Отзыв: Книга "Мир русской деревни" - Марина Громыко - Непривычная русская деревня
Достоинства: Новый подход, преодоление стереотипов
Недостатки: Научная книга, достаточно сложный язык
Марина Михайловна Громыко – советский и российский историк и этнограф, специалист в области истории Сибири, доктор исторических наук. В своей книге «Мир русской деревни» она описывает жизнь русских крестьян в XVIII, XIX и отчасти в XX веках. Автор рассказывает о богатстве знаний и интересов крестьян, об их умениях и навыках, использующихся в работе, о социальной и духовной стороне жизни крестьян. В книге содержится много конкретных примеров, позволяющих увидеть и лучше понять интересы и умения русского крестьянина. Целью работы Громыко было желание показать абсурдность некоторых утверждений о крестьянах, бытовавших в науке и среди простого народа. В ее книге ставятся под сомнения тезисы о «темности» крестьянства, повальной безграмотности и нежелании воспринимать новые знания, забитости и скудости знаний.
Каждая глава работы посвящена определенной теме, в которой автор старается опровергнуть устоявшиеся стереотипы. После прочтения данной книги у Вас точно будет несколько другой взгляд на русскую деревню, так как Вы поймете всю глубину имеющихся у крестьян знаний и духовно-нравственного опыта. Сразу скажу, что я могу порекомендовать эту книгу всем интересующимся русской историей, но предупрежду сразу - это научная работа, поэтому язык достаточно тяжелой. Однако, если к нему приноровиться, то Вы узнаете много нового и итересного)
Основные моменты, к которым пришла Марина Михайловна в своей работе:
1) Крестьянство обладало мощным массивом хозяйственных знаний. Эти знания, которые были накоплены путем долгого коллективного опыта, позволили русским крестьянам приспособиться к различным географическим условиям на территории нашей страны.
2) Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы, детальными наблюдениями и знаниями о ней. Эти знания были теснейшим образом переплетены с хозяйственными задачами и делами русского крестьянина. Однако нельзя сводить это только к производству, связь крестьянина с природой составляла богатую часть именно духовного мира крестьянина, часть крестьянской культуры.
3) Несмотря на богатые сельскохозяйственные знания крестьян, основанные на внимательном отношении ко множеству обстоятельств и учете большого количества местных факторов, для успешной деятельности крестьянам было необходимо добросовестно выполнять сложные приемы, поэтому трудолюбие и добросовестность пронизывают весь крестьянский хозяйственный опыт.
4) Крестьянская община была демократична, что выражалось в том, что жители деревни по своему усмотрению решали множество вопросов и проблем, в чем и проявлялось умение общины сочетать индивидуальные интересы с коллективными.
5) Семья была основой жизни крестьянина. Важнейшую роль для успешной крестьянской деятельности играло трудовое воспитание членов семьи, включающее постепенное и естественное подключение детей и подростков к хозяйственным работам. Кроме того, семья была и регулятором нравственного поведения молодых людей, прививая детям особые моральные и нравственные нормы.
6) Через общину и семью шла и передача традиций в пении, устном творчестве, праздничной культуре, прикладном искусстве. Яркие личности не только проявлялись в хозяйственных делах, но и раскрывались в художественном творчестве. В посиделках и хороводах молодых людей шел непрерывный процесс обучения пению, танцам, играм – подключения следующей возрастной группы к культурному достоянию крестьянской общины. Новые певцы, танцоры добавляли в искусстве что-то новое, поэтому мы имеем такое большое количество разнообразных крестьянских игр, танцев, обычаев, песен, сказаний и других произведений народного творчества.
7) Крестьяне желали учиться, о чем говорит распространенная практика приглашения в общину учителей для обучения детей чтению и письму или по-стройки крестьянами на свои средства школ. Об уровне грамотности среди крестьян говорит и тот интерес, который вызывали у крестьян произведения книжной литературы: религиозные тексты, лубочные произведения, сочинения классиков.
8) Крестьянские интересы распространялись далеко за пределами их родного селения. Их интересовали крупные политические события, воины с соседними странами, смены монархов, подготовка реформ. Вместе с представлениями о разнообразных событиях современности в крестьянской среде была память о значимых исторических событиях, которые ими оценивались с позиции интересов своей Родины.
