Отзыв: Книга "Норма" - Владимир Сорокин - Это норма! © Елена Малышева
Достоинства: До сих пор метко, есть ирония и жесткий юмор
Недостатки: Очень специфический стиль, нету единого стержня
Владимир Сорокин, невероятно странный человек. С одной стороны, когда знакомишься с его биографией, его библиографией, основной работой. А уж тем более, когда смотришь его интервью, лекции и прочее, создается впечатление о умном человеке, который любит порассуждать о классической и современной литературе. И вообще создается впечатление о достаточно интеллигентном и сдержанном человеке с близкими мне взглядами.
С другой стороны, я прекрасно наслышан о его творчестве. Я прекрасно знаю, что есть два полярных лагеря его читателей. Те, кто искренне ненавидят его творчество, считая откровенной провокацией или того хуже. А есть те, кто говорят, что Сорокины книги - не так просты, и в них много подтекстов, смыслов, а не только соития и фекалии.
Я очень долго сопротивлялся своему желанию ознакомиться уже с творчеством Сорокина. Но мотивировало то, что далеко не глупые и умные люди нахваливали его поздние книги, что он мастерски использует приемы из классической литературы и прочее, и что многое что предсказал из нынешней действительности и советской, когда это было актуально.
И буду честен, так же была интересна сама мысль "А неужели все так отвратительно в его книгах? и там и правда неоправданная близость и фекалии? И это правда Пелевин без тормозов?"
И решил я начать с его первой серьезной работы или одной из первых. Так как автор работал над ней в самом конце 70-х, начале 80-х, и конечно при советской власти такое даже в перестройку не опубликовали, только самиздат как и другие произведения того времени. И я говорю не о "Очереди", а о "Норме". По моему мнению именно эта книга заявила о Сорокине как о писателе впервые.
И о чем же будет данная книга?
правильно было бы сказать кратко "О норме", но по сюжету, тут у нас якобы есть некий диссидент, к которому приходят чекисты и арестовывают его и забирают "Антисоветскую" литературу с таким названием и мальчик лет 13 читает его. И как бы мы вместе с мальчиком погружаемся в данную книгу, которая состоит из нескольких частей. И в одной части будет описание нормальной жизни, в другой стихи, как некий омаж классикам, в другой бытовые зарисовки обычных и самых разных граждан с поеданием нормы. и так далее.
Книга очень не равномерная, и пока я ее слушал, у меня создалось впечатление, что вообще товарищ Сорокин, соткал ее из того что было, и над чем он очень долго работал в те названные мною годы. Вообще, это очень смелое высказывание. Очень, для советских годов так вообще. Да и что уж греха таить и отчасти это эхо слышно и у нас. И я не только про "Потребление нормы" говорю, но и "нормальную жизнь". Мы все эти отголоски видим и сейчас, а кое какие возвращаются в "Норму бытия" и в этом плане Сорокин действительно высказался и художественно обыграл очень мастерски.
Но так же стоит признать, что даже я, человек который морально был готов к такой прозе, стихам, я готов признать, что стиль не всем подойдет, тут достаточно сильное смакование, много ненормативной лексики, что придает, кстати говоря, отдельный колорит. Но я могу понять людей, кого эта книга оттолкнет. Как бы мы норму не называли, все всё понимают. И в этом и прелесть и отвращение.
Но как по мне, самая большая проблема данной книги, даже не то, что она устарела, даже не то, что она уже как осколок истории, и что автор тут достаточно зло шутить и иронизирует. Это все можно принять и можно получить определено удовольствие от прочтения. Или как в моем случае - прослушивании. Так это ее разрозненность. Куски очень разные, и если одна показывает нигилизм, другая иронизирует над нормой, третья вообще пародирует стихи. Ну как пародирует. Сорокин попытался в стиль классиков поэтов. Но из этого мало чувствуется единое целое. Как будто 5 произведений в одном читаешь, при этом максимально разных. Да с единой идеей, концепцией. Не просто так это называют концептуализмом. И я это прочувствовал. Но увы, нету целостности, на мой сугубо субъективный взгляд.
Кингу, как я упоминал выше, я слушал в аудиоварианте, ее читал диктор Иван Литвинов. Я до этого слушал у него книги Ю Несбе. И я к его начитке отношусь нейтрально. Но что и там, что и тут, у него есть склонность иногда читать достаточно тихо, переход на шепот и из-за этого теряются слова. Иногда критично важные. Но отдельный плюс, что он хорошо передает интонации говорки и прочее всеми нами знакомые.
Как итог, я скорее скажу, что мне книга понравилась, чем нет, да в ней нету стержня который бы как волшебный клей склеил очень разные куски книги. Да, очень специфический стиль. Читается иногда книга "Через не хочу" и это точно, книга не для всех. И я не стал после нее прям тем "Фанатом Сорокина", но определенно точно как ни будь прочитаю его более поздние произведения типа "дня опричника" или "сахарного кремля"
С другой стороны, я прекрасно наслышан о его творчестве. Я прекрасно знаю, что есть два полярных лагеря его читателей. Те, кто искренне ненавидят его творчество, считая откровенной провокацией или того хуже. А есть те, кто говорят, что Сорокины книги - не так просты, и в них много подтекстов, смыслов, а не только соития и фекалии.
Я очень долго сопротивлялся своему желанию ознакомиться уже с творчеством Сорокина. Но мотивировало то, что далеко не глупые и умные люди нахваливали его поздние книги, что он мастерски использует приемы из классической литературы и прочее, и что многое что предсказал из нынешней действительности и советской, когда это было актуально.
И буду честен, так же была интересна сама мысль "А неужели все так отвратительно в его книгах? и там и правда неоправданная близость и фекалии? И это правда Пелевин без тормозов?"
И решил я начать с его первой серьезной работы или одной из первых. Так как автор работал над ней в самом конце 70-х, начале 80-х, и конечно при советской власти такое даже в перестройку не опубликовали, только самиздат как и другие произведения того времени. И я говорю не о "Очереди", а о "Норме". По моему мнению именно эта книга заявила о Сорокине как о писателе впервые.
И о чем же будет данная книга?
правильно было бы сказать кратко "О норме", но по сюжету, тут у нас якобы есть некий диссидент, к которому приходят чекисты и арестовывают его и забирают "Антисоветскую" литературу с таким названием и мальчик лет 13 читает его. И как бы мы вместе с мальчиком погружаемся в данную книгу, которая состоит из нескольких частей. И в одной части будет описание нормальной жизни, в другой стихи, как некий омаж классикам, в другой бытовые зарисовки обычных и самых разных граждан с поеданием нормы. и так далее.
Книга очень не равномерная, и пока я ее слушал, у меня создалось впечатление, что вообще товарищ Сорокин, соткал ее из того что было, и над чем он очень долго работал в те названные мною годы. Вообще, это очень смелое высказывание. Очень, для советских годов так вообще. Да и что уж греха таить и отчасти это эхо слышно и у нас. И я не только про "Потребление нормы" говорю, но и "нормальную жизнь". Мы все эти отголоски видим и сейчас, а кое какие возвращаются в "Норму бытия" и в этом плане Сорокин действительно высказался и художественно обыграл очень мастерски.
Но так же стоит признать, что даже я, человек который морально был готов к такой прозе, стихам, я готов признать, что стиль не всем подойдет, тут достаточно сильное смакование, много ненормативной лексики, что придает, кстати говоря, отдельный колорит. Но я могу понять людей, кого эта книга оттолкнет. Как бы мы норму не называли, все всё понимают. И в этом и прелесть и отвращение.
Но как по мне, самая большая проблема данной книги, даже не то, что она устарела, даже не то, что она уже как осколок истории, и что автор тут достаточно зло шутить и иронизирует. Это все можно принять и можно получить определено удовольствие от прочтения. Или как в моем случае - прослушивании. Так это ее разрозненность. Куски очень разные, и если одна показывает нигилизм, другая иронизирует над нормой, третья вообще пародирует стихи. Ну как пародирует. Сорокин попытался в стиль классиков поэтов. Но из этого мало чувствуется единое целое. Как будто 5 произведений в одном читаешь, при этом максимально разных. Да с единой идеей, концепцией. Не просто так это называют концептуализмом. И я это прочувствовал. Но увы, нету целостности, на мой сугубо субъективный взгляд.
Кингу, как я упоминал выше, я слушал в аудиоварианте, ее читал диктор Иван Литвинов. Я до этого слушал у него книги Ю Несбе. И я к его начитке отношусь нейтрально. Но что и там, что и тут, у него есть склонность иногда читать достаточно тихо, переход на шепот и из-за этого теряются слова. Иногда критично важные. Но отдельный плюс, что он хорошо передает интонации говорки и прочее всеми нами знакомые.
Как итог, я скорее скажу, что мне книга понравилась, чем нет, да в ней нету стержня который бы как волшебный клей склеил очень разные куски книги. Да, очень специфический стиль. Читается иногда книга "Через не хочу" и это точно, книга не для всех. И я не стал после нее прям тем "Фанатом Сорокина", но определенно точно как ни будь прочитаю его более поздние произведения типа "дня опричника" или "сахарного кремля"
Время использования | Октябрь 2023 |
Общее впечатление | Это норма! © Елена Малышева |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7
Как бы мы норму не называли, и как бы новые нормы нам не навязывали…