Отзыв: Национальный музей им. Евсеева (Россия, Йошкар-Ола) - Марийцы - "инопланетяне", официально признанные язычники с интереснейшими традициями - узнать о которых можно ЗДЕСЬ.
Достоинства: познавательно и вполне увлекательно, доброжелательные сотрудники
Недостатки: не замечено
Этот музей - редкое место в Йошкар-оле, где есть ощущение марийской национальной идентичности. И самобытности. И он недаром носит имя своего основателя. Без него - кто бы узнал об интереснейших традициях марийского народа?!
Поэтому удивляют, честно говоря, посетители, которые рассказывая о содержимом музея, пишут "ну есть там еще зал какого-то Евсеева, но я и не вдавалась - кто это такой".
Вот кто это такой - с этого и начнем.
Тимофей Евсеевич Евсеев - краевед, этнограф, фольклорист и педагог.
Преподаватель Марийского института языка, литературы и истории.
Основатель Национального музея Республики Марий Эл.
... Мог ли простой деревенский парнишка (который в буквальном смысле гусей пас в своей родной марийской деревеньке Азъял) мечтать о научной стезе?
Тем более, что рос он сиротой и очень рано остался без матери. Воспитывался бабушкой, жили впроголодь, до учения ли тут?!
Но стремление к знаниям у парня была фантастическим - и он упорно шел вперед. Сначала успешно окончил церковно-приходскую школу. Затем - школу второй ступени, где был одним из лучших учеников. Сдал экзамен на "учительское звание", и много лет преподавал в своем регионе.
А в 1924 году тридцатисемилетний сельский учитель Тимофей Евсеев был направлен на работу в Марийский областной музей. И вскоре стал его заведующим. Он много успел сделать на этом поприще. Но многое завершить не удалось.
Ибо через шесть лет по сфабрикованному делу Евсеев был арестован и отправлен в трехлетнюю ссылку. А после освобождения арестован повторно - по обвинению в шпионских связях с Финляндией. Все попытки доказать, что связи эти были сугубо научными были обречены на провал.
В числе нескольких десятков "врагов народа" его приговорили к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 10 ноября 1937 года.
Музей бережно хранит память о своем основателе. И по праву носит его имя. Ведь бОльшая часть музейных экспонатов собрана с его помощью - во время многочисленных экспедиций Евсеева по Марийскому краю.
... В настоящее время здесь на постоянной основе экспонируются две выставки: "Обряды, традиционная культура народа мари XIX—XX веков".
и "Удивительный мир животных и особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл".
Честно скажу - вторая тема интересовала меня не очень, поскольку я пришла сюда исключительно из-за первой. С нее и начнем.
... Марийцы - не просто интересный народ, но и с весьма весьма своеобразной и самобытной культурой. И да, его считают самым древним на территории современной России - это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на совместную многовековую историю и тесное соседство с другими народностями (да что там скрывать - и вынужденную ассимиляцию) - мари смогли сохранить свою самобытность, традиции, культуру и религию.
О происхождении этого народа спорят. Версий много. Одна из них даже предполагает, что предки марийцев были выходцами из Ирана. Ибо в молитвенных текстах, (которые мари и ныне используются при проведении религиозных обрядов) встречаются некоторые индоиранские слова.
Но одно несомненно: народ этот - финно-угорской группы. Его самоназвание ("мари") означает "мужчина, человек". Издавна марийцы делились на две больших "клана": горных мари – на высоком правобережье Волги, и луговых мари – на низменном левобережье.
На этих территориях предки марийцев (русские называли их черемисами) появились 1500 лет назад.
Рассказ о традициях, начнем с национального костюма. В музее Евсеева ему посвящен целый зал. И недаром, ведь одежда - это тоже маркер национальной идентичности.
... Марийская будничная одежда обязательно включала в себя рубаху. Для ее пошива использовали беленые ткани.
Рубаха расшивалась национальными орнаментами, причем в вышивке обязательно использовались мотивы-обереги. Орнамент вышивки зависел от статуса человека и от его семейного положения.
