Отзыв: Спектакль "Иуда" театр "Модерн" (Россия, Москва) - Библейская история обретает абсолютно материальную форму
Достоинства: Режиссура, сценография, актеры
Недостатки: нет
В театре Модерн премьера. Юрий Грымов завершил трилогию "Антихрист и Христос" спектаклем "Иуда?". Две предыдущих работы, поставленные по произведениям Мережковского "Петр" и "Леонардо" с неизменным успехом идут в театре. Трилогию предполагалось завершить по Мережковскому же "Юлианом Отступником". И вдруг Иуда, да еще и с вопросительным знаком. Почему так произошло, Юрий Грымов рассказал на пресс-конференции, проведенной для журналистов и блогеров перед генеральной репетицией.
Аргументы Юрий Вячеславович привел такие: имена Петра I и Леонардо у всех на слуху. Мы приходим в театр с собственным багажом, уже имея представление об этих людях. Имя Юлиана Отступника не столь широко известно и придется зрителям растолковывать что это за персонаж, усложнять и затягивать действие. Вот и пришлось Александру Шишову, автору инсценировок первых двух частей трилогии, написать оригинальную пьесу. А почему вопросительный знак... Приходите на спектакль и поймете.
Действие конечно же происходит в Иерусалиме в ночь перед распятием. В замедленных движениях, замедленной речи персонажей абсолютно физически ощущается душная тяжесть этой ночи, не принесшей облегчения после невыносимо жаркого дня. "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном".
Как всегда, в спектаклях Грымова на сцене минимум декораций. На этот раз это громадные камни, камни на которых стоит древний город, камни, постоянно возникающие в текстах Евангелия. "Подними камень и найдешь меня ...", "кто из вас без греха, первый брось в нее камень", "... сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют". Камни народ, камень искушение, камень основание, камень Христос.
Как всегда, в спектаклях Грымова, помимо актеров, есть еще очень важный персонаж - свет. Свет выхватывает главные детали, свет указывает направление пути, свет создает ощущение ночи. Ночи предательства. Ночи самопожертвования. "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
В спектакле "Иуда?" задействована вся труппа театра, здесь нет второстепенных ролей. Каждое движение, каждый жест и слово обоснованы - из них выкладывается фундамент спектакля, его смысл и содержание. Ночь темна, но лучом света из толпы выхватываются персонажи, выхватываются детали, значимые в данный момент. "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме".
Костюмы Ирэны Белоусовой аутентичны, яркими пятнами во мраке вспыхивают пышные одеяния Каиафы и Пилата, притягивает взор красно-синий плащ Христа, сливается с фоном темный халат Иуды. "Они одели Его в пурпурную мантию и, сплетя венок из терновника, надели на Него".
И музыка, музыка подобранная для спектакля Юрием Грымовым. Звуки, тревожащие душу, звуки, наравне со светом, создающие вязкую тьму ночи предательства. "Имеющий уши - да услышит...".
Спектакль идет без антракта, в его развитии невозможно найти точку для остановки, точку для отдыха. "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного".
Повешение Иуды преобразуется в вознесение Христа. Здесь поставлена точка? Нет. Задано движение, развитие, путь разума, путь человека. "Я есмь путь и истина и жизнь". "Ищите, и найдете; стучите и отворят вам".
Аргументы Юрий Вячеславович привел такие: имена Петра I и Леонардо у всех на слуху. Мы приходим в театр с собственным багажом, уже имея представление об этих людях. Имя Юлиана Отступника не столь широко известно и придется зрителям растолковывать что это за персонаж, усложнять и затягивать действие. Вот и пришлось Александру Шишову, автору инсценировок первых двух частей трилогии, написать оригинальную пьесу. А почему вопросительный знак... Приходите на спектакль и поймете.
Действие конечно же происходит в Иерусалиме в ночь перед распятием. В замедленных движениях, замедленной речи персонажей абсолютно физически ощущается душная тяжесть этой ночи, не принесшей облегчения после невыносимо жаркого дня. "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном".
Как всегда, в спектаклях Грымова на сцене минимум декораций. На этот раз это громадные камни, камни на которых стоит древний город, камни, постоянно возникающие в текстах Евангелия. "Подними камень и найдешь меня ...", "кто из вас без греха, первый брось в нее камень", "... сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют". Камни народ, камень искушение, камень основание, камень Христос.
Как всегда, в спектаклях Грымова, помимо актеров, есть еще очень важный персонаж - свет. Свет выхватывает главные детали, свет указывает направление пути, свет создает ощущение ночи. Ночи предательства. Ночи самопожертвования. "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
В спектакле "Иуда?" задействована вся труппа театра, здесь нет второстепенных ролей. Каждое движение, каждый жест и слово обоснованы - из них выкладывается фундамент спектакля, его смысл и содержание. Ночь темна, но лучом света из толпы выхватываются персонажи, выхватываются детали, значимые в данный момент. "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме".
Костюмы Ирэны Белоусовой аутентичны, яркими пятнами во мраке вспыхивают пышные одеяния Каиафы и Пилата, притягивает взор красно-синий плащ Христа, сливается с фоном темный халат Иуды. "Они одели Его в пурпурную мантию и, сплетя венок из терновника, надели на Него".
И музыка, музыка подобранная для спектакля Юрием Грымовым. Звуки, тревожащие душу, звуки, наравне со светом, создающие вязкую тьму ночи предательства. "Имеющий уши - да услышит...".
Спектакль идет без антракта, в его развитии невозможно найти точку для остановки, точку для отдыха. "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного".
Повешение Иуды преобразуется в вознесение Христа. Здесь поставлена точка? Нет. Задано движение, развитие, путь разума, путь человека. "Я есмь путь и истина и жизнь". "Ищите, и найдете; стучите и отворят вам".
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Библейская история обретает абсолютно материальную форму |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву