5
Отзыв рекомендуют 179 82

Отзыв: Книга "Антихрист. Проклятие христианству" - Фридрих Ницше - Предпоследняя книга великого Фридриха

Достоинства: Интересно читать; люблю его
Недостатки: В некоторых отношениях устарела; худшее пособие для продвижения по службе
Предпоследняя книга Ницше. Довольно короткая. До «туринского» свистопляства остается всего ничего. В ней, впрочем, не чувствуется ничего болезненного, ничего такого, о чем можно было сказать, что это ведет писателя к концу. Именно ее хотела уничтожить мать Фридриха – очень набожная женщина, после коллапса сына, но сестра – тоже набожная, видимо из коммерческого расчета, воспротивилась ей, сказав: «Пусть, мол, потомки судят».

Ну, вот и судим.

Психологически интеллектуальное антихристианство Ницше имеет тот же корень, ту же почву и причину, что и синкретический сатанизм Байрона: и тот и другой получили глубоко религиозное воспитание, а в случае с Фридрихом дело углублялось еще и тем, что его отец был протестантским пастырем, — и восстали против религии, а также против таких понятий как «Бог», «святой дух», «христианская добродетель». - Это дает нам возможность понять, почему не стоит навязывать свою волю другим, если они сами этого не желают. Рост позиций ЛГБД на Западе и черного расизма – имеют те же самые психологические предпосылки: черных и «розовых» там долго и настойчиво пытались вытравить из жизни, «перекрестить», «перекрасить», — но только создали у них иммунитет и злую волю для игры, которая там сегодня ведется. Когда-нибудь эта протестная волна накроет и Россию, равно по тем же самым причинам и вопя в уши всем скобеевым: «Привет!».

Все это верно, но верно и то, что «Антихрист» в некотором смысле, хотя и не во всех, морально устарел еще тогда, когда писался. По Ницше «Бог умер» прежде всего означает, что религия уже не играет той исключительной роли, которую она играла в жизни людей в прошлом. В «По ту сторону добра и зла» он, говоря о современниках – жителях крупных торговых городов и центров путей и сообщений - замечает, что, в целом, эти люди не религиозны и даже не знают, что такое религия: архаичная общественная обязанность или недоступная им форма получения удовольствия. Если так было уже тогда, то сегодня и подавно – и критика христианства уже не может быть до такой степени актуализирована. Правда, сегодня появились воцерковленные люди, которые с особой настойчивостью пытаются воцерковить и других. Но их столь мало, а интересны столь аморфны и неясны для них самих, что, пожалуй, их и вовсе не стоит принимать в расчет. Бога – заменил Большой Папа (я не собираюсь сейчас раскрывать всех козырей собственного мышления); Церковь – телевидение и интернет; жрецов, соответственно, журналисты (вот, где сейчас раздолье критику и Авдеевы конюшни для геркулесов!). Тем не менее книга продолжает быть актуальной как критика человеческой натуры, ее самых мелких и низких сторон. К тому же Фридрих был одним из немногих людей, в котором выкристаллизовалось не время его фактического проживания, Германия конца 19-го века, а вся цивилизация в целом. И мы можем воспользоваться ею как увеличительным стеклом, чтобы взглянуть на историю ретроспективно. Разгадав же загадки прошлого, мы найдем пути к разрешению загадок настоящего и будущего.


Чтобы покрыть христианство до конца дней несмываемым позором, философ идет на все хитрости и уловки разума. Так, в одном месте, он апеллирует к буддизму. Обе религии, по его словам, родственны, обе - нигилистического толка, но буддизм во сто крат реалистичнее христианства: он не только ставит перед своими адептами похвальною задачу – гигиену духа и тела – но, в отличие от христианства, достигает ее согласно строгим законам физиологии, в то время как христиане, путем сострадания, навлекают на мир и себя еще больше страдания, оставаясь вечными заложниками пустой абстракции. - «Бог», «дух», «Царство божие», «грех», «искупление» - по всей номенклатуре христианских понятий, — по его жрецам, проповедникам и философам, — Ницше проходит неумолимым бульдозером. Естественно, его ненависть вызывает Кант с его «вещью самой по себе» и «категорическим императивом» - со всей его, не заслуживающей снисхождения слабостью: навязать во что бы то ни стало природе моральность. В природе морали нет, — таков тезис Ницше, — но ненависть к природе, прежде всего природе Человека, с его известным несовершенством и страстями - вот основа христианского учения и причина появления близких к нему философий ресентимента. Он изгаляется над Кантом с немалым, доставляющим ему удовольствие энтузиазмом. В принципе, ответить на вопросы, которые ставит Ницше – затруднительно. «Откуда весь этот бред?». Он знает откуда.

Одной из двух центральных фигур повествования является, естественно, Христос; в этом случае Ницше силится разгадать его «тип» чисто психологически; он утверждает, что посредством бесконечной пропаганды Церкви – образ Искупителя подвергся чудовищному искажению (естественно, я воздержусь в этом случае от оценок Ницше как психолога).

Посмеиваясь в кулачок и прежде всего над Ренаном с его «le grand mattre en ironie», Ницше рисует первозданный образ. Парадокс, но факт: ближе всего к его трактовке Евангелие и личности Спасителя - Лев Толстой. - «Непротивление насилию», непротивление чему-либо вообще – олицетворяют в основном Христа, и «Царство божие» – и тот и другой воспринимают приблизительно одинаково - никак потустороннюю реальность, противоположную посюсторонний миру, а как обыденную реальность, как действие, поступок, самоощущение, прошедшие через определенное сито чувств. Разница в другом: граф признает за всем этим высшую ценность, Ницше отрицает какую-либо ценность вообще и видит в этом декаданс (упадок); слово «декаданс» обладает изумительной «заспамленностью»: оно звучит в книге не десятки, а сотни раз: «декаданс» и «христианство» по Ницше синонимичны.

Однако, серьезной ошибкой будет видеть в Ницше – борца с Христом, борца – с Нагорной проповедью, с «благой вестью». Нет, он борется на страницах «Антихриста» именно с Церковью, не забывая, разумеется, разграничить истинное «евангельское» христианство с его «обезображенным» церковным подобием. Но делает это не из прекраснодушных соображений – плевал певец Диониса на прекраснодушие – а для того, чтобы нанести как можно более сокрушительный удар. И, действительно, мы чувствуем его с содроганием. Прелестник и соблазнитель – он так опасен для тех отнюдь не бездуховных неучей, которые под сенью церкви, догмата, формулы, символа, ритуала - по не понятным для него соображениям - вдруг не без нахальства заявляют свои претензии еще и на то, чтобы считаться учениками Христа. И опять вспоминается именно за это преданный анафеме Толстой... Толстой был христианином-евангелистом, Ницше – его противоположностью, но их объединяет не только протест против Церкви, но даже ряд важнейших причин: некоторые аргументы «Антихриста» просто тождественны с некоторыми аргументами «Воскресения».

Христос, по Ницше – второй Будда, к которому нравится он или нет, надо относиться с уважением, но христианство – не то что не буддизм, а что-то противоположное... кто-то должен нести за это ответственность. И тут, как бы на волне искреннего негодования, всплывает второй (а по важности первый) персонаж скандального сочинения – отец-основатель Церкви, апостол Павел, именно на него и ему подобных направлены сотни отравленных ядом стрел «Антихриста». - Это апологеты зависти, ненависти, мстительности. - Это они перевернули Евангелие вниз головой, превратив «благую весть» в «весть дурную»:

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор 1,20 сл.).

Это откровение Павла (я так сужу сам и на основании собственной выборки) наиболее репрезентативно и дает возможность понять, на что именно восстал Ницше и что именно подразумевал, когда говорил о христианской морали - как о морали ресентимента, то есть морали - аморальной, вне этики, вне естественного закона, презренной и заслуживающей смеха со стороны. Перечитайте это отрывок раз или два внимательно, прочувствуете его нерв, «идею» – и вы невольно станете симпатизировать Ницше, независимо оттого разделяете вы его взгляды или нет. – «Они» подменили красоту - уродством, достоинство – низостью, ум – глупостью... По-моему, этот фрагмент невозможно понимать иначе. Более того: «они» дошли до того, что приписали это желание Богу: Бог страждет уродства, глупости, низости; противоположности этих вещей в Царстве Божием нежелательны, если вообще возможны, — так истребим же эти вещи в других, ибо в нас их никогда и не было. - Такая постановка проблемы вводит Ницше в интеллектуальное бешенство...