Статус было легко определить и по обуви. Зажиточные марийцы могли позволить себе туфли из коровьей или овечьей кожи. А бедняки - только лыковые лапти. Зимой и осенью под них наворачивали шерстяные или холщовые онучи.
Женская одежда состояла из длинного платья рубашечного типа, на который надевался кафтан темных цветов (к примеру, поволжские марийки предпочитали темно-синий цвет). Кафтан украшался узорами. Как и нагрудник, пояс и передник, которые тоже расшивались орнаментами.
И в мужской одежде не обходилось без белой нательной рубахи (у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен). Под нее надевались довольно широкие штаны. А поверх нее - длинный темный кафтан. Нижнее белье и рубахи шили из льна. А кафтаны - в основном из сукна.
Интересно, что шляпа была повседневным головным убором у мужчин, причем у всех сословий. Зимой ее сменяла меховая шапка.
У женщин головные уборы различались по семейному статусу. Незамужние девушки обычно носили повязки, украшенные бусинами и монетами. А замужние покрывали голову платками и шалями.
Примечательными были и свадебные одежды. Жениха обряжали в белую расшитую рубаху, просторные штаны и шляпу с петушиным пером. А платье невесты украшали россыпью монеток. На платье надевался темный кафтан, а на него - вышитый передник. Наряд дополняли мониста в несколько рядов - это нагрудное украшение по местному поверью служило женским оберегом.
(Вот эта одежда на снимке может показаться будничной, однако - именно свадебная).
Кстати, о семье и браке. У марийцев сложились интересные традиции сватовства и свадебных обрядов.
Самая оригинальная, которой нет, пожалуй нигде - связана с "девичьей трубой" ("дыр пуч"). Ее еще назвали "осенней трубой", так как в действие она вступала после уборки хлебов, во время праздника урожая.
С помощью этой трубы совершеннолетние девушки призывали к себе суженых! Они забирались на гору и трубили на всю округу - чтобы в самых отдаленных деревнях узнали, что где-то подросла невеста - "девушка созрела"!
И звук этой трубы был слышен на расстоянии до десяти километров! Эдакий громогласный сигнал: "Приходите свататься, я не стану прятаться!".
Любопытно, что возраст потенциального жениха тут особой роли не играл, годился любой. Коль уже не мальчишка, и еще не глубокий старик - ты уже в деле!
И да, марийцы - из тех немногих народов, которые приветствовали разницу в возрасте между супругами: считалось не просто допустимым, но и желательным, если жена на 5-7 старше своего мужа.
... Как правило - пары формировались по решению родителей. Когда юноше исполнялось 14-15 лет, он с родственниками и сватами отправлялся на смотрины - в дом предполагаемой невесты.
Там гостей угощали караваем, от которого все присутствующие (согласные с этим браком) отламывали по кусочку - такое вот своеобразное голосование. Каравай держал отец невесты.
Но окончательное слово все равно было за матерью девушки - причем, в любом случае жених должен был дать ей монетку в знак "платы за угощение". Кстати, в период сватовства жених обязан был непрестанно расхваливать свою суженую и ее родственников! А в браке это было уже не обязательно:))
Не менее интересными, чем свадебные - были у марийцев и традиции... разводов. Поскольку жили они общинами, то на развод надо было получить разрешение старейшины и шести выбранных представителей. Разводящихся ставили в центр площади (спинами друг к другу) и связывали веревкой. И стояли они так до тех пор, пока представители не огласят свое решение. После этого женщине обрезали волосы - как знак того, что она больше не замужем.
Но поскольку считалось, что развод бросает тень не только на супругов, но и на весь их род - его старались избегать. В основном же браки были крепкими. А семейные традиции - патриархальными. Мужчина отвечал за доход семьи, женщина - за сохранность домашнего очага.
Больше всего в семье ценились женская покорность и хозяйственность. Конечно, и материнские качества - впрочем, воспитанием многочисленных детей занимались совместно все женщины в доме.
Интересный факт - младенца здесь было принято называть по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. А матери это разрешалось делать только в том случае - если пол ребенка и вошедшего не совпадал.
Но самое любопытное - это, конечно, религия мари. Она официально зарегистрирована. Так что марийское язычество – единственное в России, оставленное в покое на официальном уровне! Да, ее исповедуют всего 6 процентов населения, но ритуалы соблюдают практически все - ведь это дань народным традициям. В основе религии - поклонение силам природы, а ее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса.
Все религиозные ритуалы мари проводят в священных рощах "кусото".
На сегодняшний день в Марий Эл сохранилось 300 таких священных рощ. И место проведения очередного моления каждый год определяет так называемый жрец Карт.
Эти рощи посвящены верховному марийскому божеству Ош Кугу Поро Юмо ("Белый Великий и Добрый Юмо"), который решает в основном земледельческие вопросы. Поэтому главные моления в роще проходят осенью - в благодарность за успешный урожай.
... Моления проходят под ритмичные удары в бубен, дабы отогнать злых духов от деревьев. Ведь деревья мари почитают особо - как проводников космической энергии. И это не случайно. Ведь марийцы считают свой народ - инопланетным! Настоящим пришельцем из космоса! Что подтверждается их космогоническими мифами о зарождении жизни на земле.
Краткое содержание этих древних мифов примерно таково: из созвездия Гнезда на Землю прилетела утка и снесла два яйца, из которых вышли братья Добро и Зло. Ну а потом пошло-поехало...
Так что именно утки, гуси или другая птица становятся главным объектом жертвоприношений на этих ритуалах.
Считается, что им оказана особая честь. Но перед жертвой все-таки надо извиниться.
Поэтому жрец ритуально просит у них прощения, и окуривает дымом в знак уважения к духу огня.
Затем ритуальную птицу варят в огромных котлах и устраивают совместную трапезу. На которой обязательны блины и пресный хлеб. Остатки еды принято забирать с собой или сжигать на ритуальном костре.
А весной проходит интересная традиция изгнания злых духов - с целью защиты пастбищ от нечести. Проходит обряд в ночь на 6 мая, в наше время - всего в нескольких марийских деревнях.
Участники обряда прыгают через огонь большого костра, с колокольным звоном и зажженными лучинами обходят все дворы. Завершает действо опять же совместная трапеза - часть которой (как дар земле) обязательно закапывают. Обряд этот длится всю ночь.
Не менее интересны и похоронные обряды мари. Описывать их жутковато, интересующихся отправляю смотреть фильм "Небесные жены луговых мари" - там вполне доходчиво всё объяснено.
А мы перейдем к марийской природе - ей тоже тут отведен отдельный зал. Коротко о лесах - ибо не все они служат "священными рощами", есть и самые обыкновенные.
Так вот, марийские леса - это наиболее крупный лесной массив на Волге. Преобладают тут ценные хвойные породы. На юге - царство сосновых, на севере - ель и пихта.
Но не одними хвойными... Здесь можно встретить осину, ольху, клен, вяз, березу, рябину, дуб, липу - список длинный.
Не менее разнообразен и животный мир.
Более 60 видов млекопитающих - это не вам не шутки!
И них - немало внушительных: медведи, волки.
И даже рысь!
Конечно, по сравнению медведем и рысью всякая мелочь - лисы, зайцы, белки, ежи - не идут ни в какое сравнение.
Но тоже водятся вполне-себе изобильно.
Особенно лисы - эту хитрую бестию и в лесу, и в поле можно встретить.
Но Король марийского леса - Лось.
Именно так, с большой буквы - поскольку сам герб Марий Эл украшен его изображением. И это не случайно, ибо лоси издавна в изобилии водились в марийских лесах.
На сегодняшний день популяция их уменьшилась, но тоже впечатляет - численность около четырех тысяч.
Поэтому и в этом музее ему отведено почетное место.
Хотя как сказать.
С одной стороны - он почти первым встречает посетителей. А с другой - расположен практически на лестнице, в проеме между этажами. Стекло тут сильно бликует, снимок сделать трудно - зато и ступеньки отражаются:)
Похоже, что и давние лосиные пращуры водились тут широко.
Во всяком случае рога доисторических "рогоносцев" - это вполне себе подтверждают. Да, есть в музее и такой раздел - с бивнями мамонтов, костями и рогами.
Но поскольку мне эта тема не слишком интересна - сильно развивать ее не буду. А вы уж сами всё посмотрите, если захотите придти сюда.
И даже можете себя археологом почувствовать - есть тут такая песочница, из которой несложно "выкопать" исторический или доисторический артефакт. Разумеется, псевдо. Но детям, думаю, будет интересно тут порыться.
Нам - было не очень, но где ее найти - укажу.
На снимке - прямо под хоботом мамонта.
Гораздо более забавными показались вот эти доисторические "тюлени".
Но что это за публика - установить не удалось, мы были без экскурсовода. Если кто знает - скажу спасибо, что просветили.
И да - надпись "ордовик" - это не название этих товарищей, а временной доисторический период палеозойской эры. В эти времена такого зверья не водилось, а в основном - всякие моллюски.
Так что КТО это и ЧТО - так и осталось загадкой.
Которую, прямо скажем, не сильно хотелось разгадывать, ибо цель посещения музея была совсем иной. И ее мы выполнили - обычаи, быт, традиции народа мари тут представлены в полном объем.
Жаль, что снимки у нас не все получились - зарядка подвела в самый ответственный момент... Но, поверьте, тут есть на что посмотреть и кроме показанного.
Сожаление вызывает только тот факт, что коллекция музея весьма обширна - а помещения невелики, многое (как подозреваю) осталось за кадром. Тут уж ничего не поделаешь. Но и без того в музее есть на что посмотреть, и о чем узнать. Так что рекомендую.
Поэтому удивляют, честно говоря, посетители, которые рассказывая о содержимом музея, пишут "ну есть там еще зал какого-то Евсеева, но я и не вдавалась - кто это такой".
Вот кто это такой - с этого и начнем.
Тимофей Евсеевич Евсеев - краевед, этнограф, фольклорист и педагог.
Преподаватель Марийского института языка, литературы и истории.
Основатель Национального музея Республики Марий Эл.
... Мог ли простой деревенский парнишка (который в буквальном смысле гусей пас в своей родной марийской деревеньке Азъял) мечтать о научной стезе?
Тем более, что рос он сиротой и очень рано остался без матери. Воспитывался бабушкой, жили впроголодь, до учения ли тут?!
Но стремление к знаниям у парня была фантастическим - и он упорно шел вперед. Сначала успешно окончил церковно-приходскую школу. Затем - школу второй ступени, где был одним из лучших учеников. Сдал экзамен на "учительское звание", и много лет преподавал в своем регионе.
А в 1924 году тридцатисемилетний сельский учитель Тимофей Евсеев был направлен на работу в Марийский областной музей. И вскоре стал его заведующим. Он много успел сделать на этом поприще. Но многое завершить не удалось.
Ибо через шесть лет по сфабрикованному делу Евсеев был арестован и отправлен в трехлетнюю ссылку. А после освобождения арестован повторно - по обвинению в шпионских связях с Финляндией. Все попытки доказать, что связи эти были сугубо научными были обречены на провал.
В числе нескольких десятков "врагов народа" его приговорили к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 10 ноября 1937 года.
Музей бережно хранит память о своем основателе. И по праву носит его имя. Ведь бОльшая часть музейных экспонатов собрана с его помощью - во время многочисленных экспедиций Евсеева по Марийскому краю.
... В настоящее время здесь на постоянной основе экспонируются две выставки: "Обряды, традиционная культура народа мари XIX—XX веков".
и "Удивительный мир животных и особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл".
Честно скажу - вторая тема интересовала меня не очень, поскольку я пришла сюда исключительно из-за первой. С нее и начнем.
... Марийцы - не просто интересный народ, но и с весьма весьма своеобразной и самобытной культурой. И да, его считают самым древним на территории современной России - это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на совместную многовековую историю и тесное соседство с другими народностями (да что там скрывать - и вынужденную ассимиляцию) - мари смогли сохранить свою самобытность, традиции, культуру и религию.
О происхождении этого народа спорят. Версий много. Одна из них даже предполагает, что предки марийцев были выходцами из Ирана. Ибо в молитвенных текстах, (которые мари и ныне используются при проведении религиозных обрядов) встречаются некоторые индоиранские слова.
Но одно несомненно: народ этот - финно-угорской группы. Его самоназвание ("мари") означает "мужчина, человек". Издавна марийцы делились на две больших "клана": горных мари – на высоком правобережье Волги, и луговых мари – на низменном левобережье.
На этих территориях предки марийцев (русские называли их черемисами) появились 1500 лет назад.
Рассказ о традициях, начнем с национального костюма. В музее Евсеева ему посвящен целый зал. И недаром, ведь одежда - это тоже маркер национальной идентичности.
... Марийская будничная одежда обязательно включала в себя рубаху. Для ее пошива использовали беленые ткани.
Рубаха расшивалась национальными орнаментами, причем в вышивке обязательно использовались мотивы-обереги. Орнамент вышивки зависел от статуса человека и от его семейного положения.
Статус было легко определить и по обуви. Зажиточные марийцы могли позволить себе туфли из коровьей или овечьей кожи. А бедняки - только лыковые лапти. Зимой и осенью под них наворачивали шерстяные или холщовые онучи.
Женская одежда состояла из длинного платья рубашечного типа, на который надевался кафтан темных цветов (к примеру, поволжские марийки предпочитали темно-синий цвет). Кафтан украшался узорами. Как и нагрудник, пояс и передник, которые тоже расшивались орнаментами.
И в мужской одежде не обходилось без белой нательной рубахи (у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен). Под нее надевались довольно широкие штаны. А поверх нее - длинный темный кафтан. Нижнее белье и рубахи шили из льна. А кафтаны - в основном из сукна.
Интересно, что шляпа была повседневным головным убором у мужчин, причем у всех сословий. Зимой ее сменяла меховая шапка.
У женщин головные уборы различались по семейному статусу. Незамужние девушки обычно носили повязки, украшенные бусинами и монетами. А замужние покрывали голову платками и шалями.
Примечательными были и свадебные одежды. Жениха обряжали в белую расшитую рубаху, просторные штаны и шляпу с петушиным пером. А платье невесты украшали россыпью монеток. На платье надевался темный кафтан, а на него - вышитый передник. Наряд дополняли мониста в несколько рядов - это нагрудное украшение по местному поверью служило женским оберегом.
(Вот эта одежда на снимке может показаться будничной, однако - именно свадебная).
Кстати, о семье и браке. У марийцев сложились интересные традиции сватовства и свадебных обрядов.
Самая оригинальная, которой нет, пожалуй нигде - связана с "девичьей трубой" ("дыр пуч"). Ее еще назвали "осенней трубой", так как в действие она вступала после уборки хлебов, во время праздника урожая.
С помощью этой трубы совершеннолетние девушки призывали к себе суженых! Они забирались на гору и трубили на всю округу - чтобы в самых отдаленных деревнях узнали, что где-то подросла невеста - "девушка созрела"!
И звук этой трубы был слышен на расстоянии до десяти километров! Эдакий громогласный сигнал: "Приходите свататься, я не стану прятаться!".
Любопытно, что возраст потенциального жениха тут особой роли не играл, годился любой. Коль уже не мальчишка, и еще не глубокий старик - ты уже в деле!
И да, марийцы - из тех немногих народов, которые приветствовали разницу в возрасте между супругами: считалось не просто допустимым, но и желательным, если жена на 5-7 старше своего мужа.
... Как правило - пары формировались по решению родителей. Когда юноше исполнялось 14-15 лет, он с родственниками и сватами отправлялся на смотрины - в дом предполагаемой невесты.
Там гостей угощали караваем, от которого все присутствующие (согласные с этим браком) отламывали по кусочку - такое вот своеобразное голосование. Каравай держал отец невесты.
Но окончательное слово все равно было за матерью девушки - причем, в любом случае жених должен был дать ей монетку в знак "платы за угощение". Кстати, в период сватовства жених обязан был непрестанно расхваливать свою суженую и ее родственников! А в браке это было уже не обязательно:))
Не менее интересными, чем свадебные - были у марийцев и традиции... разводов. Поскольку жили они общинами, то на развод надо было получить разрешение старейшины и шести выбранных представителей. Разводящихся ставили в центр площади (спинами друг к другу) и связывали веревкой. И стояли они так до тех пор, пока представители не огласят свое решение. После этого женщине обрезали волосы - как знак того, что она больше не замужем.
Но поскольку считалось, что развод бросает тень не только на супругов, но и на весь их род - его старались избегать. В основном же браки были крепкими. А семейные традиции - патриархальными. Мужчина отвечал за доход семьи, женщина - за сохранность домашнего очага.
Больше всего в семье ценились женская покорность и хозяйственность. Конечно, и материнские качества - впрочем, воспитанием многочисленных детей занимались совместно все женщины в доме.
Интересный факт - младенца здесь было принято называть по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. А матери это разрешалось делать только в том случае - если пол ребенка и вошедшего не совпадал.
Но самое любопытное - это, конечно, религия мари. Она официально зарегистрирована. Так что марийское язычество – единственное в России, оставленное в покое на официальном уровне! Да, ее исповедуют всего 6 процентов населения, но ритуалы соблюдают практически все - ведь это дань народным традициям. В основе религии - поклонение силам природы, а ее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса.
Все религиозные ритуалы мари проводят в священных рощах "кусото".
На сегодняшний день в Марий Эл сохранилось 300 таких священных рощ. И место проведения очередного моления каждый год определяет так называемый жрец Карт.
Эти рощи посвящены верховному марийскому божеству Ош Кугу Поро Юмо ("Белый Великий и Добрый Юмо"), который решает в основном земледельческие вопросы. Поэтому главные моления в роще проходят осенью - в благодарность за успешный урожай.
... Моления проходят под ритмичные удары в бубен, дабы отогнать злых духов от деревьев. Ведь деревья мари почитают особо - как проводников космической энергии. И это не случайно. Ведь марийцы считают свой народ - инопланетным! Настоящим пришельцем из космоса! Что подтверждается их космогоническими мифами о зарождении жизни на земле.
Краткое содержание этих древних мифов примерно таково: из созвездия Гнезда на Землю прилетела утка и снесла два яйца, из которых вышли братья Добро и Зло. Ну а потом пошло-поехало...
Так что именно утки, гуси или другая птица становятся главным объектом жертвоприношений на этих ритуалах.
Считается, что им оказана особая честь. Но перед жертвой все-таки надо извиниться.
Поэтому жрец ритуально просит у них прощения, и окуривает дымом в знак уважения к духу огня.
Затем ритуальную птицу варят в огромных котлах и устраивают совместную трапезу. На которой обязательны блины и пресный хлеб. Остатки еды принято забирать с собой или сжигать на ритуальном костре.
А весной проходит интересная традиция изгнания злых духов - с целью защиты пастбищ от нечести. Проходит обряд в ночь на 6 мая, в наше время - всего в нескольких марийских деревнях.
Участники обряда прыгают через огонь большого костра, с колокольным звоном и зажженными лучинами обходят все дворы. Завершает действо опять же совместная трапеза - часть которой (как дар земле) обязательно закапывают. Обряд этот длится всю ночь.
Не менее интересны и похоронные обряды мари. Описывать их жутковато, интересующихся отправляю смотреть фильм "Небесные жены луговых мари" - там вполне доходчиво всё объяснено.
А мы перейдем к марийской природе - ей тоже тут отведен отдельный зал. Коротко о лесах - ибо не все они служат "священными рощами", есть и самые обыкновенные.
Так вот, марийские леса - это наиболее крупный лесной массив на Волге. Преобладают тут ценные хвойные породы. На юге - царство сосновых, на севере - ель и пихта.
Но не одними хвойными... Здесь можно встретить осину, ольху, клен, вяз, березу, рябину, дуб, липу - список длинный.
Не менее разнообразен и животный мир.
Более 60 видов млекопитающих - это не вам не шутки!
И них - немало внушительных: медведи, волки.
И даже рысь!
Конечно, по сравнению медведем и рысью всякая мелочь - лисы, зайцы, белки, ежи - не идут ни в какое сравнение.
Но тоже водятся вполне-себе изобильно.
Особенно лисы - эту хитрую бестию и в лесу, и в поле можно встретить.
Но Король марийского леса - Лось.
