка.
Текст сопровождается пластическими мизансценами. Конечно, с постановками Виктюка (например, Отзыв: Спектакль "Последняя Любовь Дон Жуана или Эшафот Любви" - Театр Романа Виктюка (Россия, Москва) - "Мужчин много, а ты у себя - одна" ) не сравнится. И все же режиссер пытается использовать разные средства, чтобы передать идею. О сцене с тараканьими бегами в прессе не писал только ленивый. А я еще отмечу эквилибристику на длинном столе - не то насесте, не то барьере - неустойчиво, неудобно, изломанно. То есть показаны и масса, даже био-масса, и индивиды.
Спектакль состоит из "снов" (вы же помните рабочее название сценария нашего культового фильма?): Допрос в контрразведке, Константинополь, Париж и др. (всего восемь, кажется). У каждого своя сценография, пластика, звуковое сопровождение.
Между ними - световой занавес на переднем плане. По лучам, создающим его, плывут очертания облаков? островков? Не то прекрасный в божественной задумке мир, в к-ром потерялись люди, не то островки памяти персонажей. Пелена спадает, и подмостки превращаются в очередной кошмар, через к-рый пытаются продраться действующие лица.
И в финале они не то в клубах дыма ("пылают станицы" или " все развеется как дым"?), не то в облаках (э, народ, опомнитесь! Не этим субъектам возноситься на небеса, максимум, как у Хлюдова - сворачивается кроваво-красный ковер).

Ну, все. Вы сами видите - больше не смогла, перешла к недостаткам.

И первый - на мой взгляд, тема не реализована. На примере "Мастера и Маргариты" мы уже знаем, что ставить / снимать Булгакова очень труднотрудно (а то, что удалось, это уже не Булгаков). Но сейчас очень актуальна тема Родины, понимания своего служения ей, выбора своего пути - с ней или без нее... И я это не вижу. В интервью и профессиональных рецензиях читаю об этом, на сцене не было. Выстрел был, но звук у холостого и настоящего разный. А нам сейчас очень нужен настоящий.

Второе. Уважение к родителям и детские мечты о собственной постановке пьесы М. А. Булгакова - это здорово. Но если и как артиста я Лазарева-младшего воспринимаю как бледную тень отца (при том, что и его не считала великим, но там харизма была), то как режиссёра я его не воспринимаю вовсе.
"Поминальная молитва"? Вы серьезно?! К Марку Захарову можно относиться по-разному. Но это был режиссер. Его спектакль с Евгением Леоновым, к-рый мы видели в телезаписи 1993 года - шедевр. То, что воссоздали, - просто спектакль.
А уж когда я прочла, что мама - Светлана Немоляева давала режиссеру ценные указания... У меня начался истерический смех.
У меня большие сомнения в том, что режиссер четко представлял, что должно получиться на выходе. В результате 3-часового представления вы выходите без потрясения, без катарсиса... просто спектакль окончен.

Третий недостаток - артисты. Их нет. По сцене передвигается серая био-масса, обменивающаяся вялыми репликами в диалогах, периодически оглушающая зрителей диким ором. М. б., так и задумывалось. Но ведь в пьесе есть и главные действующие лица. Где они? Какие они?
Ясмин Мамаева в роли Серафимы Корзухиной и Алексей Поляков в роли Сергея Голубкова откровенно не тянут.
Я понимаю, что таких вторых как Людмила Савельева (Наташа Ростова на все времена) и Алексей Баталов нет и неизвестно, будут ли. Но неужели нельзя было подобрать артистов, если не с одухотворенными, то хотя бы интеллигентными лицами? Вы же намекаете, что любовь их спасет. Какая любовь может быть между ... гуманоидами? Они вообще понимают, что играют? Или им сказали: выйдешь на сцену, прочтешь от сих до сих?!
Образ Люськи, походной жены Чарноты, спорен, но Анна Якунина (партнерша Аверина по телесериалу «Склифософский») хоть пыталась что-то делать. Правда, на мой вкус, старовата она для этой роли.
И убил меня Игорь Миркубанов в роли генерала Хлудова.
Опять-таки я понимаю, что второго Дворжецкого (также как Смоктуновского, Даля) нет и быть не может. Что я всех буду сравнивать с ним, и сравнение будет не в их пользу.
Но есть же и объективные моменты!
Игорь Миркубанов - состоявшийся артист, режиссер, певец (чем-то он мне Челобанова напоминает). Так почему же он так переигрывает?! У всех артистов микрофоны, это был осознанный выбор, чтобы уйти от "театральщины" ( помните, отповедь Джулии сыну о соотношении театра и жизни в фильме "Театр" - https://otzovik.com/review_7540271.html ?). Тогда откуда это? Да, я потом читала и про образ Понтия Пилата в первом акте и про то, как он настоял и на физической немощи, болезни своего персонажа в конце. Но... зачем же так аффектировано? Вспомните, например, Кайдановского в Сталкере. Разве он визжал, кричал, дергался как на ниточках или шарнирах? Произвести впечатление можно по разному. И опять ощущение, что он стар для роли.
Правда, от приятеля я слышала что и образ, созданный другим артистом - Дмитрием Гизбрехтом, - не лучше. Но если здесь хотя бы отсветы обреченности, опустошенности, то там одна жесткокость.
Можно пустить пулю в голову, можно смотреть на родной берег как одинокий бездомный пес среди других бездомных собак. Но в любом случае белый офицер Хлудов символизирует слишком многое для России и не заслужил, чтобы его представляли не то истеричкой, не то шизоидом.

Четвертое - не эстетичная и не логичная картинка. Да и вообще с логикой в спектакле туго.
Серый цвет. Иногда красный. И все. Но жизнь, даже в такие непростые периоды, значительно богаче красками! Я когда-то за это же ругала вахтанговский спектакль Отзыв: Спектакль "Пристань" - Театр имени Вахтангова (Россия, Москва) - "Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть..." , и снова то же самое. А вы знаете, что чем больше распознает человек цветов, тем более развит его мозг?
И почти отсутствие декораций становится привычным для наших театров. Зачем деньги на пустяки тратить?
А ляпы типа псевдо-католической статуи Девы Марии в православном храме?
И очень неоднозначный финал, о к-ром я уже упоминала. Смерть не уравнивает и тем более не гарантирует бессмертие. Его надо заслужить.
Режиссер имел право переставить эпиграф к пьесе в финал, превратив его в эпилог. Хотя на ломовое "я так вижу" есть достойный ответ "тогда вам к окулисту".
Но распев слов Василия Андреевича Жуковского:
«Бессмертье – тихий светлый брег;
Наш путь – к нему стремленье,
Покойся, кто свой окончил бег!...»
как церковного песнопения, финальная мизансцена, постановка света, атмосфера всепрощенья меня абсолютно не устраивают. Разные у нас с Лазаревым-младшим представления о патриотизме. И даже разные - у него с эмигрантами.

В своей книге Марк Захаров вспоминал слова, выбитые на одном надгробии на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, главном эмигрантском некрополе: «Любите Россию. Нет ничего прекрасней нашей России. Мы это знаем, мы спим на чужбине».
Год посещения 2023
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Город или поселок Москва
Общее впечатление "Покойся, кто свой окончил бег!..." (В.А.Жуковский)
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву11

Alenka87 28
круто! в театры ходите :)) это редкость!!!
Но вот в Большом, например, Бузова играет, я туда точно ни ногой. даже если огромные деньги заплатят:))
люблю камерные пьесы, и разные классические или старинные постановки: Королева Англии, Вишневый сад, Женитьба Бальзаминова, Маска итд…

НО НЕТ ПОПУТЧИКА!!! а самой не то!!! Тетки театралы будут возмущаться. что я в кроссах и пайте.
Fiorika
Не в Большом, в МХАТе. Но и в Большой сейчас не на кого идти.
Ох, попутчики - это проблема. С одним можно только на концерты, а то уснет) С другим - в кабак. С третьим… Нет в мире совершенства))
Сомневаюсь, что театралы еще живы
Alenka87 28
точно, во МХАТЕ…я в них не шарю…т.к живу в другом регионе.
и посещаю, когда есть возможность в своем городе…
главное, мужчину соответствующего подобрать или женщину…и можно заделаться театралом на пару месяцев :)).
в кабаки не хожу…не люблю…
НО парочку кабачных " товарищей сделала театралами на время! Упирались, не хотели идти, но затащила! скучали, думали о пиве:))

Живы, живы, это тетки с моноклями в шалях и мехах! Часто их наблюдаю возле Русского Театра :)).

Мой стиль по жизни, овесрайз и кроссы…тетки такого не прощают!:))
Fiorika
Кроссы обожает моя подружка, я у
в крайнем случае лучше мокассины или лоферы) Стопа привыкла к каблучку.
Ну, на пляж в море все равно облегающее наденем :)
Alenka87 28
ну на море в оверсайзе никого не видела еще)
существуют купальные костюмы…
ах море, море…сто лет не была. из-за работы)
Fiorika
Считаем дни до отпуска)
Оксана 1957
ой зря, у нас в театрах сейчас многие в кроссах и джинсах, мы с подругами такое себе позволяем, особенно если с работы.
Особый стиль накладывают лишь ложи и партер Большого и Кремля,))
Оксана 1957
эх… читала тебя и прекрасно поняла, так и есть, самое важное идти не на кого, вспомни, ранее все валили в Ленком именно на мастодонтов, пьесы Горина и постановки Захарова, в ролях Каранченцев, Чурикова, Збруев, Раков, да тот же Лазарев…билеты раскупались за месяц и раньше, да еще сами ехали в кассу…поэтому хожу на мюзиклы, там таланты еще есть!
Fiorika
Я тоже больше на концерты, мюзиклы и оперетты. Но обидно (
мангуста
Не повезло со спектаклем(
Fiorika
Это мое субъективное мнение