Отзыв: Фильм "Бетонная утопия" (2023) - «И последние станут первыми», или Ноев ковчег по-корейски
Достоинства: Драматизм, актуальность, глубина, актёры, оператор
Недостатки: Некоторая затянутость; так и не объяснили, от чего произошли разрушения
«Разбитый ковчег всплывает со дна,
И вечно жить нам, и вечно плыть нам,
Искать счастье там, где плачут даже
Иконы страшных пятиэтажек»
(Монеточка)
Какой на удивление сильный фильм! Конечно, здесь нового ничего нет, можно привести множество похожих картин, например, «Высотка»/High-Rise (2015 год), «Платформа»/El Hoyo (2019 год) или даже тот же «Треугольник печали»/Triangle of Sadness (2022 год). Формула простая: «Коллектив людей + экстремальные условия (желательно замкнутое пространство) + классовое или иное расслоение». Если нет ничего нового, тогда нужно брать виртуозным исполнением, что корейцы и не преминули сделать! Какая экспрессия, драйв, накал страстей, столкновение интересов, борьба за место под солнцем (извините, скорее, за место в многоквартирном «Ноевом ковчеге»), сатира, фарс, смелые эпизоды, узнаваемость до боли, диалектика и философия…
Чем этот фильм выгодно отличается от, допустим, «Треугольника печали», так это стройностью сюжета, чёткостью, в нём нет различных стилистических частей, бросающихся в глаза, а также проступают библейские мотивы и намёки. Эта визуальная целостность радует, даже заводит.
Итак. Произошёл какой-то страшный катаклизм, от которого все здания в округе сложились, как карточные домики… Кроме одного высокого многоквартирного комплекса. Однако, помимо счастливых жильцов этого «Эдема», уцелели и другие, видимо, те, кто оказался на улице в момент катастрофы. Они подтянулись к «Земле обетованной» и потребовали равных условий, независимо от того, кто собственник, кто богат, кто беден, у кого где прописка, ха-ха – беда всех уравнивает. Но жильцы быстренько организовались в своеобразную партию, выбрали лидера, приближённых к нему помощников и стали защищать свой кусок рая (хотя, между нами, в вечернее время окрестности напоминали больше адское пекло, геенну огненную). Знакомо, не правда ли? Беженцы беженцами, а самих себя никто обделять не собирается… Типа «мы вам тут ничего не обещали, самим нужно то самое, что вы просите…»
Но инстинкт выживания – мощная штука. Поэтому битва между «своими» и «чужими» предстоит нешуточная со всеми вытекающими: невинными жертвами, неожиданными героями, подлецами, молчунами, предателями, коалициями, разоблачением самозванцев и так далее.
Актёров знакомых много увидела, играли классно. Конечно, если вы не любите восточную манеру игры, то лучше не смотрите.
Операторская работа замечательная: ракурсы, много съёмок в движении, крупные планы.
Ну и, конечно же, спецэффекты. Без избытка, но они мощные и к месту. Потому что это не фильм-катастрофа в классическом понимании, а драматический трагифарс, социальная сатира, если угодно.
Несмотря на то, что героев множество, история как бы подана глазами молодой семейной пары и пропущена через их судьбы. Камера постоянно останавливается на их лицах, фиксируя работу мысли и последующие изменения. Удивительно, как простой, но умный человек подпадает под влияние толпы, и вот уже массовый настрой, «курс нашей партии» завладевает им… Тоже очень узнаваемо.
А эти, которые вырвались в руководители, с энтузиазмом принялись за «нелёгкое дело». И вот они уже заседают, дискутируют, принимают судьбоносные решения (так и до штамповки законов недалеко, хах), распределяют еду и воду, управляют работающими физически, составляют различные списки, создают важные службы и так далее и тому подобное… В общем, государство в миниатюре.
Никому не известные режиссёр Ом Тхэ-хва и сценаристы Ли Щин-джи и Ким Сун-нюн вроде ничего особенного не сказали, но смотришь, не отрываясь. Абстрагируясь от локаций и сюжета, можно ещё сравнить данное представление с уже легендарной лентой «Паразиты»/Gisaengchung (2019 год). Это сравнение по горькому юмору, актуальности, грустной констатации, что человечество безнадёжно и обречено…
Думаю, не случайно имя избранного лидера высотки – Ким. Скорее всего, это пародия на Северную Корею. Хотя имя-то распространённое и в Южной Корее, и наверняка ещё в каких-то азиатских странах… Может, совпадение? )))
Хорошо показали про нежданно свалившуюся на голову власть. Главный сенсей Ким в исполнении актёра Ли Бён Хона сначала так упивался, наслаждался своим статусом, аж смешно. Слаб человек, падок на лесть, оказываемое почтение и преклонение. Однако не всё так просто, тёмная лошадка оказалась, тиран проявился жёстко и кроваво, построив тоталитарный порядок, не дрогнув ни разу… А сколько таких стояло у власти в разные времена и в разных странах…
Также присутствует и камерная драма: моральные расхождения между мужем и женой начинают отчётливо проступать со временем. Мужчина оказывается более гибким, приспособляемым, договаривается со своей совестью. Женщина не такая, она видит несправедливость и откровенное зверство – и не в силах молчать, к тому же она врач, а это определённый склад характера и жизненные принципы… Красиво и трагично преподнесли дилемму под названием «Что важнее – родной человек или правда?»
Но всё же суть истории несколько в другом. Как быть массам, народу? Отдаться ли на волю преступника-главы (избранного ими же, между прочим, хоть и ошибочно), который сильной и уверенной рукой способен защитить от внешних угроз маленький мирок выживальщиков, или прислушаться к голосу разума и сердца, и избавиться от злодея, пусть даже потом это боком выйдет им самим… Тонкий лёд, однако… Заметьте, я ничего не придумала, не перенесла свои мысли о насущном на это кино. Нет, я именно УВИДЕЛА то, что хотела показать съёмочная команда. Так что же делать? Вступить в стройные ряды организованной… гм, банды или стать маргиналом, уйти в свободное плаванье и «просто жить» (финальная фраза). И это знакомо, не правда ли? ))
И вечно жить нам, и вечно плыть нам,
Искать счастье там, где плачут даже
Иконы страшных пятиэтажек»
(Монеточка)
Какой на удивление сильный фильм! Конечно, здесь нового ничего нет, можно привести множество похожих картин, например, «Высотка»/High-Rise (2015 год), «Платформа»/El Hoyo (2019 год) или даже тот же «Треугольник печали»/Triangle of Sadness (2022 год). Формула простая: «Коллектив людей + экстремальные условия (желательно замкнутое пространство) + классовое или иное расслоение». Если нет ничего нового, тогда нужно брать виртуозным исполнением, что корейцы и не преминули сделать! Какая экспрессия, драйв, накал страстей, столкновение интересов, борьба за место под солнцем (извините, скорее, за место в многоквартирном «Ноевом ковчеге»), сатира, фарс, смелые эпизоды, узнаваемость до боли, диалектика и философия…
Чем этот фильм выгодно отличается от, допустим, «Треугольника печали», так это стройностью сюжета, чёткостью, в нём нет различных стилистических частей, бросающихся в глаза, а также проступают библейские мотивы и намёки. Эта визуальная целостность радует, даже заводит.
Итак. Произошёл какой-то страшный катаклизм, от которого все здания в округе сложились, как карточные домики… Кроме одного высокого многоквартирного комплекса. Однако, помимо счастливых жильцов этого «Эдема», уцелели и другие, видимо, те, кто оказался на улице в момент катастрофы. Они подтянулись к «Земле обетованной» и потребовали равных условий, независимо от того, кто собственник, кто богат, кто беден, у кого где прописка, ха-ха – беда всех уравнивает. Но жильцы быстренько организовались в своеобразную партию, выбрали лидера, приближённых к нему помощников и стали защищать свой кусок рая (хотя, между нами, в вечернее время окрестности напоминали больше адское пекло, геенну огненную). Знакомо, не правда ли? Беженцы беженцами, а самих себя никто обделять не собирается… Типа «мы вам тут ничего не обещали, самим нужно то самое, что вы просите…»
Но инстинкт выживания – мощная штука. Поэтому битва между «своими» и «чужими» предстоит нешуточная со всеми вытекающими: невинными жертвами, неожиданными героями, подлецами, молчунами, предателями, коалициями, разоблачением самозванцев и так далее.
