5
Отзыв рекомендуют 1 0

Отзыв: Спектакль "Иуда" театр "Модерн" (Россия, Москва) - Потрясающий финал сценической трилогии

Достоинства: Интересная режиссерская трактовка, костюмы, актерские работы
Недостатки: Нет
Иногда задать вопрос бывает гораздо важнее, чем получить ответ.
Главный режиссер театра "Модерн" Юрий Грымов завершает свою сценическую трилогию "Антихрист и Христос", первыми двумя спектаклями которой стали "Петр I" и "Леонардо". Ее третья часть "Иуда?" в отличие от двух предыдущих, где использовалась проза Мережковского и Толстого, была целиком написана драматургом Александром Шишовым. Идея провести зрителей по тернистой дороге от тьмы к свету, что следует из названия трилогии, через становление значимых исторических личностей к самой сущности света - Воскресению Христа, как раз воплотилась в заключительном спектакле.
О самом спектакле говорить необычайно сложно. Как и две первые части, он создан совсем не для развлечения, хотя зрелищность его при этом восхищает! Но постоянные зрители театра "Модерн", к которым я с радостью себя отношу, уже знают, зачем они сюда приходят. Уж никак не за антрепризными прыжками и ужимками, хотя комедии в театре тоже прекрасные. "Иуда?" - спектакль-исследование, или даже, скорее расследование. Выводы, к которым приходят в финале его создатели, поистине ошеломляют. Ты выходишь из зала с перевернутым сознанием, определенно с желанием пойти посмотреть его еще раз повнимательнее и даже, вслед за авторами, углубиться в исторические источники. Иногда во время спектакля меня захлестывала зрелищность происходящего, и я немного отвлекалась от главного. И немудрено, мое эстетическое чувство ликовало и от роскоши костюмов и от мрачной красоты сценографии. Неизменный талантливейший художник "Модерна" Ирэна Белоусова создала из костюмов спектакля визуальный шедевр. У меня периодически возникали живописные видения, напоминающие многочисленные работы гениев Возрождения на религиозные темы с их теплыми тонами в одежде и затемненным фоном, а изысканные орнаменты узбекских икатов вдруг оказались очень подходящими для обитателей древнего Иерусалима. Богдан Щукин настолько канонически выглядит в образе Христа, что при его появлении бегут мурашки.

Александр Борисов - величественный и могущественный вершитель судеб Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, восседающий на своем огромном коне, как древнеримская статуя, движимая по сцене чернокожим рабом (Диллон Олойеде).
Прекрасны своей насыщенностью сверкающие одежды первосвященника Каиафы(Алексей Багдасаров) и царя Ирода (Константин Конушкин) и, уж простите за модный термин, "бохо-шик" Марии Магдалины(Марианна Канивец).
И вообще работа художника по костюму просто титаническая, в спектакле задействована практически вся труппа театра, заполняя в финале сцену одной огромной пестрой толпой.
Великолепный Вадим Пинский, он же Исхак - собирательный образ той движущей силы, которая и заставила, по версии создателей спектакля, знакомые всем события предстать именно в том виде, который мы знаем на протяжении тысчелетия.
Что же касается главного вопроса спектакля о виновности Иуды(Лев Смирнов), с этим дело обстоит очень непросто. В самом начале действия на сцене идет своеобразная дискуссия, инициатор которой, некий профессор(все тот же Вадим Пинский) предлагает обстоятельно восстановить ход событий и таким путем выяснить, в самом ли деле Иуда виноват в предательстве и смерти Христа, или его попросту подставили? Ведь, по его словам, все доказательства косвенные, а Иуда, как известно, "мемуаров не оставил". И возникшая следом за этим заявлением острая дискуссия и последующая реконструкция событий, предшествующих смерти Христа, призвана начать со зрителем сложный и глубокий разговор о природе предательства, силы власти и страхе ее потерять, об истинной преданности и жертвенности, о предопределенности, о самых высоких и самых низменных человеческих проявлениях и истинной божественной сущности. Есть в спектакле несколько моментов, когда на наших глазах происходят самые настоящие библейские чудеса. Очень не хочется раскрывать секреты, но если описывать общие ощущения, то они невероятные и довольно противоречивые. Надеюсь, именно такой реакции ожидали создатели спектакля, приглашая зрителей увидеть "как все было на самом деле". И еще, напоследок, совсем немного про эффектную сценографию. Ею Юрий Грымов занимался сам, и его декорации, как всегда, очень символичны. Упомяну лишь об одном символе, если я его правильно поняла: Чем дальше продвигается действие, тем больше на сцене становится огромных камней. Вероятно до нас хотят донести, что пришло время их собирать. Осмыслить увиденное и понять. Призываю к этому каждого, кто увидит спектакль и попытается дать собственный ответ на "?"

Спектакль Иуда театр Модерн (Москва) фото



Спектакль Иуда театр Модерн (Москва) фото



Спектакль Иуда театр Модерн (Москва) фото



Спектакль Иуда театр Модерн (Москва) фото

Год посещения 2023
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Город или поселок Москва
Общее впечатление Потрясающий финал сценической трилогии
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет