Отзыв: Книга "Мать Тьма" - Курт Воннегут - Если так долго и рьяно играть роль, можно забыть, кто ты сам
Достоинства: Сложная тема,авторская манера, язык, едкая ирония, материал для размышлений
Недостатки: Никаких
Прочитав "Колыбель для кошки", я заинтересовалась необычным автором и познакомилась с его творчеством. Мне захотелось расширить свои впечатления на примере другой его книги. Она менее известна, но по художественной и идейной значимости ничуть не уступает. Да и можно ли сравнить?
Вторая мировая война в разгаре. Говард Кэмпбэлл работает в отделе пропаганды Рейха, где по радио выступает с ярыми антисемитскими передачами. Его пламенными речами восторгается немецкий народ, солдаты, его ценит Геббельс и сам фюрер. Его передачи расчеловечивают евреев, стирая сомнения и жалость, призывая к беспощадному убийству.
По заказу Геббельса он начинает сочинять сценарий спектакля о подавлении восстания евреев в Варшавском гетто:
А ещё Кэмпбэлл придумал учебную мишень для стрельбы, изображающую карикатурного еврея с карманами, полными денег. Качество стрельбы ощутимо повысилось.
Какова сила искусного оратора мы можем судить на примере Гитлера, захватившего умы и волю немецкого народа. Эта власть так велика, что может придать мышлению человека любую форму. Особенно если изолировать людей от других источников информации. Что мы сегодня с ужасом наблюдаем.
Хочу также привести противоположный пример нашего главного диктора Советского Союза Юрия Левитана, за голову которого Гитлер назначил вознаграждение и мечтал после своей победы повесить первым именно его. Вторым Сталина.
Речь - самое опасное и мощное оружие, приводящее в действие машину массового уничтожения.
Итак, Говард Кэмпбэлл обласканный почестями истинный нацист, ежедневно выпускает в эфир потоки ненависти... и зашифрованной информации для американской разведки... Да, он был американским шпионом, завербованным в 1938 году. После войны он благополучно проживал в Нью-Йорке вплоть до 1961 года, когда он оказался в израильской тюрьме. Его вербовщик без тени сомнения утверждает, что Кэмпбэлл - самый настоящий нацист и подонок. Как же так, ведь он просто играл свою роль, вносил свой вклад в борьбу с фашизмом!
Вот какую дилемму ставит автор перед читателем. Где большее зло? СтОят ли его речи, формирующие сознание и вдохновляющие на массовые убийства той информации, которую он передавал? Разве он не пособник и не участник преступлений? Или миллионы жертв - это расходный материал и не более? Играя так убедительно и увлечённо свою роль, разве он не переродился в нациста? Оправдает ли его правосудие, оправдает ли он сам себя?
В романе очень буднично и просто показаны люди, пережившие Освенцим. Люди с выжженной душой, с мёртвыми чувствами. Еврей, который стягивал ремнём перед повешением ноги коменданта Освенцима Рудольфа Гесса, не испытывал никаких эмоций, точно так же, как спустя два часа он перетягивал ремнём свой чемодан.
В Освенциме постоянно звучала прекрасная музыка, и чтобы не нарушать гармонию, она прерывалась тоже звучащей нараспев командой: Уборщики трупов - на вахту! - Ведь немцы - ценители прекрасного.
В тюрьме Кэмпбэлл спросил создателя Освенцима Адольфа Эйхмана, чувствует ли тот вину за убийство шести миллионов евреев. Тот иронично ответил: "Нисколько. Но я могу уступить вам для вашей книги. Мне так много не нужно."
Тема возмездия и прощения. Как взвесить их на весах правосудия? А на весах человеческой нравственности?
Всё та же особенность автора, его манера и стиль: он просто рассказывает историю, не нагнетая ужасы, не стараясь ни удивить, ни шокировать. А получается и то, и другое. Исподволь.
Как всегда его фирменная едкая ирония: "выглядел вызывающе, по-мальчишески молодо, словно регулярно ходил к косметологу морга."