Актёров знакомых много увидела, играли классно. Конечно, если вы не любите восточную манеру игры, то лучше не смотрите.
Операторская работа замечательная: ракурсы, много съёмок в движении, крупные планы.
Ну и, конечно же, спецэффекты. Без избытка, но они мощные и к месту. Потому что это не фильм-катастрофа в классическом понимании, а драматический трагифарс, социальная сатира, если угодно.
Несмотря на то, что героев множество, история как бы подана глазами молодой семейной пары и пропущена через их судьбы. Камера постоянно останавливается на их лицах, фиксируя работу мысли и последующие изменения. Удивительно, как простой, но умный человек подпадает под влияние толпы, и вот уже массовый настрой, «курс нашей партии» завладевает им… Тоже очень узнаваемо.
А эти, которые вырвались в руководители, с энтузиазмом принялись за «нелёгкое дело». И вот они уже заседают, дискутируют, принимают судьбоносные решения (так и до штамповки законов недалеко, хах), распределяют еду и воду, управляют работающими физически, составляют различные списки, создают важные службы и так далее и тому подобное… В общем, государство в миниатюре.
Никому не известные режиссёр Ом Тхэ-хва и сценаристы Ли Щин-джи и Ким Сун-нюн вроде ничего особенного не сказали, но смотришь, не отрываясь. Абстрагируясь от локаций и сюжета, можно ещё сравнить данное представление с уже легендарной лентой «Паразиты»/Gisaengchung (2019 год). Это сравнение по горькому юмору, актуальности, грустной констатации, что человечество безнадёжно и обречено…
Думаю, не случайно имя избранного лидера высотки – Ким. Скорее всего, это пародия на Северную Корею. Хотя имя-то распространённое и в Южной Корее, и наверняка ещё в каких-то азиатских странах… Может, совпадение? )))
Хорошо показали про нежданно свалившуюся на голову власть. Главный сенсей Ким в исполнении актёра Ли Бён Хона сначала так упивался, наслаждался своим статусом, аж смешно. Слаб человек, падок на лесть, оказываемое почтение и преклонение. Однако не всё так просто, тёмная лошадка оказалась, тиран проявился жёстко и кроваво, построив тоталитарный порядок, не дрогнув ни разу… А сколько таких стояло у власти в разные времена и в разных странах…
Также присутствует и камерная драма: моральные расхождения между мужем и женой начинают отчётливо проступать со временем. Мужчина оказывается более гибким, приспособляемым, договаривается со своей совестью. Женщина не такая, она видит несправедливость и откровенное зверство – и не в силах молчать, к тому же она врач, а это определённый склад характера и жизненные принципы… Красиво и трагично преподнесли дилемму под названием «Что важнее – родной человек или правда?»
Но всё же суть истории несколько в другом. Как быть массам, народу? Отдаться ли на волю преступника-главы (избранного ими же, между прочим, хоть и ошибочно), который сильной и уверенной рукой способен защитить от внешних угроз маленький мирок выживальщиков, или прислушаться к голосу разума и сердца, и избавиться от злодея, пусть даже потом это боком выйдет им самим… Тонкий лёд, однако… Заметьте, я ничего не придумала, не перенесла свои мысли о насущном на это кино. Нет, я именно УВИДЕЛА то, что хотела показать съёмочная команда. Так что же делать? Вступить в стройные ряды организованной… гм, банды или стать маргиналом, уйти в свободное плаванье и «просто жить» (финальная фраза). И это знакомо, не правда ли? ))
Общее впечатление | «И последние станут первыми», или Ноев ковчег по-корейски |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву36
Это как "Мизантроп" все ждали от режиссёра "Дикие истории", который тоде исчез на очень длительное время после успеха.
" Дураки любят собраться в стаи, впереди них главный, во всей своей красе ".
Дураков оставим на совести автора, это естественная человеческая потребность.))
Вот тут - "давайте говорить друг другу комплименты", а тут - "раздавить гадину".
Хотя это другое, я в курсе.)
Что ж - это прямо история человеческой цивилизации в миниатюре…