Отзыв: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) - Экспозиция, посвещенная величайшему поэту Серебрянного века Анне Ахматовой, ее семье и близким друзьям.
Достоинства: Возможность увидеть вещи поэтессы и ее окружавших людей, быт, прочувствовать атмосферу, узнать многое интересное из ее жизни.
Недостатки: Для меня - нет.
Добрый день! Сегодня я посвящаю свой отзыв величайшей поэтессе 20-ого века - Анне Ахматовой, точнее музею-квартире, где она проживала в определенный период своей жизни в Санкт-Петербурге. Этот музей открылся к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Музей открыт в южном флигеле Фонтанного дома, где Ахматова жила с 1924 года по 1952 год.
Фонтанный дом - это родовая усадьба графов Шереметьевых. Кстати. род Шереметьевых почти ровесник самого Санкт-Петербурга. Граф С. Д. Шереметьев передал этот особняк Советскому государству в 1918 году. В этом же самом году Анна переехала в особняк, правда, в северный его флигель, ко второму мужу, востоковеду и поэту В. Шилейко. (Кстати, он был домашним учителем у внуков С. Д. Шереметьева). Ну, а в южном флигеле жил искусствовед, заместитель наркома просвещения, Николай Пунин. Анна часто бывала у него в гостях. Ну, а в 1926 году окончательно перебралась в его квартиру, став, его гражданской женой. Правда, тут был настоящий драматизм ситуации. Ведь, в этой же квартире проживала и первая жена Пунина, его друг, и его дочь. Но другого выхода из ситуации не было. А вообще, Ахматовой отчаянно не везло в личной жизни.
Музей расположен по адресу : Набережная Фонтанки, 34. Но зайти в музей можно только с Литейного проспекта через арку, которую украшает выбитая на кирпиче репродукция фотопортрета Анны Ахматовой. От метро (ст."Маяковского") идти дальше, почти километр: надо выйти на Невский проспект, дойти до перекрестка с Лиговским и идти по нечетной стороне. Добраться до музея быстро, если на авт. или трол. доехать до ост. "Жуковского". Через 20 метров и будет арка.
Интересно, что сама арка является настоящим, правда, стихийным пространством для граффити поклонников из цитат. Тут и цитаты из ахматовских стихов, и собственные сочинения со своими автографами и послания своему кумиру, направленные видимо в вечность. А знаете, друзья, признаюсь, мне видеть все эти надписи и послания было приятно. Значит, творчество Анны Ахматовой живо и востребовано даже у молодежи, да и актуально до сих пор.
Через ворота мы попали в в сад.
Протоптанная тропинка нас привела к кассам, где мы купили билеты по улице прошли в южный флигель Фонтанного дома.
На первом этаже находилась гардеробная. Тут, же можно было и посмотреть фильм, посвященный Анне Ахматовой.
Кстати, в доме живут три кота: Рыжик, Песик и Кеша. Но мы увидели только одного, да и то, не настоящего.
Ну, а теперь перехожу непосредственно к музею-квартире. Настоящая экспозиция существует с 2003 года. Она воссоздает облик квартиры в период 1920-1940 годов. квартира находится на третьем этаже.
Интерьеры восстанавливали буквально по крупицам. В экспозиции 50 тыс. экспонатов. связанных как-то с Ахматовой, например, с именами знаменитых современников, как Цветаева, Пастернак, Хлебников. А гостями дома были и К. С. Малевич, и В. В. Маяковский, и О. В. Мандельштам, который, кстати, с Николаем Гумилевым были близкими друзьями, и мн. др. известные люди. Здесь есть сохранившиеся вещи Анны Ахматовой, книги с автографами, подлинные фотографии.
И вот мы останавливаемся у высокой деревянной двери №44, за которой начинается прихожая. Вещи стоят так, будто здесь живут до сих пор. На вешалке зонт, чемоданы, дорожный сундук, корзина...
А после прихожей сразу начинается кухня тех, довоенных времен.
После кухни мы попадаем в широкий коридор, где, кстати приходилось ночевать сыну Леве Гумилеву на сундуке. Места в квартире всегда всем не хватало. И юному Леве (когда он приезжал к матери) приходилось спать в скромном углу в коридоре на сундуке.
Для тех, кто не знает, поясню, что Левушка - это главная (на всю жизнь) боль поэтессы. Вот, знаете друзья, жизнь Левушки напрочь опровергает изречение, что "сын за отца не отвечает". В наследство от родителей ему достались лишь годы репрессий и гонений, а не слава. Он всю жизнь расплачивался за то, что был сыном своих известных родителей. Поясню... Левушка долгое время (16 лет) жил у бабушки и считал ее "ангелом доброты". Всю жизнь он считал, что был обделен вниманием матери и ее материнской любовью. Его не приняли в университет по причине неправильного социального происхождения... Он был вынужден работать и чернорабочим, и в геологических экспедициях рабочим, и библиотекарем и т. д. В первый раз его отправили на 5 лет в лагеря по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Лев Гумилев после отбытия наказания пошел добровольцем на фронт и дошел до Берлина. а после войны он снова был арестован и приговорен уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. (На свободу он вышел только в 1956 году). В конце концов он все равно выучился, защитил диссертацию и стал ученым. Но всю оставшуюся жизнь он верил, что во многом повинна мать в его судьбе, он перестал ее навещать. Практически он с ней не общался до конца ее жизни. Лев пережил мать на 26 лет. А женился лишь в 55 лет. Зато остаток жизни он провел в тишине и покое.
А Ахматова всю жизнь переживала за сына, постоянно думала о нем... Она многие месяцы в те страшные годы провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. У Ахматовой есть "сильная" поэма "Реквием" о чувствах жен, матерей врагов народа. жертв репрессий. Поэма воплотила в себе горе и страдание людей по своим близким, пострадавших в то страшное время. Поэма писалась в то время, когда не только говорить, думать об этом было нельзя. Стихи ею записывались на отдельных листках, затем заучивались близкими друзьями, а листы потом сжигались. Многие годы это произведение жило только в памяти ее друзей. А полный текст "Реквиема" Россия увидела только в 1987 году в журнале "Октябрь.
Кстати, поэтессу исключили в 1946 году из Союза писателей (куда ее приняли в 1939г.) за "безыдейные, идеологически вредные произведения", посчитав ее "типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии". А вот, через пять лет ее снова восстановили в Союзе писателей.
Белый зал. Это такое своеобразное пространство, посвященное творческой биографии поэтессы с использованием современных технических средств, в том числе видео- и аудио- инсталляций.
Небольшая часть зала посвящена Николаю Гумилеву. Это первый муж Анны Ахматовой. (Они зарегистрировались в 1910 году, а через 8 лет их брак распался). Но Николай Гумилев остался ее трагедией на всю жизнь. Но в 1912 году у них родился сын Лева, будущий ученый, этнограф, историк. В 1921 году (через три года после расставания с Ахматовой) его необоснованно обвинили в причастности к контрреволюционному заговору, арестовали и расстреляли. Ему было тогда 35 лет. Но короткий творческий путь был у него неповторимо ярок. Все его творчество было пронизано смелостью, мужеством и силой духа. Не секрет, что имя Николая Гумилева в России было запрещено. И даже простое упоминание его имени в прессе в 80-ых годах вызывало возмущение у общественности, якобы творчество врага наш народ оскорбляло.
Здесь, же в Белом зале находятся ценнейшие реликвии, связанные с творческой жизнью разных периодов Анны Ахматовой, которые помогают нам перенестись в начало 20-ого века.
Облик кабинета Николая Пунина восстановлен практически подлинно. Рабочий стол из ореха с бумагами. Статуэтка - подарок студентов к его 60-летию. (Студенты очень уважали Пунина). Скажу, что Николай Пунин глубоко понимал живопись и все, что с ней связано. Он умел раскрывать свое понимание и другим. Так он хорошо разбирался и в древнерусской иконописи, и в японской графике, и во французском романтизма, да и в современном авангардизме. А вот, в 1949 году, в самый разгар борьбы с космополитизмом он был изгнан из Университета и Академии художеств. Вскоре он был арестован и через несколько лет умер в исправительном лагере под Воркутой.
Журнальный столик, за которым любила поработать и Анна Ахматова, книжный шкаф. За стеклом шкафа шкатулка с украшениями Анны. На стене развешены редкие семейные фото, портреты и рисунки. Кстати, с середины 20-ых годов стихи Ахматовой перестали печатать. И она увлеклась изучением архитектуры старого Санкт-Петербурга. Также она изучала и творчество А. С. Пушкина.
И вот мы добрались до столовой. здесь хранятся главные реликвии. Наверное здесь и живет дух того самого довоенного времени. Столовая была настоящим центром жизни в квартире. За столом всегда собирались много гостей. А в трудную жизненную минуту здесь находили приют родственники и друзья.
Ну, а вот и комната самой Анны. Ахматова считала, что это место обладает своей особой энергетикой, которая ей помогает писать. Кстати, с Пуниным они расстались в 1938 году, это был ее самый продолжительный брак (16 лет). После расставания Ахматова переехала в эту комнату. Она перестала посещать семейные застолья. В ее комнате стоит большая кровать, у стены - итальянский сундук с резьбой ручной работы, где хранился личный архив поэтессы. Чемодан, купленный возможно для поездок к сосланному О. Мандельштаму или подготовленный на случай ареста. Даже фарфоровая статуэтка, слепленная с ее натуры в 1024 году. На столики коробок спичек, которым сжигались рукописи поэмы "Реквием".
(Поясню, Мандельштам позволял себе откровенные колкости и резкие высказывания в адрес известных в то время "общественников. очень, уж, были и критическими его статьи и в журнале "Звезда, и в Литературной газете и даже в "Правде". Считается, что он умер в 1938 году в лагерной больничке где-то под Владивостоком, но причина смерти и место захоронения так до сих пор и неизвестно). Даже фарфоровая статуэтка, слепленная с ее натуры в 1024 году. На столики коробок спичек, которым сжигались рукописи поэмы "Реквием". Полностью он был реабилитирован лишь в 1987 году. Стихи и мемуары Мандельштама для потомков сохранила его жена Надежда Мандельштам.
Ну, вот и все, что я хотела рассказать вам, друзья, о такой самобытной поэтессе Анне Ахматовой, одновременно талантливой, чувственной и ... по своему, несчастной. Выше я рассказывала, о том как Анна Ахматава и ее сын Лев Гумилев за всю жизнь не нашли пути друг к другу. Можно сказать, что оба они стали жертвами того страшного времени и заложниками чудовищной ситуации. И с ее смертью завершился целый слой неповторимой нашей поэзии, где она очень тонко чувствовала все перипетии жизни, сама испытав глубокие эмоции и переживания.
Спасибо за внимание! С вами была Маргарита.
Фонтанный дом - это родовая усадьба графов Шереметьевых. Кстати. род Шереметьевых почти ровесник самого Санкт-Петербурга. Граф С. Д. Шереметьев передал этот особняк Советскому государству в 1918 году. В этом же самом году Анна переехала в особняк, правда, в северный его флигель, ко второму мужу, востоковеду и поэту В. Шилейко. (Кстати, он был домашним учителем у внуков С. Д. Шереметьева). Ну, а в южном флигеле жил искусствовед, заместитель наркома просвещения, Николай Пунин. Анна часто бывала у него в гостях. Ну, а в 1926 году окончательно перебралась в его квартиру, став, его гражданской женой. Правда, тут был настоящий драматизм ситуации. Ведь, в этой же квартире проживала и первая жена Пунина, его друг, и его дочь. Но другого выхода из ситуации не было. А вообще, Ахматовой отчаянно не везло в личной жизни.
Музей расположен по адресу : Набережная Фонтанки, 34. Но зайти в музей можно только с Литейного проспекта через арку, которую украшает выбитая на кирпиче репродукция фотопортрета Анны Ахматовой. От метро (ст."Маяковского") идти дальше, почти километр: надо выйти на Невский проспект, дойти до перекрестка с Лиговским и идти по нечетной стороне. Добраться до музея быстро, если на авт. или трол. доехать до ост. "Жуковского". Через 20 метров и будет арка.
Интересно, что сама арка является настоящим, правда, стихийным пространством для граффити поклонников из цитат. Тут и цитаты из ахматовских стихов, и собственные сочинения со своими автографами и послания своему кумиру, направленные видимо в вечность. А знаете, друзья, признаюсь, мне видеть все эти надписи и послания было приятно. Значит, творчество Анны Ахматовой живо и востребовано даже у молодежи, да и актуально до сих пор.
Через ворота мы попали в в сад.
Протоптанная тропинка нас привела к кассам, где мы купили билеты по улице прошли в южный флигель Фонтанного дома.
На первом этаже находилась гардеробная. Тут, же можно было и посмотреть фильм, посвященный Анне Ахматовой.
Кстати, в доме живут три кота: Рыжик, Песик и Кеша. Но мы увидели только одного, да и то, не настоящего.
Ну, а теперь перехожу непосредственно к музею-квартире. Настоящая экспозиция существует с 2003 года. Она воссоздает облик квартиры в период 1920-1940 годов. квартира находится на третьем этаже.
Интерьеры восстанавливали буквально по крупицам. В экспозиции 50 тыс. экспонатов. связанных как-то с Ахматовой, например, с именами знаменитых современников, как Цветаева, Пастернак, Хлебников. А гостями дома были и К. С. Малевич, и В. В. Маяковский, и О. В. Мандельштам, который, кстати, с Николаем Гумилевым были близкими друзьями, и мн. др. известные люди. Здесь есть сохранившиеся вещи Анны Ахматовой, книги с автографами, подлинные фотографии.
И вот мы останавливаемся у высокой деревянной двери №44, за которой начинается прихожая. Вещи стоят так, будто здесь живут до сих пор. На вешалке зонт, чемоданы, дорожный сундук, корзина...
А после прихожей сразу начинается кухня тех, довоенных времен.
После кухни мы попадаем в широкий коридор, где, кстати приходилось ночевать сыну Леве Гумилеву на сундуке. Места в квартире всегда всем не хватало. И юному Леве (когда он приезжал к матери) приходилось спать в скромном углу в коридоре на сундуке.
Для тех, кто не знает, поясню, что Левушка - это главная (на всю жизнь) боль поэтессы. Вот, знаете друзья, жизнь Левушки напрочь опровергает изречение, что "сын за отца не отвечает". В наследство от родителей ему достались лишь годы репрессий и гонений, а не слава. Он всю жизнь расплачивался за то, что был сыном своих известных родителей. Поясню... Левушка долгое время (16 лет) жил у бабушки и считал ее "ангелом доброты". Всю жизнь он считал, что был обделен вниманием матери и ее материнской любовью. Его не приняли в университет по причине неправильного социального происхождения... Он был вынужден работать и чернорабочим, и в геологических экспедициях рабочим, и библиотекарем и т. д. В первый раз его отправили на 5 лет в лагеря по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Лев Гумилев после отбытия наказания пошел добровольцем на фронт и дошел до Берлина. а после войны он снова был арестован и приговорен уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. (На свободу он вышел только в 1956 году). В конце концов он все равно выучился, защитил диссертацию и стал ученым. Но всю оставшуюся жизнь он верил, что во многом повинна мать в его судьбе, он перестал ее навещать. Практически он с ней не общался до конца ее жизни. Лев пережил мать на 26 лет. А женился лишь в 55 лет. Зато остаток жизни он провел в тишине и покое.
А Ахматова всю жизнь переживала за сына, постоянно думала о нем... Она многие месяцы в те страшные годы провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. У Ахматовой есть "сильная" поэма "Реквием" о чувствах жен, матерей врагов народа. жертв репрессий. Поэма воплотила в себе горе и страдание людей по своим близким, пострадавших в то страшное время. Поэма писалась в то время, когда не только говорить, думать об этом было нельзя. Стихи ею записывались на отдельных листках, затем заучивались близкими друзьями, а листы потом сжигались. Многие годы это произведение жило только в памяти ее друзей. А полный текст "Реквиема" Россия увидела только в 1987 году в журнале "Октябрь.
Кстати, поэтессу исключили в 1946 году из Союза писателей (куда ее приняли в 1939г.) за "безыдейные, идеологически вредные произведения", посчитав ее "типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии". А вот, через пять лет ее снова восстановили в Союзе писателей.
Белый зал. Это такое своеобразное пространство, посвященное творческой биографии поэтессы с использованием современных технических средств, в том числе видео- и аудио- инсталляций.
Небольшая часть зала посвящена Николаю Гумилеву. Это первый муж Анны Ахматовой. (Они зарегистрировались в 1910 году, а через 8 лет их брак распался). Но Николай Гумилев остался ее трагедией на всю жизнь. Но в 1912 году у них родился сын Лева, будущий ученый, этнограф, историк. В 1921 году (через три года после расставания с Ахматовой) его необоснованно обвинили в причастности к контрреволюционному заговору, арестовали и расстреляли. Ему было тогда 35 лет. Но короткий творческий путь был у него неповторимо ярок. Все его творчество было пронизано смелостью, мужеством и силой духа. Не секрет, что имя Николая Гумилева в России было запрещено. И даже простое упоминание его имени в прессе в 80-ых годах вызывало возмущение у общественности, якобы творчество врага наш народ оскорбляло.