Вот такой автор снова удивил меня, описав кратко и ёмко преступление эпохи, в котором его герой служил злу слишком явно, а добру слишком тайно. Какой приговор ждёт его?
Вторая мировая война в разгаре. Говард Кэмпбэлл работает в отделе пропаганды Рейха, где по радио выступает с ярыми антисемитскими передачами. Его пламенными речами восторгается немецкий народ, солдаты, его ценит Геббельс и сам фюрер. Его передачи расчеловечивают евреев, стирая сомнения и жалость, призывая к беспощадному убийству.
По заказу Геббельса он начинает сочинять сценарий спектакля о подавлении восстания евреев в Варшавском гетто:
А ещё Кэмпбэлл придумал учебную мишень для стрельбы, изображающую карикатурного еврея с карманами, полными денег. Качество стрельбы ощутимо повысилось.
Какова сила искусного оратора мы можем судить на примере Гитлера, захватившего умы и волю немецкого народа. Эта власть так велика, что может придать мышлению человека любую форму. Особенно если изолировать людей от других источников информации. Что мы сегодня с ужасом наблюдаем.
Хочу также привести противоположный пример нашего главного диктора Советского Союза Юрия Левитана, за голову которого Гитлер назначил вознаграждение и мечтал после своей победы повесить первым именно его. Вторым Сталина.
Речь - самое опасное и мощное оружие, приводящее в действие машину массового уничтожения.
Итак, Говард Кэмпбэлл обласканный почестями истинный нацист, ежедневно выпускает в эфир потоки ненависти... и зашифрованной информации для американской разведки... Да, он был американским шпионом, завербованным в 1938 году. После войны он благополучно проживал в Нью-Йорке вплоть до 1961 года, когда он оказался в израильской тюрьме. Его вербовщик без тени сомнения утверждает, что Кэмпбэлл - самый настоящий нацист и подонок. Как же так, ведь он просто играл свою роль, вносил свой вклад в борьбу с фашизмом!
Вот какую дилемму ставит автор перед читателем. Где большее зло? СтОят ли его речи, формирующие сознание и вдохновляющие на массовые убийства той информации, которую он передавал? Разве он не пособник и не участник преступлений? Или миллионы жертв - это расходный материал и не более? Играя так убедительно и увлечённо свою роль, разве он не переродился в нациста? Оправдает ли его правосудие, оправдает ли он сам себя?
В романе очень буднично и просто показаны люди, пережившие Освенцим. Люди с выжженной душой, с мёртвыми чувствами. Еврей, который стягивал ремнём перед повешением ноги коменданта Освенцима Рудольфа Гесса, не испытывал никаких эмоций, точно так же, как спустя два часа он перетягивал ремнём свой чемодан.
В Освенциме постоянно звучала прекрасная музыка, и чтобы не нарушать гармонию, она прерывалась тоже звучащей нараспев командой: Уборщики трупов - на вахту! - Ведь немцы - ценители прекрасного.
В тюрьме Кэмпбэлл спросил создателя Освенцима Адольфа Эйхмана, чувствует ли тот вину за убийство шести миллионов евреев. Тот иронично ответил: "Нисколько. Но я могу уступить вам для вашей книги. Мне так много не нужно."
Тема возмездия и прощения. Как взвесить их на весах правосудия? А на весах человеческой нравственности?
Всё та же особенность автора, его манера и стиль: он просто рассказывает историю, не нагнетая ужасы, не стараясь ни удивить, ни шокировать. А получается и то, и другое. Исподволь.
Как всегда его фирменная едкая ирония: "выглядел вызывающе, по-мальчишески молодо, словно регулярно ходил к косметологу морга."
Вот такой автор снова удивил меня, описав кратко и ёмко преступление эпохи, в котором его герой служил злу слишком явно, а добру слишком тайно. Какой приговор ждёт его?
Время использования | Три дня |
Общее впечатление | Если так долго и рьяно играть роль, можно забыть, кто ты сам |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву15
Замечательный, даже не отзыв, скорее - рецензия. У Вас хороший, грамотный слог. Удовольствие читать!
Ещё раз благодарю и приму к сведению Бойню. Автор стоит того