Что происходит далее и в целом на страницах «Антихриста», так это столкновение лоб в лоб так называемой аристократической морали и морали чандалы, — но я хотел бы бежать куда подальше от этой основной темы книги. Она нисколько непрезентативна, ибо подобное столкновение происходит у Ницше перманентно и в течение всего периода творчества, так как является одной из возлюбленных тем: у него есть книги, посвященные исключительно этому, «К генеалогии морали», например. А во-вторых, я сам не люблю мораль в любом виде и под любыми соусами. Ибо если взять любого моралиста, прошлого и настоящего, и хорошенько встряхнуть – то, вместе с грохотом костей из него повывалится основание всех его мнений – ненависть к человеку; он никогда не был в состоянии скрыть от себя и других это господствующее в нем чувство. «Я ненавижу» - было всегда написано на его толоконном лбу: и ему нужен был Бог, Высший суд, ад, Царство небесное, грех (или даже «не грех») – чтобы оправдать эту несправедливость по отношению к людям и сделать свою жизнь хоть до какой-то степени сносной. Подобный свинье – он не хотел считаться свиньей и требовал тогда, как он считал вполне справедливо, называть свое болото - золотом. И когда это случалось – а это происходило всегда – он с удовольствием хрюкал и закатывал поросячьи глазки в изнеможении. - Но нет ничего омерзительней человеческой свиньи, — разве только что свинья самообожествленная.

В некоторых отношениях Ницше перегибает палку. Так, допустим, его отповедь состраданию не выдерживает критики. Есть, конечно, правда в том, что человек абсолютизировавшей сострадание по необходимости гибнет. Но есть правда и в том, что человек не может не сострадать. Сострадание не является выдумкой столь ненавидимого Ницше христианства, оно не является производной от какой-либо известной в прошлом или в настоящем религии, оно вне религии и даже вне этики. Тут абсурдны какие-либо понятия; абсурдны За или Против. Поскольку человек страдает – он и сострадает путем обыкновенной и вовсе незазорной эмпатии. Более того здесь нет зачастую кого-либо эгоистичного расчета: «Я сострадаю тебе, ты – сострадаешь мне», — ведь нормальный человек сострадает и животным, которые ничего не могут дать ему в обмен на это: собакам, кошкам, лошадям. Сам Ницше свихнулся тогда, когда извозчик на улице Турина избивал лошадь плеткой, а Фридрих хотел ему помешать, — это говорит о том, что если философ был бы прав на сто процентов в негативном рассмотрении сострадания и приписывании его исключительной роли христианству, мы могли бы сказать, – «Ницше – христианин», — но Фридрих перевернулся бы в гробу после этой абракадабры.

Но, в целом – он прав.

Лучшее, что есть в Ницше, в этой книге и в том, что он дал человечеству – это осознание, что г... – это г..., другими словами, что не стоит врать себе и другим...
... в принципе, краеугольный камень его этики: БЫТЬ ЧЕСТНЫМ; многое, что приписывается ему или что он действительно говорил, поддавшись соблазну, следует приписать врожденному лицедейству, — ведь Ницше был не только великим философом и писателем, помимо всего прочего, он был еще великим артистом: знал это, пользовался этим... А мы ведь знаем актеров.

В обществе творжков и Горы трансцендентного Творога, застлавшей глаза и помутившей разум многим, — учение о честности к самому себе на данный момент актуально.
Общее впечатление Предпоследняя книга великого Фридриха
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву82

Dkaorvianla
Давно есть в списке на прочтение, но всё никак не соберусь)
Комик Артур
Соберитесь. Но лучше подготовьтесь - и прочтите у него, что-нибудь прежде.
barmatolog
Посоветовал бы ей лучше курочку рябу читать, а я эту гадость даже в руки не возьму мне моё душевное здоровье дороже
Комик Артур
Сладость - не гадость.
Смурфик МММ
"Так говорил Заратустра "- единственное, что читала у Ницше…
Комик Артур
Трудно понять, что в виду имеет, не почитав прозы.
Kirara2022
Мне кажется, параллельно вы свою книгу написали)
Комик Артур
Нет. Вы можете осведомиться у специалистов по Ницше. Все они подтвердят мои слова. В матчасти - шарю.
mscsf
Думаю это был просто комплимент, а не критика)
Комик Артур
Да? Что ж, спасибо, что разъяснили: порадуюсь. И все ж, что-то мне подсказывает - это будет самый обходимый мой стороной отзыв. Не для сети писал.
mscsf
Ну такую серьезную литературу плюс и на такую тему, не так много кто и читает, логично. Хотя думаю, отзыв все же будет популярен)
Alladar25
Это чувствуется, что не для сети.
Спасибо
Комик Артур
Три с половиной тысяч знаков: для рецензий, очерков, статей, отзывов. Пять - десять для любой художественной прозы. Не больше.
Но в основном в сети читают стихи. Авторы должны бежать из сети, если, конечно, они авторы.
Анна Бакс
Мне Ницше очень тяжело читать, Спиноза проще
Комик Артур
Вряд ли. Учитывая, что его "Этику" понять может только математик.
Анна Бакс
Я - не математик) от слова - совсем))
Ив Елена
Как интересно вы написали!! О Ницше я знаю, но читать его мне никогда не хотелось, теперь, после вашего отзыва стало очень любопытно, очень. Но не слишком ли тяжело он заходит, вот в чём вопрос…
Комик Артур
Мнем очень легко. Любимый писатель. Другим - не знаю. Судя по отзывам - чрезвычайно тяжело. Кроме меня и Латифундии никто никогда о Ницше ничего не смог сказать в сети. Почему, для меня до сих пор загадка. Он глухая стена для очень многих глаз. Хвалят - и ничего не понимают; первый раз такое в жизни встречаю.
Ив Елена
Ницше - филосов, а философию читать, а тем более понимать может далеко не каждый… вот и я не решалась его читать, но попробую, обязательно попробую )
Комик Артур
Он он очень крутой писатель, не только философ. Не Лейбниц там…
Svetdana F
Разверните, пожалуйста термин "Честный ". Не очень понятно, как Вы его трактуете.
Комик Артур
Просто не врать, как это делают люди, на этом сайте, на других, на телевидении, в жизни… Врать сегодня 11-ая заповедь. Достали уже маленькие и большие лжецы. "Не нае… - не проживешь" . - Это не моя истина.
Svetdana F
Понятно. Вранье, как бизнес. А честность как противоположное состояние. У меня другой ракурс. Честность как образ жизни. То есть перед собой, а не на публику.
Комик Артур
Ну, если перед собой, то почему б потом и не на публику)) ахах…
Я в этом смысле, не особо принципиален. Но перед собой надо. К другим же от степени их достоинства и возможности, умения сносить честность. Некоторые авторы, к примеру, на этом сайте, прямо-таки требуют лжи, чем доставляют мне немалый дискомфорт. Есть три варианта действия: потакать, сказать правду, проигнорировать. Но сама вариативность, возможность выбора, говорит за то, что, во всяком случае, к самому себе я честен и потому у меня есть возможность выбирать: соврать или поступить иначе. И все воспринимается куда болезненнее в зависимости от увеличения к тому или иному человеку эмпатии. Чем больше - тем обиднее врать и в то же время - куда больше на это шансов.
Svetdana F
То о чем Вы рассуждаете это не честность, а синдром учителя. Зачем оценки выставлять. У каждого свой взгляд на жизнь. Многие не знают как на самом деле поступить. Не у всех совесть развита и страшно быть самим собой. Но если честный для себя, то можешь и себя простить и окружающих понять.
Blondie8
Мне у Ницше только Заратустра читался с интересом. Пробовала читать другое- ум за разум заходил. Вот прямо ощущала предпосылки его будущего безумия.
Комик Артур
Никогда ничего подобного у него не чувствовал.
Kristina Mays
Читала) Когда-то… Давно.
Но не эту книгу)
Комик Артур
Ну хоть что-то читали. Многие только имя слышали скандальное.
Kristina Mays
Да я самую известную и читала)) Про Заратустру и Сверхчеловека))
В принципе - есть интересные мысли там. Есть))
Мне особенно близка идея, что не существует добра и зла в чистом виде) Ну или по-другому) не бывает в природе ничего "чисто белого" и "чисто чёрного") Всё зависит же от восприятия конкретного человека))
Ну и за "плётку" немного обидно :))
Часто эту фразу наглым образом вырывают из контекста и трактуют каким-то нелепым образом)
Комик Артур
Не стоит вырывать что-либо из контекста. И уж точно не стоит обращать внимание на что-то вырванное из контекста.

"Заратустру" читал. Много я у него чего читал.
Eugenie1969
Для меня всегда христианство было запредельной честностью. Что до "моралистов", то это слово общее и расплывчатое. Люди из группы Реалисты, батюшки со Спаса и то люди разные. Светские? Тем более кто во что горазд. Любая честность нерелигиозная может оказаться той же ненавистью, что и ненависть моралиста видимого и поверхностного.
Но про Ницше ничего не скажу. Чтоб браться его читать, надо было годами читать то, что было до него, вокруг него, после него. Поздно. В отрыве читать вредно, не буду, наверное.
Комик Артур
Для меня религия за спиной. Все религиозные люди, которых встречал, были мне чрезвычайно неприятны - худшие из людей. Но для меня она в прошлом. Сейчас есть нечто иное, куда хуже религии, но имеющее (в дальнейшем) с ней какую-то корреляцию.
Eugenie1969
Не знаю. У меня были стычки, и я до сих пор зла на тех людей, но понимаю, что они были правы, а у меня от гордости всё.
Может, Вам не повезло? Или слишком высокие требования именно к религиозным?
Я встречала там немало потрясающих, незабываемых. Но все они были внизу иерархии и не стремились наверх. Девочки, женщины, старухи, священники… такие добрые, сильные и умные. Не думаю, что я неспособна отличить незабудку от дерьма) Просто мне там места нет. Грехи не пускают)
Комик Артур
Но если считать, что у вас "все из-за гордости", - то можно увероваться в самую абсурдную идею. Я не встречал. А на людей мне клеветать незачем.
Eugenie1969
Просто опыт разный.
Prairieflower
Хорошие люди - это чаще обманутые люди, которые и сами обманывают просто потому, что не могут понять, где правда.
омега 5000
Ницше больше публицист, со своим мнением на окружающую действительность, чем философ…
Комик Артур
Он превратил философию - в искусство. Все последующие философы чтили его высоко. Бертран Рассел ставил вровень с Будой. "Антибуда". Так что не просто публицист.
омега 5000
Сколько людей, столько и мнений…
MOTORISTKA
Отзыв сильный и интересный. Но никогда не читала данного автора… Согласна, что под прикрытием христианства в мире, творится много непотребных дел. Разве что "слепой" не заметит. А насчет эмпатии - это присуще только здоровым людям. Те же нарциссы и психопаты не способны проявлять её к человеку(а их сейчас много), в то время как часами рыдают над раздавленным кузнечиком…
Комик Артур
Я не психопат и не нарцисс. Много чего непотребного твориться в мире под разными предлогами. Далеко не ко всем из этих дел приложила руку религия. Европейское образование отдалило ее на второй план, функции в основном декоративны. Воспринимать или не воспринимать, мне кажется, уже дело не веры, а вкуса.
MOTORISTKA
да я и не о Вас говорила… поделилась тем, с чем в жизни столкнулась. Вы сами говорили, что мы судим о себе при помощи других. Я сама испытываю дефицит эмпатии к людям. а животных очень люблю А на счё религии не вкладывала в ответе такой вселенский масштаб. не принимайте на свой счёт. всё гораздо проще))
dmiddd
Мне кажется, туринский эпизод подтверждает учение Ницше о вреде сострадания для жизни. В первый раз в жизни бедолага Фридрих посострадал лошадке и сразу же оказался в дурке. Лошадиная доза сострадания почти мгновенно снесла гиперборею разум.
Комик Артур
Нет. Признаки психического расстройства наблюдались продолжительное время. Может полгода. Точно не знаю. Эпизод с лошадью был последней каплей. У него был сифилис. И в связи с этим многие подозревают сифилис мозга. Описания же больше напоминают гебефрению. Сейчас можно только гадать.
dmiddd
Ясперс (психиатр и философ) считал, что 1888 год Ницше закончил психически здоровым человеком. Случай в Турине был 07.01.1889. Версия с состраданием к лошадке и его последствиями вполне рабочая, хоть и несерьезная.
Комик Артур
У него было какое-то нервное расстройство, но во всех известных текстах до последнего (в "Ессе Хомо", кстати, уже что-то "бродит") признаков шизофрении я не нахожу. И когда пишут, что он был болен, писал оттого бред, то это, естественно, неправда.
Prairieflower
Многабукав, но концовка - огонь :)
Комик Артур
Спасибо, что прочитали хотя бы концовку. Не ерничаю. Сам бы я и читать не стал.
hob200
Будь бы я в Вашем родном городе проездом али как я бы хотел часик-два быть Вашим собеседником? (слушателем). Сам-то я молчун, а Вас бы послушал. Интересно)
Комик Артур
Меня почему-то бандиты обожают в жизни выслушивать. А вот обычным людям, обывателям я в жизни почему-то неинтересен. Хотя за бутылкой - и им интересен.
hob200
Меня за бутылкой почему-то бандиты любят выслушивать (иногда не любят - цепочки там рвут, морду бьют). Это было ранее в 90*е.
Обычным людям я интересен когда я сам себе интересен.
vlalykin
бедняга стал философом возможно именно потому, что болел этой нехорошей болезнью
Комик Артур
Нет. Все было не так. Но вы вольны думать как угодно.
Dmitr2021
Когда-то знал эту книгу, как "Антихристианин". В институте даже доклад по ней делал на факультатив по философии. Много в ней спорных моментов, но, как говорится - "я художник - я так вижу". Неблагодарное занятие - спорить с давно умершим философом. Что он имел в виду под тем или иным высказыванием, мы можем только гадать, а при этом - сколько людей, столько и мнений.
Комик Артур
По-моему ничего "гадать" в Ницше не надо, самое главное - ясно. Но Ницше надо читать, изучать… быть бдительным. Не давать ответы на вопросы, поставленные им, горячо и поспешно. И вообще он не для сети, с ее дурашливостью и желанием бессознательным всех и каждого соответствовать тем или иным форматам.
Nataly8april
По Ницше ничего не скажу, не читала именно это произведение. Но религия, независимо от конфессии, гениальное и очень полезное "изобретение" человечества. А то, что с этим понятием делали (и продолжают делать) отдельные представители хомо сапиенс на протяжении веков, прикрываясь его знамёнами (истребляли миллиарды иноверцев, другие нации, даже своих, если им казалось, что эти свои - заблудшие души), так это на их совести, расплата часто наступала уже на этом свете. Даже в наши дни религиозные группы очень неоднородны, есть истинные верующие, чистые и добрые, а есть с затуманенными пропагандой мозгами. Если говорить о нашей стране, то у меня есть непопулярное мнение, что вера никогда не была так сильна, как в годы советской власти, когда были гонения, разрушения храмов, уничтожение неугодных священников и встраивание в систему псевдопопов, лояльных власти. Эффект запретного плода, видимо. Знаете, сколько тайно крещённых в Совке было? Почти всё моё окружение, все родные, знакомые, кого ни спроси… Меня тайно крестили… Я видела иконы и лампады в московских квартирах, не говоря уже о периферии: весь север страны, откуда у меня часть предков, молился и соблюдал, тихо, у себя дома… Последние 30 лет происходило показное возрождение, но это ужасная подмена, суррогат христианства, помпезная позолота, за которой - пустота в лучшем случае, в худшем - жестокость и нетерпимость.
Комик Артур
Если честно мне эта тема не особо интересна. Я безразличен к религии. И я не вижу, чтобы она влияла серьезным образом на общество в каком-либо смысле, положительном, негативном. Там, где есть европейское образование – там ее повсюду подвинула наука. Если европейское образование явится на Востоке: буддизм, ислам, индуизм – тоже поблекнут. Физику и Бога очень трудно совместить в душе. Сейчас функции религии во многом декоративны. И вопрос веры, как я вижу по людям, это зачастую вопрос вкуса. У меня слишком утонченный вкус, чтобы быть религиозным, к тому же меня никогда не цепляла сентиментальность Православия. Кое-кто ставит ему в упрек, что большую часть своей истории оно являет симбиоз с государством. С другой стороны, почему-то забывается, что в отличие от Католической церкви оно неповинно