Именно так, с большой буквы - поскольку сам герб Марий Эл украшен его изображением. И это не случайно, ибо лоси издавна в изобилии водились в марийских лесах.
На сегодняшний день популяция их уменьшилась, но тоже впечатляет - численность около четырех тысяч.
Поэтому и в этом музее ему отведено почетное место.
Хотя как сказать.
С одной стороны - он почти первым встречает посетителей. А с другой - расположен практически на лестнице, в проеме между этажами. Стекло тут сильно бликует, снимок сделать трудно - зато и ступеньки отражаются:)
Похоже, что и давние лосиные пращуры водились тут широко.
Во всяком случае рога доисторических "рогоносцев" - это вполне себе подтверждают. Да, есть в музее и такой раздел - с бивнями мамонтов, костями и рогами.
Но поскольку мне эта тема не слишком интересна - сильно развивать ее не буду. А вы уж сами всё посмотрите, если захотите придти сюда.
И даже можете себя археологом почувствовать - есть тут такая песочница, из которой несложно "выкопать" исторический или доисторический артефакт. Разумеется, псевдо. Но детям, думаю, будет интересно тут порыться.
Нам - было не очень, но где ее найти - укажу.
На снимке - прямо под хоботом мамонта.
Гораздо более забавными показались вот эти доисторические "тюлени".
Но что это за публика - установить не удалось, мы были без экскурсовода. Если кто знает - скажу спасибо, что просветили.
И да - надпись "ордовик" - это не название этих товарищей, а временной доисторический период палеозойской эры. В эти времена такого зверья не водилось, а в основном - всякие моллюски.
Так что КТО это и ЧТО - так и осталось загадкой.
Которую, прямо скажем, не сильно хотелось разгадывать, ибо цель посещения музея была совсем иной. И ее мы выполнили - обычаи, быт, традиции народа мари тут представлены в полном объем.
Жаль, что снимки у нас не все получились - зарядка подвела в самый ответственный момент... Но, поверьте, тут есть на что посмотреть и кроме показанного.
Сожаление вызывает только тот факт, что коллекция музея весьма обширна - а помещения невелики, многое (как подозреваю) осталось за кадром. Тут уж ничего не поделаешь. Но и без того в музее есть на что посмотреть, и о чем узнать. Так что рекомендую.
Стоимость | 150 ₽ |
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Республика Марий Эл |
Район | Городской округ Йошкар-Ола |
Город или поселок | Йошкар-Ола |
Общее впечатление | Марийцы - "инопланетяне", официально признанные язычники с интереснейшими традициями - узнать о которых можно ЗДЕСЬ. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву92
Многого не знала, хоть и была в Йошкар Оле. Ведь на самом деле, если едешь на день без экскурсии, негде узнать историю и самобытность этого народа кроме как в данном музее.
С большим интересом читала Ваш отзыв.
Про трубу - великолепная традиция! Прямо статус "в активном поиске" в соцсетях))
А мы в этот музей не успели, были в музее истории города и археологическом. Там тоже была информация о мари, но не так подробно, к сожалению.
Удивительно (и замечательно - спасибо таким людям, как Евсеев), что вопреки вынужденной ассимиляции удалось сохранить национальную идентичность.
Наверное, одни из последних язычников, оставшихся в Европе. Что интересно - происхождение финно-угорское, но в чертах лица у многих присутствует монголоидность. А вообще молодцы: очень трудно им сохранять свою идентичность, но стараются. Вот лучше бы эту самобытность и этот музей для привлечения туристов в Йошкар-Оле как-то продвигали, чем тот "Диснейленд" от ЛМ.
Даже сложилось впечатление Марийцы - "инопланетяне" - Великие Строители Пирамид !!
Кстати приходилось много в 90-е слышать, что Марийцы-это на самом деле Арийцы !!
В Йошкар-Оле пыталась уловит, каковы по внешности марийцы и в чём их исконные традиции, одежда (не навязанные в советский период). Не удалось особо…
По фильму "Небесные жены луговых мари" попыталась свериться, но внешность вообще не бьётся. Одежда, как у меня и сложилось впечатление, похожа на русскую народную.