Главный вывод, который в своем исследовании делает, М. М. Громыко заключается в том, что необходимо отказаться от высокомерно подхода к крестьянину и к большей части российского народа в ту эпоху в целом. Крестьянство, как показывает Громыко, обладало богатыми хозяйственными знаниями, имело богатую духовную культуру, создало достаточно сложные социальные объединения, что не позволяет высказываться о них как о темном, невежественном, безынициативном народе, который ни на что не был способен. Крестьянство нуждается в подробном изучении, для чего необходимо отбросить все господствующие в обществе по поводу него стереотипы.
Каждая глава работы посвящена определенной теме, в которой автор старается опровергнуть устоявшиеся стереотипы. После прочтения данной книги у Вас точно будет несколько другой взгляд на русскую деревню, так как Вы поймете всю глубину имеющихся у крестьян знаний и духовно-нравственного опыта. Сразу скажу, что я могу порекомендовать эту книгу всем интересующимся русской историей, но предупрежду сразу - это научная работа, поэтому язык достаточно тяжелой. Однако, если к нему приноровиться, то Вы узнаете много нового и итересного)
Основные моменты, к которым пришла Марина Михайловна в своей работе:
1) Крестьянство обладало мощным массивом хозяйственных знаний. Эти знания, которые были накоплены путем долгого коллективного опыта, позволили русским крестьянам приспособиться к различным географическим условиям на территории нашей страны.
2) Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы, детальными наблюдениями и знаниями о ней. Эти знания были теснейшим образом переплетены с хозяйственными задачами и делами русского крестьянина. Однако нельзя сводить это только к производству, связь крестьянина с природой составляла богатую часть именно духовного мира крестьянина, часть крестьянской культуры.
3) Несмотря на богатые сельскохозяйственные знания крестьян, основанные на внимательном отношении ко множеству обстоятельств и учете большого количества местных факторов, для успешной деятельности крестьянам было необходимо добросовестно выполнять сложные приемы, поэтому трудолюбие и добросовестность пронизывают весь крестьянский хозяйственный опыт.
4) Крестьянская община была демократична, что выражалось в том, что жители деревни по своему усмотрению решали множество вопросов и проблем, в чем и проявлялось умение общины сочетать индивидуальные интересы с коллективными.
5) Семья была основой жизни крестьянина. Важнейшую роль для успешной крестьянской деятельности играло трудовое воспитание членов семьи, включающее постепенное и естественное подключение детей и подростков к хозяйственным работам. Кроме того, семья была и регулятором нравственного поведения молодых людей, прививая детям особые моральные и нравственные нормы.
6) Через общину и семью шла и передача традиций в пении, устном творчестве, праздничной культуре, прикладном искусстве. Яркие личности не только проявлялись в хозяйственных делах, но и раскрывались в художественном творчестве. В посиделках и хороводах молодых людей шел непрерывный процесс обучения пению, танцам, играм – подключения следующей возрастной группы к культурному достоянию крестьянской общины. Новые певцы, танцоры добавляли в искусстве что-то новое, поэтому мы имеем такое большое количество разнообразных крестьянских игр, танцев, обычаев, песен, сказаний и других произведений народного творчества.
7) Крестьяне желали учиться, о чем говорит распространенная практика приглашения в общину учителей для обучения детей чтению и письму или по-стройки крестьянами на свои средства школ. Об уровне грамотности среди крестьян говорит и тот интерес, который вызывали у крестьян произведения книжной литературы: религиозные тексты, лубочные произведения, сочинения классиков.
8) Крестьянские интересы распространялись далеко за пределами их родного селения. Их интересовали крупные политические события, воины с соседними странами, смены монархов, подготовка реформ. Вместе с представлениями о разнообразных событиях современности в крестьянской среде была память о значимых исторических событиях, которые ими оценивались с позиции интересов своей Родины.
Главный вывод, который в своем исследовании делает, М. М. Громыко заключается в том, что необходимо отказаться от высокомерно подхода к крестьянину и к большей части российского народа в ту эпоху в целом. Крестьянство, как показывает Громыко, обладало богатыми хозяйственными знаниями, имело богатую духовную культуру, создало достаточно сложные социальные объединения, что не позволяет высказываться о них как о темном, невежественном, безынициативном народе, который ни на что не был способен. Крестьянство нуждается в подробном изучении, для чего необходимо отбросить все господствующие в обществе по поводу него стереотипы.
Общее впечатление | Непривычная русская деревня |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву