Отзыв: Книга "В тупике" - Викентий Вересаев - Тоска по утрачиваемой родине в пучине лихолетья и личная трагедия сильной женщины
Достоинства: Чувственность, реалистичность переживаний, целостность изложения, трагизм выбора
Недостатки: Не обнаружил
Роман Викентия Викентьевича Вересаева «В тупике» прочитал первый раз в 2019 году. Он мне случайно попался. У меня было стойкое восприятие автора как блестящего поэтичного переводчика произведений Древнегреческой литературы. В этом романе, впервые столкнулся с его собственным творчеством.
Меня роман поражает трагической грустью и ярким прозаическим выплеском деяний эпохи лихолетья, которые не смакуются как сейчас, а передаются с трагичностью их потерпевшего. Основной посыл, который увиден мной в данном романе, - нужда и вынужденность, и их.
В описании злодеяний, автор, на мой взгляд передает всю глубину ужаса и мрака противостояния, выражающегося в гражданской войне. Среди них могу выделить:
- «сжигание заживо в топке пароходного котла»;
- «расстрелы собственников в процессе мародерства»;
- «запугивания и поджоги в предвкушении торжества победы»;
- «самонагнетание страха в предвкушении неизбежного»;
- «беспокойство о близких в войсках».
Ярко и предельно реалистично в эпоху гражданской войны, на мой взгляд, представлен «образ народа», - «тупой, алчный и жестокий». После описания автора, у меня, почему-то перед глазами всплывают фотографии 90-х годов, на которых в кепках и в спортивных костюмах на корточках сидят, смотрящие в даль подростки и лузгают семечки.
В процессе чтения отмечаю, что не лишен роман и описания красивых романтических чувств, не смотря на гражданскую войну, крах уходящего мира, неминуемой вынужденности отъезда на чужбину. На их фоне несуразным, в моем понимании, выглядит спокойствие и безмятежность, и попытки сохранить прежний образ жизни отдельными представителями старого общества.
Читаю дальше, и вот свершилось. Кто-то уехал, а кто-то нет. И вот с какой, на мой взгляд замечательной проникновенностью, Викентий Викентьевич описывает тех, кто приспосабливается к новой власти, самыми яркими образами всплывают хитрые приспособленцы, - «коммунисты по душе». Видишь, как все пытаются выжить и где-то для этого работать. Но, также ты видишь, что не все могут ужиться с тем «образом народа» который сформулировал автор и который этот народ возглавил. И уже ярко и небезосновательно начинают проглядывать такие символы новой власти, - как «зайдберги» и «хамское царство». И тут ты понимаешь, что «зайдберги», - как явление не истребимы, эти запретительные стопы, эти звучные ассоциации с опломбированным вагоном из Швейцарии, «задней крепостью» и «зайди завтра», почему-то возникают сами собой. Улыбаешься, и вспоминаешь, что они никуда не делись и сейчас. А дальше, ты видишь, так ассоциативно знакомые организации «массовых мероприятий с поголовным участием» и они тоже никуда не делись и перестаешь улыбаться.
Концовка красива, трагична и печальна, она проводит героиню через ряд обстоятельств, поступков и выбора. Какого выбора? Это не передать, так как автор, - лучше прочитать.
Рекомендую всем как образец прозаического выражения и любви к родине, так близкой и так далекой, свежей в воспоминании, но навсегда утрачиваемой, и яркое описание того, во что ее превратила революция, и трагизм достойного, целостного человека, - сильной женщины, но сильной духом и при этом остающейся женщиной, а не маскулизированной героиней, выполняющей мужские функции.
Меня роман поражает трагической грустью и ярким прозаическим выплеском деяний эпохи лихолетья, которые не смакуются как сейчас, а передаются с трагичностью их потерпевшего. Основной посыл, который увиден мной в данном романе, - нужда и вынужденность, и их.
В описании злодеяний, автор, на мой взгляд передает всю глубину ужаса и мрака противостояния, выражающегося в гражданской войне. Среди них могу выделить:
- «сжигание заживо в топке пароходного котла»;
- «расстрелы собственников в процессе мародерства»;
- «запугивания и поджоги в предвкушении торжества победы»;
- «самонагнетание страха в предвкушении неизбежного»;
- «беспокойство о близких в войсках».
Ярко и предельно реалистично в эпоху гражданской войны, на мой взгляд, представлен «образ народа», - «тупой, алчный и жестокий». После описания автора, у меня, почему-то перед глазами всплывают фотографии 90-х годов, на которых в кепках и в спортивных костюмах на корточках сидят, смотрящие в даль подростки и лузгают семечки.
В процессе чтения отмечаю, что не лишен роман и описания красивых романтических чувств, не смотря на гражданскую войну, крах уходящего мира, неминуемой вынужденности отъезда на чужбину. На их фоне несуразным, в моем понимании, выглядит спокойствие и безмятежность, и попытки сохранить прежний образ жизни отдельными представителями старого общества.
Читаю дальше, и вот свершилось. Кто-то уехал, а кто-то нет. И вот с какой, на мой взгляд замечательной проникновенностью, Викентий Викентьевич описывает тех, кто приспосабливается к новой власти, самыми яркими образами всплывают хитрые приспособленцы, - «коммунисты по душе». Видишь, как все пытаются выжить и где-то для этого работать. Но, также ты видишь, что не все могут ужиться с тем «образом народа» который сформулировал автор и который этот народ возглавил. И уже ярко и небезосновательно начинают проглядывать такие символы новой власти, - как «зайдберги» и «хамское царство». И тут ты понимаешь, что «зайдберги», - как явление не истребимы, эти запретительные стопы, эти звучные ассоциации с опломбированным вагоном из Швейцарии, «задней крепостью» и «зайди завтра», почему-то возникают сами собой. Улыбаешься, и вспоминаешь, что они никуда не делись и сейчас. А дальше, ты видишь, так ассоциативно знакомые организации «массовых мероприятий с поголовным участием» и они тоже никуда не делись и перестаешь улыбаться.
Концовка красива, трагична и печальна, она проводит героиню через ряд обстоятельств, поступков и выбора. Какого выбора? Это не передать, так как автор, - лучше прочитать.
Рекомендую всем как образец прозаического выражения и любви к родине, так близкой и так далекой, свежей в воспоминании, но навсегда утрачиваемой, и яркое описание того, во что ее превратила революция, и трагизм достойного, целостного человека, - сильной женщины, но сильной духом и при этом остающейся женщиной, а не маскулизированной героиней, выполняющей мужские функции.
Время использования | 2019-2023 |
Общее впечатление | Тоска по утрачиваемой родине в пучине лихолетья и личная трагедия сильной женщины |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7