Отзыв: Музей модерна "Особняк Курлиной" (Россия, Самара) - Прекрасный музей в столице модерна открытый в одном из красивейших особняков Самары.
Достоинства: Недорогие билеты. Довольно интересный и содержательный аудиогид. Интереснейшие интерьеры.
Недостатки: Все таки это в большей степени музей-особняк, нежели музей целого стиля.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы вспомнить посещение одного из интереснейших музеев славного города Самары. Этот поволжский город, в котором мы провели чуть более десяти дней на стыке лета и осени этого года, с полным на то основанием, позиционирует себя как столица модерна, по крайней мере в нашей стране.
Конечно, если взять число зданий построенных и сохранившихся до наших дней в этом стиле, популярном в начале прошлого века, то Самара уступает по это показателю родному Санкт-Петербургу и Москве. Но если взять среднюю концентрацию в историческом центре зданий в стиле модерна, то тут, и правда, первенство можно отдать Самаре.
Так что совсем не случайно в этом прекрасном городе чуть более десяти лет назад появился музей Модерна. Открылся же этот интересный музей в самом центре Самары, в особняке выстроенном, как несложно догадаться, как раз таки в стиле модерн, известном по имени его первой хозяйки, Александры Курлиной.
Для строительства здания был привлечен тогда только начинающий архитектор, тезка хозяев, Александр Зеленко, незадолго до этого побывавший в Вене и увлекшийся там модерном, или как его называли в тех краях венским сенцессионом. Работал Зеленко не только в Самаре, но и в Москве, где сотрудничал, в частности, с Шехтелем, и даже в американском Сокраменто и в Поти.
В результате получилось запоминающееся и эффектное здание в стиле модерн, удачно вписывающееся в окружающие особняк кварталы.
В годы же Второй Мировой, когда уже Куйбышев стал на какое то время так называемой "запасной столицей", и сюда из Москвы эвакуировали весь дипкорпус, в этом здании работало шведское посольство, о чем извещает мемориальная доска на особняке.
Затем здесь размещался детский сад, а в 70-е годы особняк передали местному краеведческому музею и после длительной реконструкции здесь открылась одна из экспозиций этого музея, пока не связанная напрямую с сегодняшней тематикой музея.
А уже в конце нулевых началась новая полномасштабная реконструкция после завершения которой, чуть более десятка лет тому назад, в особняке заработал музей Модерна являющийся одним из филиалов Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина.
На втором этаже проходят более масштабные выставки, и на них билеты следует приобретать отдельно. Но вот тема той выставки, которая была открыта в тех залах во время нашего визита в музей, была мне не очень интересна. На ней можно было увидеть коллекцию одежды начала прошлого века.
Проводятся здесь и экскурсии для одиночных посетителей, но не так часто, об этом можно узнать на сайте и на странице в сети ВКонтакте, но у нас не получилось попасть на таковую, в результате было решено ограничиться аудиогидом, имеются в музее и таковые. Стоимость их составляет 150 рублей.
Сама экскурсия которую можно прослушать с помощью этого аудиогида довольно интересная, часто бывают и куда более занудные аудиогиды. Общая длительности чуть менее получаса. Разве что воспользоваться одним аудиогидом вдвоем не получится. В нем только один разъем для наушников, и наушник, соответственно, тоже один. Иногда бывает берём один аудиогид на двоих, но тут сэкономить не получится. Но, учитывая не столь высокую цену аудиогида, это не столь существенно. Так что, с учётом стоимости проката аудиогида, наше посещение музея Модерна обошлось по 350 рублей с человека.
В центре первого музейного зала, общем холле из которого, в свою очередь, можно пройти во все залы первого этажа, на большом горизонтально расположенном стенде приведена общая информация касающаяся стиля модерн в разных странах (в которых он и назывался по разному), причем речь идёт о различных видах искусства. Но в первую очередь приводятся фотографии зданий выстроенных в стиле модерн в различных странах, и в нашей стране, в том числе.
Правда немного удивило что среди шести образцов построек в стиле модерн в российских городах есть, что вполне логично, здания из Самары и несколько московских построек, но ни одного здания в стиле модерн, которые украшают родной Петербург, почему то нет. Хотя как можно обойти вниманием постройки того же Федора Лидваля, если говорить о стиле модерн в нашей стране, я не понимаю. Прямо обидно за Федора Ивановича стало)).
В Самару, а затем, соответственно и в Куйбышев, Александра Павловна уже не возвращалась, не дожив в итоге до векового юбилея всего то три года. От прежней жизни у нее сохранился лишь один предмет, который мы ещё увидим в соседнем помещении, в рабочем кабинете ее мужа.
К слову сказать, тот факт, что вдова до смерти хранила печать своего покойного мужа, как мне кажется, окончательно доказывает ее полную невиновность, если вспомнить слухе о причастности Александры Павловны в том, что она хоть как то причастна к смерти супруга, если бы дело обстояло так, то я сильно сомневаюсь в том, что она стала бы до смерти хранить эту память о муже.
В итоге эта печать была передана в дар самарскому музею и мы можем видеть этот уникальный раритет.
Вторая же выставка из работавших в начале осени, куда интереснее, на мой взгляд. Она носит название "Бремя модерна", и посвящена нынешним обитателям зданий в центре Самары выстроенным в стиле модерн, тому как приспосабливали те или иные здания под нынешние функции, в том числе и жилые, и является ли модерн бременем для нынешних обитателей этих строений. К слову сказать, был подготовлен документальный фильм с тем же названием, который можно найти на том же YouTube.
Между прочим, во время экскурсии в бункер Сталина, которая начиналась от соседнего костела и затрагивала, в том числе, и кварталы прилегающие к этому, когда то секретному бункеру, мы проходили мимо особняка Новокрещеновой и экскурсовод уделил основное внимание расположенному напротив Дому Красной армии, супруга как раз спросила про это красивейшее здание, и, стоит отдать должное, наш гид рассказал вкратце о нем. И вот, новая, можно сказать, виртуальная встреча с этим зданием, да ещё плюс рассказ обитательницы этого бывшего особняка.
Когда просто в каких либо исторических экспозициях можно увидеть предметы одежды прежних времен это я могу принять. Но когда шмотье, пускай и историческое, становится основной темой той или иной выставки, мне просто взвыть хочется, если честно)).
Но не могу не упомянуть и про другие. Ведь именно этот особняк после прихода красных заняла губернская ВЧК, в которой тоже служили далеко не ангелы, и это ещё мягко сказано. Существует еще версия связанная с тем, что еще в самом конце 17-го года этот особняк занял клуб анархистов-максималистов, и в подвале они устроили тир, и эти следы остались как раз с того времени.
Кстати, если разобраться, то название темы здесь, на Отзовике, "Особняк Курлиной" лучше характеризует его содержание постоянной экспозиции нежели официальное наименование, музей Модерна. В этом случае и ожидания от визита в него были бы иными. Но, подводя итог, могу смело рекомендовать посещение данного музея в случае если вас забросит в Самару.
Конечно, если взять число зданий построенных и сохранившихся до наших дней в этом стиле, популярном в начале прошлого века, то Самара уступает по это показателю родному Санкт-Петербургу и Москве. Но если взять среднюю концентрацию в историческом центре зданий в стиле модерна, то тут, и правда, первенство можно отдать Самаре.
Так что совсем не случайно в этом прекрасном городе чуть более десяти лет назад появился музей Модерна. Открылся же этот интересный музей в самом центре Самары, в особняке выстроенном, как несложно догадаться, как раз таки в стиле модерн, известном по имени его первой хозяйки, Александры Курлиной.
Для строительства здания был привлечен тогда только начинающий архитектор, тезка хозяев, Александр Зеленко, незадолго до этого побывавший в Вене и увлекшийся там модерном, или как его называли в тех краях венским сенцессионом. Работал Зеленко не только в Самаре, но и в Москве, где сотрудничал, в частности, с Шехтелем, и даже в американском Сокраменто и в Поти.
В результате получилось запоминающееся и эффектное здание в стиле модерн, удачно вписывающееся в окружающие особняк кварталы.
В годы же Второй Мировой, когда уже Куйбышев стал на какое то время так называемой "запасной столицей", и сюда из Москвы эвакуировали весь дипкорпус, в этом здании работало шведское посольство, о чем извещает мемориальная доска на особняке.
Затем здесь размещался детский сад, а в 70-е годы особняк передали местному краеведческому музею и после длительной реконструкции здесь открылась одна из экспозиций этого музея, пока не связанная напрямую с сегодняшней тематикой музея.
А уже в конце нулевых началась новая полномасштабная реконструкция после завершения которой, чуть более десятка лет тому назад, в особняке заработал музей Модерна являющийся одним из филиалов Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина.
На втором этаже проходят более масштабные выставки, и на них билеты следует приобретать отдельно. Но вот тема той выставки, которая была открыта в тех залах во время нашего визита в музей, была мне не очень интересна. На ней можно было увидеть коллекцию одежды начала прошлого века.
Проводятся здесь и экскурсии для одиночных посетителей, но не так часто, об этом можно узнать на сайте и на странице в сети ВКонтакте, но у нас не получилось попасть на таковую, в результате было решено ограничиться аудиогидом, имеются в музее и таковые. Стоимость их составляет 150 рублей.
Сама экскурсия которую можно прослушать с помощью этого аудиогида довольно интересная, часто бывают и куда более занудные аудиогиды. Общая длительности чуть менее получаса. Разве что воспользоваться одним аудиогидом вдвоем не получится. В нем только один разъем для наушников, и наушник, соответственно, тоже один. Иногда бывает берём один аудиогид на двоих, но тут сэкономить не получится. Но, учитывая не столь высокую цену аудиогида, это не столь существенно. Так что, с учётом стоимости проката аудиогида, наше посещение музея Модерна обошлось по 350 рублей с человека.
В центре первого музейного зала, общем холле из которого, в свою очередь, можно пройти во все залы первого этажа, на большом горизонтально расположенном стенде приведена общая информация касающаяся стиля модерн в разных странах (в которых он и назывался по разному), причем речь идёт о различных видах искусства. Но в первую очередь приводятся фотографии зданий выстроенных в стиле модерн в различных странах, и в нашей стране, в том числе.
Правда немного удивило что среди шести образцов построек в стиле модерн в российских городах есть, что вполне логично, здания из Самары и несколько московских построек, но ни одного здания в стиле модерн, которые украшают родной Петербург, почему то нет. Хотя как можно обойти вниманием постройки того же Федора Лидваля, если говорить о стиле модерн в нашей стране, я не понимаю. Прямо обидно за Федора Ивановича стало)).
В Самару, а затем, соответственно и в Куйбышев, Александра Павловна уже не возвращалась, не дожив в итоге до векового юбилея всего то три года. От прежней жизни у нее сохранился лишь один предмет, который мы ещё увидим в соседнем помещении, в рабочем кабинете ее мужа.
К слову сказать, тот факт, что вдова до смерти хранила печать своего покойного мужа, как мне кажется, окончательно доказывает ее полную невиновность, если вспомнить слухе о причастности Александры Павловны в том, что она хоть как то причастна к смерти супруга, если бы дело обстояло так, то я сильно сомневаюсь в том, что она стала бы до смерти хранить эту память о муже.
В итоге эта печать была передана в дар самарскому музею и мы можем видеть этот уникальный раритет.
Вторая же выставка из работавших в начале осени, куда интереснее, на мой взгляд. Она носит название "Бремя модерна", и посвящена нынешним обитателям зданий в центре Самары выстроенным в стиле модерн, тому как приспосабливали те или иные здания под нынешние функции, в том числе и жилые, и является ли модерн бременем для нынешних обитателей этих строений. К слову сказать, был подготовлен документальный фильм с тем же названием, который можно найти на том же YouTube.
Между прочим, во время экскурсии в бункер Сталина, которая начиналась от соседнего костела и затрагивала, в том числе, и кварталы прилегающие к этому, когда то секретному бункеру, мы проходили мимо особняка Новокрещеновой и экскурсовод уделил основное внимание расположенному напротив Дому Красной армии, супруга как раз спросила про это красивейшее здание, и, стоит отдать должное, наш гид рассказал вкратце о нем. И вот, новая, можно сказать, виртуальная встреча с этим зданием, да ещё плюс рассказ обитательницы этого бывшего особняка.
Когда просто в каких либо исторических экспозициях можно увидеть предметы одежды прежних времен это я могу принять. Но когда шмотье, пускай и историческое, становится основной темой той или иной выставки, мне просто взвыть хочется, если честно)).
Но не могу не упомянуть и про другие. Ведь именно этот особняк после прихода красных заняла губернская ВЧК, в которой тоже служили далеко не ангелы, и это ещё мягко сказано. Существует еще версия связанная с тем, что еще в самом конце 17-го года этот особняк занял клуб анархистов-максималистов, и в подвале они устроили тир, и эти следы остались как раз с того времени.
Кстати, если разобраться, то название темы здесь, на Отзовике, "Особняк Курлиной" лучше характеризует его содержание постоянной экспозиции нежели официальное наименование, музей Модерна. В этом случае и ожидания от визита в него были бы иными. Но, подводя итог, могу смело рекомендовать посещение данного музея в случае если вас забросит в Самару.
Стоимость | 350 ₽ |
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Самарская область |
Город или поселок | Самара |
Улица | Фрунзе |
Общее впечатление | Прекрасный музей в столице модерна открытый в одном из красивейших особняков Самары. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву49
Правда, интерьеры внутри показались не очень гармоничными.
А почему отзыв помечен, как написанный за предоставленную скидку, если вы покупали билеты?
По поводу пометки. А может быть, это продолжает копироваться вариант, выбранный автором первого отзыва на эту тему? И он автоматически сохраняется для всех остальных авторов, писавших после него.
Жаль, что так получилось.
Ворчите-ворчите, конечно. Сколько музеев модерна в России? Если не ошибаюсь, то один и остался - в Самаре. Раньше был ещё в Москве музей "дитя" модерна, Музей Ар Деко, частный, но увы, уже долгое время этот музей закрыт.
мы на архитектуре чертили здание коровника и насосной станции,
а в свободное время ездили взглянуть на дом Мельникова или на Ярославский вокзал,
Надеюсь когда-нибудь увидеть его воочию)
А вот самарчане это сделали, за что честь им и хвала. И интерьеры, и сохранившаяся мебель, и, особенно, характерные витражи - выше всяческих похвал!
Спасибо за интереснейшее знакомство)