в прошлом в многочисленных грехах, инквизиции, преследованиях, в сомнительных политических играх и так далее. Классическая религия, ее власть над человеком, обществом, может вернуться лишь в том случае, если образование вдруг рухнет, наука поблекнет, вернутся предрассудки и фанатизм… Десять-двадцать атомных бомб вполне могут организовать пробел в человеческой истории, пробел в человеческом образовании, на выжженной земле – явятся новые миражи, и среди них новые или старые, реформированные религии. Я вам говорил, кажется, что нью-эйджер, у нас тоже есть что-то вроде веры, но, к счастью или к несчастью, нет ничего, чтобы напоминало религию. Скорее всего и не будет. Мы слишком независимы для этого, слишком разные, нас объединяют разве только изумрудные сны.
Nataly8april
"…в отличие от Католической церкви оно (Православие) неповинно в прошлом в многочисленных грехах, инквизиции, преследованиях, в сомнительных политических играх и так далее". Неужели? У нас была своя инквизиция, не хуже европейской. Один Иван Грозный чего стоит… Впрочем, я уже об этом сказала выше - отдельные личности взяли хорошую идею и замарали её своими зверствами…
Про декоративность религии. Это было бы великолепно, если бы ограничились только декоративностью, но они пытаются задействовать этот суррогат в своих идеологических играх.
Комик Артур
Вам кажется (это я понимаю, не по этому комменту, а по очень многим с вашей стороны), что развитием общества в нашей стране и, возможно, в мире, занимаются различные партии в широком смысле слова; вы принадлежите одной партии, кое-кто другой, диалектика развития строится таким образом на столкновении интересов, борьбе. При этом есть хорошие и плохие. Честные и бесчестные. Но именно они и только они, определяют будущее в этой стране и в мире. Раньше так и было. Но нынче – это устаревший взгляд, свойственный всем интеллигентам; в нем чувствуется запах газет и мельтешение в глазах петитов. Никто ничего нынче не определяет: ни партии, ни засевшие, не буду говорит где, чудовища, - это даже не могут сделать нынче гигантские корпорации, такие как Китай, США, России. Мы перешли черту, которую почему-то никто не заметил. Будущее этого мира определяют гигантские, никем не контролируемые потоки информации, - неконтролируемы нынче никем вообще. То, что сможет их проконтролировать и будет решать, каким будет в двадцать первом веке мир, будут ли существовать религии, будет ли демократия (последнее, конечно, вряд ли), будет ли вообще существовать человек или его поведут за ручку на алтарь заклания. Если разбить магический шар массовых галлюцинаций, переходящих в массовые неврозы естественным путем, вроде КОВИДА – мир окажется не таким, каким он сейчас многим кажется.
Nataly8april
И тут не согласна. КОВИД - никак не естественный вирус, а изобретённый. Хотя и тут нет уверенности. Это своего рода пробный шар, глобальный эксперимент по контролю, ограничению. Схавают или нет? Будут сопротивляться или покорно поверят. Знаете… впрочем, не буду делиться, а то опять в чём-то обвинят или ещё в психушку посадят. )) Но свои наблюдения я сделала ещё до пандемии, были кое-какие непонятные вещи. Я точно согласна с некоторыми экспертами, что мир изменился в эти последние 4-5 лет и прежним не будет уже никогда. А контроль информации уже на подходе. Даже, наверное, не контроль, а жёсткое блокирование. Впрочем, что нам до мира, мы в своей стране сейчас… Осень будет тяжёлой… Хорошо, если моя интуиция меня подведёт…
Alladar25
Лет дцать назад начинала читать "так говорил…", но не смогла-слишком напоминал мне библию
А что скажите о "человеческое, слишком человеческое", которое критиковал Вагнер?
Комик Артур
Когда я только начинал писать, написал на него отзыв. Можете прочесть. Автор Латифундия. Но не корите меня за отсутствие на тот момент формы и нечитабельность.
Alladar25
"забанен. По желанию автора"?)))