Здесь, же в Белом зале находятся ценнейшие реликвии, связанные с творческой жизнью разных периодов Анны Ахматовой, которые помогают нам перенестись в начало 20-ого века.
Облик кабинета Николая Пунина восстановлен практически подлинно. Рабочий стол из ореха с бумагами. Статуэтка - подарок студентов к его 60-летию. (Студенты очень уважали Пунина). Скажу, что Николай Пунин глубоко понимал живопись и все, что с ней связано. Он умел раскрывать свое понимание и другим. Так он хорошо разбирался и в древнерусской иконописи, и в японской графике, и во французском романтизма, да и в современном авангардизме. А вот, в 1949 году, в самый разгар борьбы с космополитизмом он был изгнан из Университета и Академии художеств. Вскоре он был арестован и через несколько лет умер в исправительном лагере под Воркутой.
Журнальный столик, за которым любила поработать и Анна Ахматова, книжный шкаф. За стеклом шкафа шкатулка с украшениями Анны. На стене развешены редкие семейные фото, портреты и рисунки. Кстати, с середины 20-ых годов стихи Ахматовой перестали печатать. И она увлеклась изучением архитектуры старого Санкт-Петербурга. Также она изучала и творчество А. С. Пушкина.
И вот мы добрались до столовой. здесь хранятся главные реликвии. Наверное здесь и живет дух того самого довоенного времени. Столовая была настоящим центром жизни в квартире. За столом всегда собирались много гостей. А в трудную жизненную минуту здесь находили приют родственники и друзья.
Ну, а вот и комната самой Анны. Ахматова считала, что это место обладает своей особой энергетикой, которая ей помогает писать. Кстати, с Пуниным они расстались в 1938 году, это был ее самый продолжительный брак (16 лет). После расставания Ахматова переехала в эту комнату. Она перестала посещать семейные застолья. В ее комнате стоит большая кровать, у стены - итальянский сундук с резьбой ручной работы, где хранился личный архив поэтессы. Чемодан, купленный возможно для поездок к сосланному О. Мандельштаму или подготовленный на случай ареста. Даже фарфоровая статуэтка, слепленная с ее натуры в 1024 году. На столики коробок спичек, которым сжигались рукописи поэмы "Реквием".
(Поясню, Мандельштам позволял себе откровенные колкости и резкие высказывания в адрес известных в то время "общественников. очень, уж, были и критическими его статьи и в журнале "Звезда, и в Литературной газете и даже в "Правде". Считается, что он умер в 1938 году в лагерной больничке где-то под Владивостоком, но причина смерти и место захоронения так до сих пор и неизвестно). Даже фарфоровая статуэтка, слепленная с ее натуры в 1024 году. На столики коробок спичек, которым сжигались рукописи поэмы "Реквием". Полностью он был реабилитирован лишь в 1987 году. Стихи и мемуары Мандельштама для потомков сохранила его жена Надежда Мандельштам.
Ну, вот и все, что я хотела рассказать вам, друзья, о такой самобытной поэтессе Анне Ахматовой, одновременно талантливой, чувственной и ... по своему, несчастной. Выше я рассказывала, о том как Анна Ахматава и ее сын Лев Гумилев за всю жизнь не нашли пути друг к другу. Можно сказать, что оба они стали жертвами того страшного времени и заложниками чудовищной ситуации. И с ее смертью завершился целый слой неповторимой нашей поэзии, где она очень тонко чувствовала все перипетии жизни, сама испытав глубокие эмоции и переживания.
Спасибо за внимание! С вами была Маргарита.
Время использования | 1,5 часа |
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Набережная Фонтанки |
Дом № | 34 |
Общее впечатление | Экспозиция, посвещенная величайшему поэту Серебрянного века Анне Ахматовой, ее семье и близким друзьям. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву78
А в Американском кабинете поэта Иосифа Бродского вы побывали? Он ведь там же находится.
Очень много вижу тех,кто поёт дифирамбы тем годам…
Спасибо
была 2 раза ,и ещё душа просит
Я иногда играю в игру такую…
-А что бы сказала Анна Андреевна сейчас?
-Что бы сделал Есенин поздний?…и по списку…
Обычно начинается с оторопи…
Да, и присоединюсь к одному из предыдущих комментариев, Анна Андреевна все таки не поэтесса, ей категорически не нравилось когда ее так называли, а поэт
Как всегда, было очень интересно вас читать, а тот забавный котик на стене – особенно порадовал :3
Судьба очень сложная у Ахматовой…