Спасибо, нашла и почти созрела на прочтение
А насчет "нечитабельности" - это вы зря, авторский стиль угадывается
Комик Артур
Ага. Забанили, потом разбанили. Но заблокировали, потом разблокировали. Но всех всех наград и бонусов и денег и уважения местной публики лишили… Но я не обижаюсь. Я им лучше мстить буду.

Ну не было у меня тогда никакого стиля. Из отзыва в отзыв менял. Да и сейчас меняю. Часто. Легче пишу просто. Пять минут - готово, пять минут - готово. Иначе тогда было.
Alladar25
Вспоминается старая присказка "не спеши мстить, посмотри как это красиво сделает жизнь"))))
А впрочем, вы отлично мстите)
Пойду дальше знакомиться с умными книгами по вашим отзывам)
JannaSama
есть две теории происхождения человека от обезьяны и от вышестоящей по уровню развития цивилизации, первое так же устарело, как и труды великого идеолога Германии
честность понятие относительное: как вы скажете, к примеру, больному раком своему родственнику, что ему осталось две недели
Комик Артур
Но Ницше не был идеологом чего бы то ни было. Он одновременно не мог терпеть ни левую, ни правую идею. Он выражался и не раз на страницах своих книг с отвращением и об антисемитах, и об националистах. Он не был даже патриотом и смеялся открыто над современной ему Германией. Он ратовал за Евросоюз; он был убежден, что Евросоюз – неизбежен, доказывал это. Но вы всего этого вероятно не знали, думали он был наушником Геббельса, его таинственным мистическим суфлером, да? Все это не так. Но для современного общества он действительно враг, но совсем по другой причине: он стоял за кастовость, за аристократическое общество в ущерб демократическим ценностям. Подчеркиваю – не за тиранию, а за аристократию, то есть за политический строй, которому, если взглянуть в прошлое, много тысяч лет. Он был консерватором во всем.
Комик Артур
Честность к самому себя (я об этом говорил) редко, но все же иногда подразумевает ложь другим.
Кэсси
Сложная и вместе с тем интересная тема. Было увлекательно ознакомиться как с трудом автора, так и с мнением комментаторов, спасибо!
Комик Артур
Спасибо, что ознакомились с моим мнением и мнением комментаторов.
Чтение-страсть
Воздержусь от дискуссий , но один момент исправьте , понимаю , что это описка , но портит всё впечатление - конюшни Авгиевы , никакой Авдей здесь ни при чём .
Комик Артур
У меня сосед Авдей. Коней разводит, скакунов, чтоб детишек катать на водопады. Я о его конюшнях упомянул.
Чтение-страсть
Ну надо же ! Вы бы тогда уточнили , чтобы мы юмор оценили - тем более геркулесы упомянуты…Бизнес красивый , если серьёзно , успеха Вашему соседу , но вряд ли у него как у Авгия - сейчас конский навоз не залёживается (((: У нас , во всяком случае , запись в ближайших конюшнях и всё до соломинки выскребут !
Комик Артур
Попахивает оттуда сильно, если честно, когда ветерок набежит.
Чтение-страсть
Бизнес не только красивый , но и ароматный !
гИдРА
Мда.Не созрел,видимо, мой мозг для философии. Жаль. Навряд ли отважусь почитать…
ИрэнДругая
Боже мой, какой отзыв. Шедевр. А ,какие комментарии. Я почувствовала себя совсем тупой . Вами зачитываюсь всегда.
Комик Артур
Спасибо. Чрезвычайно лестно.
zafiridi2019
Да вы и сами философ ))) Отзыв можно разобрать на цитаты. ))
Комик Артур
Не совсем философ. Но в матчасти шарю.
Спасибо.
1 Валентина
У меня тоже давно на заметке,может когда нибудь доберусь.